реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> ШИМ на ATmega48, Управление двигателем постоянного тока
Дмитрий_Мигачев
сообщение Apr 5 2006, 09:59
Сообщение #1


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 110
Регистрация: 28-02-06
Из: Россия г. Омск
Пользователь №: 14 784



Здраствуйте, извините меня, возможно, здесь уже это где-нить обсуждалось, но мне необходимо узнать как реализуется управление двигателем постоянного тока при помощи аппартного ШИМ на контроллерах ATmega48(хотя необязательно 48, возможно на всех контроллерах он реализуется одинаково). Хотелось бы посмотреть на схему подключения моторчика к контроллеру


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post
muravei
сообщение Apr 5 2006, 10:08
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 2 538
Регистрация: 13-08-05
Пользователь №: 7 591



Если крутить без реверса, то достаточно ключа на бипол. или МОП тр-ре, с соответств параметрами.С реверсом нужна мостовая схема или 2 ист. питания.
Главное выбрать частоту шима в несколько кГц
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Pyku_He_oTTyda
сообщение Apr 5 2006, 10:09
Сообщение #3


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 751
Регистрация: 4-08-05
Из: Великие Луки
Пользователь №: 7 360



Самое разумное, управлять ключом, после него диод индуктивность и конденсатор (классический step-down преобразователь).
Хотя встречаются подключение напрямую - ключ-мотор. Здесь вилка получается - низкая частота ШИМ - мотор пищит, высокая - потери в меди


--------------------
Андрей Смирнов
Go to the top of the page
 
+Quote Post
muravei
сообщение Apr 5 2006, 13:00
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 2 538
Регистрация: 13-08-05
Пользователь №: 7 591



Цитата(Pyku_He_oTTyda @ Apr 5 2006, 13:09) *
Хотя встречаются подключение напрямую - ключ-мотор. Здесь вилка получается - низкая частота ШИМ - мотор пищит, высокая - потери в меди

Хорошо если пищит , а возможно и будет останавливаться, если частота шим будет близка частоте перекл коллектора мотора. Нулевые биения , однако.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Apr 5 2006, 13:23
Сообщение #5


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Из практики: для коллекторных двигателей малой мощности (до 300-500 Вт), с оборотами до 50.000-70.000, оптимум частоты ШИМ - 2,5-8,0 кГц. Никаких нулевых биений не зафиксировано.
В принципе, то же самое можно сказать и про аналогичные трехфазные синхронные машины.
На частотах до десятков кГц потерями в меди (скин-эффект) можно пренебречь - как правило, обмотки таких моторов мотаются в несколько жил, проводом не толще 0,7-0,9 мм (более толстым мотать гораздо сложнее), так что общая поверхность условной жилы якорной (или фазной) обмотки получается в разы больше.
Мотор управляется непосредственно ключем (или мостом), индуктивность обмоток прекрастно сглаживает все пульсации. Никаких дополнительных дросселей не требуется, более того - они отрицательно сказываются на динамике мотора. Емкость параллельно щеткам коллектора выбирается порядка 10-100 nF, не более, и требуется исключительно для уменьшения радиопомех.
Контроллер для управления низковольтным (8-20 В) коллекторным двигателем такой мощности обычно имеет размеры не более спичечного коробка (часто - меньше).
Если интересует, могу дать ссылки на конкретные разработки.
Ниже - один из вариантов включения мотора БЕЗ реверса но с плавной регулировкой оборотов. Правда в схеме PIC-контроллер, но сути это не меняет. Верхний ключ - тормоз, для быстрой остановки мотора, его можно выкинуть.

Сообщение отредактировал Валентиныч - Apr 5 2006, 13:39
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AndyBig
сообщение Apr 5 2006, 18:55
Сообщение #6


Иногдящий
****

Группа: Свой
Сообщений: 691
Регистрация: 28-02-05
Пользователь №: 2 931



Вот схема силовой части (после контроллера) управления двигателем: Прикрепленный файл  pwm.pdf ( 19.74 килобайт ) Кол-во скачиваний: 965

Работает прекрасно уже долгое время.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
defunct
сообщение Apr 6 2006, 03:59
Сообщение #7


кекс
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 825
Регистрация: 17-12-05
Из: Киев
Пользователь №: 12 326



Цитата(AndyBig @ Apr 5 2006, 20:55) *
Вот схема силовой части (после контроллера) управления двигателем: Прикрепленный файл  pwm.pdf ( 19.74 килобайт ) Кол-во скачиваний: 965

Работает прекрасно уже долгое время.


Вы бы не могли в кратце пояснить силовую часть VT1-VT4-U1-DR1.. Т.к. imho там хватило бы одного только VT4 подключенного непосредственно к MK, без всего остального.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
muravei
сообщение Apr 6 2006, 06:23
Сообщение #8


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 2 538
Регистрация: 13-08-05
Пользователь №: 7 591



Цитата(Валентиныч @ Apr 5 2006, 16:23) *
оптимум частоты ШИМ - 2,5-8,0 кГц. Никаких нулевых биений не зафиксировано.

Я и писал о нескольких кГц.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AndyBig
сообщение Apr 6 2006, 19:44
Сообщение #9


Иногдящий
****

Группа: Свой
Сообщений: 691
Регистрация: 28-02-05
Пользователь №: 2 931



Цитата
Вы бы не могли в кратце пояснить силовую часть VT1-VT4-U1-DR1

VT1-VT3 - драйвер полевика. Контроллер выдает сигнал уровнем 4,5-4,8 вольт, тогда как для полевика (не специализированного для управления логическими уровнями) необходимо минимум около 10 вольт для полного открытия. U1 + DR1 - стандартная пара для подобного типа преобразователей. Насколько я понимаю теорию (а я в ней не особо силен), через U1 течет ток в дроссель после закрытия транзистора VT4, позволяя дросселю отдавать в нагрузку накопленный импульс.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
defunct
сообщение Apr 6 2006, 23:47
Сообщение #10


кекс
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 825
Регистрация: 17-12-05
Из: Киев
Пользователь №: 12 326



Цитата(AndyBig @ Apr 6 2006, 21:44) *

Спасибо, с дросселем и шоттками понятно, а вот драйвер полевика.. Может стоит сразу брать приспособленный к лог. уровням транзистор напр. FDP6670AL/FDB6670AL (Vgate = 10/4.5V).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Aleks17
сообщение Apr 7 2006, 06:45
Сообщение #11


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 238
Регистрация: 17-01-05
Из: Новосибирск
Пользователь №: 2 003



Цитата(Валентиныч @ Apr 5 2006, 20:23) *
Мотор управляется непосредственно ключем (или мостом), индуктивность обмоток прекрастно сглаживает все пульсации. Никаких дополнительных дросселей не требуется, более того - они отрицательно сказываются на динамике мотора. Емкость параллельно щеткам коллектора выбирается порядка 10-100 nF, не более, и требуется исключительно для уменьшения радиопомех.




Насчет дросселя вы не правы. Он здесь нужен по следующей причине: если вы замкнете выход привода при мощном источнике у вам будет большой бум. Чтобы его не произошло лучше поставить дроссель (для ограничения скорости нарастания тока) и схему защиты.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AndyBig
сообщение Apr 7 2006, 08:51
Сообщение #12


Иногдящий
****

Группа: Свой
Сообщений: 691
Регистрация: 28-02-05
Пользователь №: 2 931



Цитата
Может стоит сразу брать приспособленный к лог. уровням транзистор

Можно, конечно, но такие транзисторы той же мощности дороже и труднее доставабельны. Думаю, лучше потратить 5 рублей на драйвер и иметь возможность ставить практически любой полевик smile.gif.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Apr 7 2006, 12:28
Сообщение #13


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(Aleks17 @ Apr 7 2006, 12:45) *
Насчет дросселя вы не правы. Он здесь нужен по следующей причине: если вы замкнете выход привода при мощном источнике у вам будет большой бум. Чтобы его не произошло лучше поставить дроссель (для ограничения скорости нарастания тока) и схему защиты.

Не буду спорить. Руководствуюсь только личным многолетним опытом разработки, изготовления и эксплуатации подобных устройств.
Мне казалось, что в теме обсуждается способ управления электродвигателем, а не варианты защиты от дурака цепей питания.

To AndyBig: мощные полевые ключи от IR с логическим уровнем управления (к примеру - IRLR2905), стоят немного дороже (на 5-10 рублей) своих "не логических" аналогов. Думаю, что расходы на "объвязку" обычного ключа будут выше. Хотя - в каждом конкретном случае нужно решать исходя из потребностей. Кстати, Вы рекомендовали применение ключа p-типа, полагаю, это не верно. Ключи n-типа дешевле, и обладают более высокими электрическими параметрами, прежде всего - меньшим сопротивлением насышения.


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AndyBig
сообщение Apr 7 2006, 13:16
Сообщение #14


Иногдящий
****

Группа: Свой
Сообщений: 691
Регистрация: 28-02-05
Пользователь №: 2 931



Цитата
Кстати, Вы рекомендовали применение ключа p-типа, полагаю, это не верно. Ключи n-типа дешевле, и обладают более высокими электрическими параметрами, прежде всего - меньшим сопротивлением насышения.

Все так, но ими сложнее управлять - потенциал на затвор должен подаваться не относительно земли, а относительно питания. То есть при маленьком коммутируемом напряжении необходим источник отрицательного напряжения. Это относится, естественно, к нелогическим транзисторам.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Starick
сообщение Apr 17 2006, 08:54
Сообщение #15


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 34
Регистрация: 4-09-05
Пользователь №: 8 211



Лично я использовал полевик IRFZ44N, ему достаточно на затвор подавать 5 В. Да и параметры неплохие для упраления двигателем небольшой мощности. И не надо было драйвер пихать ему. В довесок. Рекомендую развязку сделать между силовой частью и управляющей на оптопаре H11L1.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 14th July 2025 - 15:50
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01453 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016