|
Драйвер синхронного (вентильного) двигателя |
|
|
|
Jul 3 2013, 11:31
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
Была поставлена задача спроектировать и изготовить драйвер синхронного двигателя мощностью (пиковой, момент старта) до 2 кВт. Почитал интернеты, нарисовал схему, выбрал элементы и решил выложить на форум, чтобы знающие люди указали на недостатки и ошибки. Пока только схема, будет печатка - выложу и её. В схеме силовые элементы взяты с приличным запасом по току и напряжению (требование заказчика). Пару слов по структуре. Силовая часть состоит с трехфазного моста на MOSFETах и драйвера IR21365. IGBT и IPM были откинуты по причине недостаточного быстродействия (есть, конечно и быстрые, но там уже цена демотивирует). Я принял решение питать выходные каскады драйвера от отдельных гальванически развязанных источников, а не от бутстрэпных конденсаторов, так как при низких оборотах время, когда верхний ключ находится в открытом состоянии достаточно велико. Вся силовая часть (красный пунктирный квадрат на схеме) гальванически отвязана от схемы управления - требование заказчика по безопасности. Напряжение питания силового тракта - от 48 до 150В. Теперь по управлению. Имеем двигатель трехфазного вентильного типа - синхронный двигатель с тремя датчиками Холла, для определения положения ротора. Первоначальная задача - получить простой драйвер (контроллер участвует только в генерации ШИМ и отображает информацию по потребляемому току на дисплее). Для этого сигналы с датчиков Холла, через пороговые компараторы, поступают на простую логическую схему, которая формирует шесть (три пары противофазных) сигналов для управления транзисторами. Режим реверса реализован на элементах XOR, заполнение ШИМ - на стробируемом буфере. Частота ШИМ - 5-20 кГц (будет выбираться экспериментально). В дальнейшем управление на себя возьмет контроллер - для этого предусмотрены джамперы. Ток в каждой фазе будет измеряться с помощью токовых трансформаторов. Буду благодарен любой помощи - совету, замечанию, указанию на ошибку или недостаток в схеме. Схема в приложении.
|
|
|
|
|
Jul 3 2013, 12:24
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
Супрессоры на затворах поставил для защиты от возможных иглообразных наводок. Не факт, что они (супрессоры) будут установлены на плате, так как своей паразитной емкостью могут подпортить фронты. Но пока пускай будут. По поводу одновременного включения светодиодов в оптроне. Перед буфером стоит логическая микросхема CD4049 инвертирующая три входных сигнала в шесть попарно-противофазных. Во-вторых, даже если вдруг на драйвер придет сигнал одновременного открытия верхнего и нижнего ключа, он не допустит такой ситуации и с минимальным dead-time-ом откроет только нижний. В драйверах это дело очень хорошо реализовано, так как сквозной ток - это основная причина смерти силовых ключей. На токовые датчики Allegro смотрел. Мелкие, те что в корпусах so8 не подходят по току, большие, те что с металлической дугой будет трудно разместить на плате. Датчик обратной связи - это датчики Холла. По ним, зная количество полюсов ротора, можно определить скорость вращения и т.п. По поводу последнего вопроса - довольно тесно связан с CPLD Altera MAXII, но векторного управления пока не предполагается, максимум какой-то ПИД-регулятор.
|
|
|
|
|
Jul 3 2013, 17:11
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
Про быстрые диоды и уменьшение значения резисторов, учту, большое спасибо. Поясните, пожалуйста, мне темному, зачем параллельно супрессорам ставить ещё емкости? Я наоборот старался выбрать полевики с низкой емкостью затвора и энергией заряда. Или имеется в виду то, что быстрое открытие-закрытие будет вызывать большие выбросы напряжения?
|
|
|
|
|
Jul 3 2013, 18:09
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
HEX, а можно хоть немного поподробнее, хоть принципиальные ошибки? Отталкиваться от фотографии довольно сложно, что это за устройство, схема? Может статья есть?
|
|
|
|
|
Jul 3 2013, 19:55
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(ARMag @ Jul 3 2013, 14:31)  Буду благодарен любой помощи - совету, замечанию, указанию на ошибку или недостаток в схеме. Схема в приложении. Не нравится мне та ссылка на википедию и определение вентильного двигателя. Вентильными в англоязычной литературе называют Switched reluctance motor (SRM). А в данном случае речь видимо идет о BLAC двигателе. Аббревиатурой же PMSM называют и BLDC и BLAC двигатели (с трапецеидальной и синусоидальной ЭДС соответсвенно) Это я все к тому, что софт вам придеться искать на англоязычных ресурсах и терминологию знать надо. Дальше схема ваша сделана по самому дорогому варианту. Одна силовая часть уходит выше 100$. Ради всего 2-х киловат это очень дорого. Это еще не учитывая, что не реализована цепь торможения, слежения за температурой и проч. За такие деньги можно купить PIM модуль Vincotech со всеми фичами включая шунты, ключ тормозов и выпрямитель.
|
|
|
|
|
Jul 3 2013, 20:59
|

Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169

|
Цитата(ARMag @ Jul 3 2013, 22:09)  HEX, а можно хоть немного поподробнее.... Может статья есть? Статья конечно найдется, был бы человек - за промышленный шпионаж... http://fotkidepo.ru/photo/358797/30781Lv6M...V3Bs/850056.jpghttp://fotkidepo.ru/photo/358797/30781Lv6M...V3Bs/872475.jpgв подобных схемах большую роль играют свойства паразитного диода полевого транзистора. внимание заостряем на - Reverse recovery charge и Peak diode recovery voltage slope irfp4668pbf ещё лучше с этой стороны - http://www.irf.com/product-info/datasheets...irfp4668pbf.pdfкто лапшу навешал о пользе диодов, параллельных MOSFET ? откуда квазиунофантазия о датчиках тока с левой стороны схемы ?
Сообщение отредактировал НЕХ - Jul 3 2013, 21:23
--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
|
|
|
|
|
Jul 4 2013, 07:00
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
На сколько я понимаю, параллельный ультра-быстрый диод ставится как раз таки для того, чтобы зашунтировать паразитный диод канала MOSFET при работе на индуктивную нагрузку, для того чтобы ограничить и зафиксировать выброс ЭДС самоиндукции при обрыве тока. Также встречал схемы, в которых перед стоком последовательно включают диод для нейтрализации внутреннего паразитного. В предложенных Вами транзисторах не очень подходящие параметры - очень большой ток и недостаточное напряжение сток-исток. Я выбирал транзистор с параметрами 450-600В 45-55А. Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен. Если он касается трехканальной схемы, подключенной в контроллеру - это стандартная схема подключения токового трансформатора - нагрузка, выпрямительный мост и фильтр. Я добавил только стабилитрон для защиты порта контроллера. Эта часть будет использоваться только для отображения тока в нагрузке, никаких защитных функций.
|
|
|
|
|
Jul 4 2013, 07:10
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(НЕХ @ Jul 3 2013, 23:59)  кто лапшу навешал о пользе диодов, параллельных MOSFET ? откуда квазиунофантазия о датчиках тока с левой стороны схемы ? Я допустим мог бы предположить, что эти элементы появились после прошлого неудачного опыта. Многие элементы просто могли взяться для компенсации кривости трассировки силовой части. Тут нечего особо обсуждать не видя трассировки. Но вот что больше интересно это как у этого дивайса получится синусоида. Для пространственно векторной модуляции схема явно неправильная. Другие модуляции не эффективно используют напряжение шины. Точнее сказать в схеме вообще не видно никакой модуляции синусоиды.
|
|
|
|
|
Jul 4 2013, 07:13
|

Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169

|
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00)  На сколько я понимаю, параллельный ультра-быстрый диод ставится как раз таки для того, чтобы зашунтировать паразитный диод канала MOSFET при работе на индуктивную нагрузку с какого перепугу току захочется выбраться из mosfet в наружный диод ? Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00)  для того чтобы ограничить и зафиксировать выброс ЭДС самоиндукции при обрыве тока. ...тут прибежали санитары и зафиксировали нас... Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00)  Также встречал схемы, в которых перед стоком последовательно включают диод для нейтрализации внутреннего паразитного. это другое дело, правильное, но ущербное. Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00)  В предложенных Вами транзисторах не очень подходящие параметры - очень большой ток и недостаточное напряжение сток-исток. Я выбирал транзистор с параметрами 450-600В 45-55А. "недостаточность напряжения" = паранойя. В высоковольтных обычных ключах отвратительные диоды. Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00)  Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен. Если он касается трехканальной схемы, подключенной в контроллеру - это стандартная схема подключения токового трансформатора - нагрузка, выпрямительный мост и фильтр. Я добавил только стабилитрон для защиты порта контроллера. Эта часть будет использоваться только для отображения тока в нагрузке, никаких защитных функций. как это сможет работать на низкой частоте, на постоянном токе ? что будет на выходе от синфазной помехи ? нагрузка трансформатора тока должна стоять после выпрямительного моста.
--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
|
|
|
|
|
Jul 4 2013, 07:31
|
Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240

|
AlexandrY, "прошлого неудачного опыта" нет. Пока нет Трасировка платы будет делаться после окончательной редакции схемы. Много лишних (дополнительных) элементов предусмотрены для того, чтобы потом на плате не городить навесным монтажем. Выбросить их никогда не поздно. По поводу модуляции. Никакого синуса и векторного управления нет. Этот драйвер может быть реализован на обычной логике, что и было сделано более года назад и работает железно, теперь нужно докрутить плюшек и умощнить. Там IRFP064, управляются через IR2113, которая, в свою очередь, управляется напрямую с CD4502 (этот кусок логики я оставил без изменений). Упрощенно - есть сигнал с датчика Холла - включаем соответственную катушку статора, нет - отключаем, и так в цикле. Для регулирования скорости вращения и мощности используется заШИМлевание управляющего импульса и/или регулирование напряжения шины питания.
|
|
|
|
|
Jul 4 2013, 07:32
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 10:00)  Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен. А выпрямлять то зачем? Как после выпрямления получить реальный баланс токов? Реальную мощность отдаваемую в двигатель схема не измерит. Кстати, Infineon недавно презентовал прицизионные цифровые токовые измерители TLI4970 Размер 7*7 мм. Ток до 50А с разрешением до 16 бит и частотой выборки по SPI до 80 кГц.
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|