реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Драйвер синхронного (вентильного) двигателя
ARMag
сообщение Jul 3 2013, 11:31
Сообщение #1





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



Была поставлена задача спроектировать и изготовить драйвер синхронного двигателя мощностью (пиковой, момент старта) до 2 кВт.
Почитал интернеты, нарисовал схему, выбрал элементы и решил выложить на форум, чтобы знающие люди указали на недостатки и ошибки. Пока только схема, будет печатка - выложу и её.
В схеме силовые элементы взяты с приличным запасом по току и напряжению (требование заказчика). Пару слов по структуре. Силовая часть состоит с трехфазного моста на MOSFETах и драйвера IR21365. IGBT и IPM были откинуты по причине недостаточного быстродействия (есть, конечно и быстрые, но там уже цена демотивирует). Я принял решение питать выходные каскады драйвера от отдельных гальванически развязанных источников, а не от бутстрэпных конденсаторов, так как при низких оборотах время, когда верхний ключ находится в открытом состоянии достаточно велико. Вся силовая часть (красный пунктирный квадрат на схеме) гальванически отвязана от схемы управления - требование заказчика по безопасности. Напряжение питания силового тракта - от 48 до 150В.
Теперь по управлению. Имеем двигатель трехфазного вентильного типа - синхронный двигатель с тремя датчиками Холла, для определения положения ротора. Первоначальная задача - получить простой драйвер (контроллер участвует только в генерации ШИМ и отображает информацию по потребляемому току на дисплее). Для этого сигналы с датчиков Холла, через пороговые компараторы, поступают на простую логическую схему, которая формирует шесть (три пары противофазных) сигналов для управления транзисторами. Режим реверса реализован на элементах XOR, заполнение ШИМ - на стробируемом буфере. Частота ШИМ - 5-20 кГц (будет выбираться экспериментально). В дальнейшем управление на себя возьмет контроллер - для этого предусмотрены джамперы. Ток в каждой фазе будет измеряться с помощью токовых трансформаторов.

Буду благодарен любой помощи - совету, замечанию, указанию на ошибку или недостаток в схеме.
Схема в приложении.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  MotorDriver_v1.pdf ( 83.8 килобайт ) Кол-во скачиваний: 350
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Iptash
сообщение Jul 3 2013, 12:00
Сообщение #2


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 613
Регистрация: 2-09-08
Из: г.Набережные Челны
Пользователь №: 39 936



Наверное стабилитроны не нужны на затворах, у вас же питание микросхемы 15в. У оптронов светодиоды лучше вкл. параллельно встречно направленно
для исключения вкл. верхнего и нижнего ключа одновременно. Схему соответственно изменить. Дачики тока можно посмотреть от Allegro допустим
ACS712 и не дорого и компактно. Куда этот привод преднозначается? Какой нибудь датчик обратной связи будет использоваться? Вы с ПЛИСами или
CPLD не работали?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ARMag
сообщение Jul 3 2013, 12:24
Сообщение #3





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



Супрессоры на затворах поставил для защиты от возможных иглообразных наводок. Не факт, что они (супрессоры) будут установлены на плате, так как своей паразитной емкостью могут подпортить фронты. Но пока пускай будут.
По поводу одновременного включения светодиодов в оптроне. Перед буфером стоит логическая микросхема CD4049 инвертирующая три входных сигнала в шесть попарно-противофазных. Во-вторых, даже если вдруг на драйвер придет сигнал одновременного открытия верхнего и нижнего ключа, он не допустит такой ситуации и с минимальным dead-time-ом откроет только нижний. В драйверах это дело очень хорошо реализовано, так как сквозной ток - это основная причина смерти силовых ключей.
На токовые датчики Allegro смотрел. Мелкие, те что в корпусах so8 не подходят по току, большие, те что с металлической дугой будет трудно разместить на плате.
Датчик обратной связи - это датчики Холла. По ним, зная количество полюсов ротора, можно определить скорость вращения и т.п.
По поводу последнего вопроса - довольно тесно связан с CPLD Altera MAXII, но векторного управления пока не предполагается, максимум какой-то ПИД-регулятор.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Iptash
сообщение Jul 3 2013, 12:53
Сообщение #4


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 613
Регистрация: 2-09-08
Из: г.Набережные Челны
Пользователь №: 39 936



Хорошо если драйвер имеет схему защиты от сквозного включения.
Про датчик положения ротора я не имел ввиду. Если нужна хорошая точность, то без энкодера не
обойтись. Я бы делал на CPLD, пусть без дисплея, но для информации светодиоды вывел.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jul 3 2013, 15:52
Сообщение #5


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Возможно, с верхними ключами Вам придется поработать.
R3 и ему подобные - 47 Ом великовато, - надо проверять на влияние емкости затвор-сток.
Я бы в схему параллельно супрессорам заложил еще и ёмкость аж до 1нФ.
Диоды d1-d3 не FR157 а побыстрее, например SF18. Иначе процесс включения будет "веселым" - драйвера может и не убьются, а на резисторы дополнителная нагрузка и вовсе никчему - довольно таки ответственные получаются в этой схеме.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ARMag
сообщение Jul 3 2013, 17:11
Сообщение #6





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



Про быстрые диоды и уменьшение значения резисторов, учту, большое спасибо.
Поясните, пожалуйста, мне темному, зачем параллельно супрессорам ставить ещё емкости? Я наоборот старался выбрать полевики с низкой емкостью затвора и энергией заряда. Или имеется в виду то, что быстрое открытие-закрытие будет вызывать большие выбросы напряжения?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Jul 3 2013, 17:37
Сообщение #7


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



Помеху в затвор гонит быстрое (но запоздалое) закрытие внутреннего паразитного диода.
можно отталкиваться от http://fotkidepo.ru/photo/358797/30781Lv6M...V3Bs/850057.jpg
(в вашей схеме много недочетов и неподходящих компонентов...слишком много - поставьте IRFP4768 и Si8233)

Сообщение отредактировал НЕХ - Jul 3 2013, 17:46


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ARMag
сообщение Jul 3 2013, 18:09
Сообщение #8





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



HEX, а можно хоть немного поподробнее, хоть принципиальные ошибки?
Отталкиваться от фотографии довольно сложно, что это за устройство, схема? Может статья есть?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AlexandrY
сообщение Jul 3 2013, 19:55
Сообщение #9


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(ARMag @ Jul 3 2013, 14:31) *
Буду благодарен любой помощи - совету, замечанию, указанию на ошибку или недостаток в схеме.
Схема в приложении.


Не нравится мне та ссылка на википедию и определение вентильного двигателя.

Вентильными в англоязычной литературе называют Switched reluctance motor (SRM).
А в данном случае речь видимо идет о BLAC двигателе.
Аббревиатурой же PMSM называют и BLDC и BLAC двигатели (с трапецеидальной и синусоидальной ЭДС соответсвенно)
Это я все к тому, что софт вам придеться искать на англоязычных ресурсах и терминологию знать надо.

Дальше схема ваша сделана по самому дорогому варианту.
Одна силовая часть уходит выше 100$.
Ради всего 2-х киловат это очень дорого. Это еще не учитывая, что не реализована цепь торможения, слежения за температурой и проч.

За такие деньги можно купить PIM модуль Vincotech со всеми фичами включая шунты, ключ тормозов и выпрямитель.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Jul 3 2013, 20:59
Сообщение #10


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



Цитата(ARMag @ Jul 3 2013, 22:09) *
HEX, а можно хоть немного поподробнее.... Может статья есть?

Статья конечно найдется, был бы человек - за промышленный шпионаж...
http://fotkidepo.ru/photo/358797/30781Lv6M...V3Bs/850056.jpg
http://fotkidepo.ru/photo/358797/30781Lv6M...V3Bs/872475.jpg
в подобных схемах большую роль играют свойства паразитного диода полевого транзистора.
внимание заостряем на - Reverse recovery charge и Peak diode recovery voltage slope
irfp4668pbf ещё лучше с этой стороны - http://www.irf.com/product-info/datasheets...irfp4668pbf.pdf
кто лапшу навешал о пользе диодов, параллельных MOSFET ?
откуда квазиунофантазия о датчиках тока с левой стороны схемы ?

Сообщение отредактировал НЕХ - Jul 3 2013, 21:23


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ARMag
сообщение Jul 4 2013, 07:00
Сообщение #11





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



На сколько я понимаю, параллельный ультра-быстрый диод ставится как раз таки для того, чтобы зашунтировать паразитный диод канала MOSFET при работе на индуктивную нагрузку, для того чтобы ограничить и зафиксировать выброс ЭДС самоиндукции при обрыве тока. Также встречал схемы, в которых перед стоком последовательно включают диод для нейтрализации внутреннего паразитного.
В предложенных Вами транзисторах не очень подходящие параметры - очень большой ток и недостаточное напряжение сток-исток. Я выбирал транзистор с параметрами 450-600В 45-55А.
Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен. Если он касается трехканальной схемы, подключенной в контроллеру - это стандартная схема подключения токового трансформатора - нагрузка, выпрямительный мост и фильтр. Я добавил только стабилитрон для защиты порта контроллера. Эта часть будет использоваться только для отображения тока в нагрузке, никаких защитных функций.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AlexandrY
сообщение Jul 4 2013, 07:10
Сообщение #12


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(НЕХ @ Jul 3 2013, 23:59) *
кто лапшу навешал о пользе диодов, параллельных MOSFET ?
откуда квазиунофантазия о датчиках тока с левой стороны схемы ?


Я допустим мог бы предположить, что эти элементы появились после прошлого неудачного опыта.
Многие элементы просто могли взяться для компенсации кривости трассировки силовой части.
Тут нечего особо обсуждать не видя трассировки.

Но вот что больше интересно это как у этого дивайса получится синусоида.
Для пространственно векторной модуляции схема явно неправильная. Другие модуляции не эффективно используют напряжение шины.
Точнее сказать в схеме вообще не видно никакой модуляции синусоиды.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Jul 4 2013, 07:13
Сообщение #13


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00) *
На сколько я понимаю, параллельный ультра-быстрый диод ставится как раз таки для того, чтобы зашунтировать паразитный диод канала MOSFET при работе на индуктивную нагрузку

с какого перепугу току захочется выбраться из mosfet в наружный диод ?
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00) *
для того чтобы ограничить и зафиксировать выброс ЭДС самоиндукции при обрыве тока.

...тут прибежали санитары и зафиксировали нас...
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00) *
Также встречал схемы, в которых перед стоком последовательно включают диод для нейтрализации внутреннего паразитного.

это другое дело, правильное, но ущербное.
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00) *
В предложенных Вами транзисторах не очень подходящие параметры - очень большой ток и недостаточное напряжение сток-исток. Я выбирал транзистор с параметрами 450-600В 45-55А.

"недостаточность напряжения" = паранойя. В высоковольтных обычных ключах отвратительные диоды.
Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 11:00) *
Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен. Если он касается трехканальной схемы, подключенной в контроллеру - это стандартная схема подключения токового трансформатора - нагрузка, выпрямительный мост и фильтр. Я добавил только стабилитрон для защиты порта контроллера. Эта часть будет использоваться только для отображения тока в нагрузке, никаких защитных функций.

как это сможет работать на низкой частоте, на постоянном токе ?
что будет на выходе от синфазной помехи ? нагрузка трансформатора тока должна стоять после выпрямительного моста.


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ARMag
сообщение Jul 4 2013, 07:31
Сообщение #14





Группа: Участник
Сообщений: 11
Регистрация: 27-03-13
Пользователь №: 76 240



AlexandrY, "прошлого неудачного опыта" нет. Пока нет sm.gif
Трасировка платы будет делаться после окончательной редакции схемы. Много лишних (дополнительных) элементов предусмотрены для того, чтобы потом на плате не городить навесным монтажем. Выбросить их никогда не поздно.

По поводу модуляции. Никакого синуса и векторного управления нет. Этот драйвер может быть реализован на обычной логике, что и было сделано более года назад и работает железно, теперь нужно докрутить плюшек и умощнить. Там IRFP064, управляются через IR2113, которая, в свою очередь, управляется напрямую с CD4502 (этот кусок логики я оставил без изменений). Упрощенно - есть сигнал с датчика Холла - включаем соответственную катушку статора, нет - отключаем, и так в цикле. Для регулирования скорости вращения и мощности используется заШИМлевание управляющего импульса и/или регулирование напряжения шины питания.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AlexandrY
сообщение Jul 4 2013, 07:32
Сообщение #15


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(ARMag @ Jul 4 2013, 10:00) *
Вопрос про "квазиунофантазия о датчиках тока" не ясен.


А выпрямлять то зачем? Как после выпрямления получить реальный баланс токов?
Реальную мощность отдаваемую в двигатель схема не измерит.

Кстати, Infineon недавно презентовал прицизионные цифровые токовые измерители TLI4970
Размер 7*7 мм. Ток до 50А с разрешением до 16 бит и частотой выборки по SPI до 80 кГц.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 20th June 2025 - 07:16
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01475 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016