|
Современная "звуковая" схемотехника, Факты и парадоксы |
|
|
|
Oct 11 2013, 05:03
|

Adept
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 469
Регистрация: 6-12-04
Из: Novosibirsk
Пользователь №: 1 343

|
Всем привет! Озадачился тут (давно хотел, но руки не доходили) приобретением усилителя для наушников, искал преимущественно комбинированное решение - usb dac + усилитель для "ушей" (наушники Beyerdynamic DT770 Pro и DT990 Pro). Читал много в сети (ixbt, doctorhead и hi-fi и другие сайты). Сразу скажу, что хотя музыку в качественном исполнении люблю, hi-end'ом никогда всерьёз не интересовался, был немного наслышан, но не более. А тут, хочешь-не хочешь, пришлось соприкоснуться. И что-то как-то... немножко... шок. Началось так. Читал посты/статейки про разные наушники, где опробовавший на практике народ делился впечатлениями, давал оценки, описывая "глубину сцены", "детальность ВЧ", "прозрачность и чёткость СЧ", "артикуляцию", "проработанность басов" и т.п. Было интересно, т.к. собственного опыта обширного нет. Потом перешёл на тему усилителей и там опять то же самое - "детальность, прозрачность, проработанность, артикуляция"... Тут стал недоумевать. Ну, с наушниками-то ясно: объект электромеханический, передаточная функция сложная, индивидуальная и т.д. Но усилитель-то ведь - совсем другая тема. По моему мнению идеальный усилитель просто должен идеально, т.е. без искажений передать сигнал со входа на выход, усилив его по мощности и согласовав с нагрузкой. Т.е. должны быть сугубо линейным устройством. Т.е. не вносить в сигнал ничего, никакой отсебятины. И поэтому всякие упоминая про "детальность", "проработанность", "артикуляцию" и прочее просто не уместны. Но дальше стало ещё веселее. Пошёл по ссылкам из одного поста, где автор отсылал неведающих к сакральному знанию, что же такое Hi-End звук, и просто офигел. Ссылка номер раз. Перлы оттуда: QUOTE Такая аппаратура должна быть построена:
1) на дискретных элементах, т.к. принципиально нельзя применять операционные усилители для усиления звуковых сигналов. 2) минимальное количество каскадов усиления. 3) максимальная линеаризация каждого каскада 4) по-возможности, отсутствие или минимальная глубина общих отрицательных обратных связей.
Окончательная оценка работы аппаратуры ТОЛЬКО на слух. А измерение параметров аппаратуры только для оценки работоспособности. Нельзя сказать, чтобы эти ребята ничего не знали про существование ООС, но какие-то у них очень превратные представления. Ссылка номер два. Перлы (выделение жирным моё): QUOTE Даже один каскад охваченный ОООС - это уже много: например, при усилении прямоугольного сигнала таким каскадом, на его выходе получаем прямоугольный сигнал с более крутым фронтом. Пусть даже без выбросов, но это уже ДРУГОЙ СИГНАЛ. Два каскада - ещё хуже. А три... уж извините...
Как то в журнале "ЗВУКОРЕЖИССЁР" была статья, посвящённая микшерским пультам. В которой было написано что в пультах за 1000000$ и за 1000$ применяются одни и те же ОУ и одна и таже схемотехника, но для пультов за миллион - ОУ подбираются на слух. То есть один из огромного количества. Причём подбор лишь приближает звук к похожести желаемого результата. И люди уже знают как именно и где будет задавлен звуковой тракт. Может, всё дело в ОООС, которая используется вместо ООС? И что такое ОООС? Очень Отрицательная Обратная Связь? Или Офигительная ООС? Ну, а про подбор ОУ на слух "из огромного" количества - на это остаётся только аплодировать стоя. Может, я чего-то не понимаю в схемотехнике? Объясните, кто в теме, плиз? Но пока это всё представляется разводом на бабки людей, далёких от электроники. Т.е. бизнес такой: создать пачку мифов и впаривать не разбирающимся в основополагающих принципах людям недорогие, в общем-то, по себестоимости изделия по конским ценам. Смотришь на фотки потрохов тех же усилителей для наушников, так там половина ОУ стоит в DIP панельках. Поначалу удивился, потом узнал, что это специально сделано - это предоставляется возможность пользователю позаменять ОУ самостоятельно и "достичь" лучшего решения, став его "аффтаром". С последующим трындежом на соответствующих форумах. Это привлекает других любителей этого дела - вот и расширение целевой группы. Простых высококачественных усилителей с хорошими характеристиками практически не существует - не выгодно это. Хотя сделать такую вещь было бы относительно несложно, современная элементная база это позволяет. Или всё-таки там есть какие-то неизвестные науке эффекты? P.S. Тема, возможно, не для аналоговой электроники, а для общения. Если действительно тут дело не в технике, а в маркетинге, то, наверное, имеет смысл перенести.
--------------------
«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» К. Прутков
|
|
|
|
|
 |
Ответов
(60 - 74)
|
Oct 13 2013, 19:52
|

Йа моск ;)
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 4 345
Регистрация: 7-07-05
Из: Kharkiv-city
Пользователь №: 6 610

|
QUOTE Т. е. у Вас, похоже, мощный повторитель с общей ООС, которую Вы почему-то называете местной ООС. Это так? Это Вы не в ту степь заворачиваете. Когда говорят про УМЗЧ с общей ООС, то имеют в виду, что все каскады охвачены общей петлей ООС. И усиливает этот УМЗЧ сигнал не только по току, но и по напряжению. От, скажем, +4dBu на входе до сколько надо размаха на выходе для получения нужной выходной мощности.
--------------------
"Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности." - В.И. Ленин
|
|
|
|
|
Oct 14 2013, 03:55
|

Adept
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 469
Регистрация: 6-12-04
Из: Novosibirsk
Пользователь №: 1 343

|
QUOTE (VCO @ Oct 13 2013, 17:51)  Вам так сильно нужно было наше подтверждение правильности ваших выводов? Меня удивило, что это мракобесие бесчинствует до сих пор. Причины любви к лампам и полностью транзисторная схемотехника были оправданы во времена u741, но нынче-то полно отличных интегральных решений. Ан нет, воз и ныне там. По ходу, это бизнес, но меня расстраивает, что из-за этого невозможно приобрести тот же малогабаритный усилитель для наушников за вменяемую цену. Или вы, как "неистовый и оголтелый меломан", можете что-то посоветовать на эту тему? А на этом ресурсе спросил, потому что тут инженеры, люди, знающие электронику досконально изнутри, знающие цели и возможности ООС, и не чуждые музыке. Мнение здешних спецов в этом вопросе считаю референсным.
--------------------
«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» К. Прутков
|
|
|
|
|
Oct 14 2013, 05:07
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 370
Регистрация: 4-02-13
Из: Фрязино
Пользователь №: 75 482

|
Цитата(dxp @ Oct 14 2013, 07:55)  Причины любви к лампам и полностью транзисторная схемотехника были оправданы во времена u741, но нынче-то полно отличных интегральных решений. Однако есть причины любви к лампам и поныне. Причин много - от возможности при отсутствии квалификации слепить на десятке компонентов по схеме 50-х годов как-то звучащий усилитель и затем объявить его непревзойдённым Hi-End (а с транзисторами да при отсутствии квалификации этот фокус не пройдёт - сгорание при первом-же включении гарантированно), до прочих причин такого-же свойства. Но есть и серьёзные причины. Про серьёзные причины - одно из отличий именно звуковых мощников от прочих - в характере нагрузки,и основное отличие в том,что у акустики не чисто активное сопротивление,а переменный импеданс.Коротко говоря,при обычном музыкальном сигнале переменный комплексный (активно-индуктивно-емкостной) характер нагрузки меняет постоянные времени в цепи ООС и этим влияет к примеру на задающий параметры всего усилителя КУН. То есть проблема в том,что требуется создать линейные широкополосные усилительные каскады,на параметры которых нагрузка не оказывает влияния. Простых решений тут нет ,и потому интегральные решения - это классный способ получить весьма приличный звук за небольшие деньги да при отсутствии квалификации,но не для получения предельно качественного звука (несмотря на замечательные THD и прочие параметры современных микросхем). Вот и причина столь непонятной любви к схемам без ОООС и соответственно к предельно широкополосным решениям. Иначе (это ежели по простому) введение ООС будет иметь непредсказуемые, а зачастую - плачевные последствия. То,что видят многие - "вспышки" генерации на вершинах полуволн,то есть про качественный звук можно забыть. В случае схем на лампах (конечно-же без ОООС) всех этих проблем нет (плюс многим приятно не учась получить приличный звук и потом заниматься бесконечным перебором деталюшек для очередного "существенного улучшения качества звука"),и потому по большому счёту слепить прилично звучащий ламповик (пусть и с искажениями,с раздутым басом,отсутствием демпфирования и прочим) получается куда проще,чем качественный транзисторник с неизбежными ОООС. Где-то так...
Сообщение отредактировал Orthodox - Oct 14 2013, 05:10
|
|
|
|
|
Oct 14 2013, 07:40
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 370
Регистрация: 4-02-13
Из: Фрязино
Пользователь №: 75 482

|
Цитата(ViKo @ Oct 14 2013, 10:27)  Например, включить АС в контур ОС. Добавить в динамиках еще катушку, с которой снимать сигнал, пропорциональный движению диффузора.  Так АС со своим ну ладно сильно переменным (для акустики ценового диапазона несколько килобаксов изменение модуля импеданса раза в три по диапазону - рядовое явление,у дешёвой акустики всё ещё печальней) ,но главное - комплексным импедансом и так влияет на контур АС... Короче,эта идея,на которую возлагали столько надежд,этих надежд не оправдала. Ещё можно подвести к акустике специальные провода и затем сравнивать сигнал с этих проводов на дополнительном операционнике с тем,что на входе(это Сухов и иже с ним),и выдавать соответствующий сигнал коррекции. Баса становится море,но коротко говоря - не тот это бас... Так что ежели-бы всё было так просто
Сообщение отредактировал Orthodox - Oct 14 2013, 07:45
|
|
|
|
|
Oct 14 2013, 08:13
|
     
Группа: Участник
Сообщений: 3 650
Регистрация: 1-02-09
Из: Киев
Пользователь №: 44 237

|
Цитата(dxp @ Oct 14 2013, 06:55)  что из-за этого невозможно приобрести тот же малогабаритный усилитель для наушников за вменяемую цену. Цена вопроса 5 баксов и полчаса времени. Собираете 2 усилителя 1 - NJM4560, 2-AD8397. Если чувствуете сильную разницу - есть смысл двигаться дальше, если разница на уровне легких эмоций - оставляете АД и больше не стОит париться. Мне долгое время приходилось подбирать уши для наших изделий, поставляемых по контрактам по всему миру, в конце концов выбираешь не самые классно звучащие, а самые комфортные. Дык, например, и саудам, и узбекам, и сингапурцам понравились покойные ныне SONY MDR CD380. Звучат так себе, на 3-ку (люзлесс и 320 различается хорошо, правда), зато в них можно сидеть сутками, особенно когда мои музыкальные вкусы не совпадают со всеми остальными сотрудниками. То Viko, как человек, неоднократно общавшийся с Суховым вживую на выставках - однозначно нет. Нормальный дядька. Общительный - они там все в киевской редакции такие. Жалко мой коллега КГ. Фехтел умер. Усилитель Сухова является следствием многих идей - он этого и не скрывал. В основе Клецов (вместо двойки - тройка, дифкаскада - опер, плюс схема компенсации проводов и интегратор), который, в свою очередь взял за основу какого-то немца. Агеев, тоже я думаю взял Сухова за основу. Но все равно это все разные усилители - расчет коррекций и режимов у каждого свой. Поверьте, у Сухова квалификации выше крыши. Мне понравилась его статья в Радиоежегоднике за 1986 год по шумам. Плюс куча весьма нестандартных решений в Радио. Красный диплом радиотеха КПИ (у нас ( РФФ КГУ) с ними велась жесточайшая негласная конкуренция )в советское время много значил + ведущий разработчик магнитофонной техники на Маяке.
Сообщение отредактировал ledum - Oct 14 2013, 08:52
|
|
|
|
|
Oct 14 2013, 08:30
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 370
Регистрация: 4-02-13
Из: Фрязино
Пользователь №: 75 482

|
Цитата(ViKo @ Oct 14 2013, 12:02)  А вам никогда не казалось, что Сухов - тоже немножечко шарлатан? Нет,думаю дело просто в недостатке квалификации. Хотя,будучи предельно честным,он мог-бы и дать ссылку на ту,ежели не ошибаюсь немецкую схему,которая и "послужила основой" для "схемы Сухова". А на практике "схема Сухова" ,не имея ну никакого отношения к Hi-End ,оказывается до сих в чём-то лучше некоторых дорогостоящих изделий китайпрома вплоть до вот такого http://spetspribor.info/products/kits/kit_pa2120.html и многочисленных веток обсуждения на форумах самодельщиков типа вегалаб-а.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|