|
Регуляторы скорости и тока на ПИ-регуляторах, Прохождение сигнала |
|
|
|
Oct 30 2013, 08:09
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Здравствуйте, уважаемые форумчане! Требуется Ваша помощь. Специфика вопроса немного узкая, но все же спрошу. В университете преподаватель задал вопрос. Пока не могу разобраться в нем. Есть система регулирования шахтной подъемной машиной, показанная на следующей схеме.
Система двухконтурная, построенная на двух ПИ-регуляторах. Суть вопроса. На выходе задатчика интенсиности (на входе регулятора скорости) напряжение прямолинейно возрастающее. Что будет на выходе регулятора скорости, а что будет на выходе регулятора тока? Я нарисовал обычную передаточную характеристику ПИ-регулятора и сказал, что наклон будет изменяться в зависимости от постоянной времени. Преподаватель сказал, что это неправильно.
Спросил у людей, которые работают с этими регуляторами вживую - мне нарисовали следующие схемы: Слева при линейно возрастающем, а справа - при постоянном напряжени.
Спросил - где можно найти примеры этих характеристик, чтобы разобраться, как они получаются - они не знают. Регулятор скорости настроен на симмитричный оптимум, а регулятор тока - на модульный оптимум. Кто-нибудь сталкивался с этими характеристиками и не знают ли литературу или хоть какой-нибудь источник, где можно было бы найти эти графики и объяснить их построение
|
|
|
|
|
Oct 30 2013, 20:57
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Цитата(AlexandrY @ Oct 30 2013, 23:15)  В англоязычной литературе это называется cycloconverter. Хорошее описание принципов циклоконвертеров есть в книге "Modern power electronics and AC drives" Bimal K. Bose Так это же двигатели переменного тока. Разве для постоянного двигателя все будет аналогично?
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Oct 31 2013, 05:57
|
Guests

|
Я извиняюсь, а составлять передаточные функции и решать их Вас не учили? Это же основы ТАУ. Цитата Кто-нибудь сталкивался с этими характеристиками и не знают ли литературу или хоть какой-нибудь источник, где можно было бы найти эти графики и объяснить их построение Любой учебник по ТАУ и САУ с электроприводами постоянного тока + ТОЭ. Башарин, Чинаев, Вешеневский, Зимин.., Бессонов. P.S. В общем случае, определить характер сигналов на выходе регуляторов можно только с оговорками, т.к. зависит это от многих параметров. Например, при сигнале задания "ступенька" (функция Хэвисайда) вид сигналов регуляторов более определяем, чем при линейно-нарастающем, т.к. в последнем случае система может и не выйти на ограничение тока. Типичные переходные процессы ( скорость и ток ) в нереверсивном приводе постоянного тока с питанием от тиристорного преобразователя с ПИД-регулятором по скорости и ограничением пускового тока.  P.S. Если известна передаточная функция системы, то реакция на произвольное воздействие, в т.ч. линейное, может быть определена через интеграл Дюамеля.
Сообщение отредактировал Herz - Nov 1 2013, 08:44
Причина редактирования: Оформление цитаты
|
|
|
|
|
Oct 31 2013, 09:48
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Буду очень рад и очень Вам признателен, если Вы зададите мне направление, а я уже дальше попробую построить самостоятельно для своего случая. У меня есть передаточные функции. Описываемая выше схема характеризуется следующей структурной схемой:
Структурную схему я расчитывал. Все ее параметры у меня есть. Просто я не знаю, как лучше получить графики. Т.е. эту структурную схему можно промоделировать в какой-нибудь системе и посмотреть сигналы в каждой из ее точек. Верно? А как поступать с обратными связями? Они же будут влиять на выходной сигнал с регуляторов? А в какой системе Вы моделировали вышеприведенный график?
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Oct 31 2013, 10:15
|
Guests

|
Врукопашную считать системы вполне возможно, во всяком случае в линейных или приводящихся к линейным случаях. Тому порукой то, что я, студентом, лично считал на логарифмической линейке ( даже не на калькуляторе ) именно такие САУ подчиненного регулирования.
Чтобы вычислить переходной процесс в какой либо точке, необходимо составить передаточную функцию относительно нее и возмущающего воздействия ( например сигнал задания или момент возмущения) и далее решать операторным методом. Для облегчения расчетов можно сделать некоторые упрощения, пренебрегая малыми постоянными и считая такие звенья безинерционными ( тахогенератор, фильтр датчика тока, тиристорный преобразователь ).
Наиболее полно такие системы можно исследовать в специализированных симуляторах динамических систем, например VisSim ( есть свободная русская версия, искать по фамилии Клиначев ), а также есть отечественная бесплатная МВТУ ( разработка Бауманского ). График приведен из VisSim.
Если будут вопросы - велкам.
|
|
|
|
|
Oct 31 2013, 10:45
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Сам переходной процесс всей системы у меня есть. Он выглядит следующим образом:
Получал я его методом трапеций через номограммы Солодовникова по ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутого контура скорости:
Скачал VisSim v5.0e по следующей ссылке: http://model.exponenta.ru/download.htmlТ.е. я могу построить в нем свою систему, а затем промоделировать и просматривая сигналы на выходах регуляторов при определенном задающем состоянии. При этом я получу нужные мне графики. Верно?
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Oct 31 2013, 15:13
|
Guests

|
Цитата При этом я получу нужные мне графики. Верно? Да.
Сообщение отредактировал Herz - Nov 1 2013, 08:45
Причина редактирования: Оформление цитаты
|
|
|
|
|
Oct 31 2013, 18:36
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Пытаюсь построить, но не получается разобраться, как именно нарисовать эту схему - раньше не работал в VisSim. Пока получается вот так.
Но модель пока не работает. Нужно каким-то образом получить линейно возрастающее напряжение, но пока не вижу способа. Как лучше это сделать? Есть грубые ошибки? Если подавать постоянный сигнал, то получается вот такие всплески. Красный - на выходе регулятора скорости. Синий - на выходе регулятора тока.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Oct 31 2013, 19:28
|
Guests

|
Попробую Вас проконсультировать завтра (в пределах рабочего дня - следите), сегодня увы - уже нет времени на это.
|
|
|
|
|
Oct 31 2013, 21:11
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 447
Регистрация: 16-11-08
Из: Украина, Донецк
Пользователь №: 41 684

|
Попробую написать, в чем мне получилось разобраться и в чем я застрял. На схеме отображены следующие передаточные функции звеньев:
Постоянные: Тт=0.02 сек Тм=0,423 сек Тμ=0,01 сек Тэ=0,0664 сек Коэффициенты и постоянные: ас=bc=aт=2 Кс=Кдт*Кш=0,023 - коэффициент обратной связи по току; Кт=Ксд*Ктг=0,306 - коэффициент обратной связи по скорости; Св=12,056 - конструктивная постоянная двигателя Rэ=0,05559 - полная цепь якорной цепи Кт=0,023424 Ктп-76,986 Ткже прочитал, что когда электромеханическая постоянная времени Тм больше 4*Тμ, то обратной связью по Э.Д.С. можно пренебречь, т.е, как я понял структурную схему можно упростить до следующего состояния:
На схеме я также убрал сумматор с током статора между якорной цепью двигателя и механической частью. В VisSim нашел блок генератора, который отвечает за линейно возрастающий сигнал (Ramp), но так получается что сигнал линейно возрастает, но сигналы на выходах регуляторов скорости и тока начинают возникать неугасающие колебания с огромными амплитудами: Вот они:
На всякий случай приложу файл VisSima: http://www.sendspace.com/file/vvvilvВ самом первом сообщении я приводил рисунок, который мне нарисовал наладчик, который налаживает эти шахтными подъемные установки. Он график так: На выходе скорости сначала происходит бросок задания, который обусловлен первоначальным троганием двигателя. Также сказал, что бросок возможно обусловлен перерегулированием симметричного оптимума (у меня он задан для регулятора скорости). Затем происходит работать с динамическим током (двигатель разгоняется), затем тока спадает и работает на определенной скорости. На выходе регулятора тока скорость в первоначальный момент трогания имеет ступеньку перерегулирования (возможно из-за модульного оптимума), но в целом повторяет сигнал задания на входе регулятора скорости. Я так понял, что у меня должны быть подобные графики, но у меня вообще непонятно что. Где я ошибся?
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Nov 1 2013, 05:39
|
Guests

|
Прежде всего подумайте над тем, что в реальной системе присутствуют ограничения сигналов. Например, если мы используем операционные усилители (питанием 10 V) в качестве решающих элементов и Slope = 1 V/s, то через 10 s усилитель войдет в насыщение и сигнал на выходе не превысит 10 V, что моделируется блоком Limit с порогами +/- 10 V. Тоже самое относится к другим блокам-усилителям, например тиристорному преобразователю (ТП), регуляторам и др. Впрочем, если сигнал на входе ТП не превысит максимально допустимый, то и выход тоже не превысит.
Следующий этап - составление моделей отделных узлов: ПИ-регулятор скорости. Схема его примитивна - пропорциональная ветка и ветка с интегратором, каждая со своим коэф. передачи + сумматор. Однако реальная схема, как уже указывалось выше, должна включать ограничители. Используем блок интегратора-ограничителя. Ставить обычный интегратор + ограничитель - нельзя, хотя сигнал и будет ограничен, но выхода, а не интегратора, а это нарушение физичности. Итого:
Дабы упростить чтение схемы, группируем параметры в блок Parameters, а ПИ-регулятор канала скорости - в блок PIS.
Теперь попробуем сделать САУ на основе созданного регулятора. Пусть объект управления - инерционное звено первого порядка (апериодическое) с постоянной времени Ta=1 s Замкнем обратную связь через сравнивающий элемент - сумматор-вычитатель и посмотрим на график переходного процесса. Как видим, при заданных наобум параметрах, видна быстрая отработка пропорциональным звеном и медленная "доводка" выхода до номинального значения интегрирующим звеном. В общем САУ худо-бедно работает
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Nov 1 2013, 06:57
|
Guests

|
Цитата Способом ввода переходной функции, просимулировать систему нельзя? Можно, но я делаю для нагладности из отдельных звеньев. Ksp - коэф. передачи пропорционального канала Ksi - к.п. интегрального канала LU, LD - пределы ограничения верхний и нижний, соответственно. Пример САУ с ПИ-регулятором и инерционным звеном: (точнее, здесь выключен интегральный канал, т.е. это только П-регулятор - статическая система с наличием ошибки выхода)
А вот и ПИ-регулятор:
Сообщение отредактировал Herz - Nov 1 2013, 08:46
Причина редактирования: Оформление цитаты
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|