реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Управление DC мотором с помощью симистора, Защита схемы при пробое симистора
KSN
сообщение Dec 28 2013, 04:25
Сообщение #1


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304



Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы:
1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного?
2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом.
3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.
Прикрепленный файл  Example.PDF ( 74.23 килобайт ) Кол-во скачиваний: 725
Go to the top of the page
 
+Quote Post
тавр
сообщение Dec 28 2013, 08:19
Сообщение #2


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 105
Регистрация: 31-03-05
Пользователь №: 3 834



Цитата(KSN @ Dec 28 2013, 08:25) *
Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы:
1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного?
2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом.
3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.
Прикрепленный файл  Example.PDF ( 74.23 килобайт ) Кол-во скачиваний: 725

Если симистор пробит двигатель должен вращаться на максимальных оборотах, а у Вас останавливается. Копайте в этом направлении. Что-то не так у Вас собрано. Проверьте выпрямитель.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Dec 28 2013, 18:45
Сообщение #3


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(KSN @ Dec 28 2013, 08:25) *
3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.

Снаббер правильно посчитан ? Пример: я недавно разбирал регулируемый выключатель, рассчитанный на 800 - Ваттную индуктивную нагрузку (на самом деле - от 100 до 800 Ватт). Так там снаббер состоял из резистора на 220 Ом и конденсатора на 0.33 мкФ. На типовой схеме включения MOC3063 нарисовано 39 Ом и 0.01 мкФ.У вас что-то подозрительно слабенький снаббер.
А моторчик у вас, похоже, коллекторный, вроде тех, что стоят в электроинструменте.
Да, с советом проверить выпрямитель полностью согласен. Вот только едва ли неисправность выпрямителя первична ...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
KSN
сообщение Dec 29 2013, 06:16
Сообщение #4


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304



Это фрагмент силовой части платы, которая устанавливается в китайских кофе-машинах. Изделий порядка 300-400 плат/месяц. Раньше проблем не было, теперь вдруг появились. Рябата просили помочь разобраться в чем дело, вот вникаю. По номиналам и типам компонентов отличий никаких (старые и новые партии плат). Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр). Диоды в мосту - целые.
На одной из плат при подаче питания сразу включается мотор, но не на полные обороты. Посмотрел осциллографом: симистор но одной из полуволн открывается (но не полная полуволна). Снизил номинал R4 до 560 Ом - стал работать штатно.
Другой экземляр: неисправен симистор, часть полуволны пропускает - мотор вращается, потом мотор остановился/заклинило и мотор стал дымить, пластик плавится. В результате КЗ обмоток на корпус мотора.
Изначально были подозрения, что что-то не так со снабберной цепью, буду плотно изучать application note (раньше с симисторами не работал) по расчету цепей. Если у кого есть опыт, научите как бысто посчитать. Насколько важна снабберная цепочка для оптосимистора? И остается актуальным вопрос: какие еще схемотехнические меры предпринять во избежание возгорания/пожара?
Также ребята отметили, что тестировали их у себя (по несколько сотен вкл/выкл мотора) - все работает. Поставили клиенту - после 100-150 чашек кофе - мотор или не включается или не выключается и в этом случае - дым. Проверил управляющий сигнал на MOC3023: после "0" с задержкой 2-2.5мс подается импульс длительностью 3мс. Ток через оптосимистор в этом случае не превышает предельного значения (по даташиту).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Plain
сообщение Dec 29 2013, 07:00
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 6 776
Регистрация: 5-03-09
Из: Москва
Пользователь №: 45 710



Похоже на то, что двигатели стали мотать проводом с тоньше и хуже изоляцией, т.е. брак вполне может стать не временным, а постоянным.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
KSN
сообщение Dec 29 2013, 07:18
Сообщение #6


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304



Цитата(Plain @ Dec 29 2013, 14:00) *
Похоже на то, что двигатели стали мотать проводом с тоньше и хуже изоляцией, т.е. брак вполне может стать не временным, а постоянным.

Я тоже обращал на это внимание. Но так разобрать/сравнить старого образца мотора нет, то как говорится и вопросов нет. На запрос китайцам предоставить тех. информацию по моторам один ответ: ничего не менялось, все старое, у нас ничего нет... Наши ребята озаботились этим и сейчас ищут альтернативу этим моторам.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Dec 29 2013, 18:49
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(KSN @ Dec 29 2013, 09:16) *
И остается актуальным вопрос: какие еще схемотехнические меры предпринять во избежание возгорания/пожара?

Что предпринять ? Биметаллическая пластинка или термопредохранитель, смонтированные в той части установки, которая аварийно греется. Или защита по току двигателя.
P.S. Вы партии движков сравните, с проблемных и нормальных машин. Возможно, дело в их качестве. Но со снаббером разобраться все равно необходимо. Как минимум, самопроизвольное открывание симистора в момент включения вилки в розетку - на совести снаббера. Кстати, в снаббер вы ставите конденсатор какого типа ?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
KSN
сообщение Dec 30 2013, 02:59
Сообщение #8


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304



Цитата(kovigor @ Dec 30 2013, 01:49) *
Что предпринять ? Биметаллическая пластинка или термопредохранитель, смонтированные в той части установки, которая аварийно греется. Или защита по току двигателя.

Подумываю о защите по току, причем радикально: поставить мощное реле на все нагрузки по ~220V (там еще и клапан есть, нагреватель). Установить траснформатор тока, сигнал на него завести на MCU и по его сигналу не включать/выключать реле. Минусы решения: дороговато, непредвиденное зависание MCU.
Конденсаторы "правильные" - Прикрепленный файл  25_MPF.pdf ( 131.31 килобайт ) Кол-во скачиваний: 298
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Oxygen Power
сообщение Dec 30 2013, 03:27
Сообщение #9


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 228
Регистрация: 23-07-10
Из: Севастополь-Воронеж
Пользователь №: 58 571



Уберите R4.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
wim
сообщение Dec 30 2013, 06:10
Сообщение #10


рядовой
******

Группа: Участник
Сообщений: 2 811
Регистрация: 21-08-06
Пользователь №: 19 713



Цитата(KSN @ Dec 30 2013, 05:59) *
Подумываю о защите по току
Это борьба с симптомами. ПМСМ надо на нескольких новых экземплярах заменить китайский симистор на ТС106-10 и сравнить результат.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Guest_TSerg_*
сообщение Dec 30 2013, 07:34
Сообщение #11





Guests






Стоит почитать здесь и обратить внимание на трех-квадрантные триаки:

http://kit-e.ru/articles/shield/2002_9_26.php
http://www.compitech.ru/html.cgi/arhiv/02_07/stat_28.htm
Go to the top of the page
 
+Quote Post
KSN
сообщение Dec 30 2013, 10:03
Сообщение #12


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304



Цитата(TSerg @ Dec 30 2013, 14:34) *

Спасибо за ссылки. Интересная информация
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Plain
сообщение Dec 30 2013, 11:02
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 6 776
Регистрация: 5-03-09
Из: Москва
Пользователь №: 45 710



Может и так, но мотор-то может задымить только от пробоя изоляции. Может поможет гасящая цепь параллельно непосредственно ему, но гарантий никаких.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Guest_TSerg_*
сообщение Dec 30 2013, 13:40
Сообщение #14





Guests






Цитата
Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А.
Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр).


Вот это как-то не стыкуется.
Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия),
пусковой ток будет примерно 20 А.
Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше
20 мс, что допускает ваш симистор.


Цитата(Plain @ Dec 30 2013, 15:02) *
Может и так, но мотор-то может задымить только от пробоя изоляции.


Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п.
А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор.

Сообщение отредактировал Herz - Dec 30 2013, 14:04
Причина редактирования: Оформление цитаты
Go to the top of the page
 
+Quote Post
тавр
сообщение Dec 30 2013, 14:54
Сообщение #15


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 105
Регистрация: 31-03-05
Пользователь №: 3 834



Цитата(TSerg @ Dec 30 2013, 17:40) *
Вот это как-то не стыкуется.
Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия),
пусковой ток будет примерно 20 А.
Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше
20 мс, что допускает ваш симистор.




Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п.
А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор.

Для ограничения пускового тока в схеме стоит термистор RT1, но действует он только пока холодный, т.е. в момент пуска. Далее, мне кажется, проблема в двигателе. Если он тормозит ток растет, симистор дохнет, двигатель горит.
Может быть у Вас, вообще, дело в механике? Заклиненный двигатель, как и симистор, просто обязаны сгореть, если нет защиты.

Сообщение отредактировал тавр - Dec 30 2013, 15:04
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 19th July 2025 - 09:48
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01528 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016