|
Проблема с ШИМ регулятором коллекторного двигателя - нужна помощь. |
|
|
|
Mar 2 2014, 23:18
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Добрый день. Собрал вот такую схему.  Крутит пока что мотор вентилятора салона автомобиля. Работает от автомобильного аккумулятора. К сожалению точных параметров двигателя не знаю. Ориентировочно около 100 ватт. Индуктивность, сопротивление обмоток неизвестны. В целом предназначение схемы крутить более мощный мотор - вентилятор радиатора (около 500 ватт, параметры тоже толком не известны). Для этого резисторы затвора и ключевые транзисторы будут продублированы дважды. Частота также будет поднята до диапазона за пределами слуха (пока что небыло возможности поменять частоту). Проблема заключается в том, что при низком коэффициенте заполнения всё работает нормально, а при высоком ключевой полевик начинает достаточно быстро нагреваться. На осцилограммах красным выведен канал подключенный к затвору, желтым канал подключенный к стоку. Вот так выглядит при малом заполнении (низкие обороты):  Вот так выглядит при большом заполнении (высокие обороты):  Собственно волнуют вопросы: 1. Почему наблюдается такая просадка на желтом канале? 2. Почему наблюдается такой смазаный фронт на красном канале? (При меньшей и неиндуктивной нагрузке - лампе 21 ватт - фронт более крутой) 3. Как побороть нагрев полевика, и при возможности причины первых двух вопросов. 4. Не вылезут ли какие-то косяки при подъеме частоты до 30КГц (в протеусе не вылезли, но и описаных выше эффектов тоже небыло). Спасибо.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 09:06
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23)  p-канальные MOSFET-ы имеют повышенное сопротивление канала и, разогреваясь, увеличивают его ещё больше. Цепная реакция. С 500-ваттной нагрузкой будет непросто. Гм, если верить даташиту, то в открытом состоянии сопротивление у него 0,02 Ом. Т.е. по идее там совсем немного должно в тепло уходить. Нет? Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23)  А для чего управлять вентилятором радиатора при помощи ШИМа? Кому-то нужна там плавная регулировка оборотов? Баловство это. В общем и целом нужна. Есть некоторая специфика задачи.  Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23)  И, пожалуйста, уменьшите габариты фотовложений в своём сообщении. Такие гигантские размеры картинок совсем ни к чему. Не проблема, вопрос только в том, как отредактировать сообщение. Если это может только модератор, то вот ссылки на изображения: [UURL=http://imgur.com/py6wZ1E][IIMG]http://i.imgur.com/py6wZ1El.png?1[/IMG][/URL] [UURL=http://imgur.com/7WuRif1][IIMG]http://i.imgur.com/7WuRif1l.jpg?1[/IMG][/URL] [UURL=http://imgur.com/wcM1sm9][IIMG]http://i.imgur.com/wcM1sm9l.jpg?1[/IMG][/URL] Спасибо.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 11:04
|

Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287

|
Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 11:06)  Гм, если верить даташиту, то в открытом состоянии сопротивление у него 0,02 Ом. Т.е. по идее там совсем немного должно в тепло уходить. Нет? Это при комнатной температуре. С разогревом - хуже. Кроме того, там, внизу таблицы, мелкая такая сносочка, примечание №4... Казалось бы, зачем Static Drain-to-Source On-Resistance приводить для импульса короче трёхсот микросекунд и duty cycle менее 2%? Цитата В общем и целом нужна. Есть некоторая специфика задачи.  Эх, знаем мы такие специфики... Ладно, Вам видней. Не говорите потом, что не предупреждали. Я бы посоветовал Вам в этом случае не пытаться напрямую управлять мотором ШИМом, а создать полноценный DC/DC и регулировать выходное напряжение. И для 500Вт подумайте над применением n-канального MOSFET с "плавающим" управлением. Цитата Не проблема, вопрос только в том, как отредактировать сообщение. Если это может только модератор, то вот ссылки на изображения: Для начала надо перезалить на файлообменник новые картинки, поменьше.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 12:18
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04)  Это при комнатной температуре. С разогревом - хуже. Кроме того, там, внизу таблицы, мелкая такая сносочка, примечание №4... Казалось бы, зачем Static Drain-to-Source On-Resistance приводить для импульса короче трёхсот микросекунд и duty cycle менее 2%? Т.е. если повысим частоту того уровня, когда период составит 2% от 300 мкс, тогда и получим отсутствие нагрева? Про скорость нарастания и спада естественно не забыли и успешно побороли.  Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04)  Эх, знаем мы такие специфики... Ладно, Вам видней. Не говорите потом, что не предупреждали. Я бы посоветовал Вам в этом случае не пытаться напрямую управлять мотором ШИМом, а создать полноценный DC/DC и регулировать выходное напряжение. Ну на самом деле вопрос просто вырос из регулировки оборотов вентилятора. Ну а раз вырос из него и начали думать в эту сторону, то доделываем железо. А в дальнейшем немножко в сторону отойдет. Стандартно принятый в таких случаях гистерезис тут не поможет к сожалению, надо действительно плавно регулировать. Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04)  И для 500Вт подумайте над применением n-канального MOSFET с "плавающим" управлением. А можно какой-нибудь пример на эту тему? Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04)  Для начала надо перезалить на файлообменник новые картинки, поменьше. К сожалению залито без регистрации, так что отредактировать картинки по ссылкам уже не получится. Я приводил ссылки на thumbinal view, но я не могу редактировать первое сообщение в теме. Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 14:23)  Напомню еще, где лежат популярные в народе грабли - при старте ток на порядок(и) больше стационарного. Ну это понятно, но если бы дело было в стартовых токах, на низких оборотах мы бы имели больший нагрев чем на высоких. Ну или как минимум такой же. ИМХО.
Сообщение отредактировал AIL - Mar 3 2014, 12:18
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 15:28
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 17:02)  Вам предложили залить новые картинки приличного размера. Модератор может убрать старые. Я дал ссылки на картинки меньшего размера во втором посте. Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 17:02)  По поводу стартового тока. Многие думают, что обойдется. Но со временем умнеют. Но не все. Это я к тому, что датчик тока не будет лишним. Не стоит также гнаться за высокой частотой ШИМа. Датчик тока будет. Пока хоть с пинка завестись под личным контролем. Высокую частоту шима предположил как вариант избегания длительного открытия транзистора.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 15:30
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 364
Регистрация: 15-04-08
Из: UA
Пользователь №: 36 798

|
Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 17:28)  Высокую частоту шима предположил как вариант избегания длительного открытия транзистора. Здесь нужно не задирать бездумно частоту, а считать. С одной стороны (низкая частота) потери на сопротивлении открытого канала, с другой (высокая частота) - коммутационные потери. Плюс, для повышенных частот, нужен драйвер который сможет вдуть в затвор значительный ток для (пере)заряда емкости.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 16:08
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(garlands @ Mar 3 2014, 18:30)  Здесь нужно не задирать бездумно частоту, а считать. С одной стороны (низкая частота) потери на сопротивлении открытого канала, с другой (высокая частота) - коммутационные потери. Плюс, для повышенных частот, нужен драйвер который сможет вдуть в затвор значительный ток для (пере)заряда емкости. Это всё понятно. Остаются нюансы 1. Я не планирую задирать частоту. Смысла только два - увести из звукового диапазона и вписаться в временные рамки когда транзистор еще не греется будучи открытым. 2. Какое время нарастания считать нормальным? Я понимаю что нет предела совершенству, но надо где-то остановиться до того как построишь мегамонстра. 3. Все методики расчета тока зарядки затвора достаточно сложны (по крайней мере для меня). Может есть хотя бы какие-то статистические данные или что-то вроде того, на что можно опираться? На данный момент получается что драйвер может обеспечить 100мА. Это много, это мало, это нормально? Может, чтобы не мучаться кто-нибудь даст хоть сколько-небудь толковый пример организации такой штуки? А то инет завален в большинстве своём всяким шлаком, а разрабатывать без поглядывания на примеры мне пока совсем рановато. Спасибо.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 16:51
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(shf_05 @ Mar 3 2014, 19:41)  извините, а как потери на сопротивлении ключа зависят от времени включения? Напрямую никак, просто в теме была высказана идея, что завяленные в даташите параметры держатся в течении короткого времени, после чего в результате нагрева сопротивление лавинообразно растет. Цитата(shf_05 @ Mar 3 2014, 19:41)  методика расчета времени включения mosfet напротив довольно проста. потери тоже несложно рассчитываются, если точность расчетов не нужна высока. поглядите любой HI драйвер, можно типа такого http://www.irf.com/product-info/datasheets...rs21858spbf.pdf или совсем простой взять http://www.irf.com/product-info/datasheets.../irs2117pbf.pdfСпасибо большое. Буду изучать. Цитата(shf_05 @ Mar 3 2014, 19:41)  пс - 500 Вт вентилятор от 12В будет работать или уже 200, 300? Все питание бортовое автомобильное. Т.е. 14,5 это максимум штатный. Хуже то, что возможны просадки вплоть до 8. Зима, акум убитый. Звучит как бред - зимой вентилятор, но так надо.
|
|
|
|
|
Mar 3 2014, 17:41
|

Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287

|
Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 17:28)  Я дал ссылки на картинки меньшего размера во втором посте. нет, что-то с ними не в порядке. Простая замена не помогает. Ладно, в следующий раз будьте аккуратнее. Цитата Высокую частоту шима предположил как вариант избегания длительного открытия транзистора. Высокой частотой здесь не обойдёшься. Приведенные цифры говорят о длительности открытого состояния 300мкс при периоде не менее 15мс, что соответствует частоте до 70 Гц. Повышать частоту, не изменяя заполнения, никакого смысла нет: как же тогда регулировать? Возрастут только динамические потери. А с увеличением заполнения снижается отвод тепла и сопротивление канала растёт - он не успевает остывать.
|
|
|
|
|
Mar 4 2014, 04:44
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 143
Регистрация: 22-04-08
Из: г. Екатеринбург
Пользователь №: 36 992

|
500 Вт и 12В, ток то не малый, зато напряжение низкое- вам нужен немного не такой драйвер, посмотрите низковольтные для мощных транзисторов. и все таки н канальный применяйте или вообще подумайте о IGBT, сравните что лучше для вашей задачи.
пусковой ток и в правду будет больше на порядок номинального, если не принимать мер плавного пуска. Поизучайте принцип работы ДПТ, как повысить момент крутящий (и нужен ли вам большой начальный крутящий момент, чтобы провернуть замерзший двигатель), как обеспечить меньший пусковой ток, как сделать чтоб от двигателя радио не перестало в машине работать. на сайте ti.com (ну и не только у них) много литературы.
|
|
|
|
|
Mar 4 2014, 08:21
|
Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601

|
Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44)  500 Вт и 12В, ток то не малый, зато напряжение низкое- вам нужен немного не такой драйвер, посмотрите низковольтные для мощных транзисторов. Да, но в основном натыкался на относительно высоковольтные, которые ниже 10 вольт уже не работают.  Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44)  и все таки н канальный применяйте или вообще подумайте о IGBT, сравните что лучше для вашей задачи. Будет вторая итерация устройства, там будет Н-канальный. Дело в том, что текущий вариант ставится в параллель со штатным управлением, а оно идет коммутацией +12. Возможно я не до конца осознал принцип управления, но вроде как в таком случае используется именно Р-канальный ключ. Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44)  пусковой ток и в правду будет больше на порядок номинального, если не принимать мер плавного пуска. Поизучайте принцип работы ДПТ, как повысить момент крутящий (и нужен ли вам большой начальный крутящий момент, чтобы провернуть замерзший двигатель), как обеспечить меньший пусковой ток, как сделать чтоб от двигателя радио не перестало в машине работать. на сайте ti.com (ну и не только у них) много литературы. Собственно плавный пуск конечно нужен, но как кроме ШИМ в данных условиях его организовать? Момент повышать думаестя наличием обратной связи и ПИД. Может, порекомендуете, что именно читать, чтобы не уползти в ненужном направлении? К сожалению вчера не получилось поиграть с частотой. Нечем было прошить контроллер на генераторе, а больше ничего под руками небыло. Спасибо.
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|