реклама на сайте
подробности

 
 
> Датчик крена и дифферента
Acvarif
сообщение Feb 23 2015, 11:23
Сообщение #1


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850



Просьба посоветовать датчик который можно применить в качестве датчика крена и дифферента. Область использования - вперед смотрящий эхолот небольшого речного судна. Смотрел в сторону G-sensor. Но не врубился можно-ли его использовать в таком качестве. И не понятно какой (с какими параметрами) если требование - чувствительность ~1/10 градуса.

Заранее Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
4 страниц V  < 1 2 3 4 >  
Start new topic
Ответов (30 - 44)
Dikoy
сообщение Mar 3 2015, 14:56
Сообщение #31


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 253
Регистрация: 4-03-09
Из: Богота, Колумбия
Пользователь №: 45 676



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 17:18) *
Это не от дрожащих рук, а от сознательного его расположения не в центре вращения объекта (более того, его там нельзя было разместить, так как объект летал на привязи). И он отлично показывал центростремительное ускорение, вызванное равномерным вращением, которое пересчитывалось в угловую скорость, и, собственно, ее стабилизировало на заданном уровне. И именно акселерометр
Мы говорим о накоплении N точек результатов измерений и нахождении той единственной, сумма квадратов расстояний от которой до каждой из имеющихся минимальна. Это называется МНК (метод наименьших квадратов).
Да ладно? Хотите сказать, что на уровне моря в атлантике оно значительно отличается от на уровне моря в тихом океане? Или судно может вскарабкаться в высокогорное озеро?

Ну, это из серии "гланды вырезать через Ж". Я тоже делал коррекцию пировертикали по акселерометру и ДУСу (легко выгуглить мои патенты на эти методы), и оно тоже как-то работало, но у меня то цель была - диссер. И я просто материал набирал. Применять же такую стабилизацию на практике... laughing.gif

МНК, это вообще не про то.

Да, оно отличается. Для измерения гравитационных аномалий используются приборы "гравиметры". Именно с гравиметра я и начал свой путь в инерциальные системы стабилизации biggrin.gif Я больше скажу, у нас б Боготе есть una problema grande. Высота 2600м, а эталоны калиброваны на 300м, то есть в "нормальных условиях". и всё. По метрологическим нормам их нельзя использовать.
Особенно это касается всякого рода поплавков.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 15:06
Сообщение #32


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Dikoy @ Mar 3 2015, 17:56) *
Ну, это из серии "гланды вырезать через Ж".

Это из серии цены решения. LIS3DH стоит бакс, кушает почти ноль, весит почти ноль, и площади занимает тоже почти ноль, и измеряет центростремительное ускорения в той задаче с достаточной точностью, чувствительностью и разрешающей способностью. Так зачем там инклинометры за полсотни баксов? Докучи, когда его расположение в 5-15 метрах от центра вращения...

А МНК тут еще как причем. Это оптимальное (с математической точки зрения) решение для поиска (вычисления) наиболее вероятной точки, соответствующей измеряемой величине, при наличии N результатов измерения этой величины.


PS
Насчет гравитационных аномалий не знал... Только про магнитные знал. Спасибо!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 15:16
Сообщение #33


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью.

Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А это смотря как на гашетку надавить sm.gif Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить sm.gif

Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему.

Вот не уверена.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 15:24
Сообщение #34


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16) *
Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.

Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16) *
Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.

Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 16:04
Сообщение #35


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24) *
Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

Как Вам удается предсказать цунами?
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24) *
Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.

Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 16:50
Сообщение #36


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04) *
Как Вам удается предсказать цунами?

А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) sm.gif А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет sm.gif

Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04) *
Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?

Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 17:21
Сообщение #37


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50) *
А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) sm.gif А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет sm.gif

Цунами - это моя неудачная гипербола. Цунами вдали от берега трудно заметить. А хотела намекнуть, что предсказание - вероятностная вещь в принципе.

Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50) *
Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.
Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 18:33
Сообщение #38


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



-
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Acvarif
сообщение Mar 3 2015, 18:49
Сообщение #39


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 20:21) *
Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.
Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).

Полезное предыдущее обсуждение. Полезные формулы. Только не врубился к чему. Разрешающая способность акселерометра - разрядность АЦП. Точность получения данных (дельта g и впоследствии угла в градусах) с применением разного рода математики это далеко не то же самое что разрешающая способность. Сколько это в цифрах пока не понятно. Что стало понятно:
Для измерения углов дифферента небольшого тихоходного речного судна вполне подойдут 2 встречно расположенных дешевых акселерометра. Во всяком случае статический угол наклона гидроакустической антенны с присоединеннной к ней электроникой (где и должны располагаться акселерометры) в покое вполне можно измерить.
Дальше пока так и осталось все в небольшом тумане. С какой точностью можно получать таким образом угол наклона антены 5 раз в секунду (антенна распложена на носу судна) при движении судна? Можно ли применив дешевые микросхемы и несложную математику добиться точности в хотя-бы в 0.5 градуса (лучше 0.1 градуса)?

На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg. А что говорить в движении на судне? 2 десятка mg в одну и другую сторону это уже далеко за 0.5 град...

Сообщение отредактировал Acvarif - Mar 3 2015, 19:00
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 4 2015, 07:13
Сообщение #40


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49) *
На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg.


На столе нет никакого покоя. То кто-то где-то пройдет, создав вибрацию, то еще что-то такое произойдет, вот оно и скачет. Стоит дунуть на него, или аккуратно коснуться стола, так он почувствует силу от дуновения, на него воздействующую, или вибрацию от касания. Это все - всевозможная переменная составляющая и шумы, которые надо программно отфильтровать. Для этого надо иметь информацию о данных не только текущих, а и за какое-то прошедшее время. На это же время, какую даст задержку фильтрация, надо задержать и показание эхолота. В результате к каждой выборке данных с эхолота будете иметь данные о крене/дифференте. Если грамотно подойти к вопросу о фильтрации, то в состоянии покоя, но в условиях некой зашумленности и помех, на LIS3DH, получите, думаю, +-0.2..0.3 градуса (это на вскидку). Но это именно в состоянии покоя, когда нет ускорений, имеющих неотфильтровываемый характер - то есть они не шумы с нулевым матожиданием, и не периодическая качка. А вот когда дело дойдет до компенсации ускорений, вызванных работой двигателя, там начнется совсем другая тема, по которой, в плане точности, Tanya дала оценки.

PS
2 десятка mg - это 0.02g - это 1.14 градуса, это вполне нормальная дерготня от тех ускорений, которые воздействуют на лежащий на столе предмет. Повторю - их надо фильтровать. Периодическую составляющую и часть шумов, наверное, обычным ФНЧ, а затем еще и МНК, для дальнейшего уточнения измерения. Хотя, тут, конечно, надо бы проанализировать реальный характер помех и шумов.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 4 2015, 08:27
Сообщение #41


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49) *
Полезные формулы. Только не врубился к чему.


Надо врубаться... Помогу.
Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси.
При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора.
Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной.
Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Serhiy_UA
сообщение Mar 4 2015, 10:58
Сообщение #42


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 721
Регистрация: 23-10-08
Из: next to Odessa
Пользователь №: 41 112



Вот еще идея, самодельного датчика.
Нужен сферический сосуд, в горловине которого простейшая видеокамера с подсветкой, направленная объективом вовнутрь. А на дне сосуда небольшое количество вязкой жидкости, например, масла.
Если сосуд расположен вертикально, то круглое пятно от масла будет изображено в центре, а при наклонах – смещаться. По этому смешению можно определить угол наклона в пространстве.
Обработку видео можно автоматизировать...

Как модификация, вместо масла - капелька ртути.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Gorby
сообщение Mar 4 2015, 11:16
Сообщение #43


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 449
Регистрация: 28-10-04
Из: Украина
Пользователь №: 1 002



Цитата(Serhiy_UA @ Mar 4 2015, 14:58) *
Вот еще идея, самодельного датчика.
Нужен сферический сосуд,


Гениально!
Совсем немного осталось до магнита на веревочке - и тогда точно уж никаких проблем со смачиваемостью\капиллярностью.
А, и тоже видеокамеру...


--------------------
Умею молчать на 37 языках...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Acvarif
сообщение Mar 4 2015, 12:16
Сообщение #44


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850



Цитата(Tanya @ Mar 4 2015, 11:27) *
Надо врубаться... Помогу.
Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси.
При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора.
Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной.
Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.

Спасибо. Вобщем смысл понятен. Горизонтальное ускорение, которое датчик может воспринимать как наклон. Но поступало предложение о двух датчиках расположенных встречно. Прокатит? Ну и про дорогостоящий вариант http://www.muratamems.fi/sites/default/fil...8261700a3_0.pdf Опять же разрешение очень высокое. Про точность нужно читать документ. Внутрях вроде какраз два встречных датчика + фильтр. Насколько оправдано для задачки с речным судном и гидроакустической антенной?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 4 2015, 13:33
Сообщение #45


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(Acvarif @ Mar 4 2015, 15:16) *
Спасибо. Вобщем смысл понятен. Горизонтальное ускорение, которое датчик может воспринимать как наклон. Но поступало предложение о двух датчиках расположенных встречно. Прокатит? Ну и про дорогостоящий вариант http://www.muratamems.fi/sites/default/fil...8261700a3_0.pdf Опять же разрешение очень высокое. Про точность нужно читать документ. Внутрях вроде какраз два встречных датчика + фильтр. Насколько оправдано для задачки с речным судном и гидроакустической антенной?

Более того, если ускорение таково, что сумма его с вектором ускорения силы тяжести лежит на окружности (той самой), то никаким способом, даже если мы измеряем абсолютно точно, мы не можем его отличить от наклона. Почитайте что-нибудь из механики про переход в неинерциальные системы отсчета. Про встречные датчики... см. первый совет. Про речные суда и гидроакустические антенны ничего сказать не могу.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

4 страниц V  < 1 2 3 4 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 21st July 2025 - 13:06
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01521 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016