реклама на сайте
подробности

 
 
 
Reply to this topicStart new topic
> Выравнивание переменных в Cortex-M, Не могу понять какие операции разрешены
Baser
сообщение May 3 2016, 16:55
Сообщение #1


Просто Che
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 567
Регистрация: 22-05-07
Из: ExUSSR
Пользователь №: 27 881



Изучаю документацию на STM32F0 и никак не могу из нее понять, какое выравнивание поддерживают ядра Cortex M0 и M3
В Programming manual Cortex-M0 сказано:
Цитата
3.3.4 Address alignment
An aligned access is an operation where a word-aligned address is used for a word, or multiple word access, or where a halfword-aligned address is used for a halfword access. Byte accesses are always aligned.
There is no support for unaligned accesses on the Cortex-M0 processor. Any attempt to perform an unaligned memory access operation results in a HardFault exception.

и в описании команд LDR and STR:
Цитата
The computed memory address must be divisible by the number of bytes in the load or store

так вот совсем непонятно, если байтовый доступ всегда выровненный и есть команды загрузки байта LDRB and STRB, то как они работают? Наглядных картинок с примерами, которые обычно видел при изучении других архитектур, чего-то не нашел.

Ядро Cortex-M3 вроде позволяет кое-какой невыровненный доступ, но опять, какой именно, мне не понятно.
Может есть еще документы, где это подробно расписано?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ViKo
сообщение May 3 2016, 17:58
Сообщение #2


Универсальный солдатик
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 634
Регистрация: 1-11-05
Из: Минск
Пользователь №: 10 362



Во все тех же книжках Джозефа Ю...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 3 2016, 20:28
Сообщение #3


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 3 2016, 22:55) *
Ядро Cortex-M3 вроде позволяет кое-какой невыровненный доступ, но опять, какой именно, мне не понятно.

Cortex-M3/4 насколько помню - только команды LDR/STR, LDRH/STRH (знаковые и без) поддерживают невыровненный доступ. LDM/STM, LDRD/STRD и др. - не поддерживают.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Baser
сообщение May 4 2016, 20:12
Сообщение #4


Просто Che
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 567
Регистрация: 22-05-07
Из: ExUSSR
Пользователь №: 27 881



Почитал посоветованного Джозефа Ю, у него описано несколько подробней, стало понятней.

Остались неясности работы ядер Cortex-M0 и M3 с 8-и битными данными.
Для обоих ядер сказано, что такие данные всегда выровненные.
Правильно ли я понимаю, что команды LDRB и STRB в регистры ядра загружают байт данных всегда в младший байт регистра,
при этом в оперативной или флеш памяти могут читать/писать любой байт из 4-х из 32-разрядного машинного слова. И при этом не портить другие байты слова.
Т.е. выборка нужного байта из слова в памяти и сдвиг его в младший байт в регистре происходит автоматически внутри ядра? И запись в обратном порядке также?


Все это несколько непонятно из-за того, что в ARMе команды могут быть или 16 или 32 разрядными и младший бит адреса используется для задания длины команды. А при работе с байтами он вроде бы нужен, и происходит нестыковка в моей голове sm.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
aaarrr
сообщение May 4 2016, 21:09
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 10 713
Регистрация: 11-12-04
Пользователь №: 1 448



Цитата(Baser @ May 4 2016, 23:12) *
Правильно ли я понимаю, что команды LDRB и STRB в регистры ядра загружают байт данных всегда в младший байт регистра,
при этом в оперативной или флеш памяти могут читать/писать любой байт из 4-х из 32-разрядного машинного слова. И при этом не портить другие байты слова.
Т.е. выборка нужного байта из слова в памяти и сдвиг его в младший байт в регистре происходит автоматически внутри ядра? И запись в обратном порядке также?

Правильно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 5 2016, 04:50
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 5 2016, 02:12) *
Правильно ли я понимаю, что команды LDRB и STRB в регистры ядра загружают байт данных всегда в младший байт регистра,
при этом в оперативной или флеш памяти могут читать/писать любой байт из 4-х из 32-разрядного машинного слова. И при этом не портить другие байты слова.
Т.е. выборка нужного байта из слова в памяти и сдвиг его в младший байт в регистре происходит автоматически внутри ядра? И запись в обратном порядке также?

Вы хотя-бы разок откройте любой листинг файл, сгенерённый компилятором и посмотрите что получается при операциях с байтовыми данными. Многие вопросы сразу отпадут.
Есть разница между LDRB и LDRSB. Во втором случае происходит знаковое расширение байта до 32-бит. В первом - беззнаковое.

Цитата(Baser @ May 5 2016, 02:12) *
Все это несколько непонятно из-за того, что в ARMе команды могут быть или 16 или 32 разрядными и младший бит адреса используется для задания длины команды. А при работе с байтами он вроде бы нужен, и происходит нестыковка в моей голове sm.gif

"Смешались в кучу люди, кони..."
Во-первых - мл.бит адреса команд в Cortex-M всегда ==1. Хоть для команд работающих с байтами, хоть для всех остальных.
Он может быть 0 или 1 в классических ARM7/9. И зависит от него не разрядность обрабатываемых данных, а всего лишь длина команд - 16 или 32 бита (в ARM7/9 все команды или 16 или 32 бита). И переключается это переключением режима CPU.
А Cortex-M одновременно декодирует и 16- и 32-битные команды в одном потоке.
Но к разрядности считываемых/обрабатываемых/записываемых данных это вообще никакого отношения не имеет. В ARM7/9 в режиме Thumb разрядность РОН всё равно остаётся ==32 бита, но ограничиваются возможности адресации РОН (большая часть команд не могут адресовать старшие регистры).
А этот мл.бит адреса имеет такой функционал только при выборке команд, к выборке данных это никак не относится.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AleksBak
сообщение May 5 2016, 06:07
Сообщение #7


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 132
Регистрация: 6-02-16
Из: г. Баку
Пользователь №: 90 364



Цитата(jcxz @ May 5 2016, 08:50) *
...
"Смешались в кучу люди, кони..."
...

Знакомые слова.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Baser
сообщение May 5 2016, 08:44
Сообщение #8


Просто Che
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 567
Регистрация: 22-05-07
Из: ExUSSR
Пользователь №: 27 881



Цитата(aaarrr @ May 5 2016, 00:09) *
Правильно.

Спасибо за подтверждение sm.gif

Цитата(jcxz @ May 5 2016, 07:50) *
Вы хотя-бы разок откройте любой листинг файл, сгенерённый компилятором и посмотрите что получается при операциях с байтовыми данными. Многие вопросы сразу отпадут.

Ну таки могли бы сказать, прав я в своих рассуждениях или нет. rolleyes.gif До листинга обязательно доберусь, а пока читаю документацию. Хотел в официальных доках найти описание этих моментов, но пока не нашел - приходится догадываться и спрашивать.

Цитата(jcxz @ May 5 2016, 07:50) *
А этот мл.бит адреса имеет такой функционал только при выборке команд, к выборке данных это никак не относится.

Вот за это разъяснение спасибо. Так примерно и предполагал, хотелось подтверждения.


Еще вопрос:
А компиляторам (IAR или gcc) в проектах с включенным режимом работы для Cortex-M0 нужно в явном виде задавать выравнивание short и long при объявлении глобальных переменных, или они это сами автоматом делают также как и для структур?
Типа:
Код
char a;
#pragma data_alignment=2
short b;
char c;
#pragma data_alignment=4
long d;

указание выравнивания b и d избыточно?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 5 2016, 10:17
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 5 2016, 14:44) *
А компиляторам (IAR или gcc) в проектах с включенным режимом работы для Cortex-M0 нужно в явном виде задавать выравнивание short и long при объявлении глобальных переменных, или они это сами автоматом делают также как и для структур?

Которые я видел компиляторы, все выравнивают переменные на их размер (не превышая разрядности платформы!), хоть это ARM хоть какое другое ядро.
Т.е.: выравнивание простой переменной == MIN(sizeof(переменная), разрядность_платформы/8)
Разрядность платформы ARM==32бита.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
aaarrr
сообщение May 5 2016, 10:18
Сообщение #10


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 10 713
Регистрация: 11-12-04
Пользователь №: 1 448



Цитата(Baser @ May 5 2016, 11:44) *
указание выравнивания b и d избыточно?

Совершенно избыточно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 5 2016, 10:18
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 5 2016, 14:44) *
указание выравнивания b и d избыточно?

Для ARM - да.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Baser
сообщение May 6 2016, 15:56
Сообщение #12


Просто Che
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 567
Регистрация: 22-05-07
Из: ExUSSR
Пользователь №: 27 881



Цитата(Baser @ May 5 2016, 11:44) *
Хотел в официальных доках найти описание этих моментов, но пока не нашел...

Вот еще полезный документ:
ARMv6-M_Architecture_Reference_Manual (DDI0419C)

Это для Cortex-M0. В нем хотя бы опкоды команд приведены и поля опкодов расписаны - гораздо наглядней, чем просто описание словами в документе от STM. Но про выравнивание, так как я спрашивал, для начинающих, тоже не пишут. Считают, что это общеизвестно.

Вот еще цитата из Джозефа Ю для Cortex-M3, который поддерживает невыровненный доступ:
Цитата
Любое обращение к невыровненным данным преобразуется интерфейсом шины в последовательность из нескольких выровненных пересылок, причём это преобразование является абсолютно прозрачным для пользователя. Поскольку при любом обращении к невыровненным данным в действительности осуществляется несколько пересылок, то для выполнения такой операции требуется большее число тактов, что в ряде случаев может оказаться нежелательным. Следовательно, для достижения максимальной производительности лучше всё же выpaвнивать данные соответствующим образом.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 6 2016, 18:36
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 6 2016, 21:56) *
ARMv6-M_Architecture_Reference_Manual (DDI0419C)
Это для Cortex-M0. В нем хотя бы опкоды команд приведены и поля опкодов расписаны - гораздо наглядней, чем просто описание словами в документе от STM. Но про выравнивание, так как я спрашивал, для начинающих, тоже не пишут. Считают, что это общеизвестно.

В смысле не пишут? Читать пробовали?
Cortex-M0/M1: "ARMv6-M Architecture Reference Manual" параграф A3.2 "Alignment support": ARMv6-M always generates a fault when an unaligned access occurs.
Cortex-M3: "ARMv7-M Architecture Reference Manual" параграф тот же.
Инфа по всем ядрам есть на http://infocenter.arm.com/help/index.jsp Официальная инфа, а не вольные изложения.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Baser
сообщение May 6 2016, 19:38
Сообщение #14


Просто Che
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 567
Регистрация: 22-05-07
Из: ExUSSR
Пользователь №: 27 881



Цитата(jcxz @ May 6 2016, 21:36) *
В смысле не пишут? Читать пробовали?

Пробовал. Не пишут biggrin.gif
То, что я конкретно выше спрашивал:
Цитата(Baser @ May 4 2016, 23:12) *
команды LDRB и STRB <...> в оперативной или флеш памяти могут читать/писать любой байт из 4-х из 32-разрядного машинного слова. И при этом не портить другие байты слова. Т.е. выборка нужного байта из слова в памяти и сдвиг его в младший байт в регистре происходит автоматически внутри ядра. И запись в обратном порядке также.

У разработчиков АРМ считается само собой разумеющимся и разъяснению не подлежащим laughing.gif
Есть там описание функционирования команд на псевдокоде, но правильная интерпретация нюансов псевдокода еще та задачка...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение May 6 2016, 21:13
Сообщение #15


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Baser @ May 7 2016, 01:38) *
То, что я конкретно выше спрашивал:
У разработчиков АРМ считается само собой разумеющимся и разъяснению не подлежащим laughing.gif

Честно говоря не понимаю, как можно прочитать, что команда сохраняет байт и думать, что она почему-то портит соседние 3 байта??? laughing.gif
Из чего можно вывести такое предположение? Ведь в описании STRB явно говорится сохранение байта что тут ещё может быть неясно??
Адресация памяти в ARM побайтная, а не пословная.
Прочитайте описание конкретных команд. Там для некоторых явно указывается на какие операции чтения/записи распадается операция невыровненного доступа к памяти.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 20th July 2025 - 12:33
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.03412 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016