реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> Модель двигателя и системы управления., Как смоделировать? и как управлять двигателем?
DmitriyX
сообщение Jul 12 2007, 09:00
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Требуется управлять двигателем переменного тока с тремя обмотками. Требуемый угол поворота двигателя от -4 градусов до +4 градусов. В связи с этим, для управления двигателем задействуется только ОДНА его обмотка, скорость движения двигателя будет пропорциональна току в этой одной обмотке.
Требуется управлять двигателем, чтобы от разгона до торможения колебания его скорости составляли не более 0,1%, т.е. высокоточно регулировать.
В документации на двигатель нашел значения электрической и механической постоянной времени. Простейшая модель двигателя, которая напрашивается после этого - два апериодических звена, соединенных последовательно. В модель также добавил белошумные источники помех измерений и помех воздействия. Рисунок модели прилагается.
Изначально предполагалось управлять двигателем с помощью классического ПИД-регулирования, но требуемой точности достигнуть не удалось.
Пытался синтезировать коэффициенты при теоретических расчетах следующим образом: получить такой ПИД-регулятор, который после перемножения на передаточную функцию двигателя дает интегратор 1/s. Но после расчета возникло затруднение точным образом оценить ошибку регулирования.
В связи с этим следующие вопросы:
1. Каким образом усовершенствовать модель описанного выше двигателя? Может трение в осях добавить? (только плохо представляю как сделать это в операторной форме). Может как-то еще?
2. В связи с тем, что ПИД-регулирование не достигает нужной точности на практике, предполагается применить адаптивные алгоритмы регулирования, но изучением их я пока еще на начал заниматься. Каким образом и в каких моделях можно будет адеквадно оценить ошибку адаптивного регулирования? (в операторной форме адаптивные алгоритмы ведь не моделируются)
3. Если кто-то занимался работой с адаптивными алгоритмами регулирования, то буду очень благодарен за ссылку на материалы об этом.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  DvigModel.bmp ( 416.02 килобайт ) Кол-во скачиваний: 93
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 12 2007, 10:04
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 13:00) *
Требуется управлять двигателем переменного тока с тремя обмотками. Требуемый угол поворота двигателя от -4 градусов до +4 градусов.

Вам на модели не удается управлять или на реальном двигателе?
Вы плохо описали требования - желаемую траекторию в фазовом пространстве... Некоторые траектории недостижимы...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DmitriyX
сообщение Jul 12 2007, 10:17
Сообщение #3


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Цитата(Tanya @ Jul 12 2007, 14:04) *
Вам на модели не удается управлять или на реальном двигателе?
Вы плохо описали требования - желаемую траекторию в фазовом пространстве... Некоторые траектории недостижимы...


Не удается управлять на практике. А на модели я не знаю как смоделировать источник ошибок таким образом, чтобы после получения интегратора не удавалось регулирование.
Траектория следующая: разгон за 0.05с, движение с постоянной скоростью 0.5с, торможение 0.05с. На участке движения с постоянной скоростью необходимо поддерживать постоянную скорость с точностью 0.1%.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 12 2007, 10:24
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 14:17) *
Не удается управлять на практике. А на модели я не знаю как смоделировать источник ошибок таким образом, чтобы после получения интегратора не удавалось регулирование.
Траектория следующая: разгон за 0.05с, движение с постоянной скоростью 0.5с, торможение 0.05с. На участке движения с постоянной скоростью необходимо поддерживать постоянную скорость с точностью 0.1%.

А что Вы регулируете (контролируете) именно скорость, или координату от времени? Если второе, то, действительно плохо будет получаться... особенно с интегральным звеном...
Если скорость, то какой датчик? У него тоже ведь есть свои задержки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DmitriyX
сообщение Jul 12 2007, 11:25
Сообщение #5


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Цитата(Tanya @ Jul 12 2007, 14:24) *
А что Вы регулируете (контролируете) именно скорость, или координату от времени? Если второе, то, действительно плохо будет получаться... особенно с интегральным звеном...
Если скорость, то какой датчик? У него тоже ведь есть свои задержки...


Регулирую скорость. Про датчик совсем забыл написать.
Датчик движения скорости - лазер. Система преобразования сигнала с лазера (в подробности системы не вдавался) на выходе выдает меандр, частота которого пропорциональна скорости движения двигателя. Требуемой скорости движения двигателя соответствует частота меандра 52.5 КГц. Т.е. чаще, чем с 52КГц не получится изменять воздействие. Воздействие на двигатель - ШИМ с последующим сглаживанием.

Каким образом это можно учесть в модели?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
NickNich
сообщение Jul 12 2007, 11:26
Сообщение #6


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 375
Регистрация: 8-11-05
Пользователь №: 10 593



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 13:00) *
В связи с этим следующие вопросы:
1. Каким образом усовершенствовать модель описанного выше двигателя? Может трение в осях добавить? (только плохо представляю как сделать это в операторной форме). Может как-то еще?
2. В связи с тем, что ПИД-регулирование не достигает нужной точности на практике, предполагается применить адаптивные алгоритмы регулирования, но изучением их я пока еще на начал заниматься. Каким образом и в каких моделях можно будет адеквадно оценить ошибку адаптивного регулирования? (в операторной форме адаптивные алгоритмы ведь не моделируются)
3. Если кто-то занимался работой с адаптивными алгоритмами регулирования, то буду очень благодарен за ссылку на материалы об этом.

Мало что могу сказать про трехфазные двигатели переменного тока, но несколько общих рекомендаций. Скачайте и прочитайте эту книжку (линк внизу стнаицы). В ней есть разделы посвященные управлению различными типами электродвигателей, в т.ч. и вашего, построению адаптивных систем управления двигателями, и что особенно актуально - раздел посвященный моделированию электропривода. Кстати, в операторной форме адаптивные алгоритмы моделируются, нужно только правильно описать операторы...

Далее найдите в ражделе Документация данного форума ссылки на сайты с литераторой (например - http://www.umup.narod.ru/) про электропривод, скачайте все что сможете найти и ищите книжку, в которой наиболее математически подробно описан двигатель вашего типа - это позволит создать более точную модель двигателя для симуляции и определить наиболее существенные параметры.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Oldring
сообщение Jul 12 2007, 11:36
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 041
Регистрация: 10-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 1 874



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 13:00) *
Требуется управлять двигателем переменного тока с тремя обмотками. Требуемый угол поворота двигателя от -4 градусов до +4 градусов. В связи с этим, для управления двигателем задействуется только ОДНА его обмотка, скорость движения двигателя будет пропорциональна току в этой одной обмотке.


Обычный трехфазный асинхронник что-ли? Ничего не понял...


--------------------
Пишите в личку.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
repairDV
сообщение Jul 12 2007, 11:56
Сообщение #8


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 578
Регистрация: 7-11-06
Из: Хабаровск
Пользователь №: 22 044



А вы не могли бы просто привести принципиальную схему - что и к чему вы подключаете? А то как-то непонятно - как можно крутить трёхфазный(?) двигатель одной(?) фазой.


--------------------
Маленький нанайца. А-а. А-а. Оморочком плыл. Маленький проточка. Осетра ловил.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 12 2007, 11:58
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 15:25) *
Регулирую скорость. Про датчик совсем забыл написать.
Датчик движения скорости - лазер. Система преобразования сигнала с лазера (в подробности системы не вдавался) на выходе выдает меандр, частота которого пропорциональна скорости движения двигателя. Требуемой скорости движения двигателя соответствует частота меандра 52.5 КГц. Т.е. чаще, чем с 52КГц не получится изменять воздействие. Воздействие на двигатель - ШИМ с последующим сглаживанием.

Каким образом это можно учесть в модели?

А что Вы потом с этим меандром делаете? Или точно меряете время между его фронтами?
Сглаживать ШИМ не нужно - еще одна задержка... Инерция ротора сама проинтегрирует - сгладит.
Вам бы еще добавить обратную связь по току с интегрированием - будет пропорционально моменту импульса... Интегрировать разность от датчика тока и сигнала от системы управления, которая должна выдавать сигнал ускорения - то бишь момент желаемый.... Потом компаратор - потом ключ... Шим сам собой получится... Типа - сигма-дельта АЦП...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DmitriyX
сообщение Jul 12 2007, 14:25
Сообщение #10


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Цитата(Oldring @ Jul 12 2007, 15:36) *
Обычный трехфазный асинхронник что-ли? Ничего не понял...


Цитата(repairDV @ Jul 12 2007, 15:56) *
А вы не могли бы просто привести принципиальную схему - что и к чему вы подключаете? А то как-то непонятно - как можно крутить трёхфазный(?) двигатель одной(?) фазой.


Да, трехфазный двигатель. Две его обмотки висят в воздухе. На третью подается напряжение от -27В до +27В. Поскольку угол поворота двигателя требуется от -4 градусов до +4 градусов, то напряжение подается только на ценральную обмотку.


Цитата(Tanya @ Jul 12 2007, 15:58) *
А что Вы потом с этим меандром делаете? Или точно меряете время между его фронтами?
Сглаживать ШИМ не нужно - еще одна задержка... Инерция ротора сама проинтегрирует - сгладит.
Вам бы еще добавить обратную связь по току с интегрированием - будет пропорционально моменту импульса... Интегрировать разность от датчика тока и сигнала от системы управления, которая должна выдавать сигнал ускорения - то бишь момент желаемый.... Потом компаратор - потом ключ... Шим сам собой получится... Типа - сигма-дельта АЦП...


Измеряю точный период между фронтами. На основе длительности расчитываю воздействие и подаю его на ШИМ. Пробовали без сглаживания - мотор начинает визжать и регулирование ужасное. Аппаратную схему на данном этапе менять не представляется возможным. Поэтому в данной теме интересует мнение с точки зрения теории, расчета воздействия при наличии описанного выше измерительного канала.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Yura_K
сообщение Jul 12 2007, 16:44
Сообщение #11


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 185
Регистрация: 5-05-06
Из: Ekaterinburg, Russia
Пользователь №: 16 821



1) Может приведете э/схему управления или хотя бы структурную схему?
2) Управление осуществляется в цифре или аналоге?
3) Приведите, пожалуйста, больше инфы о двигателе.


--------------------
Чудес не бывает - бывает мало знаний и опыта!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 13 2007, 06:00
Сообщение #12


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(DmitriyX @ Jul 12 2007, 18:25) *
Да, трехфазный двигатель. Две его обмотки висят в воздухе. На третью подается напряжение от -27В до +27В. Поскольку угол поворота двигателя требуется от -4 градусов до +4 градусов, то напряжение подается только на ценральную обмотку.
Измеряю точный период между фронтами. На основе длительности расчитываю воздействие и подаю его на ШИМ. Пробовали без сглаживания - мотор начинает визжать и регулирование ужасное. Аппаратную схему на данном этапе менять не представляется возможным. Поэтому в данной теме интересует мнение с точки зрения теории, расчета воздействия при наличии описанного выше измерительного канала.

1. Это с каким же временным разрешение надо измерять время между фронтами...
Ну... раза в три лучше, чем 1/1000... 6 наносекунд получается... У вас получается такая точность?
2. У Вашего двигателя момент пропорционален квадрату тока? Совсем нехорошо для Вас... Без обратной связи по реальному воздействию не обойтись.
3. Раз Вы можете его очень быстро разогнать, то значит трение очень мало и в режиме постоянной скорости ток в обмотке должен быть порядка нескольких процентов от максимального и поддерживаться с большой точностью... Какая у Вас разрядность ШИМа? Думается, что не хватит ее....
Раз Вы железо (систему управления) менять не можете, то Вам может помочь несколько увеличение момента инерции до максимальной величины, еще обеспечивающей нужное время разгона... А потом совсем выключать или изредка подталкивать короткими импульсами...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DmitriyX
сообщение Jul 13 2007, 07:27
Сообщение #13


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Цитата(Yura_K @ Jul 12 2007, 20:44) *
1) Может приведете э/схему управления или хотя бы структурную схему?
2) Управление осуществляется в цифре или аналоге?
3) Приведите, пожалуйста, больше инфы о двигателе.

Структурная схема управления приводится ниже.
Управление осуществляется в цифре.
Информация о двигателе: http://mashap.maverick.ru/rus/eeng.html
Модель двигателя: ДБМ40-0,01-5-3


Цитата(Tanya @ Jul 13 2007, 10:00) *
1. Это с каким же временным разрешение надо измерять время между фронтами...
Ну... раза в три лучше, чем 1/1000... 6 наносекунд получается... У вас получается такая точность?
2. У Вашего двигателя момент пропорционален квадрату тока? Совсем нехорошо для Вас... Без обратной связи по реальному воздействию не обойтись.
3. Раз Вы можете его очень быстро разогнать, то значит трение очень мало и в режиме постоянной скорости ток в обмотке должен быть порядка нескольких процентов от максимального и поддерживаться с большой точностью... Какая у Вас разрядность ШИМа? Думается, что не хватит ее....
Раз Вы железо (систему управления) менять не можете, то Вам может помочь несколько увеличение момента инерции до максимальной величины, еще обеспечивающей нужное время разгона... А потом совсем выключать или изредка подталкивать короткими импульсами...

1. Период измеряю таймером с частотой 150 МГц, получается чуть больше 6 наносекунд.
2. Честно говоря не знаю, пропорционален ли момент квадрату тока. Мне почему-то казалось, что скорость двигателя прямопропорциональна току в обмотке.
3. Разрядность ШИМа 10 бит. Двигатель удается разогнать, но не быстро. Подав максимальное воздействие, он разгоняется до номинальной скорости где-то за 0.3-0.4с минимум, должно укладываться в 0.5с. Но увеличение момента инерции это идея хорошая.

Хотелось бы эту систему промоделировать и теоретически проверить различные методы эффективного управления. Только учитывая все приведенные выше особенности системы затрудняюсь составить ее модель сходу.
Но в любом случае буду благодарен за советы, какие алгоритмы управления подойдут в этом случае лучше.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Struct.bmp ( 559.99 килобайт ) Кол-во скачиваний: 63
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 13 2007, 07:51
Сообщение #14


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(DmitriyX @ Jul 13 2007, 11:27) *
Структурная схема управления приводится ниже.
Управление осуществляется в цифре.
Информация о двигателе: http://mashap.maverick.ru/rus/eeng.html
Модель двигателя: ДБМ40-0,01-5-3
1. Период измеряю таймером с частотой 150 МГц, получается чуть больше 6 наносекунд.
2. Честно говоря не знаю, пропорционален ли момент квадрату тока. Мне почему-то казалось, что скорость двигателя прямопропорциональна току в обмотке.
3. Разрядность ШИМа 10 бит. Двигатель удается разогнать, но не быстро. Подав максимальное воздействие, он разгоняется до номинальной скорости где-то за 0.3-0.4с минимум, должно укладываться в 0.5с. Но увеличение момента инерции это идея хорошая.

Хотелось бы эту систему промоделировать и теоретически проверить различные методы эффективного управления. Только учитывая все приведенные выше особенности системы затрудняюсь составить ее модель сходу.
Но в любом случае буду благодарен за советы, какие алгоритмы управления подойдут в этом случае лучше.

А Вы писали 0.05 секунды...
Вы должны не моделировать, а измерить сначала реальные данные...
Какой момент добавляется от минимального кванта ШИМа. Если момент пропорционален квадрату тока, то надо измерить и для других значений... Если после ШИМа фильтрация, то еще хуже... Квадрат среднего не равен среднему в квадрате... Для требуемой точности (мое мнение) без обратной связи по реальному воздействию не обойтись... Увы...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DmitriyX
сообщение Jul 13 2007, 07:58
Сообщение #15


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 73
Регистрация: 21-12-04
Пользователь №: 1 581



Цитата(Tanya @ Jul 13 2007, 11:51) *
А Вы писали 0.05 секунды...
Вы должны не моделировать, а измерить сначала реальные данные...
Какой момент добавляется от минимального кванта ШИМа. Если момент пропорционален квадрату тока, то надо измерить и для других значений... Если после ШИМа фильтрация, то еще хуже... Квадрат среднего не равен среднему в квадрате... Для требуемой точности (мое мнение) без обратной связи по реальному воздействию не обойтись... Увы...


ой, прошу прощения, 0,03-0,04 секунды.
А можно поподробнее про обратную связь по реальному воздействию? Что она дает?
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 4th July 2025 - 01:59
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.0152 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016