реклама на сайте
подробности

 
 
3 страниц V   1 2 3 >  
Reply to this topicStart new topic
> Подмешивание в видеосигнал
idono
сообщение Dec 20 2007, 19:44
Сообщение #1


Частый гость
**

Группа: Новичок
Сообщений: 90
Регистрация: 19-12-07
Пользователь №: 33 459



Разбираюсь с АТмегой16, на этот раз экспериментирую с подмешиванием данных (хотя бы палочек-полосок) в композитный видео-сигнал.

Перерыл все возможные гуглы, нашел несколько реализаций, нашел описание передачи видео-сигнала. Читал, смотрел, опять читал. С железом более-менее разобрался, принцип работы понятен.
А вот с софтом не очень, не хватает познаний. Так что все рассуждения основываются на познаниях из мануалов "для чайников" rolleyes.gif

Итак, купил LM1881, кварц 16 мгц, конденсаторы, резисторы, пару диодов. Подключил все это к меге16 - сигнал горизонтальной синхронизации на вход внешних прерываний INT0, вертикальной на INT1. Получается что прерывание по INT0 возникает в начале прорисовки каждой строки, а INT1 в начале каждого кадра (или полукадра, т.к. рисуется через строчку). Ногу PD7 сделал выходом и подключил обратно к центральной жиле видеокабеля через диод и сопротивление.

Сделал счетчик строк, который прибавляет 1 при каждом INT0 и обнуляет при INT1.
Посидел, подумал, написал... в прерывании INT0 ждем нужной строки, после чего ждем определенное время, включаем "питание" на PD7, опять ждем, выключаем питание. Получается горизонтальная линия определенной длины и с определенным смещением от левого края.

Нарисуем крест. В обработчике INT0 условие - если строка не та, которая нам нужна, то ждем, включаем PD7 и сразу же выключаем (чтобы получить штрих с наименьшим размахом). Т.к. задержка в каждой строке одинаковая, должна получится ровная вертикальная линия. Но не получается : wacko.gif Линия гуляет как бы лесенкой на всем протяжении. По логике получается, что временной интервал от начала прерывания до начала включения PD7 при одинаковых значениях получается разным sad.gif
Фото стоп-кадра экрана прикрепил.

Вот кусок кода с обработкой прерываний:
Код
// External Interrupt 0 service routine
interrupt [EXT_INT0] void ext_int0_isr(void)
{
          if (vert==150) {      
                i=10;
                while(i--) { #asm("nop"); }
                PORTD.7=1;
                i=30;
                while(i--) { #asm("nop"); }
                PORTD.7=0;  
          }
          else {
               i=20;
                while(i--) { #asm("nop"); }
                PORTD.7=1;
                PORTD.7=0;  
          }  

        vert++;
}

// External Interrupt 1 service routine
interrupt [EXT_INT1] void ext_int1_isr(void)
{
// Place your code here  
        vert=0;  
}




Обучите, пожалуйста, чайника основным принципам правильного построения изображения на этой железной связке (LM1881 + atmega16). Для начала хотя бы прямых линий rolleyes.gif

Сообщение отредактировал idono - Dec 20 2007, 19:48
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
PSP
сообщение Dec 20 2007, 21:19
Сообщение #2


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 118
Регистрация: 1-10-07
Пользователь №: 30 988



Прерывание не обрабатывается мгновенно, всегда происходит завершение выполнения текущей команды фоновой программы, а это обычно от одного до нескольких тактов, плюс время входа в прерывание. Почитайте раздел "Interrupt Response Time" из datasheet. При тактовой 16 МГц это даст переменную задержку не менее 62.5 нс, что составляет больше 1% от ширины экрана, т.к. видимая часть меньше полной длительности строки 64 мкс.
Можно пытаться бороться с неопределенностью момента старта используя сигнал прерывания для выхода из состояния SLEEP, но остается проблема несинхронности тактового генератора процессора и синхроселектора. Или видел вариант применения строчного синхроимпульса в качестве сигнала "сброс" с одновременным разрешением работы тактового RC-генератора процессора. Это позволяет привязать генератор к фазе синхросигнала.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Serj78
сообщение Dec 20 2007, 21:41
Сообщение #3


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 966
Регистрация: 27-05-06
Из: СПб
Пользователь №: 17 499



на 16 мгц совершенно достаточно засыпать потом просыпаться , на глаз не заметно. дополнительной синхронизации не требуется. у меня строчки от начала кадрового импульса (титры выводятся внизу экрана) считаются таймером, во время свободной части кадра проц занят полезным делом smile.gif

также поищите поиском avr-vga там есть проект текстового вывода на экран.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
fmdost
сообщение Dec 20 2007, 22:52
Сообщение #4


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 479
Регистрация: 8-05-07
Из: г. Ставрополь. Северный Кавказ. Россия
Пользователь №: 27 606



Цитата(Serj78 @ Dec 21 2007, 00:41) *
на 16 мгц совершенно достаточно засыпать потом просыпаться , на глаз не заметно. дополнительной синхронизации не требуется. у меня строчки от начала кадрового импульса (титры выводятся внизу экрана) считаются таймером, во время свободной части кадра проц занят полезным делом smile.gif

А если засинхронизировать таймер счётчик по синхроимпульсам строк, то можно попробовать использовать выходы compare для аппаратного рисования. Напримет compare1 есть вкл compare2 есть выкл, и сразу в них новые значения. ИМХО не пробовал, просто подумалось.

Сообщение отредактировал Т.Достоевский - Dec 20 2007, 22:53
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Guest_=VRA=_*
сообщение Dec 20 2007, 23:41
Сообщение #5





Guests






Все это на раз делается даже без LM1881
Go to the top of the page
 
+Quote Post
rx3apf
сообщение Dec 21 2007, 00:07
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 834
Регистрация: 14-06-06
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 18 047



Цитата(PSP @ Dec 21 2007, 00:19) *
Прерывание не обрабатывается мгновенно, всегда происходит завершение выполнения текущей команды фоновой программы, а это обычно от одного до нескольких тактов, плюс время входа в прерывание. Почитайте раздел "Interrupt Response Time" из datasheet. При тактовой 16 МГц это даст переменную задержку не менее 62.5 нс, что составляет больше 1% от ширины экрана, т.к. видимая часть меньше полной длительности строки 64 мкс.


Нет, чуть больше 0.1% - ведь разница три порядка, а не два. А 0.1% не очень заметны. Но по-хорошему, надо бы принимать дополнительные меры к синхронизации.

Цитата(PSP @ Dec 21 2007, 00:19) *
Можно пытаться бороться с неопределенностью момента старта используя сигнал прерывания для выхода из состояния SLEEP, но остается проблема несинхронности тактового генератора процессора и синхроселектора. Или видел вариант применения строчного синхроимпульса в качестве сигнала "сброс" с одновременным разрешением работы тактового RC-генератора процессора. Это позволяет привязать генератор к фазе синхросигнала.

Для RC-генератора выход из sleep даст необходимую синхронизацию. Альтернатива - PLL для тактового генератора.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
idono
сообщение Dec 21 2007, 07:02
Сообщение #7


Частый гость
**

Группа: Новичок
Сообщений: 90
Регистрация: 19-12-07
Пользователь №: 33 459



Вставил бесконечный цикл с idle(); в главной функции - расстояния между изломами вертикальной линии стани больше. Померял линейкой ширину "перелома" (эксперементирую на проекторе, поэтому померять вполне реально) - получилось действительно около 0.2% погрешности.

Выходит, что мои волнения были напрасны, для небольшого экрана такая погрешность будет вполне допустима beer.gif

Следующим шагом попробую выводить осмысленные буковки.
Кстати, те проекты avr-vga и телеметрию для воздушного шара я нашел и изучил в первую очередь. По коду почти ничего не понял sad.gif

Буду постить свои попытки изучить систему в этой теме, если вы не против rolleyes.gif Может быть еще кому-то из начинающих она поможет в будущем.

Если я правильно понял принцип построения текста на экране - есть некий двухмерный массив с битами 0 1, как бы матрица для построения цифры по слоям, в котором цифра, например, 1 выглядит так (беру цифру с разрешением 8х12, как в проекте avr-vga):

11111111
11111111
10000111
11100111
11100111
11100111
11100111
11100111
11100111
11100111
11111111
11111111

Имея массив с текстом для вывода и счетчик текущей строки, выводим чисто построчно, перемигиваясь в каждой строке нулями и единицами. Ну и конечно надо учитывать, что изображение строится через строку.

// пошел пробовать smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alux
сообщение Dec 21 2007, 07:48
Сообщение #8


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 589
Регистрация: 24-04-05
Пользователь №: 4 447



Смотри на avrfreaks в последних проектах "AVGA demo".
Go to the top of the page
 
+Quote Post
idono
сообщение Dec 21 2007, 08:55
Сообщение #9


Частый гость
**

Группа: Новичок
Сообщений: 90
Регистрация: 19-12-07
Пользователь №: 33 459



Цитата(alux @ Dec 21 2007, 10:48) *
Смотри на avrfreaks в последних проектах "AVGA demo".

там что-то совсем жестко, я и элементарные проекты разобрать не могу sad.gif

написал сам как смог прорисовку одного символа:

Код
int start_line=100;    // начинаем вывод с линии номер 100
int cur_line=0;         // переменная для отсчета линий с момента начала прорисовки символа

// сам тестовый символ (нарисован 0 единичками)
char symbol[8]={0b01111111,
                0b01000001,
                0b01000001,
                0b01000001,
                0b01000001,
                0b01000001,
                0b01000001,
                0b01111111};

// External Interrupt 0 service routine
interrupt [EXT_INT0] void ext_int0_isr(void)
{
         //если находимся в области прорисовки:
          if (vert>start_line && vert<start_line+9)  {
                i=30;
                while(i--) { #asm("nop"); }    // задержка перед выводом (для отступа слева)
  
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 0); // присваиваем порту вывода 1, если в нулевом бите symbol единица (т.е. включаем белый пиксел)
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 1); // тоже, но проверяем первый бит
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 2); // второй бит
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 3); // и так далее
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 4);
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 5);
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 6);
                PORTD.7=symbol[cur_line] & (1 << 7);                
                          
                cur_line++; // переходим на опрос слдующего элемента массива
                
          } else {              
                cur_line=0; // сбрасываем позицию на ноль, если находимся вне области прорисовки
          }

        vert++; // увеличиваем счетчик горизонтальных линий
}

// External Interrupt 1 service routine
interrupt [EXT_INT1] void ext_int1_isr(void)
{
        vert=0;  //сбрасываем счетчик линий при начале прорисовки нового кадра
}


В результате получается такой широченный символ smile.gif
Как с максимальной скоростью вывести на PORTD.7 сразу все восемь бит переменной? То есть если в переменной "0b01011100", то на порт PD7 быстренько по-очереди выведутся значения 0 1 0 1 1 1 0 0
Циклом for() получается еще дольше, чем я в ряд записал, видимо процессор тратит много тактов на такие операции
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
GDI
сообщение Dec 21 2007, 09:23
Сообщение #10


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 235
Регистрация: 14-05-05
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 5 008



Цитата
видимо процессор тратит много тактов на такие операции

А вы посмотрите что у вас в асм листиге получилось, там же, небось еще и выборка из массива каждый раз делается,
как вариант №1 осмелюсь предложить перед операцией собственно вывода сделать чтение нужного байта из массива в какую то переменную, а потом сдвигать виты только из этой переменной, примерно так:
Код
      
                tmp =  symbol[cur_line]        
                PORTD.7=tmp & (1 << 0); // присваиваем порту вывода 1, если в нулевом бите symbol единица (т.е. включаем белый пиксел)
                PORTD.7=tmp & (1 << 1); // тоже, но проверяем первый бит
                PORTD.7=tmp & (1 << 2); // второй бит
                PORTD.7=tmp & (1 << 3); // и так далее
                PORTD.7=tmp & (1 << 4);
                PORTD.7=tmp & (1 << 5);
                PORTD.7=tmp & (1 << 6);
                PORTD.7=tmp & (1 << 7);

возможно того же эффекта можно добиться используя оптимизацию по скорости компилятора.

вариант №2, сделать аппаратный вывод битов, например через внешний регистр с параллельной загрузкой и последосательным выходом, можно попробовать для этой цели приспособить аппаратный SPI, который есть на МК. А еще, если есть свободный порт, например то же PORTD, то можно сделать так:
Код
PORTD = symbol[cur_line];
PORTD >>= 1; //и так 8 раз
при этом все линии порта кроме младшей должны быть свободны а на выводе PORTD.0 мы получим последовательность битов, начиная от младшего, либо можно получить биты, начиная со старшего , если применить сдвиг в другую сторону, тогда последовательность будет выходить с PORTD.7


--------------------
http://www.embedders.org Блоги разработчиков электроники.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
idono
сообщение Dec 21 2007, 09:55
Сообщение #11


Частый гость
**

Группа: Новичок
Сообщений: 90
Регистрация: 19-12-07
Пользователь №: 33 459



Чтение байта из массива перед выводом помогло, ширина символа сократилась примерно в полтора раза. Опимизация компилятора по скорости уменьшила символ еще на столько же! Спасибо за советы, GDI

Теперь символ 8х12 выглядит вполне хорошо. Теперь попробую привязать готовый массив с шрифтом, дабы букву можно было оттуда выбирать и делать вывод
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
idono
сообщение Dec 21 2007, 16:32
Сообщение #12


Частый гость
**

Группа: Новичок
Сообщений: 90
Регистрация: 19-12-07
Пользователь №: 33 459



нарисовал из нулей массив цифр, написал функцию для прерывания. Старался делать все без массивов и циклов - при срабатывании прерывания, перед выводом делаю все вычисления, байты сравниваю и тп, потом в ряд идет вывод. Да условия перед этим выводом такой сложности, что вывод поспевает уже к концу отрисовки строки, только только 3 цифры успеваю вывести.

Для теста я пробовал вывести на одну из строк показания с датчика температуры - впритык к максимальной загрузке меги, но получилось (результат прикрепил).

Вот код (только основная проблемная часть)

Код
char symbol[13][12]={
                {
                0b00011000, // 0
                0b00100100,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b01000010,
                0b00100100,
                0b00011000
                },
                ..... и так далее
}

// External Interrupt 0 service routine
interrupt [EXT_INT0] void ext_int0_isr(void)
{              
      //если текущая строка попадает в заданую область для 1го ряда цифр
        if (vert>start_line && vert<start_line+13)  {
           drawing1=number1; //присваиваем переменным прорисовки цифр drawing значения каких-то параметров
           drawing2=number2; //в тесте параметров нет, поэтому значения просто присвоены выше
           drawing3=number3;
           state1=1; // флаг нахождения в нужном диапазоне для обработчика ниже
        } else {
           state1=0;
        }  
        
        // случай со вторым рядом цифр
        if (vert>start_line2 && vert<start_line2+13)  {
           drawing1=number5;
           drawing2=number6;
           drawing3=number7;
           state2=1;
        } else {
           state2=0;
        }

         // случай с третьим рядом цифр
        if (vert>start_line3 && vert<start_line3+13)  {
           drawing1=number9;
           drawing2=number10;
           drawing3=number11;
           state3=1;
        } else {
           state3=0;
        }

    
          //если строка попадает в область прорисовки одного из 3х значений, то запускаем обработчик
          if (state1 || state2 || state3)  {
              
                        //вычисляем значение (0 или 1) каждого пиксела для всех 3х цифр в данной строке (тип переменной tmp - bit)
                        tmp00 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 0);
                        tmp01 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 1);
                        tmp02 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 2);
                        tmp03 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 3);
                        tmp04 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 4);
                        tmp05 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 5);
                        tmp06 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 6);
                        tmp07 =  symbol[drawing1][cur_line]& (0b10000000 >> 7);  

                        tmp10 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 0);
                        tmp11 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 1);
                        tmp12 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 2);
                        tmp13 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 3);
                        tmp14 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 4);
                        tmp15 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 5);
                        tmp16 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 6);
                        tmp17 =  symbol[drawing2][cur_line]& (0b10000000 >> 7);  
  
                        tmp20 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 0);
                        tmp21 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 1);
                        tmp22 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 2);
                        tmp23 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 3);
                        tmp24 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 4);
                        tmp25 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 5);
                        tmp26 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 6);
                        tmp27 =  symbol[drawing3][cur_line]& (0b10000000 >> 7);    
                        
                        // и быстро выводим получившиеся значения с небольшой задержкой (промежутки между цифрами)
                        PORTD.7=tmp00;
                        PORTD.7=tmp01;
                        PORTD.7=tmp02;
                        PORTD.7=tmp03;
                        PORTD.7=tmp04;
                        PORTD.7=tmp05;
                        PORTD.7=tmp06;
                        PORTD.7=tmp07;
                        
                        delay_us(5);  
  
                        PORTD.7=tmp10;
                        PORTD.7=tmp11;
                        PORTD.7=tmp12;
                        PORTD.7=tmp13;
                        PORTD.7=tmp14;
                        PORTD.7=tmp15;
                        PORTD.7=tmp16;
                        PORTD.7=tmp17;
                        
                        delay_us(5);
                        
                        PORTD.7=tmp20;
                        PORTD.7=tmp21;
                        PORTD.7=tmp22;
                        PORTD.7=tmp23;
                        PORTD.7=tmp24;
                        PORTD.7=tmp25;
                        PORTD.7=tmp26;
                        PORTD.7=tmp27;
                                          
                cur_line++;
                
          } else {
                cur_line=0;    
          }
          

        vert++;  

}

// External Interrupt 1 service routine
interrupt [EXT_INT1] void ext_int1_isr(void)
{
// Place your code here  
        vert=0;  
}


Кажется все эти просчеты &, сдвиги битов и выборы из 3х-мерного массива в количестве 24 штуки сильно грузят процессор. Так, что 3й символ успевает выскочить уже почти в конце строки. Просчеты для 4го символа вставить конечно уже некуда sad.gif
Само собой разумеется, что алгоритм всех этих просчетов неверный. Хочется побольше информации на изображение наложить.

Подскажите более правильный алгоритм побитового вывода байта из массива в порт, пожалуйста crying.gif

Сообщение отредактировал idono - Dec 21 2007, 16:38
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Maik-vs
сообщение Dec 21 2007, 17:17
Сообщение #13


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 246
Регистрация: 4-12-06
Пользователь №: 23 101



ИМХО это большой героизм советского толка писать такое на С. Лучше на ассемблере - там эмулятор точно считает время, можно всё учесть и пользоваться всякими хитростями. Сам интересуюсь подобной штукой, поэтому интересно, что у Вас получится. Видел проект, где пикселы строки заносятся во все 32 регистра, а потом тупо сдвигаются. Для сдвига, подумалось мне, можно использовать один из последовательных интерфейсов, кажется TWI может подойти. Или использовать внешний регистр сдвига как external RAM. Насчёт дрожания. PLL к строчной синхронизации конечно желателен, но у нас есть разработка с пиксельной частотой 20 МГц, буквы не дрожат.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
rezident
сообщение Dec 21 2007, 17:24
Сообщение #14


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 10 920
Регистрация: 5-04-05
Пользователь №: 3 882



Чтобы уменьшить джиттер и величину запаздываний вывода символов, вывод нужно разместить как можно ближе к точке входа в прерывание. Выводите сначала заранее подготовленный буфер и только потом уже делайте проверки и готовьте для вывода следующий буфер.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
rx3apf
сообщение Dec 21 2007, 17:43
Сообщение #15


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 834
Регистрация: 14-06-06
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 18 047



Цитата(Maik-vs @ Dec 21 2007, 20:17) *
Для сдвига, подумалось мне, можно использовать один из последовательных интерфейсов, кажется TWI может подойти. Или использовать внешний регистр сдвига как external RAM.

TWI - не лучший вариант. SPI - тоже. А вот в новых мегах UART умеет работать как SPI, причем с буферизацией - это, наверное, как раз будет то, что нужно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

3 страниц V   1 2 3 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 18th July 2025 - 20:12
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01518 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016