Здравствуйте.
Нужно получить на экране осциллографа осциллограмму напряжения в первичной/вторичной цепях системы зажигания автомобильного бензинового двигателя (посредством высоковольтного трансформатора, система зажигания создаёт разряд между двумя электродами, и за счёт этого разряда загорается смесь воздуха с бензином) с целью обнаружения неисправностей как самой катушки зажигания, так и неисправностей высоковольтной изоляции / свечей зажигания.
На более старых автомобилях применяется зажигание с механическим распределением зажигания.
В таких системах снимаю сигналы по следующей схеме.
В первичной цепи напряжение достигает 400V (ограничено стабилитроном, встроенным в силовой ключ коммутатора, управляющего первичкой). По этому, использую делитель напряжения с коэффициентом деления 1:100.
Во вторичной цепи напряжение при работе двигателя на холостом ходу кратковременно достигает 10000V. Когда двигатель работает под нагрузкой или при некоторых неисправностях системы зажигания этот импульс может достигать 40000…50000V, по этому использую делитель напряжения коэффициентом деления 1:10000, но не резистивный, а ёмкостной. Между высоковольтным проводом и металлической пластинкой образуется ёмкость 0.1pF, между сигнальным проводником и экраном конденсатор 3000pF, далее усилитель с высоким входным сопротивлением.
По мануалам в идеале сигнал во вторичке должен быть следующим:
Реально полученный сигнал:
Здесь сигнал достоверный.
На более новых автомобилях, каждый цилиндр двигателя обслуживается по сути дела своей собственной системой зажигания (индивидуальное зажигание) не имеющей подвижных механических элементов.
Здесь возникает несколько проблем.
Во-первых: катушка зажигания расположена в глубоком колодце прямо над свечёй зажигания, из-за чего нет доступа к её высоковольтной части.
Во-вторых: если даже катушку достать из колодца и соединить её высоковольтный вывод со свечёй зажигания посредством удлинителя, то форма напряжения на этом высоковольтном выводе (или на проводе удлинителя) всё равно будет сильно отличаться из-за встроенного в катушку высоковольтного диода в цепь высоковольтного вывода.
То есть, съём сигнала с помощью ёмкостного датчика с высоковольтного вывода индивидуальной катушки не имеет смысла.
Существует две основные конструкции индивидуальных катушек зажигания.
В обеих конструкциях прямо в катушку зажигания может быть встроен коммутатор, и цепь первичной обмотки становится недоступной.
Приемлемый сигнал вторичной цепи получается для катушек типа A, если ёмкостной датчик установить на катушку так, чтобы образовалась ёмкость между обкладкой датчика и концом вторичной обмотки.
А вот с катушками типа B это метод не срабатывает из-за того, что, во-первых, вторичная обмотка расположена внизу под первичной, а во-вторых, катушка оказывается экранированной наружной частью магнитопровода, выполненного в виде железной трубки. Таким образом, для катушек типа B получается просмотреть только первичку, и то в случае, что в неё не встроен коммутатор.
Попробовал поэкспериментировать с магнитным полем создаваемым катушкой. Вынул из автомобильного электромагнитного реле электромагнитную катушку, подключил выводы обмотки к осциллографу, поднёс электромагнитную катушку к катушке.

По сути дела, как мне кажется, получил ещё одну вторичную обмотку. Сигнал получился очень похожий на нужный, но имеет некоторые недостатки. Во-первых, на сигнал накладывались затухающие колебания LC-контура, образованного индуктивностью электромагнитной катушки (измеренная индуктивность тестером 90mH) и суммой её паразитной ёмкости (обмотка имеет много слоёв) и ёмкости кабеля (кабель длинный, измеренная ёмкость тестером примерно 150pF). Поставил резистор 20kOhm параллельно электромагнитной катушке. Паразитные затухающие колебания исчезли почти полностью, немного задавилась высокочастотная составляющая сигнала, но до приемлемой степени (на коротком кабеле и более высокоомном резисторе частота среза получается значительно выше при почти полном отсутствии затухающих колебаний).
А вот собственно вопрос.
Плохо передаётся низкочастотная составляющая сигнала, по каким причинам – не могу понять.
Может кто подскажет что либо по низкочастотной составляющей. Может дело в сердечнике?
Параметры электромагнитной катушки:
активное сопротивление проволоки 80Ohm;
индуктивность 90mH;
ёмкость кабеля 150pF.
Нужно получить спектр сигнала не хуже 40Hz…100kHz.
Сообщение отредактировал ifgeniy - Feb 22 2008, 20:29