|
Разработка прецизионного электропривода, Система управления прецизионным электроприводом |
|
|
|
Oct 6 2008, 06:02
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 128
Регистрация: 21-06-07
Из: Омск
Пользователь №: 28 594

|
Необходимо разработать прецизионную систему управления безколлекторным двигателем постоянного тока (БДПТ). Параметры БДПТ точно не известны, известно, что он имеет номинальное напряжение 24-27В, ток 1-3А и имеет 4 полюса. Также на двигателе имеется импульсный датчик частоты с числом меток 4800. Что касаемо самой системы управления, то я реализовал на ATMega8 выход синусоидального ШИМ сигнала со сдвигом на 90 градусов. Прошу помочь с разработкой силовой части системы управления. Я примерно накидал схему (см. рисунок). Интересует такой вопрос, как можно измерить ток в обмотке двигателя? Какая максимальная частота ШИМа может быть подана на эту схему (чтобы не было сквозного тока и чтобы транзисторы успевали полностью открываться и закрываться (по даташиту на транзисторы и драйвер не смог этого понять)). И можно ли напрямую с выхода контроллера подавать управляющий сигнал на вход драйвера? P.S. Извиняюсь за глупые вопросы, просто дело в том, что я ещё не работал с силовой электроникой, а времени на изучение уже нет, нужно как можно быстрее разработать систему управления. P.P.S. Проект реализуется за счет собственных средств, поэтому не хотелось бы использовать дефицитных и дорогостоящих деталей.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 06:54
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 961
Регистрация: 28-11-05
Пользователь №: 11 489

|
Посмотри Ap.Notes у Atmel. Там и про управление бесколлекторными есть, и плата для этого специально, кажись ATAVRMC100. Там уже все сделано и примеры есть и схемы. Там используется AT90PWM и это правильно. Не надо программно париться с генерацией ШИМ, у AVR и так ресурсов очень мало особенно для "прецизионного электропривода". И еще с датчиком 4800 импульсов на оборот. И еще не понятно, частота вращения какая? Обычно у бесколлекторников несколько тысяч, например 3 и выше. AVR не успеет, особенно если "прецизионный электропривод", и опять не понятно что под этим понятием подразумевается. Максимальная частота ШИМа определяется транзисторами, делать её большой не выгодно, увеличиваются потери при переключении транзисторов. Килогерц 20 делают с быстрыми транзисторами. А у двигателя то наверно 3 провода - 3 фазы, а полюсов может быть и 4. Так что надо наверно 3 синусоиды со сдвигом на 120. Ток в обмотках меряют либо гальванически развязанным датчиком последовательно с обмоткой, либо по падению напряжения на резисторе в истоке нижнего полевика. Если раньше не имел дел с силовой электроникой, о тебя ждут сюрпризы и с монтажом силовой части. 24В и 3А это не очень мало. Есть где накосячить. PS. делать это с коммерческой целью нет смысла, выгоднее купить готовое. Посмотри документацию на какой-нибудь фирменный сервоусилитель, тогда поймёшь как далеко они ушли - не догонишь. Тем более с нуля.
Еще. 2 конденсатора по 2200 на твоей схеме вообще не в тему.
--------------------
В действительности всё не так, как на самом деле.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 07:17
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
DC 12-24V 30A Three Phase Power Hardware for Either PMSM or AC Induction Machines. http://focus.ti.com/lit/an/bpra071/bpra071.pdfХотелось бы побольше узнать о прецизионности.
Сообщение отредактировал evgeny_ch - Oct 6 2008, 07:19
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 07:43
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 128
Регистрация: 21-06-07
Из: Омск
Пользователь №: 28 594

|
Аппнот обязательно посмотрю Цитата И еще не понятно, частота вращения какая? Точно частота вращения неизвестна, но она явно меньше 3 тысяч, ориентировочно 300-1000 об/мин. Цитата Не надо программно париться с генерацией ШИМ Если например использовать atmega128 (она в отличии от PWM у меня есть в наличии, хотя возможно придется все же заказать PWM) то на двух таймерах я реализовал ШИМ который из таблицы синуса выдает сигнал на выходы, т.е. сам ШИМ реализуется аппаратно, а выбор значения ШИМа производится программно по прерыванию таймера. Таким образом, используется два таймера для генерации ШИМ, один таймер для задания скорости вывода синуса (выбора значения синуса из таблицы и соответственно определяет скорость вращения двигателя). И ещё один таймер будет использоваться для подсчета числа меток с датчика (вход ICP, т.е. опять же аппаратно). Цитата А у двигателя то наверно 3 провода - 3 фазы, а полюсов может быть и 4 Нет у двигателя две обмотки (соответственно 4 провода) сдвинутые на 90 градусов, соответственно чтобы им управлять нужно на одну обмотку подавать синус, а на другую косинус (т.е. со сдвигом 90 градусов). Цитата Ток в обмотках меряют либо гальванически развязанным датчиком последовательно с обмоткой, либо по падению напряжения на резисторе в истоке нижнего полевика. Т.е. здесь придется измерять ток в двух нижних транзисторах для одной обмотке и в двух для другой, и потом из этих двух токов высчитывать реальный. Цитата PS. делать это с коммерческой целью нет смысла, выгоднее купить готовое. Это создается не для коммерческого использования, а для изучения некоторых особенностей работы прецизионных электроприводов (в университете). А покупать нет смысла т.к. там не получится управлять по нужному алгоритму (там ведь у них свой алгоритм). Цитата "прецизионный электропривод", и опять не понятно что под этим понятием подразумевается Подразумевается то, что двигатель должен вращаться со строго определенной скоростью и положение ротора задается довольно точно (сотые части градуса). Цитата Еще. 2 конденсатора по 2200 на твоей схеме вообще не в тему. Сперва хотел избавиться от ещё двух транзисторов и драйвера заменив их виртуальной средней точкой, но все же придется отказаться от такой идеи и использовать полный мост.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 08:01
|

Техногипнолог
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126

|
Цитата Подразумевается то, что двигатель 1) должен вращаться со строго определенной скоростью и 2) положение ротора задается довольно точно (сотые части градуса). 1) Это не проблема 2) относительно чего? 3) чего будем крутить? 4) Сколько фаз у двигателя и есть ли датчики положения ротора? Ваша задача давно и успешно решена в видеомагнитофонах в приводах БВГ и ВВ.  Вызывает сомнение реализации САР с угловой погрешностью "секунды" на атмелке. Цитата Нет у двигателя две обмотки (соответственно 4 провода) сдвинутые на 90 градусов, соответственно чтобы им управлять нужно на одну обмотку подавать синус, а на другую косинус (т.е. со сдвигом 90 градусов). Упс, проглядел про фазность  П.С. Давайте датащит на моторчик
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 08:30
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 128
Регистрация: 21-06-07
Из: Омск
Пользователь №: 28 594

|
Цитата(maximiz @ Oct 6 2008, 15:01)  П.С. Давайте датащит на моторчик К сожалению, с этим помочь не могу, самому хотелось бы иметь даташит, но т.к. ни названия, ни каких конкретных параметров двигателя нет, то найти даташет не представляется возможным. Есть только сам двигатель, и известно, что на нем установлен датчик с 4800 меток, напряжение этого двигателя 24 или 27 вольт и ток 1 или 3А. К сожалению это вся известная мне информация. Если интересно, то через неделю могу выложить фото этого моторчика (счас не могу т.к. двигатель не у меня). Для начала было бы хорошо просто его раскрутить. Затем уже можно было бы перейти к тому, чтобы точно выставить скорость вращения. А атымет был выбран только лишь потому, что с ними я уже работал, а времени на изучение других контроллеров практически нет.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 08:40
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249

|
Цитата(Ден @ Oct 6 2008, 13:30)  А атымет был выбран только лишь потому, что с ними я уже работал, а времени на изучение других контроллеров практически нет. Ну чтож удачи. Стоит отметить, что в прецезионных электроприводах алгоритмы управления обычно сложные. Координатные преобразования всякие, математика кругом, компенсация того-сего... Кстати, у меги нет аппаратного обработчика энкрементального энкодера. p.s. ИМХО прецезионные электроприводы это очень сложно. Если нет времени, то и браться не стоит.
--------------------
Если все, то не я...
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 08:44
|

Техногипнолог
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126

|
Цитата А атымет был выбран только лишь потому, что с ними я уже работал, а времени на изучение других контроллеров практически нет. Он, вероятно, понадобится. Как формирователь синусов (какая дискретность ШИМ получена?) И только. Про моторчик хоть фотку дайте, чтобы оценить его серьезность. Если он не у вас, попросите обладанта хотя бы подключить к обмотке светодиод и крутануть за вал - надо выяснить принципиально - синхронная или асинхронная это машина. Так ли важен именно этот двигатель? 360 град/4800 = 0,075 град. При тыщще оборотов в мин. энкодер выработает 80000 имп/сек. Атмелка отдыхает. Тута я б делал на логике ЧФД, ФНЧ на ОУ и выход в кл. АВ на видачной мс или тут недавно фигурировала ONsemi с внешними транзисторами и т.п.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 08:59
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 128
Регистрация: 21-06-07
Из: Омск
Пользователь №: 28 594

|
Цитата(PhX @ Oct 6 2008, 15:25)  2. От atmega откажитесь сразу, иначе будете бится за каждый такт. Советую посмотреть 320F28xxx от TI. 3. Если не работали с силой, берите готовый инвертор (можно на микросхеме IRAMX какой нибудь, пусть он работает на 10%, зато он точно будет работать) иначе проблемм будет очень много. 4. Обратная связь по току LEM-овскими датчиками. Гальваническая связь между контроллером и силой крайне не желательна. TI брать не хочу, поскольку необходимо изучать все особенности и кроме этого необходимо искать программаторы и т.п. А времени на все это, к сожалению нет. Есть вариант использовать с8051F410, он по быстрее меги будет и разбираться с ним практически не нужно. Что можете по поводу этого МК сказать? На данный момент интересует именно реализация силовой части. По поводу IRAMX и LEM спасибо, посмотрю. Цитата(evgeny_ch @ Oct 6 2008, 15:26)  Несколько нелогично, имея 4800 имп/об (инкрементальный выход?), получить сотую долю градуса. А что такое строго определённая скорость? Еесли грубо описать то датчик это с одной стороны светодиод, с другой стороны фотоприемник, а между ними оптический диск с метками. (Двигатель уже совсем не новый) Выход у него в виде треугольных импульсов. А по поводу точности это хотя бы для начала нужно получить такую точность, потом уже можно будет совершенствовать двигатель. Т.е. если задали (например, с ПК) чтобы двигатель вращался со скоростью 347,5 об/мин то с этой скоростью он и должен вращаться, по поводу точности пока ничего не могу сказать.
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 09:07
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 128
Регистрация: 21-06-07
Из: Омск
Пользователь №: 28 594

|
Цитата(maximiz @ Oct 6 2008, 15:44)  Он, вероятно, понадобится. Как формирователь синусов (какая дискретность ШИМ получена?) И только.
Про моторчик хоть фотку дайте, чтобы оценить его серьезность. Если он не у вас, попросите обладанта хотя бы подключить к обмотке светодиод и крутануть за вал - надо выяснить принципиально - синхронная или асинхронная это машина. Так ли важен именно этот двигатель? По поводу дискретности ШИМ я использовал 8и битный режим таймера, а таблица синуса пока только на 72 точки на оборот. В дальнейшем увеличу (вероятно, до 4800 точек) Движок синхронный (по крайней мере, так мне говорили). Цитата Так ли важен именно этот двигатель? Я создаю макет для изучения прецизионного двигателя, т.е. нужно исследовать и практически подтвердить научные теории. Цитата Вы это Евгению не пишИте, а старайтесь чётко отвечать на заданные вопросы. Я думаю из этого более понятно что из себя представляет датчик. Другими словами он не является абсолютным, а самый что не есть инкрементный.
Сообщение отредактировал Ден - Oct 6 2008, 09:14
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 09:15
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249

|
Цитата(Ден @ Oct 6 2008, 14:07)  и практически подтвердить научные теории. Жесть! В перцезионных приводах самая соль это система управления. Вы вообще что под прецезионностью подразумеваете???? Стабилизация скорости? Задача слежения? Позиционирования? Вообще ничего не понятно... Какая задача-то? Очень странно, что сначала Вы делаете силу, а потом будете думать как прикрутить к ней СУ, ИМХО этот подход не правильный. На вашем месте я бы для начала провел моделирование СУ в Matlabе, а потом бы брался за силу, выбирал контроллер и.т.п.
--------------------
Если все, то не я...
|
|
|
|
|
Oct 6 2008, 09:25
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(Ден @ Oct 6 2008, 11:59)  ... Еесли грубо описать то датчик это с одной стороны светодиод, с другой стороны фотоприемник, а между ними оптический диск с метками. (Двигатель уже совсем не новый) Выход у него в виде треугольных импульсов. А по поводу точности это хотя бы для начала нужно получить такую точность, потом уже можно будет совершенствовать двигатель. Т.е. если задали (например, с ПК) чтобы двигатель вращался со скоростью 347,5 об/мин то с этой скоростью он и должен вращаться, по поводу точности пока ничего не могу сказать. У синхронных машин есть такая особенность, они вращаются с частотой поля, которое, в свою очередь, возникает в результате тока, протекающего в фазных обмотках. Следовательно, если двигатель вращается, можно с большой уверенностью полагать, что частота его вращения известна, поскольку вы её сами и задаёте. Резонно спросить, а для чего ДПР? Для позиционирования, о котором вы сказали, что оно д. б. с точностью ЭН долей градуса. Нужно конкретнее указывать, что вам необходимо, тупокрутить или поддерживать траекторную задачу.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|