реклама на сайте
подробности

 
 
 
Reply to this topicStart new topic
> синхронизация частоты и фазы вращения 2 двигателей, каким двигателем проще управлять и откуда выдрать
kotopuz
сообщение Oct 28 2008, 22:14
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743



Доброе время суток.
Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать.
Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.
ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
evgeny_ch
сообщение Oct 28 2008, 22:24
Сообщение #2


чукчхэшаражогрмонтажник
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094



Цитата(kotopuz @ Oct 29 2008, 02:14) *
...
Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.
ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

Спасибо.

В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель.
Остальное там же.
Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями.

Сообщение отредактировал evgeny_ch - Oct 28 2008, 22:27


--------------------
Quo vadis?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
PhX
сообщение Oct 29 2008, 09:36
Сообщение #3


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249



Цитата(kotopuz @ Oct 29 2008, 02:14) *
Доброе время суток.
Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать.
Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают.
ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.

Спасибо.

ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью?


--------------------
Если все, то не я...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kotopuz
сообщение Oct 29 2008, 21:00
Сообщение #4


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743



Цитата(PhX @ Oct 29 2008, 13:36) *
ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью?

Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее.

Цитата(evgeny_ch @ Oct 29 2008, 02:24) *
В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель.
Остальное там же.
Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями.

Спасибо. Вчера выяснил что в сидироме диск вращается синхронным двигателем. Друг выдрал двигатель дома а остальное выкинул, сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету.
На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.
Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
PhX
сообщение Oct 30 2008, 05:35
Сообщение #5


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249



Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00) *
Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее.
Спасибо.

Так понятнее.
Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация.
ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.
ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками.


--------------------
Если все, то не я...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Yougi
сообщение Oct 30 2008, 07:30
Сообщение #6


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 7-05-06
Пользователь №: 16 861



Особо тут дифуравнений писать не надо.
Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Максим Зиновьев
сообщение Oct 30 2008, 08:04
Сообщение #7


Техногипнолог
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126



Цитата
Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.


Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ smile.gif

Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами.

Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов.
Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением.
У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик.

А потом бы уже думал, чем ими управлять smile.gif Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое.





Цитата
Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера


+1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm.

Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kotopuz
сообщение Nov 3 2008, 00:18
Сообщение #8


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743



Цитата(PhX @ Oct 30 2008, 09:35) *
Так понятнее.
Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация.
ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять.
ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками.

Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.). Поймите пожалуйста я практик, мой препод по ТАУ был подмухой почти всегда, года был рад, теперь жалею блин. Посоветуйте что нибудь попроще пожалуйста, не библию в 800 стр. если можно.
ДПТ уже работает но хреново, разницу скоростей на 5000 могу держать в пределах 15-30 об/мин чем ниже тем хуже. Собственно выбор и надежда пала на синхроники, так как он должен держать четко скорость, управление вроде можно выдрать из сидирома для начала. Я давно понял что велосипер постоянно изобретать глуппо, поэтому буду мучать уже готовые драйверы, так как люди всю жизнь им посвещают - большое им спасибо.

Вопрос. Жалко бросать ДПТ конечно, как считаете что можно добавить чтобы более точно выдерживать скорость, так как в влучае больших ассиметричных масс на роторе скорость не всегда постоянная с сожалению. Может регулирование по току? Думаю регулятор тока на ОУ собрать и резистор + конденсатор для ПИ регулятора. Вроде так давно делал.

Спасибо что напомнили про ТАУ ))

Цитата(maximiz @ Oct 30 2008, 12:04) *
Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ smile.gif

Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами.

Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов.
Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением.
У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик.

А потом бы уже думал, чем ими управлять smile.gif Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое.

+1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm.

Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления

Универ получил свои ДПТ и вроде доволен, но я нет, я сделал ужасную дрянь так как сама идея крутить два мелких ДПТ и четко (для меня пока цель 1%) держать разницу фаз для меня не понятна - работаю с синхрониками до упора.

Вы полностью и точно описали мою задачу в одном предложении. Потом у меня упала челюсть от обилия терминов - класс, похоже придеться попатеть. Гугл помог понять многое:
-Под капстанами и БВГ Вы имели просто что можно использовать для механической части и датчиков ОС, но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль. Поэтому попытаюсь остановиться на сидиромах - они вкусные и их много.

У меня вопрос, как управлять дравером синхронных двигателей ba6869fm. Я так понял вещь хорошая, я так понял моментом управлять можно напряжением, осцилятор надо повесить а что со скоростью ??

Надеюсь у Вас будет время ответить.

Спасибо.

Цитата(Yougi @ Oct 30 2008, 11:30) *
Особо тут дифуравнений писать не надо.
Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера.


У меня один импульс на оборот, чтобы знать всегда позицию, а если болье чем один импельс на оборот будет то не скажешь где точно ротор. В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея, а было бы классно.
О регулировании на маленьких скоростях и не думаю, так как желательно мне сократить время оборота чтобы чаще узнавать текущую скорость. Скорость меряю не по импульсам за промежуток времени, а с помощью таймера от импульса до импульса, так что точность хорошая получается. Таймер 0 - FFFF.
Хотя можно думаю как то калибровать перед пуском руками двигатели, но мне что то не хочеться.

Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kotopuz
сообщение Nov 4 2008, 17:39
Сообщение #9


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743



Нужели никто не может помочь советом ??
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Максим Зиновьев
сообщение Nov 4 2008, 18:14
Сообщение #10


Техногипнолог
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126



Цитата
но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль


Я не вижу в вашем профиле, где вы живёте, решая свою задачу, а то бы дал чего-нибудь

Капстанов рабочих я купил десяток за 500 рублей в местном радиодетальном магазине. БВГ будут стоить, думаю, чуть подороже 50 рублей - их можно сдать на цветмет sad.gif

Вы не готовы сходить собственными ножками в сервисный центр и напрямую спасти их от затрат по складированию хлама?
Предварительно, рекомендую их обзвонить напрЕдмет наличия ТРЁХ штук одинакового партнамбера - один обязательно захочется разобрать до винтика....

Вы потратите полдня времени и 500-1000 рублей денех (по первости, потом вам их отдавать будут) на свой интерес. Он, Ваш интерес, этих затрат не стОит? 07.gif

Цитата
В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея


Вот. Два замечания, если позволите.

1) Грей, Грея надо писать с большой буквы, примерно как свою фамилию;
2) Код Грея тут нах не спёрся. Вам хватит примерно сто импульсов на оборот таходатчика и одну сервометку 1 имп/об, относительно которой вы прикрутите свой небаланс одинаково на обоих двигателях

Цитата
Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.).


RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять biggrin.gif

Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования. lol.gif Слегка позабыв про тормоз. Или не знав.
Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
PhX
сообщение Nov 5 2008, 06:15
Сообщение #11


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249



Цитата(maximiz @ Nov 4 2008, 22:14) *
RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять biggrin.gif

Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования. lol.gif Слегка позабыв про тормоз. Или не знав.
Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти smile.gif

Да видак мне видимо не понять... smile.gif Возраст не позволяет... smile.gif
Да и зачем мне это надо, ведь видаки безвозвратно ушли в прошлое.
Если уж понимать, то уж сидирум какой-нибудь. smile.gif

По поводу рассматриваемой задачи:
Здесь очень важен принцип регулирования, поскольку вибрация создает на валах двигателей некоторые динамические моменты, ни величину, ни форму которых заранее предсказать невозможно. Следовательно, необходимо выбирать грубый алгоритм управления, который я и описал в посте, слопанном злобным глюком.
Суть его такая:
Система управления 1го двигателя, на валу которого расположен датчик положения, работает в режиме стабилизации его скорости.
Система управления 2го двигателя, на валу которого также расположен датчик положения, работает в режиме слежения.
delta = положение2 - положение1
1й вариант Алгоритма ее работы:
Вкл. питание 2го двигателя, когда delta < необходимого delta
Выкл. питание 2го двигателя, когда delta > необходимого delta
Если алгоритм не будет обеспечивать необходимую точность, то
2й вариант работы:
Положительная полярность питания 2го двигателя, когда delta < необходимого delta
Отрицательная полярность питания 2го двигателя, когда delta > необходимого delta
Частота переключений определяется частотой прерываний микроконтроллера и быстродействием силовой схемы и параметрами цепи якоря.

p.s.
Вообще, задача не такая простаю, как может показаться на первый взгляд. Она несколько сложнее, чем стабилизация скорости при квазипостоянном моменте сопростивления, что, как я подозреваю, присутствует в видаке.


--------------------
Если все, то не я...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
evgeny_ch
сообщение Nov 5 2008, 07:19
Сообщение #12


чукчхэшаражогрмонтажник
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094



Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00) *
...
На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.
Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

Спасибо.

Не стоит смотреть на маркировку, смело разбирайте и постигайте практически.
Дам небольшой совет, не слушайте страшилок, достаточно прочесть десяток другой
книжек, и вы поймёте, что двигатели очень простые изделия, особенно BLDC.
Посмотрите поиском эту аббревиатуру на форуме.
Синхронный двигатель на то и синхронный, чтобы не использовать датчиков положения
ротора, для простых случаев, естественно. Для стабилизации частоты вращения
дисков сидилок и хардилок используются алгоритмы безсенсорного управления,
по эдс самоиндукции двигателя в качестве сигнала ОС по скорости.
Попробуйте поисковиком sensorless BLDC control, и узнаете, что есть огромное количество
мелкосхем и пр. аппликэйшнов - техас, аллегро, стомсон, и многая другие. biggrin.gif
Для начала.


--------------------
Quo vadis?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Syberian
сообщение Nov 13 2008, 05:54
Сообщение #13


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 68
Регистрация: 29-12-06
Из: Омск
Пользователь №: 23 999



Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00) *
сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету.
На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2.
Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.

Спасибо.


Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении.
Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла.
Распайка мотора на шлейф идет обычно такая:
U - обмотка
V - обмотка
W - обмотка
u
u`
v
v`
w
w`
c+
c-
... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч...

Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ.

Нюансы:
- Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора
- u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить)

Расположение катушек и датчиков:

_V_W_U_V_W
v_w_u_v_w_

С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.)

В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе.

Граф состояний для вращения водну сторону:

uw U+ W-
u_ U+ W-
vu V+ U-
v_ V+ U-
wv W+ V-
w_ W+ V-
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kotopuz
сообщение Nov 14 2008, 17:02
Сообщение #14


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743



Цитата(Syberian @ Nov 13 2008, 09:54) *
Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении.
Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла.
Распайка мотора на шлейф идет обычно такая:
U - обмотка
V - обмотка
W - обмотка
u
u`
v
v`
w
w`
c+
c-
... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч...

Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ.

Нюансы:
- Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора
- u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить)

Расположение катушек и датчиков:

_V_W_U_V_W
v_w_u_v_w_

С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.)

В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе.

Граф состояний для вращения водну сторону:

uw U+ W-
u_ U+ W-
vu V+ U-
v_ V+ U-
wv W+ V-
w_ W+ V-

Класс. Очень хороший ответ. Немного поэкспериментировал, похоже у меня есть двигатель с такой разводкой. Похоже что нет единого стандарта, некоторые двигатели полностью другие.

Микроконтроллер хорошая штука и сделать управление не так сложно, НО очень хочеться сделать все просто и качественно без всяких наворотов там где не надо. Тогда можно и восьмилапчатые МК применять.
Мое решение это забыть про обратную всязь по датчикам холла и использовать специализированне микросхемы.
Удалось выковырять одну вкусную штуку из старого СД. TDA5145, но похоже она досталась мне мертвая. Плюс в том что обратная связь осуществяется без датчиков Холла а с помощью противо ЭДС. Есть модификации для подключения транзисторов для коммутации обмоток TDA5142.

Проблема в том что заказать такую микросхему оказалось сложно. Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Syberian
сообщение Nov 14 2008, 17:50
Сообщение #15


Участник
*

Группа: Свой
Сообщений: 68
Регистрация: 29-12-06
Из: Омск
Пользователь №: 23 999



Цитата
Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA.

Как раз сегодня закончил баловаться с датчиками Холла на стенде с сидиромным движком smile.gif и переделал на бездатчиковый , всего 3 провода на двиг.
Есть много схем по типу BLDC - бессенсорное управление движком. По ЭДС. Нижний предел оборотов - 1000 rpm (причина ниже).
В целом, достаточно изучать напряжение на "свободной" обмотке, и при его перемещении через пол-питания включать следующий шаг двигателя. А далее идут различные фазировки, смещения по времени и проч, дабы "прокачать" КПД, или развить беспредельные обороты.
Недостаток BLDC в том, что для начала работы двигатель нужно "крутнуть", что и делает прога в контроллере вначале. Последовательно переключая обмотки пару кругов.
При останове движка его тяга опять же равна 0, и его нужно срочно или раскручивать, или глушить.

К сож, схема валяется на работе, поэтому сейчас показать не могу.
На пальцах: ATmega48 и 3 полумоста HEXFET. к каждой катушке делитель резюками 1:3 на землю - и на входы мультиплексора Меги. С этих же входов звездой через резисторы 22к на AIN0 + кондер 1-10 мкф на землю. Все smile.gif лови переход компаратора в _нескоммутированной_ обмотке, и включай след. шаг.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 19th June 2025 - 19:15
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01515 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016