|
|
  |
синхронизация частоты и фазы вращения 2 двигателей, каким двигателем проще управлять и откуда выдрать |
|
|
|
Oct 28 2008, 22:14
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743

|
Доброе время суток. Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать. Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают. ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.
Спасибо.
|
|
|
|
|
Oct 28 2008, 22:24
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(kotopuz @ Oct 29 2008, 02:14)  ... Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают. ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.
Спасибо. В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель. Остальное там же. Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями.
Сообщение отредактировал evgeny_ch - Oct 28 2008, 22:27
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Oct 29 2008, 09:36
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249

|
Цитата(kotopuz @ Oct 29 2008, 02:14)  Доброе время суток. Сейчас делаю работу в университете по синхоронизации вращения двух двигателей для экспериметнов с вибрацией. С программированием и микроконтроллерами нет проблем, после двух месяцев мучений с горем пополам удалось сихронизировать скорость и разницу между полодениями осей в пределах 10%. Маленькие DC движки из CD-рома даже с навешанным барахлом(для увеличения иннерции) слишком быстро меняют частоту вращения, а большие движки не подходят - дорого и убьет еще кого если массы навешать. Вдруг осенило, может синхронники подойдут там же частота вращения поля статора и ротора совпадают. ВОПРОС!!! Откуда можно выдрать такие двигатели и примерно как должна выглядеть силовая часть управления. Хотя быть может есть и поумнее решение.
Спасибо. ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью?
--------------------
Если все, то не я...
|
|
|
|
|
Oct 29 2008, 21:00
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743

|
Цитата(PhX @ Oct 29 2008, 13:36)  ИМХО Вы плохо описали задачу, попробуйте поподробнее. Задача состоит в том, чтобы 2 двигателя вращались с одной угловой скоростью? Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее. Цитата(evgeny_ch @ Oct 29 2008, 02:24)  В приводе шпинделя HDD трехфазный синхронный двигатель. Остальное там же. Вентиляторы в писюках тоже с синхронными двухфазными двигателями. Спасибо. Вчера выяснил что в сидироме диск вращается синхронным двигателем. Друг выдрал двигатель дома а остальное выкинул, сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету. На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2. Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации. Спасибо.
|
|
|
|
|
Oct 30 2008, 05:35
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249

|
Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00)  Вращать с одинаковой скоростью просто. После того как скорости будут равными, роторы должны поворачиваться синхронно. Скажем если на каждый ротор нацепить радиально полоску и принять что полоска отражает положение ротора, то моя задача программно задавать разницу положений этих двух двигателей 0-360 градусов. Надеюсь так понятнее. Спасибо. Так понятнее. Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация. ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять. ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками.
--------------------
Если все, то не я...
|
|
|
|
|
Oct 30 2008, 07:30
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 7-05-06
Пользователь №: 16 861

|
Особо тут дифуравнений писать не надо. Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера.
|
|
|
|
|
Oct 30 2008, 08:04
|

Техногипнолог
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126

|
Цитата Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять. Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ  Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами. Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов. Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением. У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик. А потом бы уже думал, чем ими управлять  Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое. Цитата Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера +1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm. Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления
|
|
|
|
|
Nov 3 2008, 00:18
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743

|
Цитата(PhX @ Oct 30 2008, 09:35)  Так понятнее. Это типичная задача теории автоматического управления - двухкоординатная стабилизация. ДПТ, особенно маленький малоинерционный, очень удобный объект управления. Синхронный двигатель много сложнее с точки зрения управления, им легко тупокрутить, но сложно управлять. ИМХО Вам нужно для начала почитать ТАУ, определиться с обратными связями, записать дифуры, проверить устойчивость и, я думаю, у Вас все получится с постоянниками. Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.). Поймите пожалуйста я практик, мой препод по ТАУ был подмухой почти всегда, года был рад, теперь жалею блин. Посоветуйте что нибудь попроще пожалуйста, не библию в 800 стр. если можно. ДПТ уже работает но хреново, разницу скоростей на 5000 могу держать в пределах 15-30 об/мин чем ниже тем хуже. Собственно выбор и надежда пала на синхроники, так как он должен держать четко скорость, управление вроде можно выдрать из сидирома для начала. Я давно понял что велосипер постоянно изобретать глуппо, поэтому буду мучать уже готовые драйверы, так как люди всю жизнь им посвещают - большое им спасибо. Вопрос. Жалко бросать ДПТ конечно, как считаете что можно добавить чтобы более точно выдерживать скорость, так как в влучае больших ассиметричных масс на роторе скорость не всегда постоянная с сожалению. Может регулирование по току? Думаю регулятор тока на ОУ собрать и резистор + конденсатор для ПИ регулятора. Вроде так давно делал. Спасибо что напомнили про ТАУ )) Цитата(maximiz @ Oct 30 2008, 12:04)  Да ладно вам, страху-то нагонять, всё как раз наоборот относительно ДПТ  Насколько понял задачу, надо синхронно вращать некие две небалансные маховые массы и иметь возможность сдвига по углу между небалансами. Определившись с частотным диапазоном вибраций, я бы взял или пару одинаковых видачных капстанов, или пару БВГ с агрегатированными мс драйверов. Из достоинств- есть встроенные частые тахогенераторы и сервометки 1 имп/оборот, часто уже усиленные до 5В логики. Управляется это дело напряжением. У капстанов есть управление реверсом. У БВГ достаточно удобный для разбалансировки барабан/маховик. А потом бы уже думал, чем ими управлять  Можно ЧФД на логике, можно PID на м/к, а можно на ОУ, дело десятое. +1. Без затей. Двигатель на хх работает практически, но прецессия частоты с ТГ, возможно, будет на некоторых режимах небаланс/rpm. Эти вопросы, имхо, надо решать по мере их поступления Универ получил свои ДПТ и вроде доволен, но я нет, я сделал ужасную дрянь так как сама идея крутить два мелких ДПТ и четко (для меня пока цель 1%) держать разницу фаз для меня не понятна - работаю с синхрониками до упора. Вы полностью и точно описали мою задачу в одном предложении. Потом у меня упала челюсть от обилия терминов - класс, похоже придеться попатеть. Гугл помог понять многое: -Под капстанами и БВГ Вы имели просто что можно использовать для механической части и датчиков ОС, но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль. Поэтому попытаюсь остановиться на сидиромах - они вкусные и их много. У меня вопрос, как управлять дравером синхронных двигателей ba6869fm. Я так понял вещь хорошая, я так понял моментом управлять можно напряжением, осцилятор надо повесить а что со скоростью ?? Надеюсь у Вас будет время ответить. Спасибо. Цитата(Yougi @ Oct 30 2008, 11:30)  Особо тут дифуравнений писать не надо. Надо вести оба двигателя по положению, PosMotor2 = PosMotor1- N, где N - нужный фазовый угол в импульсах энкодера. У меня один импульс на оборот, чтобы знать всегда позицию, а если болье чем один импельс на оборот будет то не скажешь где точно ротор. В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея, а было бы классно. О регулировании на маленьких скоростях и не думаю, так как желательно мне сократить время оборота чтобы чаще узнавать текущую скорость. Скорость меряю не по импульсам за промежуток времени, а с помощью таймера от импульса до импульса, так что точность хорошая получается. Таймер 0 - FFFF. Хотя можно думаю как то калибровать перед пуском руками двигатели, но мне что то не хочеться. Спасибо.
|
|
|
|
|
Nov 4 2008, 17:39
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743

|
Нужели никто не может помочь советом ??
|
|
|
|
|
Nov 4 2008, 18:14
|

Техногипнолог
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 132
Регистрация: 6-03-05
Из: Saratov
Пользователь №: 3 126

|
Цитата но к сожелению никто не отдает видик на линчевание. Жаль Я не вижу в вашем профиле, где вы живёте, решая свою задачу, а то бы дал чего-нибудь Капстанов рабочих я купил десяток за 500 рублей в местном радиодетальном магазине. БВГ будут стоить, думаю, чуть подороже 50 рублей - их можно сдать на цветмет  Вы не готовы сходить собственными ножками в сервисный центр и напрямую спасти их от затрат по складированию хлама? Предварительно, рекомендую их обзвонить напрЕдмет наличия ТРЁХ штук одинакового партнамбера - один обязательно захочется разобрать до винтика.... Вы потратите полдня времени и 500-1000 рублей денех (по первости, потом вам их отдавать будут) на свой интерес. Он, Ваш интерес, этих затрат не стОит?  Цитата В общем нет пока денег на нормальный датчик в кодом грея Вот. Два замечания, если позволите. 1) Грей, Грея надо писать с большой буквы, примерно как свою фамилию; 2) Код Грея тут нах не спёрся. Вам хватит примерно сто импульсов на оборот таходатчика и одну сервометку 1 имп/об, относительно которой вы прикрутите свой небаланс одинаково на обоих двигателях Цитата Спасибо. С принципе я так и знал что этом закончиться(диф ур.). RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять  Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования.  Слегка позабыв про тормоз. Или не знав. Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти
|
|
|
|
|
Nov 5 2008, 06:15
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 473
Регистрация: 10-09-06
Из: Тольятти. Самарская обл.
Пользователь №: 20 249

|
Цитата(maximiz @ Nov 4 2008, 22:14)  RhX - примерно одного с вами возраста, и/или ваш преподаватель. В любом случае - видак ему ни за что пока не понять  Он отписал вам тут совет про достаточность отключения и включение питания ДПТ "в нужное время" для вашей задачи в контексте фазового регулирования.  Слегка позабыв про тормоз. Или не знав. Электроникс глюканул на пару дней и это евонное сообщение и мой ответ остались только в памяти  Да видак мне видимо не понять...  Возраст не позволяет... Да и зачем мне это надо, ведь видаки безвозвратно ушли в прошлое. Если уж понимать, то уж сидирум какой-нибудь. По поводу рассматриваемой задачи: Здесь очень важен принцип регулирования, поскольку вибрация создает на валах двигателей некоторые динамические моменты, ни величину, ни форму которых заранее предсказать невозможно. Следовательно, необходимо выбирать грубый алгоритм управления, который я и описал в посте, слопанном злобным глюком. Суть его такая: Система управления 1го двигателя, на валу которого расположен датчик положения, работает в режиме стабилизации его скорости. Система управления 2го двигателя, на валу которого также расположен датчик положения, работает в режиме слежения. delta = положение2 - положение1 1й вариант Алгоритма ее работы: Вкл. питание 2го двигателя, когда delta < необходимого delta Выкл. питание 2го двигателя, когда delta > необходимого delta Если алгоритм не будет обеспечивать необходимую точность, то 2й вариант работы: Положительная полярность питания 2го двигателя, когда delta < необходимого delta Отрицательная полярность питания 2го двигателя, когда delta > необходимого delta Частота переключений определяется частотой прерываний микроконтроллера и быстродействием силовой схемы и параметрами цепи якоря. p.s. Вообще, задача не такая простаю, как может показаться на первый взгляд. Она несколько сложнее, чем стабилизация скорости при квазипостоянном моменте сопростивления, что, как я подозреваю, присутствует в видаке.
--------------------
Если все, то не я...
|
|
|
|
|
Nov 5 2008, 07:19
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00)  ... На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2. Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.
Спасибо. Не стоит смотреть на маркировку, смело разбирайте и постигайте практически. Дам небольшой совет, не слушайте страшилок, достаточно прочесть десяток другой книжек, и вы поймёте, что двигатели очень простые изделия, особенно BLDC. Посмотрите поиском эту аббревиатуру на форуме. Синхронный двигатель на то и синхронный, чтобы не использовать датчиков положения ротора, для простых случаев, естественно. Для стабилизации частоты вращения дисков сидилок и хардилок используются алгоритмы безсенсорного управления, по эдс самоиндукции двигателя в качестве сигнала ОС по скорости. Попробуйте поисковиком sensorless BLDC control, и узнаете, что есть огромное количество мелкосхем и пр. аппликэйшнов - техас, аллегро, стомсон, и многая другие. Для начала.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Nov 13 2008, 05:54
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 68
Регистрация: 29-12-06
Из: Омск
Пользователь №: 23 999

|
Цитата(kotopuz @ Oct 30 2008, 01:00)  сейчас думаю где там выводы обмоток и вроде бы датчики холла запаралелленые есть. Пробовал гуглить, распиновки движка не нашел, скорее всего это стандартное исполнение, только где найти что куда и откуда если даже контроллера куда цеплялось нету. На оборотной стороне двигателя есть маркировка: MS1224ATD5030203M2. Мне кажеться что это то что мне нужно для задачи, но нет документации.
Спасибо. Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении. Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла. Распайка мотора на шлейф идет обычно такая: U - обмотка V - обмотка W - обмотка u u` v v` w w` c+ c- ... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч... Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ. Нюансы: - Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора - u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить) Расположение катушек и датчиков: _V_W_U_V_W v_w_u_v_w_ С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.) В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе. Граф состояний для вращения водну сторону: uw U+ W- u_ U+ W- vu V+ U- v_ V+ U- wv W+ V- w_ W+ V-
|
|
|
|
|
Nov 14 2008, 17:02
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 54
Регистрация: 28-02-07
Пользователь №: 25 743

|
Цитата(Syberian @ Nov 13 2008, 09:54)  Если еще актуально - мне удалось запустить СДшный двигатель в "родном" исполнении. Соединение "звезда", 3 дифференциальных датчика Холла. Распайка мотора на шлейф идет обычно такая: U - обмотка V - обмотка W - обмотка u u` v v` w w` c+ c- ... и еще 3-4 провода на привод каретки, концевик и проч...
Большими буквами - обмотки, маленькими - дифференциальные выходы ДХ, с - питание ДХ.
Нюансы: - Питание ДХ общее, важен ток. Я ставил 20 мА - хватало для компаратора - u` v` w` можно соединить вместе - и на "+" компаратора ( в ATmega48 очень удобно заводить)
Расположение катушек и датчиков:
_V_W_U_V_W v_w_u_v_w_
С каждого ДХ читается положительный фронт синуса ( u > u` и т.д.)
В любой момент времени одна из обмоток "притянута" на землю, одна на "плюс" и одна болтается в воздухе.
Граф состояний для вращения водну сторону:
uw U+ W- u_ U+ W- vu V+ U- v_ V+ U- wv W+ V- w_ W+ V- Класс. Очень хороший ответ. Немного поэкспериментировал, похоже у меня есть двигатель с такой разводкой. Похоже что нет единого стандарта, некоторые двигатели полностью другие. Микроконтроллер хорошая штука и сделать управление не так сложно, НО очень хочеться сделать все просто и качественно без всяких наворотов там где не надо. Тогда можно и восьмилапчатые МК применять. Мое решение это забыть про обратную всязь по датчикам холла и использовать специализированне микросхемы. Удалось выковырять одну вкусную штуку из старого СД. TDA5145, но похоже она досталась мне мертвая. Плюс в том что обратная связь осуществяется без датчиков Холла а с помощью противо ЭДС. Есть модификации для подключения транзисторов для коммутации обмоток TDA5142. Проблема в том что заказать такую микросхему оказалось сложно. Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA.
|
|
|
|
|
Nov 14 2008, 17:50
|
Участник

Группа: Свой
Сообщений: 68
Регистрация: 29-12-06
Из: Омск
Пользователь №: 23 999

|
Цитата Не могли бы вы посоветовать распространенную микросхему такого же типа как вышеописанную TDA. Как раз сегодня закончил баловаться с датчиками Холла на стенде с сидиромным движком  и переделал на бездатчиковый , всего 3 провода на двиг. Есть много схем по типу BLDC - бессенсорное управление движком. По ЭДС. Нижний предел оборотов - 1000 rpm (причина ниже). В целом, достаточно изучать напряжение на "свободной" обмотке, и при его перемещении через пол-питания включать следующий шаг двигателя. А далее идут различные фазировки, смещения по времени и проч, дабы "прокачать" КПД, или развить беспредельные обороты. Недостаток BLDC в том, что для начала работы двигатель нужно "крутнуть", что и делает прога в контроллере вначале. Последовательно переключая обмотки пару кругов. При останове движка его тяга опять же равна 0, и его нужно срочно или раскручивать, или глушить. К сож, схема валяется на работе, поэтому сейчас показать не могу. На пальцах: ATmega48 и 3 полумоста HEXFET. к каждой катушке делитель резюками 1:3 на землю - и на входы мультиплексора Меги. С этих же входов звездой через резисторы 22к на AIN0 + кондер 1-10 мкф на землю. Все  лови переход компаратора в _нескоммутированной_ обмотке, и включай след. шаг.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|