реклама на сайте
подробности

 
 
3 страниц V   1 2 3 >  
Reply to this topicStart new topic
pr0m
сообщение Sep 19 2005, 16:18
Сообщение #1


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Привет форумчанам.

Делаю flyback-SMPS на вых. мощность порядка 160Вт, Uвых=27, Iвых=6~7А.
Частота преобразования ~70кГц.
Ключ IRFPE50, duty cycle расчётный и реальный совпадают (на Pмакс) ~30%.

Транс намотал такой:
сердечник E42/21/15 N67 от EPCOS,
зазор 1мм
первичка: 2*12 витка 3*0.63мм (в двух слоях)
вторичка: 5 витков 3*0.91мм
питание ШИМа: 3 витка ......
Расчётная индуктивность порядка 134мкГн, Вмакс вроде в норме..

Такая проблема:
В режимах близких к макс вых мощностим транс совсем уж неприлично греется (точно не измерял, но по ощущениям - порядка 80-90градусов). При этом ключ и вых. выпрямительный диод вполне неплохо себя чувствуют в смысле теплового режима.

Буду рад выслушать советы и соображения!

п.с.: по осциллограммам тока ключа вроде не похоже чтобы транс входил в насыщение - нормальная пила...


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sup-sup
сообщение Sep 19 2005, 16:54
Сообщение #2


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 674
Регистрация: 26-08-05
Пользователь №: 7 997



Индукция не превышает 0.2 Тесла. Наверное надо попробовать сердечник N87 или что получше и сечение провода увеличить. Можно немного уменьшить зазор и число витков. А лучше работать по прямоходовой схеме (у Вас один выход и большая мощность). Я бы сделал косой мост.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pr0m
сообщение Sep 19 2005, 20:53
Сообщение #3


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Цитата(sup-sup @ Sep 19 2005, 20:54)
Индукция не превышает 0.2 Тесла. Наверное надо попробовать сердечник N87 или что получше и сечение провода увеличить. Можно немного уменьшить зазор и число витков. А лучше работать по прямоходовой схеме (у Вас один выход и большая мощность). Я бы сделал косой мост.
*


Расчёт как раз делался чтобы индукция была не больше 200мТ - пиковый ток ~6.5А в первичке, дабы избежать насыщения. Впрочем, по данным производителя у этого сердечника она равна 380мТ на 25град. так что с большим запасом.. Или это неверный подход? Какие недостатки у работы транса при низкой индукции?
А при уменьшении числа витков индукция только уменьшится. Да и вроде бы наличие скин-эффекта не даст никаких преимуществ при более толстых проводах? Всётаки очень похоже, что потери ИМЕННО в сердечнике.
Поправьте плиз, если неправ.

К сожалению, другой сердечник получить быстро нет возможности, поэтому пытаюсь делать на имеющемся. Согласен насчёт доводов в пользу прямоходового, обязательно буду "щупать" и его, но в любом случае, прежде чем тестить другие топологии, очень хочется разобраться в причине....

Ещё попутный вопрос: отличаются ли два одинаковых 2 имп. транса с разным количеством витков в первичке и разными зазорами (разные значения Al) при условии что индуктивность обмотки одинаковая? По формулам выходит, что тот у к-го меньше витков будет иметь меньшую индукцию?


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sup-sup
сообщение Sep 20 2005, 06:02
Сообщение #4


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 674
Регистрация: 26-08-05
Пользователь №: 7 997



При прочих равных условиях индукция увеличивается с уменьшением числа витков (Ut=Bsw). Потерь точно больше будет при увеличении зазора. Нужен компромисс, который окончательно можно достичь только опытным путем. Попытка сделать большой запас по индукции может тоже увеличить потери. Можно увеличить также длительность прямого хода, что приведет к уменьшению ипульсного тока, для чего одновременно надо увеличить индуктивность уменьшением зазора. Можно при этом допустить больший обратный выброс (уменьшить на виток вторичную обмотку). Поиграться есть с чем, перегрев наступает действительно при максимальной нагрузке, а не раньше. Но все-таки нерационально делать такой обратноходовой.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
=AK=
сообщение Sep 20 2005, 06:05
Сообщение #5


pontificator
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 055
Регистрация: 8-02-05
Из: страны Оз
Пользователь №: 2 483



На всякий случай, ссылка (не битая) на статью
"Трансформаторы и дроссели для импульсных источников питания"
Go to the top of the page
 
+Quote Post
vlvl@ukr.net
сообщение Sep 20 2005, 06:32
Сообщение #6


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 320
Регистрация: 4-03-05
Из: г.Киев
Пользователь №: 3 058



Цитата(pr0m @ Sep 20 2005, 00:53)
Ещё попутный вопрос: отличаются ли два одинаковых 2 имп. транса с разным количеством витков в первичке и разными зазорами (разные значения Al)  при условии что индуктивность обмотки одинаковая? По формулам выходит, что тот у к-го меньше витков будет иметь меньшую индукцию?
*


Там где вольше витков тот и будет иметь меньшую индукцию!

B=DU\SFw,

требуемый зазор найдете, как:

g=4pi*10^(-7)*w^2*S/L.

Что у Вас с плотностью тока в проводе, какое значение RMS?
При Вышей мощьности необходимо неболее ~(3...3,5)А\мм. кв.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Dmitron
сообщение Sep 20 2005, 08:25
Сообщение #7


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 627
Регистрация: 24-03-05
Из: Севастополь
Пользователь №: 3 655



ты бы точно померял температуру обмотки и транса, может он и не греется вовсе.


--------------------
Решаю любые проблемы кроме своих
(dmitron1036()mail.ru)
http://uselect-el.ucoz.com
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Lonesome Wolf
сообщение Sep 20 2005, 08:50
Сообщение #8


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 897
Регистрация: 21-02-05
Из: Украина
Пользователь №: 2 805



Цитата(pr0m @ Sep 19 2005, 19:18)
Привет форумчанам.

Делаю flyback-SMPS на вых. мощность порядка 160Вт, Uвых=27, Iвых=6~7А.
Частота преобразования ~70кГц.
Ключ IRFPE50, duty cycle расчётный и реальный совпадают (на Pмакс) ~30%.

Транс намотал такой:
сердечник E42/21/15 N67 от EPCOS,
зазор 1мм
первичка: 2*12 витка 3*0.63мм (в двух слоях)
вторичка: 5 витков 3*0.91мм
питание ШИМа: 3 витка ......
Расчётная индуктивность порядка 134мкГн, Вмакс вроде в норме..

Такая проблема:
В режимах близких к макс вых мощностим транс совсем уж неприлично греется (точно не измерял, но по ощущениям - порядка 80-90градусов). При этом ключ и вых. выпрямительный диод вполне неплохо себя чувствуют в смысле теплового режима.

Буду рад выслушать советы и соображения!

п.с.: по осциллограммам тока ключа вроде не похоже чтобы транс входил в насыщение - нормальная пила...
*



Вообще-то сердечник греется при изменении индукции smile.gif . И потери нормируются в нем при заданном размахе индукции и частоте работы. У каждого сердечника (Epcos) имеется соответсвующий параметр - максимальная мощность на set. Посчитайте, исходя из параметров Вашего режима и параметров феррита потери в сердечнике, приплюсуйте потери в проводе.
Замечу, что с моей точки зрения, указанная Вами температура - нормальная...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pr0m
сообщение Sep 20 2005, 09:32
Сообщение #9


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Цитата(Lonesome Wolf @ Sep 20 2005, 12:50)
Вообще-то сердечник греется при изменении индукции smile.gif . И потери нормируются в нем при заданном размахе индукции и частоте работы. У каждого сердечника (Epcos) имеется соответсвующий параметр - максимальная мощность на set. Посчитайте, исходя из параметров Вашего режима и параметров феррита потери в сердечнике, приплюсуйте потери в проводе.
Замечу, что с моей точки зрения, указанная Вами температура - нормальная...
*



Однако, EPCOS-овская программка Ferrite magnetic Design Tools говорит, что транс на этотом сердечнике и материале на частоте 70КГц выдаёт достаточную мощность при изменении температуры на 20град. У меня изменение побольше получается... В доказательство - волдыри на щупательном пальце rolleyes.gif
А использовать вентилятор ой как не хочется.


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pr0m
сообщение Sep 20 2005, 09:53
Сообщение #10


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Цитата(vlvl@ukr.net @ Sep 20 2005, 10:32)
Цитата(pr0m @ Sep 20 2005, 00:53)
Ещё попутный вопрос: отличаются ли два одинаковых 2 имп. транса с разным количеством витков в первичке и разными зазорами (разные значения Al)  при условии что индуктивность обмотки одинаковая? По формулам выходит, что тот у к-го меньше витков будет иметь меньшую индукцию?
*


Там где вольше витков тот и будет иметь меньшую индукцию!

B=DU\SFw,

требуемый зазор найдете, как:

g=4pi*10^(-7)*w^2*S/L.

Что у Вас с плотностью тока в проводе, какое значение RMS?
При Вышей мощьности необходимо неболее ~(3...3,5)А\мм. кв.
*




Да, насчёт кол-ва витков и кол-ва индукции я всё перепутал. rolleyes.gif Накачал литературы отовсюду кусками - в голове в 1 ночи образовалась каша.
В обчем, по расчётам действительно получается очень большая плотность тока для моего количества витков в первичке. Сейчас пересчитал заново - получается совсем другая картина:
59 первичка (25+24), 12 вторичка, зазор 2.0мм - Lp = 360мкГн
Рабочую понизил до 40 кГц, ибо в процессе опытов обнаружил что ключ посильнее греется на более высоких - видимо у используемого MOSFET-а потери на переключение сильнее сказываются, чем потери проводимости?
Индукция и плотность тока в норме с запасом.
Приступаю к намотке rolleyes.gif

Для себя на основе прочитанного делаю вывод: для Fly-транса для заданной частоты (Lp=const) и duty cycle нужно стараться максимизировать число витков в первичке и зазор (чтобы уменьшить размах индукции и потери), а ограничением сверху будут - геом. размеры бобины и разумные омические сопротивления проводом обмоток (конечно, провода на соответствующий ток, с учётом скин-эффекта). Правильно ли?

Irms~1.3A.


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pr0m
сообщение Sep 20 2005, 10:04
Сообщение #11


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Ещё вопрос: в EPCOS FM Design Tool при расчёте Al для заданного зазора на вкладке "Core Calculation->Al value" вычисляются два значения - одно из них без учёта fringle flux, другое с учётом (исп. коэф-ты К1,К2). В посл случае при для константной Al зазор получается больше.
Какой зазор использовать на практике?? Честно гря, с наскоку не въехал, что учитывают эти коэфф-ты. Измерил индуктивность первички - получается соответствие зазора и Al для первоого случая....


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
vlvl@ukr.net
сообщение Sep 20 2005, 10:38
Сообщение #12


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 320
Регистрация: 4-03-05
Из: г.Киев
Пользователь №: 3 058



Цитата(pr0m @ Sep 20 2005, 13:53)
В обчем, по расчётам действительно получается очень большая плотность тока для моего количества витков в первичке.Сейчас пересчитал заново - получается совсем другая картина:
59 первичка (25+24), 12 вторичка, зазор 2.0мм - Lp = 360мкГн

1.Плотность не связана с числом витков, а только с током и площадью сечения.
2. Для частоты 70 кГц, макс. D=0,53 мм, с учётом скин-эффекта
3. Если идут провода в параллель, то нужно складывать их площади, а не диаметры.
4. С увеличением зазора возрастут и потери в сердечнике.

Цитата(pr0m @ Sep 20 2005, 13:53)
Для себя на основе прочитанного делаю вывод: для Fly-транса для заданной частоты (Lp=const) и duty cycle нужно стараться максимизировать число витков в первичке и зазор (чтобы уменьшить размах индукции и потери), а ограничением сверху будут - геом. размеры бобины и разумные омические сопротивления проводом обмоток (конечно, провода на соответствующий ток, с учётом скин-эффекта). Правильно ли?


Сначало нуно определиться ск. витков на вольт Вам нуна. Затем прикинуть значение В, после посчитать зазор исходя из значения индуктивности в первичке. Если чтото не устраивает играть этими соотношениями.
Для меня всегда важно вольт\виток, дабы выходные напруги выставить более точно, а затем играюсь остальными соотношениями.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Vic
сообщение Sep 20 2005, 11:17
Сообщение #13


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 241
Регистрация: 22-11-04
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 1 192



Если у Вас все правильно, и тр-р не насыщается, то ничего криминального в такой температуре нет. Посмотрите для примера информация с powerint.com у них fly на 43Вт и указаны температуры. Может окажется полезным для Вас.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  epr13.pdf ( 178.23 килобайт ) Кол-во скачиваний: 184
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Lonesome Wolf
сообщение Sep 20 2005, 12:05
Сообщение #14


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 897
Регистрация: 21-02-05
Из: Украина
Пользователь №: 2 805



Цитата(pr0m @ Sep 20 2005, 12:32)
Однако, EPCOS-овская программка Ferrite magnetic Design Tools говорит, что  транс на этотом сердечнике и материале  на частоте 70КГц выдаёт достаточную мощность при изменении температуры на 20град. У меня изменение побольше получается... В доказательство - волдыри на щупательном пальце  rolleyes.gif
А использовать вентилятор ой как не хочется.
*


Во fly конфигурации???? и Ваших остальных параметрах?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pr0m
сообщение Sep 20 2005, 12:55
Сообщение #15


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 183
Регистрация: 22-06-05
Из: Таганрог
Пользователь №: 6 233



Цитата(Vic @ Sep 20 2005, 15:17)
Если у Вас все правильно, и тр-р не насыщается, то ничего криминального в такой температуре нет. Посмотрите для примера информация с powerint.com у них fly на 43Вт и указаны температуры. Может окажется полезным для Вас.
*


Спасибо за ссылку! Интересные данные. Похоже, действительно ничего криминального в таких температурах.


--------------------
Правильно поставленный вопрос - половина ответа...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

3 страниц V   1 2 3 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 24th June 2025 - 15:06
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01501 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016