реклама на сайте
подробности

 
 
3 страниц V   1 2 3 >  
Reply to this topicStart new topic
> Принцип работы, two-phase BLDC
segment
сообщение Feb 27 2009, 20:05
Сообщение #1


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Есть вентильный двигатель серии ДБМ маломощный ( не помню точно маркировку ), знаю что у него 2 фазы и 4 пары полюсов. Управляется микроконтроллером с помощью PWM ( от МК идут 4 линии PWM к драйверу двигателя ).
Собсно я запутался в принципе работы. У меня есть следующие вопросы:
- как расположены в двигателе "пары" полюсов? Откуда это можно узнать? Нужно ли это вообще знать? Я просто пытался изобразить как меняются знаки у полюсов чтобы пошагово посмотреть поворот вала, но не смог.
- число полюсов это на роторе или на статоре? Я так понял что число полюсов на статоре, а ротор из постоянных магнитов, но ведь тоже количество полюсов должен иметь? Или когда говорим "четыре пары полюсов" то это значит что на статоре 4 полюса и на роторе 4 полюса?
- я накидал в пейнте как логически подключены выводы четырех ШИМов к обмоткам ( ну естессно там через драйвер идут, но факт в том что вот так подключено ), соответсвенно вопрос как нужно подавать ШИМ на эти ЧЕТЫРЕ входа? И отсюда вытекают еще пара вопросов
- здесь используем именно ШИМ, значит мы должны регулировать скорость.. и положение.. возможно ли просто крутить этот BLDC поградусно а потом запустить его на постоянное вращение с определенной скоростью? Или он может только постоянно вращаться? или наоборот? "поградусно" это я имею ввиду что поставил угол и этот вентильный двигатель удерживает положение. Я хочу понять какие осциллограммы я должен получить для управления.
Спасибо зараннее тем гуру, которые откликнутся! Просто обычно попадается теория на эту тему, расчитанная на гуру crying.gif
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
dowhile
сообщение Feb 27 2009, 22:44
Сообщение #2


Участник
*

Группа: Новичок
Сообщений: 40
Регистрация: 14-02-09
Пользователь №: 44 853



Цитата(Сега @ Feb 27 2009, 23:05) *
- как расположены в двигателе "пары" полюсов? Откуда это можно узнать? Нужно ли это вообще знать? Я просто пытался изобразить как меняются знаки у полюсов чтобы пошагово посмотреть поворот вала, но не смог.

Можно смотреть на осциллографе или на звуковой карте ПК ЭДС обмоток и все прояснится, можно смотртеь взаимное расположение сигналов и затем добавить отметчик на вал мотора и записать сигнал одной из фаз относительно отметчика - тогда можно подлучить полную картиину.

Цитата(Сега @ Feb 27 2009, 23:05) *
- число полюсов это на роторе или на статоре? Я так понял что число полюсов на статоре, а ротор из постоянных магнитов, но ведь тоже количество полюсов должен иметь? Или когда говорим "четыре пары полюсов" то это значит что на статоре 4 полюса и на роторе 4 полюса?

Для BLDC обычно для ротора указывается. Т.е. число пар полюсов - это сколько периодов колебаний ЭДС будет на обмотке за 1 оборот вала мотора.

Цитата(Сега @ Feb 27 2009, 23:05) *
- здесь используем именно ШИМ, значит мы должны регулировать скорость.. и положение.. возможно ли просто крутить этот BLDC поградусно а потом запустить его на постоянное вращение с определенной скоростью? Или он может только постоянно вращаться? или наоборот? "поградусно" это я имею ввиду что поставил угол и этот вентильный двигатель удерживает положение.

Удерживать он может лишь некоторые положения обычно - 6 положений на пару полюсов. У вас будет шаг 360/6/4 градусов.

Двухфазные обычно для режима шагового мотора (на вашем рисунке обычный шаговый мотор нарисован по сути) и в компьютерных вентиляторах 2-х фазные BLDC,

режим вентильного мотора это 3-х фазное питание и соединение обмоток звездой и реже треугольником.

Если магнитоов нет и нет возбуждения - т.е. ротор простая железяка с "полюсами" - то такой мотор называют SRM

Подробно и хорошо теория моторов описана в апноутах Microchip.com - на сайте раздел Motor Control и у freescale.com

Там же и правктика. Макетки с моторами в PROTEUS в примерах.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
segment
сообщение Feb 28 2009, 12:13
Сообщение #3


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Цитата(dowhile @ Feb 28 2009, 01:44) *
Можно смотреть на осциллографе или на звуковой карте ПК ЭДС обмоток и все прояснится, можно смотртеь взаимное расположение сигналов и затем добавить отметчик на вал мотора и записать сигнал одной из фаз относительно отметчика - тогда можно подлучить полную картиину.

Не получица так посмотреть, двигатель встроен в устройство и тем более я имею к нему ограниченный доступ.

Цитата(dowhile @ Feb 28 2009, 01:44) *
Для BLDC обычно для ротора указывается. Т.е. число пар полюсов - это сколько периодов колебаний ЭДС будет на обмотке за 1 оборот вала мотора.

То есть если 4 пары то 4 периода колебаний? То есть на 4 электрических оборота, вал совершает 1 оборот?

Цитата(dowhile @ Feb 28 2009, 01:44) *
Удерживать он может лишь некоторые положения обычно - 6 положений на пару полюсов. У вас будет шаг 360/6/4 градусов.

Откуда такая математика? Распишите пжл как это вычисляеца для данного типа двигателя.
Просто если мы формируем синосуидальные токи на двух обмотках, со смещением 90 градусов, то как мы шагать будет и как деражать угол?

Цитата(dowhile @ Feb 28 2009, 01:44) *
Если магнитоов нет и нет возбуждения - т.е. ротор простая железяка с "полюсами" - то такой мотор называют SRM

Почему нет магнитов? Ведь ротор то из магнитов, на нем 4 пары полюсов


Кстати, да, похоже это SRM, только двухфазного не могу найти в matlab, там только от 3-х фаз. И чото гайдов по двухфазным совсем не нашел
Go to the top of the page
 
+Quote Post
segment
сообщение Mar 2 2009, 18:57
Сообщение #4


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Ау? Где все гуру?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
IceCreamMan
сообщение Mar 3 2009, 20:09
Сообщение #5


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: 17-02-08
Пользователь №: 35 120



эх... во первых ДБМ это не BLDC, а PMSM и имеет синусоидальную эдс.. но это так.. к слову...
итак по порядку:
у данного двигателя, как правило выведено наружу 6 концов фаз(2 средние точки каждой фазы и по 2 края обмоток каждой фазы) + датчики - их два. В зависимости от того как мы собираемся двигатель включать и что от него получить, мы по разному используем эти 6 концов и имем разные законы коммутации.
В вашем случае видимо средние точки не используются. Вряд ли у вас векторное управление с синусоидальными напряжениями на фазах, бездатчиковоое тем более врядли. Рассмотрим самый простой случай:

В вашем случае надо плюнуть на количество пар полюсов, т.к. с точки зрения управления этим двигателем всё сводится к 1ой паре полюсов(количество пар полюсов - это как редуктор - ничего больше, "количество оборотов вектора магнитного поля"="число пар полюсов"*"количество оборотов вала двигателя"). я вам нарисовал картинку - разберитесь.(стрелачками указано направление магнитного поля статора) НО уточните расположение датчиков для вашего исполнения двигателя - от этого может меняться закон коммутации!!! Ну и откорректируйте правила принятые для моего рисунка(обведены в рамку) - они меняются в зависимости от подключения обмоток и работы датчиков. Условно принято: вектор направления магнитного поля совпадает с током в фазе - A - начало фаза A' - конец.... магнитные поля от А и B складваются векторно. для правильной работы необходимо чтобы средний угол рассогласовани магнитного поля статора и ротора был 90эл.градусов(средний - т.к. вектор поля статора мы перемещаем скачками и в зависимости от положения ротора угол рассогласования будет меняться).

каждая фаза подключается к своему транзисторному мосту, и управление каждой фазой сводится к подаче на неё напряжения питания с нужным знаком(см табличку на фотке). Напряжение питания - вы задаёте с помощью скважности ШИМ, в данном случае шим на обоих фазах одинаковый. Скорость в таком случае будет пропорциональна скважности.

Если вы хотите синусоидальные токи - то соответственно всё тоже самое, только на каждом мосту надо менять напряжение питания с помощью шим по синусоидальному закону.
в этом случае будет два шима - для каждой обмотки свой. только оно для вашей задачи надо? как вы замеряете угол положения ротора? или вы вообше в шаговом режиме его бедного мучаете?

задавайте вопросы если что) завтра буду ДБМ-70 как раз для лебёдки на Ми-8 запускать))



Цитата
Кстати, да, похоже это SRM, только двухфазного не могу найти в matlab

если сильно интересно могу дать детальную мат модель двигателя, но для scilab/scicos....точнее скрины наделать.. но это в личку уже..

ниже результат моделирования - сверху датчики снизу напряжения в фазах(даже в модели несколько другой закон коммутации в связи с иной расстановой датчиков, но суть работы осталась прежней) третья фотка - при синусоидальном напряжении на фазах(сверху напряжения, снизу токи в фазах)

Сообщение отредактировал IceCreamMan - Mar 3 2009, 20:36
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
segment
сообщение Mar 4 2009, 18:27
Сообщение #6


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Я сейчас пока осознаю то, что Вы сказали.
А положение ротора определяется с помощью СКВТ ( вращающегося трансформатора ). Я с СКВТ получаю скорость и угол.

В плате управления имеется 4 полумоста. Соответсвенно к ним подведены 4 канала ШИМ от микроконтроллера. Плату делал не я, я ее только программирую. Мне нужны синусоидальные токи, так что последняя осциллограмма подходит, я так и представлял. И я понимаю, раз у меня 4 ПОЛУмоста, то мне нужно для "положительной" фазы генерировать синусоидальный ШИМ на один полумост, а для "отрицательной" фазы - на другой полумост?

Да, средние точки не используются.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
IceCreamMan
сообщение Mar 4 2009, 18:39
Сообщение #7


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: 17-02-08
Пользователь №: 35 120



видимо это не шимы... на один мост два шима подавать не имеет смысла. это видимо сигналы управления стойками моста.
шим-источников достаточно двух.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Mar 4 2009, 18:49
Сообщение #8


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(Сега @ Mar 4 2009, 22:27) *
В плате управления имеется 4 полумоста.

Я конечно извиняюсь, но совершенно не понимаю почему там 4 полумоста а не 3. Тем более, когда надо генерить синус и косинус. Почему низзя соединить концы двух обмоток? Просветите плз. 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
segment
сообщение Mar 4 2009, 19:25
Сообщение #9


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Я понятия не имею почему так сделана плата, не я ее делал. Мне только нужно этим управлять.
Там ТОЧНО нужно подавать ШИМ по синусоидальному закону. Скорее всего именно так, как я и предполагаю. Подаем на один полумост ШИМ чтобы ток был положительный, отключаем этот ШИМ, включаем ШИМ второго полумоста, отключаем и тд
Go to the top of the page
 
+Quote Post
IceCreamMan
сообщение Mar 4 2009, 19:36
Сообщение #10


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: 17-02-08
Пользователь №: 35 120



Цитата
Я конечно извиняюсь, но совершенно не понимаю почему там 4 полумоста а не 3


потому что две фазы. напряжения на которых сдвинуты на 90градусов. каждая фаза должна управляться незаваисимо от другой.

Цитата
Там ТОЧНО нужно подавать ШИМ по синусоидальному закону. Скорее всего именно так, как я и предполагаю. Подаем на один полумост ШИМ чтобы ток был положительный, отключаем этот ШИМ, включаем ШИМ второго полумоста, отключаем и тд


управление одной фазой: это управление мостом, в простом случае без изврата:
для того чтоб пустить по обмотке ток в обну сторону - на начало через 1ый полумост подаём шим, конец обмотки через другой полумост притягиваем к земле.
для того чтоб пустить по обмотке ток в другую сторону - на конец через 2ой полумост подаём шим, начало обмотки через другой полумост притягиваем к земле.
ВСЁ.
управление каждым мостом через несложную логическую формулу надо свести на контроллере к двум сигналам: "шим" и "направление тока".
далее управлять по требуемомым законам: синус(фи) и синус(фи+/-пи/2)(+/- в зависимости от направления вращения, фи - желаемый угол направления магнитного моля)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
igorek
сообщение Mar 4 2009, 20:32
Сообщение #11


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 40
Регистрация: 17-09-07
Пользователь №: 30 602



Во таким образом ты управляеш одной обмоткой. так для управления втророй обмоткой и нужны оставшиеся два полумоста. следовательно нужны 4 шим канала. на каздую обмотку по два канала. попрные шимы работают в противофазе. Проще бы схему силовую с платы выставил на обзор и все проблемы. первые два полумоста управляют первой обмоткой (на них нужно два шима, на один шим два транзистора ), вторые два полумоста управляют второй обмоткой (еще два шим выхода) Тут нечего гадать. Не забудть тока прописать dead-band(мертвое время), а то кз устроишь.
Аналогичным образом управляется вентильный привод, здесь уже три обмотки и 3 стойки.

частотой шим задаешь скорость вращения вала, а вообще такие системы давно уже строятся бездатчиковыми, без всяких вращающихся трансформаторов, на базе вентильных машин(3-х фазные) их прокетировали уже в конце 80-х на аналоговых схемах, где нет никаких датчиков, поскольку цифра еще не была развита в приводах. А седня это решается еще проще, цифрой и математикой. Читайте больше привода и знать надо принципы работы электрических машин. плюс изучайте силовую электронику. Это еще простые схемы управления. Вот матричники это вешь, там процессы посложнее будут! Последнее к чему, рисуйте все в пространственных векторах и все будет понятно, поскольку в вектрном изображении с суть задачи лучьше понимается , особенно при работе с машинами и переменным током
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Mar 4 2009, 20:52
Сообщение #12


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(IceCreamMan @ Mar 4 2009, 23:36) *
 на начало через 1ый полумост подаём шим, конец обмотки через другой полумост притягиваем к земле.

Дык это один-в-один шаговик получился.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
igorek
сообщение Mar 4 2009, 21:03
Сообщение #13


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 40
Регистрация: 17-09-07
Пользователь №: 30 602



в шаговике ты никогда не получишь хорошую равномерность вращения вала двигателя на низких оборотах, посолкьу у тя сигнал тупо подается широким импульсом, т.е не формируется синусоидальный ток в обмотке. А здесь ты шимиом можешь сформировать хороший ток, тем самым получить лучьшую равномерность. в шаговике это решается количеством обмоток, но это в в конче концов приводит к удорожанию поскольку слишком много обмоток надо мотать и более сложная система управления, это уже старье.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
segment
сообщение Mar 4 2009, 21:06
Сообщение #14


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 352
Регистрация: 10-08-06
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 19 471



Я не очень понял насчет "частотой шим задаешь скорость вращения вала" - так нужно формировать синусоидальный ШИМ или мы просто ШИМ прямой подаем?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
igorek
сообщение Mar 4 2009, 21:15
Сообщение #15


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 40
Регистрация: 17-09-07
Пользователь №: 30 602



вот у тя полярность в обмотке меняется с определенной частотой(с + на - и т.д.), вот смена этой полярности и задает частоту вращения вала двигателя , т.к. у тя кол-во полюсов на якоре равно кол-ву полюсов об-ки статора, пол-ся какую ты частоту смены этой полярности задаешь, такую скоротсь вращения получаешь, задал 50Гц получил, 50 гц на валу.
ну как типа синусоида, но получается она эта синусоида теперь таки ШИМом. т.е. формируешь ток по синусоиде шимуя транзистором напряжение. посольку около нуля тока угол наклона мгновенной составляеющей большой то у тя там частота шимы будет выше, потом по мере нарастания тока и приближения к макушке синусоиды частота снижается. Это простой релейный регулятор. Или это в принципе скользящий режим с заданой трубкой тока
Go to the top of the page
 
+Quote Post

3 страниц V   1 2 3 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 20th June 2025 - 16:50
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01515 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016