|
|
  |
State machine, Приведите примеры реализации |
|
|
|
Mar 11 2009, 09:06
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 100
Регистрация: 19-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 2 064

|
Цитата(Diz @ Mar 11 2009, 11:24)  Пример взят из реальной задачи - нужно было при каждой смене состояния сохранять его во внешней eeprom, чтобы восстановить при пропадании питания. Лог переходов писать смысла нет, так как не важно, каким путем мы попали в данное состояние - важен сам факт попадания. Индекс - один байт, пишется атомарно. При загрузке легко его проверить на попадание в диапазон разрешенных состояний. Если будет восстановлено неверное состояние, неприятно, но не так разрушительно как вызов функции по неверному указателю. Еще одна особенность - прошивка могла быть обновлена, и обработчики могли бы лежать на других адресах. я не уверен в содержимом eeprom, если запись ведется в момент пропадания питания. В свое время тестировали - операция записи атомарна с точки зрения программирования. А так она занимает довольно большое время и содержимое слетает. К тому же eeprom может быть внешним. Поэтому писали лог (из двух последовательных состояний) - запись на входе и на выходе. Тут даже проверка может быть очень простой - значения совпадают, значит состояние валидное. Не совпадают - брать предыдущую пару. Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 10 2009, 20:36)  Да все тупо... то есть, если надо убрать одну функцию из центра списка, придется перенумеровывать все последующие? с событиями не совсем ясно: насколько я понял, функции опроса событий возвращают 0, если события нет и номер события, если событие есть. Как происходит нумерация событий? Получается, что события имеют приоритет, в порядке которого они опрашиваются. Из этого следует, что в любом состоянии приоритет событий одинаков. Более того, каждое состояние должно реагировать на все события. А если, допустим, первое событие - кнопка нажата, а второе - таймер сработал. Тогда при нажатой кнопке даже в состоянии "ждать таймер" система не будет не него реагировать.
Причина редактирования: Излишнее цитирование.
|
|
|
|
|
Mar 11 2009, 10:12
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 702
Регистрация: 14-07-06
Пользователь №: 18 823

|
Цитата(TMX @ Mar 11 2009, 12:06)  то есть, если надо убрать одну функцию из центра списка, придется перенумеровывать все последующие? Вовсе нет. Если это состояние не используется, есть два пути: 1) не делать ничего, разместив указатель на пустую функцию #define stSelfTest 1 >> #define st1 1 #define f1 fSelfTest >> #define f1 fEmpty 2) или, если два байта в таблице вдруг понадобились, перенести сюда функцию, последнюю в списке. Цитата(TMX @ Mar 11 2009, 12:06)  с событиями не совсем ясно: насколько я понял, функции опроса событий возвращают 0, если события нет и номер события, если событие есть. Как происходит нумерация событий? Получается, что события имеют приоритет, в порядке которого они опрашиваются. Из этого следует, что в любом состоянии приоритет событий одинаков. Более того, каждое состояние должно реагировать на все события. А если, допустим, первое событие - кнопка нажата, а второе - таймер сработал. Тогда при нажатой кнопке даже в состоянии "ждать таймер" система не будет не него реагировать. Разумеется, тут есть ограничения, которые закладываются на уровне проектирования системы. Они всегда есть, реализовывать, например, подавление дребезга с помощью такого автомата бессмысленно. Точнее, можно, но в отдельном автомате, и события для отдельного автомата должны быть другие. Я обычно предусматриваю отдельно до написания автомата все входящие события с запасом по ресурсам, все, требующее быстрой реакции, выносится в background (прерывания и общий цикл). Состояние не должно реагировать на все события, тут Вы не правы.
--------------------
Уходя, оставьте свет...
|
|
|
|
|
Mar 11 2009, 13:22
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 100
Регистрация: 19-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 2 064

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 11 2009, 13:12)  Состояние не должно реагировать на все события, тут Вы не правы. Возможно, я не совсем понял про функции опроса событий. Если они работают как написано ниже, то я был не прав: Все события обрабатываются однократно - функция опроса возвращает номер каждого события один раз. По окончании обработки переменная сбрасывается в ноль. При следующем опросе функция возвращает ноль - т.к. событие уже было отослано. Фактически, это модель с монитором однократных событий. Сложно сказать, какие преимущества и недостатки у моделей. А вот насчет вашей реализации - похоже на реализацию Gomez, но event driven, и те же недостатки. Простой switch по состояниями имеет меньше источников ошибок, поскольку там нет нумерации и перечисление событий только в одном месте. Цитата(_Pasha @ Mar 11 2009, 14:40)  Здесь и далее - плюспицот за каждое слово  К тому же, состояний, критичных к пропаданию питания, не должно быть много. В приличных девайсах надо закладывать раннюю диагностику пропадания питания.  А "много" это сколько? "Плюспицот" - это много? Тестировали атомарность записи в eeprom? А если да, то как? Я имею дело со всякими девайсами и разными процессорами. В различных средах разработки, кстати. Поэтому молиться на IAR как-то не тянет. Например, были готовые серийные девайсы с внешней EEPROM на программном SPI. Именно с проблемой восстановления. Я - за рациональные решения. Объясните, пожалуйста, зачем нужна ранняя диагностика питания и как она сказывается на приличности? Если результата можно добиться программными средствами - это красиво и целесообразно. Уточняю - это не для всех случаев. Я не против диагностики, я даже за резевный ионистор в НЕОБХОДИМЫХ случаях. А вопросы о приличности оставляю на рассмотрение депутатов.
|
|
|
|
|
Mar 11 2009, 13:46
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 702
Регистрация: 14-07-06
Пользователь №: 18 823

|
Цитата(TMX @ Mar 11 2009, 17:22)  А вот насчет вашей реализации - похоже на реализацию Gomez, но event driven, и те же недостатки. Мне важно иметь механизм, а с недостатками можно смириться. Для сведения - в устройстве более 100 состояний. Цитата(TMX @ Mar 11 2009, 17:22)  Простой switch по состояниями имеет меньше источников ошибок, поскольку там нет нумерации и перечисление событий только в одном месте. Когда "одно место" растягивается на много страниц, меня лично это раздражает, и я делаю больше ошибок. А со списком я вижу на три строчки, в которых перечислено название состояния (с суффиксами номера и функции) и текст, который выводится в терминал (или на дисплей) для его идентификации.
--------------------
Уходя, оставьте свет...
|
|
|
|
|
Mar 12 2009, 12:14
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 100
Регистрация: 19-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 2 064

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 11 2009, 16:46)  Мне важно иметь механизм, а с недостатками можно смириться. Для сведения - в устройстве более 100 состояний. Странно люди относятся к инструментам, которыми пользуются. К примеру, просто машину (не состояний) они тщательно выбирают, взвешивают все за и против, смотрят на внешний вид и удобство посадки. Тратят на это немало времени, читают журналы, просматривают интернет. Пожалуй, стоит взять на вооружение фразу "мне важно иметь механизм, а с недостатками можно смириться, для сведения - я проезжаю 100 км за раз" В то же время, с помощью методов и средств программирования мы зарабатываем деньги, в том числе, на автомобили. Почему бы не потратить время на поиск удачных решений? По поводу списка: в случае switch все состояния тоже переименовываются с помощью enum. Так что, вот и список (1 шт.). Кстати, для основных автоматов я использую не switch, а возврат функцией состояния указателя на следующую функцию состояния. Там тоже список прототипов функций (1 шт.). В одном из устройств у меня в фоновом процессе крутилось параллельно около 10 взаимосвязанных автоматов от 10 до 60 состояний в каждом. Плюс протокол обмена - порядка 100 состояний.
|
|
|
|
|
Mar 13 2009, 09:21
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 702
Регистрация: 14-07-06
Пользователь №: 18 823

|
Цитата(TMX @ Mar 12 2009, 15:14)  К примеру, просто машину (не состояний) они тщательно выбирают, взвешивают все за и против, смотрят на внешний вид и удобство посадки. Тратят на это немало времени, читают журналы, просматривают интернет. Пожалуй, стоит взять на вооружение фразу "мне важно иметь механизм, а с недостатками можно смириться, для сведения - я проезжаю 100 км за раз" Честно признаюсь - я свою машину купил за 10 минут и нисколько не жалею. Любая машина - кусок железа. Главное, что она выполняет свои функции. Так и с машиной состояний  Недостатки, которые знаешь, становятся просто фичами. Цитата(TMX @ Mar 12 2009, 15:14)  Почему бы не потратить время на поиск удачных решений? Логично, потратил. Цитата(TMX @ Mar 12 2009, 15:14)  в случае switch все состояния тоже переименовываются с помощью enum. Так что, вот и список (1 шт.). Не понял, как привязываются функции к состоянию. Поясните, плз. Зачем этот список состояний, если ниже : Цитата(TMX @ Mar 12 2009, 15:14)  Кстати, для основных автоматов я использую не switch, а возврат функцией состояния указателя на следующую функцию состояния. Там тоже список прототипов функций (1 шт.). Цитата(TMX @ Mar 12 2009, 15:14)  одном из устройств у меня в фоновом процессе крутилось параллельно около 10 взаимосвязанных автоматов от 10 до 60 состояний в каждом. Плюс протокол обмена - порядка 100 состояний. Померялись
--------------------
Уходя, оставьте свет...
|
|
|
|
|
Mar 13 2009, 10:07
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 100
Регистрация: 19-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 2 064

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 13 2009, 12:21)  Не понял, как привязываются функции к состоянию. Поясните, плз. Зачем этот список состояний, если ниже : Просто мы используем несколько реализаций машин состояний: Для фоновой задачи, где много состояний - контроль оборудования, взаимодействие с пользователем и т.п. используется реализация с возвратом указателя (описана в раннем посте), она удобна для отладки. Поскольку обычно требования меняются по ходу разработки. В прерываниях или в случаях ограниченных ресурсов (маленький аппаратный стек, например) используется реализация с помощью switch. Ну а для меню написали специальную библиотеку и приложение под windows, которое генерирует уже инициализированную таблицу меню. Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 13 2009, 12:21)  Померялись  Дело в том, что при с ростом сложности задачи, генерация и реализация автомата становится рутинной операцией. Проблемой становится выбор правил моделирования. На данный момент меня интересуют следующие вещи: 1. преимущества и недостатки моделей управляемых событиями и по опросу. Пока ясно, что модель по опросу менее требовательна к ресурсам в прерываниях. 2. организация взаимодействия между автоматами. Возможно, в некоторых случаях выгоднее применять иерархическую модель с управлением по событиям. В принципе, я давно этой темой интересуюсь. Многие иностранные книжки по этой теме у меня в бумажном варианте. Но кроме Samek'а ничего оригинального не предлагается - почти везде switch + UML модель по опросу.
|
|
|
|
|
Mar 13 2009, 14:59
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 702
Регистрация: 14-07-06
Пользователь №: 18 823

|
Цитата(TMX @ Mar 13 2009, 14:07)  Просто мы используем несколько реализаций машин состояний... В принципе, я давно этой темой интересуюсь. ... Понятно ... Где-то рядом ходим, только я меньше теорией интересуюсь, потому как следующий шаг - RTOS- в общем то напрашивается. А я не хочу. Приложение на PC тоже есть, но уже для ARM с ЖКИ, вместе с графикой, автоматически готовятся данные для SD-карты, и менюшка работает по данным SD-карты. В идеале код править не нужно - просто вставить другую карточку и получилось другое устройство. В форуме АРМов я эту тему затрагивал. Вопросы взаимодействия автоматов я в каком-то виде решил, обычно сочетаю явно редкие события плюс опросы состояний. Поскольку быстродействие switch по большому счету непредсказуемо, часто использую массив функций, что в сочетании с pragma inline дает великолепные результаты. Успехов  Готов всегда поддержать дискусиию
--------------------
Уходя, оставьте свет...
|
|
|
|
|
Mar 13 2009, 16:08
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 100
Регистрация: 19-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 2 064

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Mar 13 2009, 17:59)  Понятно ... Где-то рядом ходим, только я меньше теорией интересуюсь, потому как следующий шаг - RTOS- в общем то напрашивается. А я не хочу. Если автоматы по опросу (т.е. циклически вызываются), то можно сделать так: Код struct auto_struct { void *auto_ptr (void); int priority; int cnt; } automata_list = { automaton_1, 1, 0, automaton_2, 2, 0, automaton_3, 3, 0, };
while (1) { for (i = 0; i < sizeof(automata_list) / sizeof(struct auto_struct); i++) { if (--automata_list.cnt == 0) { automata_list.auto_ptr(); automata_cnt = automata.priority; } } } добавляем общие состояния ожидания с возвратом в предыдущее состояние и Voila! получаем кооперативную многозадачность.
|
|
|
|
|
Mar 13 2009, 16:23
|
;
     
Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509

|
Цитата(TMX @ Mar 13 2009, 19:08)  Если автоматы по опросу (т.е. циклически вызываются), то можно сделать так: ...И в анализе приоритетов пишем Код if(automata.priority >= priority_sentinel) automata_list.auto_ptr(); А priority_sentinel ужЕ увеличивается/уменьшается в зависимости от частоты запросов на повышение приоритета.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|