|
|
  |
PWM для кулера, совсем кривая схема или сойдет? |
|
|
|
May 14 2010, 08:01
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 29
Регистрация: 6-04-09
Из: Донецк
Пользователь №: 47 247

|
Достаточно долго эксперементировал когда делал свой реобас. Несколько выводов: 1. Если нужен сигнал таходатчика - ставим P-канальный транизистор и LC-фильтр, если нет - N-канальный (благо им можно управлять напрямую от МК) 2. Сигнал тахометра естесственно обрыватся если напряжение падает ниже напряжения питания ДХ (у меня вентилятор выдавал сигнал скорости от 500-600 об/мин и выше ) 3. Частоту ШИМ желательно повыше, но необязательно ультразвуковой диапазон: LC-фильтр хорошо сглаживает форму сигнала. 4. Предохранитель после фильтра - замечательная вещь, пока не поставил сжег несколько транзисторов (случайно коротнув об корпус системника). Получившуюся схему можно глянуть тут: http://soft-rheobus.blogspot.com/2010/05/shema-reobasa.html
--------------------
|
|
|
|
|
May 16 2010, 02:17
|

I WANT TO BELIEVE
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 617
Регистрация: 9-03-08
Пользователь №: 35 751

|
Цитата Ну и как выше замечено, сигнал с таходатчика хороший только до определенного напряжения. А потом на фронтах появляется дребезг. Очень зависит от конкретной модели. Мой Noctua(ссылку давал выше) работает устойчиво даже на 280rpm, а датчик показывает от 150(рукой кручу если). Дребезг частично отфильтровал аппаратно(зашунтировал подтяжку на +5V керамикой 0.1) и ещё программно(считаю среднее по 8ми поступившим значениям). А один кулер когда ему мало питания и он не может стартануть - выдаёт на таходатчик информацию о том, что он крутится со скоростью около 16000rpm  тоже программно ограничение в 7000 поставил. Очень не нравится страшная нелинейность регулирования. Всё решают буквально первые 10-15 значений - дальше уже оооочень слабенько нарастают обороты. А разница между 3 и 7(не процентов, а значениях в регистре таймера. Т.е. получается 3/256 и 7/256 соответственно) - много больше чем между 40 и 50.  Я уже даже схему собрал с ещё одним биполярным транзистором для быстрого закрывания мосфета - стало лучше, но всё равно я не доволен. Подозреваю, что это может быть из за слишком большой ёмкости на выходе. Вообще, как в таких схемах считают необходимую индуктивность и ёмкость? Если индуктивность слишком высока - что будет? Если ёмкость?
--------------------
The truth is out there...
|
|
|
|
|
May 16 2010, 11:44
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 92
Регистрация: 8-03-05
Пользователь №: 3 160

|
В смысле у Вас не линейно изменяется напряжение на выходе? По идее, оно должно быть линейным, только в начале диапазона выходной импульс будет затянут относительно входного из-за емкости затвора, но у Вас собран драйвер, который должен решать эту проблему. На счет дросселя, ну я Вам сейчас насоветую  На мой взгляд, лижбо не было разрывных токов. Чем больше будет индуктивность, тем меньше пульсаций на выходе и медленней реакция на изменение ШИМ. А вообще надо читать это http://electronix.ru/forum/index.php?showt...st&p=758300
|
|
|
|
|
May 17 2010, 08:04
|

Любитель
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 864
Регистрация: 20-08-06
Из: Тольятти
Пользователь №: 19 695

|
Цитата(sigmaN @ May 16 2010, 22:48)  меняются обороты кулера. Напряжение может и линейно, не измерял. Обороты напрямую зависят от напряжения. Все приведённые схемы с одним ключом не обеспечат хорошей линейности, как бы Вы не варьировали дросселя и ёмкости. Плюс будет большая просадка напряжение при увеличении тока нагрузки. Но последнее актуально только при управлении группами вентиляторов \ сильноточными двигателями. Вот почему я остановился на довольно громоздкой синхронной схеме (приводил выше) - она обеспечивает превосходную линейность, плюс выходное напряжение слабо зависит от тока нагрузки.
|
|
|
|
|
May 17 2010, 10:17
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 29
Регистрация: 6-04-09
Из: Донецк
Пользователь №: 47 247

|
Цитата(sigmaN @ May 16 2010, 05:17)  Очень не нравится страшная нелинейность регулирования. Всё решают буквально первые 10-15 значений - дальше уже оооочень слабенько нарастают обороты. Вообще, как в таких схемах считают необходимую индуктивность и ёмкость? Судя по описанию либо сильно затянуты фронты ШИМ либо неправильно расчитан LC-фильтр. Первая проблема решается правильным подбором ключа и драйвера, уменьшением частоты ШИМ наконец. Самый верный способ проверить - посмотреть осцилографом (без фильтра естесственно): фронты должны быть практически вертикальными, без затягиваний. Насчет расчета LC-фильтра: посмотрите главу №9 книги "Силовая электроника для любителей и профессионалов" У меня для частоты ШИМ 16кГц получились такие значения: C=100мкФ; L=330 мкГн
Сообщение отредактировал tourist - May 17 2010, 10:18
--------------------
|
|
|
|
|
May 18 2010, 06:13
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 29
Регистрация: 6-04-09
Из: Донецк
Пользователь №: 47 247

|
Цитата(sigmaN @ May 18 2010, 00:18)  Осциллографа нЭт сАвсЭм  Фронты можно посмотреть промоделировав схему. Я так и делал пока не нашел осцилограф, кстате модель достаточно точно отразила реальную форму сигнала... Цитата(sigmaN @ May 18 2010, 00:18)  а ШИМ дааа у меня "высокочастотный" ~31кГц Мои ключи такую частоту как раз и не потянули - фронты были сильно завалены, пришлось снижать - при этом писк слышен только при пуске, как только привод выходит на режим непрерывных токов - писк пропадает.
--------------------
|
|
|
|
|
Mar 26 2011, 14:24
|

I WANT TO BELIEVE
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 617
Регистрация: 9-03-08
Пользователь №: 35 751

|
В общем проработала моя свистелка-перделка на микроконтроллере около года и как-бы стало ясно, что знающие люди были правы, когда говорили об избыточности и сложности такого решения. И вот решил я соорудить максимально простой, аналоговый регулятор(к слову сказать, это тоже пойдет в БП, но уже брату, а не мне). Собственно, собирал из того что было... Пол дня тюнинговал это дело, подбирая резисторы, но таки работает. Выкладываю схему и хочу поинтересоваться на сколько она кривая и что можно улучшить/упростить.... Ну в общем покритикуйте и научите. Ибо я в схемотехнике совсем слаб пока.. Во главу угла, как всегда, ставится надёжность. Ибо остановка вентелятора = смерть для БП
Эскизы прикрепленных изображений
--------------------
The truth is out there...
|
|
|
|
|
  |
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|