|
|
  |
Передача аргумента в прерывание (язык C), Кто что использует? |
|
|
|
Nov 28 2010, 11:10
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 481
Регистрация: 10-04-05
Пользователь №: 4 007

|
Цитата(Nikitoc @ Nov 27 2010, 23:56)  Всем доброго времени суток. Я тут недавно столкнулся с проблемой глобальных переменных, а точнее с тем, что о них всегда нужно помнить (где они инициализируются, где изменяются и т.д.) со всеми вытекающими трудновылавливаемыми глюками. Альтернатива глобальным переменным - передача указателя в функцию. Но вот как передать указатель в подпрограмму обработки прерывания (имеется в виду программа для какого-нибудь микроконтроллера)? Или еще так можно спросить: кто как избавляется от глобальных переменных? Какие есть способы минимизировать их использование? Интересно послушать мнения форумчан. 1. В обработчик прерываний нельзя передать параметры. Если несколько задумаетесь, поймете сами почему. 2. Если есть возможность напрячь немного голову и отказаться от глобальных переменных - это хорошо. С другой стороны, глобальные переменные иногда ничем не заменить. Если вы делаете embedded проект, то, как правило, таких переменных не так уж много. 3. Переходите на С++ и инкапсулируйте в классах обращение к таким переменным через соответствующие функции Set... и Get... По крайней мере вся работа с такими переменными будет локализована в одном программном модуле (cpp или h, в зависимости от реализации), а при использовании inline и потерь по скорости практически не будет.
|
|
|
|
|
Nov 28 2010, 11:25
|

I WANT TO BELIEVE
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 617
Регистрация: 9-03-08
Пользователь №: 35 751

|
В обработчик прерывания параметр не передашь. И вообще, как вы себе это представляете? Идёт идёт себе Ваша основная программа, а тут бац, срабатывает прерывание, ну, скажем, буфер UART опустел и начинает исполняться обработчик. В какой именно момент времени вы собрались в таком случае передать в прерывание аргумент?
Возможно вам поможет сужение области видимости глобальных переменных одним модулем(файлом). Это достигается путем объявления переменной со словом static. А ещё не забывайте, что переменные, доступ к которым производится из обработчика прерывания - должны быть объявлены как volatile. В случае с UART, к примеру, делаете отдельный модуль(uart.c) в этом модуле обявляете передающий буфер(как static), обработчик прерывания в этот же модуль определите и инициализацию в отдельную функцию. Вот и решатся все ваши проблемы. С внешним миром uart.c связывается по средством функций(типа putch(), getch() и т.д.). А ещё используйте структуры. Всё, что касается состояния uart - в структуру. Можно для этого дела даже typedef сделать, а все функции в модуле сделать таким образом, чтобы принимали параметром указатель на такую структуру. Тогда ваш uart.c будет универсальным и одинаково хорошо будет справляться с десятком портов uart... нужно только удачно всё спроектировать и будет красиво)
Структурируйте программу так, чтобы каждая сущность была как можно более самодостаточна и закончена, думайте как именно будут связаны модули друг с другом(глобальными переменными или соответствующими интерфейсными функциями)... И вообще, ИМХО, проблема с прерываниями - мелочь, по сравнению с удачностью общего дизайна.
--------------------
The truth is out there...
|
|
|
|
|
Nov 28 2010, 14:07
|

Местный
  
Группа: Validating
Сообщений: 207
Регистрация: 14-01-09
Из: Днепропетровск
Пользователь №: 43 367

|
sergeeff, sigmaN, большое спасибо за ответы. По поводу передачи аргументов в подпрограмму обработки прерываний: это, конечно, был риторический вопрос, т.с. провокационный  Мне понравилась идея упаковывать глобальные переменные в структуры и применять static, для ограничения области видимости. Но вот по поводу volatileне совсем понял. Почему это очень важно именно для прерываний (если можно поподробней расскажите)? To sergeeff: спасибо за совет, я уже давно подумываю начать использовать С++.
|
|
|
|
|
Nov 28 2010, 18:21
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 481
Регистрация: 10-04-05
Пользователь №: 4 007

|
Насчет volatile все очень просто. Это запрет компилятору оптимизировать операции с переменными этого типа, потому как если внутри некоторой функции выполняются какие либо операции с глобальной переменной, декларированной в другой единице компиляции, оптимизатор, скорее всего, такую операцию просто выкинет, посчитав ее ненужной в рамках данной функции. Исходя из этого, вообще лучше все глобальные переменные объявлять как volatile, чтобы не нарваться на трудноуловимые ошибки, связанные в работой оптимизатора.
|
|
|
|
|
Nov 28 2010, 23:04
|

I WANT TO BELIEVE
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 617
Регистрация: 9-03-08
Пользователь №: 35 751

|
Цитата Насчет volatile все очень просто. Это запрет компилятору оптимизировать операции с переменными этого типа, потому как если внутри некоторой функции выполняются какие либо операции с глобальной переменной, декларированной в другой единице компиляции, оптимизатор, скорее всего, такую операцию просто выкинет, посчитав ее ненужной в рамках данной функции. Не совсем так. Нужно более тонко понимать как мыслит оптимизатор и что на самом деле делает volatile. А ещё это Ваше Цитата оптимизатор, скорее всего, такую операцию просто выкинет что именно вы имеете ввиду употребляя слово "выкинет"? Постараюсь внести ясность. Компилятор при оптимизации практически всегда "кэширует" переменные в регистры, дабы сократить кол-во обращений к памяти. Тем не менее, компилятор лично следит, чтобы те участки кода, которые требуют значения этой переменной - получали его вовремя... Всё это возможно благодаря тому, что компилятор чётко понимает ход выполнения программы. Но что, если адрес в памяти, по которому лежит переменная, меняется и компилятор не может это проследить? А тут, к примеру, цикл wile( flag ) ; Компилятор может в самом начале функции запихать переменную в регистр и больше не обращаться к памяти. А скорее всего и вовсе этот цикл уберет, т.к. посчитает, что он никогда не исполнится. Или же воспримет цикл как бесконечный и уберет всё, что дальше...зависит от кода. К чему я клоню.. а к тому, что для компилятора обработчик прерывания - это функция, которая не вызывается никогда. Компилятор просто не может предугадать, когда именно сработает обработчик и изменит flag. И пусть даже он сработает и изменит flag прямо в памяти - ожидающий цикл не будет перечитывать flag из памяти при каждой итерации. Вот весь механизм и суть тут именно в том, что компилятор не в состоянии отследить изменение переменной. Она меняется за пределами Си кода либо компилятор не в состоянии проследить вызов. То-же самое справедливо и для функций. Компилятор удаляет функции, так или иначе не вызываемые из main(за исключением обработчиков прерываний, они - особый случай). И если для переменных есть volatile, то для функций как правило предоставляется какая-нибудь #pragma или аттрибут. Суть состоит в том, чтобы показать компилятору, что эта функция вызывается не из Си кода(к примеру из asm модуля) и функцию удалять не следует. Далее, что касается volatile: такие переменные при каждом обращении считываются из памяти и не кэшируются в регистрах. Вот так, надеюсь, будет понятно уже) Цитата Исходя из этого, вообще лучше все глобальные переменные объявлять как volatile, чтобы не нарваться на трудноуловимые ошибки, связанные в работой оптимизатора. Не согласен с Вами. Это излишества, к тому-же бьющие оптимизатору ниже пояса, снижая эффективность генерируемого кода. И дело всё в том, что если работа с переменной ведётся только из Си кода - то без всяких volatile будет всё прекрасно и без глюков работать.
--------------------
The truth is out there...
|
|
|
|
|
Nov 29 2010, 07:22
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 481
Регистрация: 10-04-05
Пользователь №: 4 007

|
Ну а я вам такую штуку про оптимизации расскажу. Для меня было большим удивлением. Работаю под MS VS2008 C/C++. Имею библиотеку функций, подключаемую к проекту. Появилась идея написать некий простенький модуль, который выводил бы мне на консоль версию и дату последних изменений файлов библиотеки в svn, и аналогичные модули поместить во все библиотеки, используемые в проекте. Делаем файл revision.h Код #ifndef __REVISION_H__ #define __REVISION_H__
#define REV_STRING 888 #define DATE_STRING "11:11:11 22-11-2010" #define LIB_NAME "aaa.lib"
#endif //__REVISION_H__ файл crevision.h Код #ifndef _CREVISION_H_ #define _CREVISION_H_
#include <stdio.h> #include "revision.h"
class CRevision { public: CRevision() { printf("LIB :: %s, Rev.%d [%s]\n", LIB_NAME, REV_STRING, DATE_STRING); } };
#endif // _CREVISION_H_ и, наконец, crevision.cpp Код #include "CRevision.h"
const CRevision caaa; Во всех книгах по C++ написано, что для переменной гарантировано будет вызван конструктор. Так вот: фига с два. Основная программа никогда не обращается к caaa, ее благополучно "соптимизировали" компилятор/линкер. Если в основной программе объявить Код const CRevision caaa; все работает.
|
|
|
|
|
Nov 29 2010, 07:45
|

Adept
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 469
Регистрация: 6-12-04
Из: Novosibirsk
Пользователь №: 1 343

|
Цитата(Nikitoc @ Nov 29 2010, 00:28)  Понятно, volatile это "защита" от сильно умного (оптимизирующего) компилятора. А если оптимизацию не использовать? Или это зависит от конкретного компилятора? volatile служит для того, чтобы сообщить компилятору, что переменная с асинхронным доступом - т.е. к ней может производится доступ асинхронно по отношению к потоку управления, который находится в поле зрения компилятора в текущем контексте. На практике это означает, что доступ к переменной может производиться в прерывании либо в параллельно работающем треде (задаче, процессе), которые компилятор не видит в данный момент. Например, у вас идет чтение из переменной, в которую никто в данной функции ничего не пишет и никаких функций не вызывается - т.е. налицо ситуация (с точки зрения компилятора и здравого смысла), когда имеет смысл прочитать значение переменной только один раз. Но на самом-то деле значение переменной постоянно обновляется в обработчике прерываний, поэтому нужно читать честно каждый раз. Для этого и нужно подсказать компилятору, что переменная наша "подвижная", может быть изменена неявно по отношению к компилируемому фрагменту кода, - в качестве "подсказки" и выступает квалификатор volatile. К оптимизации все это имеет несколько опосредованное отношение, просто на практике чем выше уровень оптимизации, тем агрессивнее компилятор минимизирует размер кода и борется за его скорость. Но если асинхронно изменяемую переменную не объявить как volatile, то правильность работы не гарантируется и на самых низких уровнях оптимизации. Поэтому для гарантировано правильно работающего и надежного кода такие переменные всегда надлежит объявлять соответствующим образом. Ведь переменная становится таковой по замыслу разработчика, и никто другой (включая самый умный компилятор) не знает, как с ней правильно обращаться. Для этого в языке и предусмотрено средство для выражения этого замысла. Цитата(sergeeff @ Nov 29 2010, 13:22)  Во всех книгах по C++ написано, что для переменной гарантировано будет вызван конструктор. Так вот: фига с два. Конструктор будет вызван для объекта, который реально создается. А тут просто сам объект был выкинут из программы, т.к. на него нигде не присутствует ссылок. Раз нет объекта, значит и конструировать нечего и конструктор вызывать не зачем. Цитата(sergeeff @ Nov 29 2010, 13:22)  Основная программа никогда не обращается к caaa, ее благополучно "соптимизировали" компилятор/линкер. Да, диагноз верный. Только вот, как я понял, и при объявлении в основной программе к этому объекту тоже никто не обращается. И если в этом случае объект все-таки создается, то это уже особенности реализации. Т.е. формально компилятор имеет полное право и тут выкинуть оный объект. Чтобы гарантировано не выкидывал, надо чтобы была хотя бы одна ссылка. Помнится у IAR было даже специально расширение для подобных случаев: __root. Объекты, объявленные с таким квалификатором не выбрасывались из программы ни при каких обстоятельствах.
--------------------
«Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь» К. Прутков
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|