|
|
  |
Улучшение звука в автомобиле с помощью ЦОС, Можно ли с помощью коробочки с DSP заставить звучать любую аудиосистем |
|
|
|
Sep 29 2011, 08:23
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 817
Регистрация: 14-02-07
Из: наших, которые работают за бугром
Пользователь №: 25 368

|
Привет всем. Просьба не пинать ногами, но возможно здесь есть Гуру, которые работают со звуком? Возможно это не самий правильный форум... Но попробую тут спросить. Вопрос чисто праздный и появился после прочтения статьи http://www.avtozvuk.com/az/2010/09/038.htmЯ собственно работаю с DSP на FPGA, но совсем в другой области, про Фурье и фильтры знаю, но к сожалению имею только среднее представление о звуке в автомобиле. У меня есть машина и улучшить звук в ней я немного смог, поставив сабвуфер, усилитель, обесшумку и поменяв динамики, но все по рекомендациям с форумов и сайтов. Но есть некоторые проблемы со звуком, которые можно решить со слов продвинутых аудиофилов, заменой магнитофона, усилителя, профодов и вообще всей машины на что-то более дорогое, но сами понимаете, вкладывать деньги и силы в неопределенный результат мне, как разработчику электроники, совсем не интересно. Так вот собственно после статьи мне пришел в голову вопрос проанализировать, что может сделать DSP в автозвуке? Допустим есть какая либо комбинация магнитофон - услилитель - колонки - салон автомобиля. Все это вместе переводит звук с компактдиска в звуковые колебания. Насколько, я понимаю одним из важных параметров качества звучания является равномерная АЧХ во всем диапазоне воспроизводимых частот. В простой системе из-за индивидуальных качеств салона, расположения динамиков, их чувствительности, конструкции сабвуфера, усилителя магнитофона АЧХ выглядит достаточно плохо. Например у меня невооруженным глазом заметен резонанс на 85Гц с заметным подъемом, и повизгивание на высоких частотах. А что если попробовать так: Между магнитофоном и усилителем ставим ДСП. То есть звук преобразовываем в цифру, обрабатываем и затем обратно. Возможно будут искажения, но считаем, что они мизерные. Первым шагом надо проверить, что выдает магнитофон - так как в магнитолах часто стоят фильтры, которые срезают низкие и верхние частоты, чтобы не нагружать штатные динамики. Ставим компакт диск с известными тонами и прогоняем весь спектр частот от 20Гц до 20кГц. Таким образом путем преобразования Фурье для каждой частоты можно определить ее коэфициент усиления, чтобы затем определить необходимые коэфициенты усиления в зависимости от частоты. Далее нужен широкополосный микрофон или даже несколько микрофонов с известными АЧХ, которые будут располагаться на месте слушателя. DSP должын выдавать на выход синус определенной частоты и амплитуды, а микрофоны должны мерять реальную мощность звука. Таким образом будет построена АЧХ динамиков в конкретном салоном с учетом всех конструктивных особенностей салона. Естественно следует расчитывать на то, что мощность усилителя будет достаточна и динамики не станут давиться гармониками, хотя возможно это тоже можно учитывать. Также можно прогнать каждый динамик отдельно, чтобы узнать его "отдачу" Ну и в результате при проигрывании реальной музыки DSP должен брать исходный сигнал, скажем каждые 50мс(для 20Гц), разлаживать в Фурье, умножать на полученные в результате калибровки коэфициенты, складывать все обратно и отправлять на выход. В результате, как я понимаю, должна получиться идеально гладкая звуковая АЧХ в месте прослушивания. С фазой можно поступить точно так же, если это имеет значение. Вопрос - может я что-то совсем не понимаю в звуке? Почему это не должно работать? А если должно - то это ж будет магическая коробочка, которая даже из самой плохой акустики сможет сделать конфетку, причем полностью автоматически? Спасибо за ответы. ПС. Проблема еще может быть в том, что фанаты автозвука совсем не понимают в ЦОС, а спецы по ЦОС не интересуются проблемами автозвука.
|
|
|
|
|
Sep 29 2011, 11:25
|
Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 781
Регистрация: 3-08-09
Пользователь №: 51 730

|
Цитата syoma: Вопрос - может я что-то совсем не понимаю в звуке? Почему это не должно работать? А если должно - то это ж будет магическая коробочка, которая даже из самой плохой акустики сможет сделать конфетку, причем полностью автоматически? Спасибо за ответы. ПС. Проблема еще может быть в том, что фанаты автозвука совсем не понимают в ЦОС, а спецы по ЦОС не интересуются проблемами автозвука. Из самой плохой акустики сделать конфетку не выйдет. Если динамик физически не в состоянии излучать частоты ниже 100 гц никакой эквалайзер тут не спасет. Так что никаких магических коробочек... В дорогих авто, например audi r8, есть система автоматического изменения динамического диапазона и корректировки спектра сигнала в зависимости от окружающего звукового фона (открытые/закрытые окна/двери например) для комфортного прослушивания фонограмм практически в любых условиях. Это довольно сложные системы и на коленках длинными зимними вечерами такую не сделать...
Сообщение отредактировал thermit - Sep 29 2011, 11:26
|
|
|
|
|
Sep 29 2011, 13:10
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 817
Регистрация: 14-02-07
Из: наших, которые работают за бугром
Пользователь №: 25 368

|
Цитата Если динамик физически не в состоянии излучать частоты ниже 100 гц никакой эквалайзер тут не спасет. Я это понимаю. Естественно, скажем так, требуется наличие как минимум компонентов, которые могут что-то воспроизводить. Если меньше 100Гц не воспроизводится, то DSP это спокойно определит и правильно срежет, что не должно помешать ему подправить спектр на более высоких частотах. Цитата В дорогих авто, например audi r8, есть система автоматического изменения динамического диапазона и корректировки спектра сигнала в зависимости от окружающего звукового фона Все, что я видел на дорогих авто - это системы автоматической регулировки громкости, в зависимости от скорости движения автомобиля, чтобы шым дороги перебивать. Их почему-то тоже DSP называют. А вопрос активного шумоподавления тоже интересен. Наушники с активным шумоподавлением счас стали очень большой популярностью пользоваться. С машиной это сложнее, конечно, но я думаю, определенного уровня подавления достаточно несложно добиться. Микрфоны в двери, моторный отсек и софт. Цитата Теоретически возможно это, только не так это просто как вы себе представляете, захотите ли вы потратить несколько лет на освоение теории? Если можно расскажите мне теорию или дайте ссылки. В принципе ИМХО все дело в софте, а не железе. И если из этого возможно получить конкретный продаваемый продукт, то пары лет на теорию и разработку не жалко. Цитата для чего ставить дорогое устройство если эти вычисления нужно проделать только один раз, и то можно выставить вручную как нравится Понятно, что один раз, но для этого нужна лаборатория и пара дней настройки, а я хотел-бы полностью автоматизировать процесс, чтобы для любой машины можно было сделать и чтобы человек при продаже машины мог устройство забрать и поставить в новую.
|
|
|
|
|
Sep 29 2011, 14:01
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 220
Регистрация: 21-10-04
Из: Balakhna
Пользователь №: 937

|
Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 17:10)  А вопрос активного шумоподавления тоже интересен. Наушники с активным шумоподавлением счас стали очень большой популярностью пользоваться. В них нету цифровой обработки, чисто аналоговое вычитание, туфта в общем. Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 17:10)  Если можно расскажите мне теорию или дайте ссылки. В принципе ИМХО все дело в софте, а не железе. И если из этого возможно получить конкретный продаваемый продукт, то пары лет на теорию и разработку не жалко. Просто в качестве иллюстрации гляньте ява апплеты демонстрирующие эффекты интерференции и т. п. http://www.falstad.com/ripple/index.htmlИМХО такое не компенсировать несколькими динамиками, это какая-то многоканальная распределённая система излучателей должна быть со сложным алгоритмом настройки. Задача для исследовательской лаборатории с соответствующим бюджетом. Судя по Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 17:10)  разлаживать в Фурье, умножать на полученные в результате калибровки коэфициенты, складывать все обратно и отправлять на выход. начинать с букварей нужно.
|
|
|
|
|
Sep 29 2011, 14:22
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 817
Регистрация: 14-02-07
Из: наших, которые работают за бугром
Пользователь №: 25 368

|
Цитата Просто в качестве иллюстрации гляньте ява апплеты демонстрирующие эффекты интерференции и т. п. http://www.falstad.com/ripple/index.htmlИМХО такое не компенсировать несколькими динамиками, это какая-то многоканальная распределённая система излучателей должна быть со сложным алгоритмом настройки. Спасибо за ссылку. Но чего-то я тут мало сложного вижу. Если говорить о настройке звука, то ничто не мешает каждый источник включать отдельно и определять по микрофону интерфернтную картинку от него. Ну а затем все вместе пересчитать. Пока я вижу только сложную математику, но ничего невозможного. Цитата начинать с букварей нужно. С букварей по звуку?
|
|
|
|
|
Sep 29 2011, 14:40
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 220
Регистрация: 21-10-04
Из: Balakhna
Пользователь №: 937

|
Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 18:22)  Спасибо за ссылку. Но чего-то я тут мало сложного вижу. Если говорить о настройке звука, то ничто не мешает каждый источник включать отдельно и определять по микрофону интерфернтную картинку от него. Ну а затем все вместе пересчитать. Пока я вижу только сложную математику, но ничего невозможного. Для одного источника интерференционная картина на какой-то частоте будет будет сильно изменяться в пространстве при смещении на половину длины волны. Нужна настройка не в точке а в объёме в котором может перемещаться голова. Если в какой-то точке на какой-то частоте ноль, то как бы бесполезно мощность на этой частоте увеличивать. Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 18:22)  С букварей по звуку? С букварей по ЦОС.
|
|
|
|
|
Oct 3 2011, 10:25
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 239
Регистрация: 15-11-09
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 53 639

|
Цитата(petrov @ Sep 29 2011, 18:01)  В них нету цифровой обработки, чисто аналоговое вычитание, туфта в общем. Не горячитесь, коллега, вам просто, похоже, попадались дешевки. В серьезных наушниках с АП очень даже есть DSP, поскольку в помещении, вообще говоря, нужно подавлять еще и реверберацию, что требует, по крайней мере, декорреляции приемных каналов (конечно, если мы говорим о недешевых наушниках с АП, где имеются несколько микрофонов). А в китайских творениях, да, стоит схема а-ля эхоподавление, от которой толку как от ультразвука против комаров  Цитата(syoma @ Sep 29 2011, 18:22)  Спасибо за ссылку. Но чего-то я тут мало сложного вижу. Если говорить о настройке звука, то ничто не мешает каждый источник включать отдельно и определять по микрофону интерфернтную картинку от него. Ну а затем все вместе пересчитать. Пока я вижу только сложную математику, но ничего невозможного. И совершенно правильно не видите и математика там не особо сложная. Вам интерференционную картину считать и не зачем! Вам достаточно расставить ряд микрофонов по салону и считать, что амплитуды сигналов на выходе микрофонов (Am) и амплитуды сигналов, подводимых динамиками (Ad) связаны через некоторую матрицу (Z). Т.е. Am = Z*Ad, зависящая, естественно от частоты f. А далее, все зависит от задачи, которую вы хотите решать. Например, хотите учесть сидящих в салоне людей, так что бы картину звучания изменилась минимально. Для частот выше 3-4КГц, наличие людей в салоне уже очень надо учитывать. Тогда вы просто замеряете матрицу при наличии людей в салоне (обозначим Zp) для дискрета частот. И далее просто корректируете амплитуды на динамиках Zp^(-1)*Z, если грубо компенсировать, либо запускаете итерационную подстройку, что бы максимально приблизится к исходной картине. А для этих расчетов ЦСП вам ой как понадобится!
|
|
|
|
|
Oct 24 2011, 18:20
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 112
Регистрация: 27-12-08
Пользователь №: 42 786

|
Попробую пофантазировать: 1. Встраиваем 2 микрофона в подголовник водительского кресла - это как бы правое и левое ухо 2. Оцифрованный сигнал с микрофона пропускаем через эквалайзер, который должен компенсировать неравномерность АЧХ микрофона (АЧХ должна быть известна, кроме того, она более-менее константна и не зависит от наличия пассажиров/багажа в салоне) 3. Оцифровываем сигнал на выходе воспроизводящего устройства и так же пропускаем через эквалайзер, который должен компенсировать неравномерность АЧХ воспроизводящего устройства, которая также должна быть известна и более-менее константна 4. Используя сигнал воспроизводящего устройства на его выходе (после эквалайзера) в качестве референсного, стремимся достичь того же результата на выходе эквалайзера микрофонов с помощью адаптивной фильтрации, алгоритмы широко известны (Винер, LMS, RLS), т.е. вносим предыскажения в сигнал такие, которые будут компенсировать искажения АЧХ, вносимые салоном, шумом двигателя и т.д. Сложность, возможно, будет состоять в том, что в автомобиле обычно не 2 динамика (правый/левый), а несколько, но как сигнал распределяется по ним, честно говоря, не знаю, автомобиля не имею. Как-то так...
|
|
|
|
|
Oct 28 2011, 16:59
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 302
Регистрация: 24-07-06
Из: Донецк, Украина
Пользователь №: 19 042

|
Цитата(stealth-coder @ Oct 24 2011, 21:20)  Попробую пофантазировать: 1. Встраиваем 2 микрофона в подголовник водительского кресла - это как бы правое и левое ухо 2. Оцифрованный сигнал с микрофона пропускаем через эквалайзер, который должен компенсировать неравномерность АЧХ микрофона (АЧХ должна быть известна, кроме того, она более-менее константна и не зависит от наличия пассажиров/багажа в салоне) 3. Оцифровываем сигнал на выходе воспроизводящего устройства и так же пропускаем через эквалайзер, который должен компенсировать неравномерность АЧХ воспроизводящего устройства, которая также должна быть известна и более-менее константна 4. Используя сигнал воспроизводящего устройства на его выходе (после эквалайзера) в качестве референсного, стремимся достичь того же результата на выходе эквалайзера микрофонов с помощью адаптивной фильтрации, алгоритмы широко известны (Винер, LMS, RLS), т.е. вносим предыскажения в сигнал такие, которые будут компенсировать искажения АЧХ, вносимые салоном, шумом двигателя и т.д. Сложность, возможно, будет состоять в том, что в автомобиле обычно не 2 динамика (правый/левый), а несколько, но как сигнал распределяется по ним, честно говоря, не знаю, автомобиля не имею. Как-то так...  ...при этом можно получить почти идеальную х-ку для водителя, и х% знает что для остальных пассажиров. Это для случая идеальных датчиков и обратных связей.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|