|
Управление DC мотором с помощью симистора, Защита схемы при пробое симистора |
|
|
|
Dec 28 2013, 04:25
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы: 1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного? 2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом. 3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.
Example.PDF ( 74.23 килобайт )
Кол-во скачиваний: 725
|
|
|
|
|
Dec 28 2013, 08:19
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 105
Регистрация: 31-03-05
Пользователь №: 3 834

|
Цитата(KSN @ Dec 28 2013, 08:25)  Приветствую. Вот есть такой фрагмент схемы управления мотором разработанный китайскими разработчиками. MOC3023 коммутируется при переходе через "0" . Тип мотора - неизвестно, сделано в Китае. Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Неприятность ситуации: в какой-то момент умирает симистор, мотор медленно вращается, останавливается и затем окружающий его пластик плавится/загорается. Вопросы: 1. Какие меры защиты предпринять, чтобы избежать подобного? 2. Из каких соображений рассчитывается номинал R4? В application note по симисторам не нашел вразумительного ответа, везде есть рекомендации 100-500 Ом. 3. Хотелось бы понять причину пробоя симистора.
Example.PDF ( 74.23 килобайт )
Кол-во скачиваний: 725Если симистор пробит двигатель должен вращаться на максимальных оборотах, а у Вас останавливается. Копайте в этом направлении. Что-то не так у Вас собрано. Проверьте выпрямитель.
|
|
|
|
|
Dec 29 2013, 06:16
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
Это фрагмент силовой части платы, которая устанавливается в китайских кофе-машинах. Изделий порядка 300-400 плат/месяц. Раньше проблем не было, теперь вдруг появились. Рябата просили помочь разобраться в чем дело, вот вникаю. По номиналам и типам компонентов отличий никаких (старые и новые партии плат). Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр). Диоды в мосту - целые. На одной из плат при подаче питания сразу включается мотор, но не на полные обороты. Посмотрел осциллографом: симистор но одной из полуволн открывается (но не полная полуволна). Снизил номинал R4 до 560 Ом - стал работать штатно. Другой экземляр: неисправен симистор, часть полуволны пропускает - мотор вращается, потом мотор остановился/заклинило и мотор стал дымить, пластик плавится. В результате КЗ обмоток на корпус мотора. Изначально были подозрения, что что-то не так со снабберной цепью, буду плотно изучать application note (раньше с симисторами не работал) по расчету цепей. Если у кого есть опыт, научите как бысто посчитать. Насколько важна снабберная цепочка для оптосимистора? И остается актуальным вопрос: какие еще схемотехнические меры предпринять во избежание возгорания/пожара? Также ребята отметили, что тестировали их у себя (по несколько сотен вкл/выкл мотора) - все работает. Поставили клиенту - после 100-150 чашек кофе - мотор или не включается или не выключается и в этом случае - дым. Проверил управляющий сигнал на MOC3023: после "0" с задержкой 2-2.5мс подается импульс длительностью 3мс. Ток через оптосимистор в этом случае не превышает предельного значения (по даташиту).
|
|
|
|
|
Dec 29 2013, 07:18
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
Цитата(Plain @ Dec 29 2013, 14:00)  Похоже на то, что двигатели стали мотать проводом с тоньше и хуже изоляцией, т.е. брак вполне может стать не временным, а постоянным. Я тоже обращал на это внимание. Но так разобрать/сравнить старого образца мотора нет, то как говорится и вопросов нет. На запрос китайцам предоставить тех. информацию по моторам один ответ: ничего не менялось, все старое, у нас ничего нет... Наши ребята озаботились этим и сейчас ищут альтернативу этим моторам.
|
|
|
|
|
Dec 30 2013, 02:59
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
Цитата(kovigor @ Dec 30 2013, 01:49)  Что предпринять ? Биметаллическая пластинка или термопредохранитель, смонтированные в той части установки, которая аварийно греется. Или защита по току двигателя. Подумываю о защите по току, причем радикально: поставить мощное реле на все нагрузки по ~220V (там еще и клапан есть, нагреватель). Установить траснформатор тока, сигнал на него завести на MCU и по его сигналу не включать/выключать реле. Минусы решения: дороговато, непредвиденное зависание MCU. Конденсаторы "правильные" -
25_MPF.pdf ( 131.31 килобайт )
Кол-во скачиваний: 298
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Dec 30 2013, 07:34
|
Guests

|
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Dec 30 2013, 13:40
|
Guests

|
Цитата Измерил ток в рабочем состоянии 0.3А, при пуске 0.7А. Параметры двигателя: R~14 Ом, L~ 2 mH (разобрал один экземпляр). Вот это как-то не стыкуется. Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия), пусковой ток будет примерно 20 А. Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше 20 мс, что допускает ваш симистор. Цитата(Plain @ Dec 30 2013, 15:02)  Может и так, но мотор-то может задымить только от пробоя изоляции. Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п. А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор.
Сообщение отредактировал Herz - Dec 30 2013, 14:04
Причина редактирования: Оформление цитаты
|
|
|
|
|
Dec 30 2013, 14:54
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 105
Регистрация: 31-03-05
Пользователь №: 3 834

|
Цитата(TSerg @ Dec 30 2013, 17:40)  Вот это как-то не стыкуется. Если питание от 220 В, то при пуске на полную (по разным причинам, в т.ч. из-за самооткрытия), пусковой ток будет примерно 20 А. Интеграл будет определяться эл.мех. постоянной времени и она явно будет больше 20 мс, что допускает ваш симистор.
Могут быть взаимосвязанные вещи: двигатель стал не на 220/при пусковом броске что-то выгорает/коротит, симистор умирает и на движок идет вся напруга и т.п. А вообще - надо тестировать движок, потом смотреть на тиристор. Для ограничения пускового тока в схеме стоит термистор RT1, но действует он только пока холодный, т.е. в момент пуска. Далее, мне кажется, проблема в двигателе. Если он тормозит ток растет, симистор дохнет, двигатель горит. Может быть у Вас, вообще, дело в механике? Заклиненный двигатель, как и симистор, просто обязаны сгореть, если нет защиты.
Сообщение отредактировал тавр - Dec 30 2013, 15:04
|
|
|
|
|
Jan 10 2014, 03:07
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
По мотору: узел механики перебирали (несколько узлов) - ничего криминального не нашли. TSerg: каким образом можно протестировать мотор (какие эксперименты сделать)? Беда в том, что моторов старого образца не осталось, только из новой партии, так что сравнивать не с чем. Поставщик моторов на контакт не идет, никакой информации по моторам не дает. Замена мотору ищется, но не все так просто. Сейчас заказал 3Q триаки: серии BTA204, BTA208, T435. Хочу их установить вместо BTB04-600SL. Для защиты симисторов поставить варисторы, и рассчитать/подобрать снабберы под каждую нагрузку. В продолжение темы вопрос следующий- в изделии всего 4 нагрузки по ~220В, которые управляются через симисторы: 1. Нагреватель P=1400Вт 2. Мотор I~0.5А 3. Клапан I~0.4А 4. Помпа P=48 Вт Планирую поставить датчик тока в нагрузке/ах, чтобы в случае самопроизвольного открывания симистора, либо его выхода из строя отключать подачу ~220В. Решение должно быть бюджетным (не более 3-3.5$), простым и достаточно надежным. Варианты: 1. Токовый трансформатор (Talem-3$) + ОУ (0.5$), далее сигнал на МСU. Сложность в доступности ТТ, самим наматывать - не вариант. Может есть доступные ТТ о которых я не знаю? 2. Активный датчик ACS712-05(1.8$) + ОУ (0.5$). Вроде хороший вариант, но что будет, если ток будет больше 5А на которые рассчитан ACS712-05, не повредит ли это микросхему? 3. Несколько шунтов + доп. MCU. С нагрузками 2,3, 4 вроде как еще проходит, а вот для 1 ставить шунт - это не дело. Как обойти? Еще варианты? Главное отслеживать факт наличия тока в нагрузке, точно измерять - нет необходимости. Также хотелось бы услышать отзывы по вышеперечисленным вариантам (плюсы/минусы).
|
|
|
|
|
Jan 10 2014, 11:32
|
Группа: Участник
Сообщений: 12
Регистрация: 10-11-06
Пользователь №: 22 167

|
Цитата(KSN @ Dec 29 2013, 09:16)  Изделий порядка 300-400 плат/месяц. Раньше проблем не было, теперь вдруг появились. И что, на всех платах проблема появилась? Цитата(KSN @ Dec 30 2013, 05:59)  Подумываю о защите по току, причем радикально: поставить мощное реле .......... Оно Вам надо? жили же без этого раньше Мне кажется что причина кроется в перегреве эл.двигателя из-за пониженного напряжения питания последнего (нагрузка на валу постоянная, ток вырастет) Я бы проверил вот что: 1. величину напряжения на моторе стрелочным прибором в штатном режиме, и сравнил его с сетевым (за минусом падения на диодном мосту, симисторе и термисторе).. Симистор обязательно должен пропускать обе полуволны сетевого... Если не включается полностью, или включается только одна полуволна,то причина может быть в низкой температуре окружающей среды...такое бывает... 2. падение напряжения на термисторе, по мере его разогрева Как часто происходит пуск-стоп мотора? Если не давать выдержку времени для остывания термистора, пусковой ток при каждом новом пуске не будет ограничиваться...Температурная постоянная времени у этого термистора большая
Сообщение отредактировал OWEN - Jan 10 2014, 11:33
|
|
|
|
|
Jan 10 2014, 17:09
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
В том то и дело, что не на всех. 1 плата привела к пожару у клиента. Выборочно взял несколько плат, прошелся осциллографом - отклонений не нашел. Сделали тесты: включение/выключение мотора (под нагрузкой) на длительное время, затем повторили на кратковременное ( в общем счете по 100-150 циклов) - ни одного сбоя. Отправили клиенту, через некоторое время она вернулась, симптомы: симистор приоткрывается (по управляющей цепи сигнала нет), идет ток, мотор не проворачивается, обмотки нагреваются и начинается плавиться пластик вокру мотора... Симистор может приоткрываться после подачи сетевого напряжения на изделие, либо какое-то время работает нормально, но после нескольких циклов включения/выключения не закрывается полностью. Мощное реле: самое интересное, что оно там установлено и служит для коммутации фазы/нейтрали для нагревателя, а оставшаяся цепь нагревателя уже коммутируется 8-и амперным симистором. По п.1: Изделие - это кофе-машина. Эксплуатация при комнатной температуре - вроде криминала не должно быть. Но спасибо за напоминание, т.к. подобные проблемы в этом изделии были, правда с механическими частями. При нашей температуре они быстро приходили в негодность. Китайцы это признали через 3 месяца наших жалоб - извините, не из того пластика отливали. 2 Сделаю измерения. Интервалы управления мотором: продолжительность работы 7-15 секунд, минимальная пауза между включениями 60-90 секунд. Термистор после нескольких продолжительных циклов включения на ощупь разогревается до 35-40 градусов.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 10 2014, 21:23
|
Guests

|
Если есть управляющий MCU, то всякие там термисторы могут принести больше вред, чем пользу. Кстати, пусковой ток превышает максимальный для указанного термистора. 5 < 7 [А] И да, остывание термистора за 3 минуты, мозгу владельца кофе-машины не доступно для понимания.
|
|
|
|
|
Jan 10 2014, 23:56
|
Группа: Участник
Сообщений: 12
Регистрация: 10-11-06
Пользователь №: 22 167

|
Цитата(TSerg @ Jan 11 2014, 00:23)  И да, остывание термистора за 3 минуты, мозгу владельца кофе-машины не доступно для понимания. Что же тогда заработает владелец кофе-машины, если будет так долго ждать? ======= Если исходить из того, что ранее замечаний по работе не было, то имеющаяся "бяка" связана с качеством комплектующих 1. Цитата(KSN @ Jan 10 2014, 20:09)  ....симптомы: симистор приоткрывается (по управляющей цепи сигнала нет)... Я так понимаю что "приоткрывается" это пропускание только одной полуволны сетевого... Возможная причина- потеря или несоответствие класса по напряжению симистора оптрона или силового симистора, из-за чего они могут самопроизвольно открываться 2. Цитата Симистор может приоткрываться после подачи сетевого напряжения на изделие, либо какое-то время работает нормально, но после нескольких циклов включения/выключения не закрывается полностью. При подаче сетевого возникают всякие переходные процессы в питании, и помехи включают один из симисторов Тут похоже на несоответствие класса симистора по dV/dt...а RC цепочка не справляется....Согласен, что номиналы снаббера как-то не очень. 3. Цитата оставшаяся цепь нагревателя уже коммутируется 8-и амперным симистором Не увидел я 8ми амперного на схеме... Для проверки я бы поставил BTA08-600, у него dV/dt на порядок больше, да и снаббер встроенный есть
|
|
|
|
|
Jan 11 2014, 08:17
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 404
Регистрация: 3-12-04
Из: Новосибирск
Пользователь №: 1 304

|
Цитата(TSerg @ Jan 11 2014, 04:23)  Если есть управляющий MCU, то всякие там термисторы могут принести больше вред, чем пользу. Вы имеете в виду, что термистор не успеет остыть - восстановить первоначальное сопротивление, а значит при следующем включении бросок тока будет еще больше -> dI/dt будет больше по сравнению с предыдущими значениями. При многократных включениях симистор может просто выйти из строя по причине превышения допустимого значения dI/dt. Я правильно понял? Или вы что то другое имели в виду? Цитата Не увидел я 8ми амперного на схеме... Канал управления нагревателем я не показывал, т.к. с ним проблем нет. Ага, там параметры снабберной цепи другие: 200 Ом + 0.1мкФ
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 11 2014, 08:23
|
Guests

|
Так не только я об этом говорил.
P.S. Если посмотреть на схемы защиты всяких сильно-точных девайсов, то присутствуют, как минимум, две системы защиты: от КЗ (автомат) и тепловая ( тепловое/токовое реле), причем параметры выбираются по уму. Вот что-то такое и надо приделать, хотя понятно, что это удорожает изделие.
При наличии MCU аналогом теплового реле может быть керамический резистор подходящего номинала/мощности и термодатчик для порогового или даже аналогового контроля за интегралом тока, либо т.н. термостат на заданную температуру с н.з. контактом на сеть.
Это помимо того, что все же надо разобраться с причиной выгорания.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 11 2014, 10:18
|
Guests

|
По двигателю: - сделать замеры сопротивления якорной цепи, индуктивности якоря; - ток трогания/остановки/холостого хода/номинальный; - номинальный момент; - момент инерции или сразу эл.мех.пост.времени по разгонной траектории; - жесткость мех. хар-ки; - обязательно проверить допустимость работы под полным напряжением (может моторчик вовсе не 220 В) - проверить допустимую скважность работы ( цикл вкл-остывание - ПВ%) - температурный режим при максимальном ПВ.
P.S. Да, все эти замеры делать от нормального источника, хоть от того же ЛАТР-а.
|
|
|
|
|
Jan 11 2014, 18:36
|
Группа: Участник
Сообщений: 12
Регистрация: 10-11-06
Пользователь №: 22 167

|
Цитата(Abell @ Jan 11 2014, 20:37)  и не услышали, а зря... да и по даташиту схема как-то кошернее смотрится
Не услышали и правильно....вот схема из другого даташита
Резистор имеет вполне конкретное назначение, можно попробовать уменьшить его номинал
|
|
|
|
|
Jan 11 2014, 19:02
|
Группа: Участник
Сообщений: 12
Регистрация: 10-11-06
Пользователь №: 22 167

|
Цитата(Abell @ Jan 11 2014, 22:43)  ага... а ничего, что оптопара другая? А какое это имеет значение? Чем принципиально их симисторы отличаются?
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|