реклама на сайте
подробности

 
 
3 страниц V   1 2 3 >  
Reply to this topicStart new topic
> STM32 Ассемблер. Идеи и приёмы написания, Правила хорошего тона и макросы
allsettingsdone
сообщение Jan 15 2014, 22:50
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 32
Регистрация: 22-01-13
Пользователь №: 75 284



По ассемблеру для арм документации и разного рода примеров гораздо меньше для С. Начал осваивать и возникли сомнения, правильный ли подход частого использования макросов и где та грань, свыше которой не стоит заморачиваться с написанием кода. В ассемблера я не силён, в основном по-любительски пишу на С. Но вот раз начал осваивать асм, сделал несколько элементарных макросов для битовых операций, настройки и использования портов. Вопрос в том правильно ли это делать и использовать таким образом (когда в коде используются много макросов), или может быть есть более рациональный способ, как лучше писать на асме для арм. Вот примерчик:
STM32F100RB.
И что конкретно делает команда bfi R1,R2,#$Pin,#4 ?
Определение макросов:
Код
;--------------------------------------
;Start_GPIO_Conf $Port,$PinRange - начало настройки порта, где $Port - имя порта (GPIOA,..), $PinRange - верхняя/нижняя тетрада порта (GPIO_CR_H/GPIO_CR_L)
        macro
        Start_GPIO_Conf $Port,$PinRange
        mov32            R0,#$Port        ;загружаем в регистр "R0" имя порта (его код) из памяти
        ldr             R1,[R0,#$PinRange];загружаем в регистр "R1" значение по адресу из памяти "R0 + #GPIO_CR_H(0x00)" или "R0 + #GPIO_CR_H(0x04)"
        mend
;--------------------------------------
;GPIO_Conf          $Pin,$Mode - настройка ножек выбраного порта, где $Pin - номер ножки (CNF_Pin_0,..), $Mode - режим ножки (GPIO_OUT_50_PP,..)
        macro
        PinConfig         $Pin,$Mode
        movs             R2,#$Mode
        bfi             R1,R2,#$Pin,#4
        mend
;--------------------------------------
;End_GPIO_Conf      $Port,$PinRange - конец настройки порта, где $Port - имя порта (GPIOA,..), $PinRange - верхняя/нижняя тетрада порта (GPIO_CR_H/GPIO_CR_L)
        macro
        End_GPIO_Conf     $Port,$PinRange
        str             R1,[R0,#$PinRange];загружаем в память по адресу "R0 + #GPIO_CR_H(0x00)" или "R0 + #GPIO_CR_H(0x04)" значение "R1"
        mend
;--------------------------------------
;SetBit_GPIO    $Port,$Pin
        macro
        SetBit_GPIO        $Port,$Pin
        mov32            R0,#($Port + GPIO_BSRR)
        mov32            R1,#$Pin
        str                R1,[R0]
        mend
;--------------------------------------
;ResetBit_GPIO    $Port,$Pin
        macro
        ResetBit_GPIO    $Port,$Pin
        mov32            R0,#($Port + GPIO_BRR)
        mov32            R1,#$Pin
        str                R1,[R0]
        mend
;--------------------------------------

Использование в программе:
Код
;--------------------------------------
            Start_GPIO_Conf GPIOC,GPIO_CR_H
        PinConfig         CNF_Pin_9,GPIO_OUT_50_PP
        PinConfig         CNF_Pin_8,GPIO_OUT_50_PP
        End_GPIO_Conf     GPIOC,GPIO_CR_H
;--------------------------------------
        SetBit_GPIO        GPIOC,PIN9
        SetBit_GPIO        GPIOC,PIN8
;--------------------------------------


Пробный проект в Keil 5 прикреплен:

Сообщение отредактировал allsettingsdone - Jan 15 2014, 22:55
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  test11_ASM.7z ( 93.49 килобайт ) Кол-во скачиваний: 28
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 16 2014, 01:58
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



Все зависит от того чего вы хотите в итоге.

Если вы упражняетесь смысл имеет. Если это коммерческий продукт убежден что не имеет.

С темпами развития процессоров сейчас на первый план выход не отдельная производительность одной функции, а удобство поддержки, модификации и расширения программного решения. В том числе и перенос его на другие процессоры и платформы. А для этого чем более абстрактно написан код и чем более читаемо и понятно он написан тем лучше.

код из раздела
Код
a = (!temp) ? 2 : 0;


гораздо хуже чем код
Код
if(temp != 0)
  a = 2;
else
  a = 0;


и второй момент,

Код
SetBit_GPIO    $Port,$Pin
        macro
        SetBit_GPIO        $Port,$Pin
        mov32            R0,#($Port + GPIO_BSRR)
        mov32            R1,#$Pin
        str                R1,[R0]
        mend


каким образом вы будете гарантировать что в ходе выполнения вашей программы к моменту вызова этого макроса у вас свободны R0 и R1? То есть просто по ходу программы написанной на С этот макрос вызывать нельзя. А если вы будете следить за этими регистрами всю программу, то это как раз ярчайший пример АБСОЛЮТНО не поддерживаемого кода. Любое шевеление в будущем чревато багами.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
allsettingsdone
сообщение Jan 16 2014, 05:38
Сообщение #3


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 32
Регистрация: 22-01-13
Пользователь №: 75 284



Встраивать асемблеровский код в проект на С я не планирую, идея в написании всего проекта на асм, так что я условился приблизительно регистры R0-R3 использовать с оглядкой на то что они будут постоянно меняться, так как задействованы почти во всех макросах. А уже по ходу выполнения программы буду держать в поле зрения другие регистры с ключевой информацией.
Вот ещё что интересно: одно и то же действие можно сделать разными командами и бывает не понятно как лучше поступить. Вот например загрузка в регистр адреса из памяти: (кусочек кода из макроса)
Код
mov32        R0,#$Port

или
Код
ldr          R0,=$Port

В итоге эти две строчки равнозначны и вот какую из них лучше применять совсем непонятно.

Хотелось бы узнать как бы идею и философию подхода к программированию на ассемблере для мк. (может есть годные примеры такого?)

Встраивать асемблеровский код в проект на С я не планирую, идея в написании всего проекта на асм, так что я условился приблизительно регистры R0-R3 использовать с оглядкой на то что они будут постоянно меняться, так как задействованы почти во всех макросах. А уже по ходу выполнения программы буду держать в поле зрения другие регистры с ключевой информацией.
Вот ещё что интересно: одно и то же действие можно сделать разными командами и бывает не понятно как лучше поступить. Вот например загрузка в регистр адреса памяти: (кусочек кода из макроса)
Код
mov32        R0,#$Port

или
Код
ldr          R0,=$Port

В итоге эти две строчки равнозначны и вот какую из них лучше применять совсем непонятно.

Или вот ещё
Код
mov32            R0,#($Port + GPIO_BSRR)

Тоже интересно где именно происходит это сложение? Как я понимаю в на эту строчку уйдет далеко не два такта микроконтроллера?

Хотелось бы узнать как бы идею и философию подхода к программированию на ассемблере для мк. (может есть годные примеры такого?)

PS: с BFI разобрался

Сообщение отредактировал allsettingsdone - Jan 16 2014, 06:27
Go to the top of the page
 
+Quote Post
scifi
сообщение Jan 16 2014, 06:46
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 020
Регистрация: 7-02-07
Пользователь №: 25 136



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 09:38) *
Встраивать асемблеровский код в проект на С я не планирую, идея в написании всего проекта на асм

Ну и зря. Это просто борьба с ветряными мельницами какая-то. Она имеет право на жизнь, конечно, но лучше потратьте своё время на что-нибудь более полезное и интересное.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 16 2014, 07:10
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



Поддерживаю.
Весь проект на ассемблере - это долго, опасно, и не эффективно, если конечно вы делаете не новогоднюю гирлянду с 2 режимами мигания.

Убейте книгой того кто вам сказал что крутые железячники все пишут на ассемблере, это было верно для готов 80. Сейчас уже давно и С++ практикуют, потому что стоимость машинного такта неуклонно падает. А требования к скорости и качеству разработки очень быстро растут.

Поглядите новым продуктам ставят сроки жизни и актуальности 4-5 лет. И если вы на ассемблере год будите писать программу, и год ее отлаживать, то через 2-3 оставшихся года при переходе на новый проц, вы что опять 2 года жизни прибора отъедите? Кому нужна такая разработка?

Максимум где допустим ассемблер - это вставки в особо критических местах кода, да и то в 95% случаев оптимизаторы современных языков делают эту работу лучше.

Не ходите валить лес с топором как делали наши деды, уже давно есть бензопилы!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Jan 16 2014, 07:40
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 00:50) *
Использование в программе:
Код
;--------------------------------------
        SetBit_GPIO        GPIOC,PIN9
        SetBit_GPIO        GPIOC,PIN8
;--------------------------------------
Разворачиваем, получаем
Код
        mov32            R0,#(GPIOC + GPIO_BSRR)
        mov32            R1,#PIN9
        str            R1,[R0]
        mov32            R0,#(GPIOC + GPIO_BSRR)
        mov32            R1,#PIN8
        str            R1,[R0]

Дважды грузится R0 одинаковым значением. И где хваленый выигрыш от Ассемблера? Такого даже самый плохой Си-компилятор себе не позволяет. Не морочьте себе и нам голову, лучше потратьте это время и эти усилия на более глубокое изучение Си или Си с плюсами. Поверьте, это будет гораздо продуктивнее и полезнее. Ассемблер на уровне, достатотчном для анализа листингов и пошаговой отладки вы уже знаете.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ozelot
сообщение Jan 16 2014, 07:50
Сообщение #7


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 115
Регистрация: 6-06-05
Из: Ukraine
Пользователь №: 5 764



Топикстартер задал конкретный вопрос в надежде получить от господ ПРОФЕССИОНАЛОВ конкретный ответ и если вы не можете его дать, то наверно лучше помолчать (наболело).
Я для ARMов не программирую, но посоветовал бы глянуть книги на эту тему:
1. Joseph Yiu "The Definitive Guide to the ARM Cortex-M0"
2. Joseph Yiu "The Definitive Guide to the ARM Cortex-M3"
3. Vincent Mahout "Assembly Language Programming: ARM Cortex-M3"
4. Muhammad Ali Mazidi "ARM Assembly Language Programming & Architecture"
5. Jonathan Valvano "Embedded Systems: Introduction to Arm® Cortex™-M Microcontrollers" Сайт автора книги
Все эти книги содержат достаточно примеров на асме.
Вот ссылка на реальный проект для Cortex-M0, я думаю если поискать, то можно много информации найти.
Желаю удачи sm.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
allsettingsdone
сообщение Jan 16 2014, 08:18
Сообщение #8


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 32
Регистрация: 22-01-13
Пользователь №: 75 284



Как раз читаю одну из этих книг. Что касается С, то на нем я как раз и пишу, но есть мнение что качественно и без извращений, писать на асм может дать выигрыш в прозрачности кода и более логически правильному её написанию и именно к микроконтроллерам это очень даже применимо.
Я думаю что современный компилятор таки может гораздо лучше человека составить асм код, но когда пишешь на С, то не всегда очевидно какое огромное кол-во операций может повлечь за собой та или иная простенькая строчка на С.

Сообщение отредактировал allsettingsdone - Jan 16 2014, 08:24
Go to the top of the page
 
+Quote Post
scifi
сообщение Jan 16 2014, 09:42
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 020
Регистрация: 7-02-07
Пользователь №: 25 136



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 12:18) *
Я думаю что современный компилятор таки может гораздо лучше человека составить асм код, но когда пишешь на С, то не всегда очевидно какое огромное кол-во операций может повлечь за собой та или иная простенькая строчка на С.

На самом деле всё-таки почти всегда очевидно, что он там нагенерит. А если не очевидно, то заглянуть в дизассемблер совсем не сложно.
Ну и погоня за тактами - это ложная и вредная цель. Реально такая задача возникает крайне редко, и решается она небольшой ассемблерной вставкой.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
MALLOY2
сообщение Jan 16 2014, 09:57
Сообщение #10


Знающий
****

Группа: Validating
Сообщений: 838
Регистрация: 31-01-05
Пользователь №: 2 317



Цитата
но когда пишешь на С, то не всегда очевидно какое огромное кол-во операций может повлечь за собой та или иная простенькая строчка на С.


Вы всегда можете открыть листинги и посмотреть что сделал компилятор и подправить.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 16 2014, 10:23
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



ассемблер очевиднее С, только для ОЧЕНЬ маленьких программок из раздела мигаем лампочкой. Да и то С тут очевиднее...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
allsettingsdone
сообщение Jan 16 2014, 10:56
Сообщение #12


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 32
Регистрация: 22-01-13
Пользователь №: 75 284



Ладно, а что по поводу таких вещей:
Код
mov32            R0,#($Port + GPIO_BSRR)

Интересно, где именно происходит сложение "$Port + GPIO_BSRR" в данном случае $Port = 0x40001800, а GPIO_BSRR = 0x10. Для такой операции тоже ведь нужно использовать регистры, я пытался проследить этот момент, но именного таких чисел не увидел. И где вообще хранится константы когда мы используем их в виде "mov R0,#4" - вот число 4 здесь, процессор же должен от куда нибудь его взять? Откуда именно (если из ПЗУ, то как узнать по какому адресу компилятор что,где ложит)?

Цитата(Golikov A. @ Jan 16 2014, 12:23) *
ассемблер очевиднее С, только для ОЧЕНЬ маленьких программок из раздела мигаем лампочкой. Да и то С тут очевиднее...

Любую программу же можно разбить на отдельные блоки/функции/файлы отвечающие за что-то одно. И можно будет во всем разобраться.

Сообщение отредактировал allsettingsdone - Jan 16 2014, 10:53
Go to the top of the page
 
+Quote Post
scifi
сообщение Jan 16 2014, 11:05
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 020
Регистрация: 7-02-07
Пользователь №: 25 136



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 14:56) *
Любую программу же можно разбить на отдельные блоки/функции/файлы отвечающие за что-то одно. И можно будет во всем разобраться.

Настоящие мущщины кодят прямо в хексе :-)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение Jan 16 2014, 11:08
Сообщение #14


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 14:18) *
Как раз читаю одну из этих книг. Что касается С, то на нем я как раз и пишу, но есть мнение что качественно и без извращений, писать на асм может дать выигрыш в прозрачности кода и более логически правильному её написанию и именно к микроконтроллерам это очень даже применимо.

Как правило, наоборот - чем код объёмнее - тем он менее прозрачен, а на асме код всяко будет ОБЪЁМНЕЕ sm.gif

Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 14:18) *
Я думаю что современный компилятор таки может гораздо лучше человека составить асм код,

Что-то очень часто приходится слышать это заблуждение.... По-моему пошло из рекламных буклетов си-компиляторов и к реалиям не имеет никакого отношения.
Не встречал ещё ни одного компилятора, способного написать на асме лучше меня sm.gif
Причём бывает что это соотношение в разы. Даже со всеми оптимизациями.
Даже не очень хорошего знания ассемблера достаточно чтобы написать оптимальнее си-компилёра.
Хотя я совсем не агитирую писать на чистом асм - сейчас это затея отдаёт мазохизмом. Сейчас асм только для отдельных функций.

Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 14:18) *
но когда пишешь на С, то не всегда очевидно какое огромное кол-во операций может повлечь за собой та или иная простенькая строчка на С.

Достаточно периодически заглядывать в листинги. И через некоторое время вам достаточно будет только бросить взгляд на эту строчку, чтобы примерно прикинуть, что получится на асме sm.gif

Цитата(scifi @ Jan 16 2014, 17:05) *
Настоящие мущщины кодят прямо в хексе :-)

biggrin.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SasaVitebsk
сообщение Jan 16 2014, 11:19
Сообщение #15


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 2 712
Регистрация: 28-11-05
Из: Беларусь, Витебск, Строителей 18-4-220
Пользователь №: 11 521



1. Для некоторых процессоров ассемблер достаточно простой и наглядный. ARM ассемблер этими свойствами очевидно не обладает. Это мнение разработчиков компиляторов, ссылаясь на слова Тревора.
2. Написать несложную программу на простом ассемблере, с использованием макросов действительно несложно. Но Вам сказали об переносимости и поддерживаемости (сопровождении). А здесь ассемблер даже не мина а огромная бомба.
Для того, чтобы Вы сами приняли правильное решение предлагаю Вам несложный эксперимент. Напишите проект на ASM. Сделайте выдержку 1-2 месяца. Внесите в него изменения. Только изменения не сразу продумайте, а попросите кого-нибудь со стороны, чтобы он придумал Вам изменения. Ну и отладьте.
Я думаю, больше у Вас вопросов к форуму не будет.
PS: Я писал значительные проекты на ASM.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Jan 16 2014, 12:16
Сообщение #16


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 12:56) *
Интересно, где именно происходит сложение "$Port + GPIO_BSRR" в данном случае $Port = 0x40001800, а GPIO_BSRR = 0x10.
А где бы вы сделали это сложение? Еще раз оглашу ваши условия: "оба слагаемых константы и известны до начала выполнения программы".

Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 12:56) *
Для такой операции тоже ведь нужно использовать регистры
Простите, но все ассемблеры такие действия выполняют в уме.
Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 12:56) *
И где вообще хранится константы когда мы используем их в виде "mov R0,#4" - вот число 4 здесь, процессор же должен от куда нибудь его взять?
Это описано в разделе "About the instruction descriptions" прямо в начале описания ассемблерных команд. Часто бывает полезно один раз прочитать документацию с самого начала.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
allsettingsdone
сообщение Jan 16 2014, 13:34
Сообщение #17


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 32
Регистрация: 22-01-13
Пользователь №: 75 284



Цитата(Сергей Борщ @ Jan 16 2014, 14:16) *
А где бы вы сделали это сложение? Еще раз оглашу ваши условия: "оба слагаемых константы и известны до начала выполнения программы".

Простите, но все ассемблеры такие действия выполняют в уме.
Это описано в разделе "About the instruction descriptions" прямо в начале описания ассемблерных команд. Часто бывает полезно один раз прочитать документацию с самого начала.

Это макрос и от пользователя может прийти что угодно (просто в этом случае я сразу прописал), вот скажем я с юарта буду посылать имя порта, в конечном итоге отправляя его в аргумент этого макроса, тогда получается что приплюсовывать "GPIO_BSRR" к имени порта (у которых код тоже задефайнен, у каждого свой) микроконтроллер будет на лету? Он же не будет знать какой порт будет следующим. Как же так?

Сообщение отредактировал allsettingsdone - Jan 16 2014, 13:36
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 16 2014, 13:55
Сообщение #18


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



Так вам про это и долдонят битый часsm.gif

Когда начинаешь писать программу, допустим в кеил, вы выбираете процессор под который будите писать, и прилинковываете огромный хедер с описанием регистров. Результатом является что вы пишите

UART -> DR = Data;

а в ассемблере берется адрес + смещение этого регистра как константа, и в нее пихается содержимое регистра отвечающего за data.

Меняем процессор, меняем данные, меняем уарт, нажимаем откомпилировать код и все поехали дальше.

В вашем же случаем крепко садимся на задницу, и очень четко вспоминая какие регистры есть, каких нет. И по всему тексту пошли проверять константы, смешения.

Может утрированно, но смысл именно такой. Ассемблерный код чтобы он был эффективный должен быть крайне порезан.

в С мы можем себе позволить
Data = (int)126/24*432/12.5;

но после компиляции в адрес даты будут пихать константу, и если допустим конструкция
TimeInHour = Tic/CPU_FREQ * 60 * 60; - понятно

то в асме будет деленный регистр в котором лежат данные Tic на константу, значение который фиг разгадаешь глядя на нее...
2.1428571428571428571428571428571e-5
а по уму должно быть не деление а умножение на
46 666.666666666666666666666666667
для клока 168 МГц.

И вот как по 46 667 через год вспомнит чего вы хотели, зачем и почему это должно изменится при смене клока.... sm.gif?



Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Jan 16 2014, 15:02
Сообщение #19


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(allsettingsdone @ Jan 16 2014, 15:34) *
тогда получается что приплюсовывать "GPIO_BSRR" к имени порта (у которых код тоже задефайнен, у каждого свой) микроконтроллер будет на лету?
Нет, не получится. Если вы почитаете описание команды mov то увидите, что вторым операндом должна быть константа. Хотите вычислять на лету - надо будет писать кусок кода из нескольких команд. Чтобы убедиться - напишите желаемое на Си, скомпилите и посмотрите листинг. При желании можете взять его за основу и попытаться соптимизировать.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение Jan 16 2014, 17:10
Сообщение #20


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Golikov A. @ Jan 16 2014, 19:55) *
в С мы можем себе позволить
Data = (int)126/24*432/12.5;
но после компиляции в адрес даты будут пихать константу, и если допустим конструкция
TimeInHour = Tic/CPU_FREQ * 60 * 60; - понятно
то в асме будет деленный регистр в котором лежат данные Tic на константу, значение который фиг разгадаешь глядя на нее...
2.1428571428571428571428571428571e-5

Вы не правы. Все современные ассемблеры точно так же умеют вычислять значения константных выражений. И даже 10 лет назад уже умели.
И даже более того - средства макроязыка в ассемблерах как правило более мощные чем препроцессор си.
Мне часто очень не хватает макро-возможностей асма в си, когда вспоминаю что мог позволить себе в асме... crying.gif
Но си скован стандартом, а ассемблер - нет.
Хотя я совсем не поддерживаю ТС в его утопическом стремлении к чистому ассемблеру - жизнь его научит и отрезвит (в лице работодателя например) twak.gif
(если он конечно будет профессионально заниматься программированием, а не как любитель).

PS: Кстати - совсем не согласен с тем кто тут писал что ассемблер ARM - сложный. Из всех асмов что я когда-либо изучал, этот - самый простой.
Достаточно хотя-бы взглянуть на асм TI DSP 5000-ного семейства. rolleyes.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 16 2014, 18:00
Сообщение #21


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



ага или на асм ДСПешника со сдвоенным АЛУ,

помню там было много приколов с тем что branch делался 3 такта, и часто эти 3 такта шли на доп вычисления, типа 1 такт бранч, а потом еще 2 команды которые выполнялись до бранча. Или когда ффт на 2 алу раскидывалось в параллель. Примерно тогда я зарекся соревноваться в компилятором.

Некоторые системы сложны количеством механических действий которые трудно держать в голове, а компутер железный он все аккуратно проверяет...

А не прав, так не прав, это как бы пример может и не корректный. Но моя убежденность в том что сишный код с одной платформы на другую еще можно перенести, а асмовый - практически всегда беда...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение Jan 16 2014, 18:57
Сообщение #22


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Цитата(Golikov A. @ Jan 17 2014, 00:00) *
помню там было много приколов с тем что branch делался 3 такта, и часто эти 3 такта шли на доп вычисления, типа 1 такт бранч, а потом еще 2 команды которые выполнялись до бранча. Или когда ффт на 2 алу раскидывалось в параллель. Примерно тогда я зарекся соревноваться в компилятором.

На TI C55xx если мне не изменяет память 6-тактный конвеер и переходы (не внутри RPT) 4-5-6 тактов.
Там я применял много способов оптимизации в том числе и конвееризацию вычислений внутри циклов, когда одновременно выполнялась голова цепочки команд обработки сэмпла в одном АЛУ в то время как
в те же самые такты выполнялся хвост этой цепочки команд для предыдущего сэмпла в другом АЛУ.
Что уж говорить про параллельные чтения/сохранения в ОЗУ.
И зря зареклись. Никогда ещё ни до ни после я по эффективности кода так не превосходил си-компилятор как тогда - мой код на асм получался в РАЗЫ меньше и быстрее. rolleyes.gif
Оптимизировав инструкции по размеру, спарив их, убрав все штрафы (stall-ы), раскидав выполнение по разным шагам конвеера, загнав цикл в RPTBLOCAL, использовав разные фичи типа циклической адресации и т.п. можно было в разы уделать компилятор biggrin.gif
А вот на ARM выигрыш от такой оптимизации будет значительно меньше и смысл в ней значительно меньше.
Изредка, когда приходится что-то написать на асм для ARM/Cortex-M с оптимизацией времени выполнения, с тоской вспоминаю C55xx....
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jan 16 2014, 19:01
Сообщение #23


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Я бы если бы так упорно писал бы на ассемблере(бы),
то занялся (бы) псевдомашиной, всякими командами и таблицами, тогда на выходе получилось(бы) нечто, побивающее компиляторы как по скорости так и по размеру. И если со вторым как бы не проблема, то с первым еще надо много думать.
Если Вы не пишете на Си, Вы придете к интерпретаторам.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 17 2014, 07:13
Сообщение #24


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



вам видать плохой компилятор досталсяsm.gif ну или у вас ооочень большая голова.

я разглядывая полученные коды находя крайне странно-нелогичные конструкции длительное время втыкая в них понимал что они настолько хитро упакованы, что я бы даже не поглядел бы в эту сторону. Хотя может если набраться опыта то за пару лет сам начнешь так мыслить... но где теперь этот проц и тот код? Стоил бы он нескольких лет упорных втыканий в АСМ? Все течет все меняется...

Цитата(_Pasha @ Jan 16 2014, 23:01) *
побивающее компиляторы как по скорости так и по размеру.


а это не нарушает закон сохранения энергии?



Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jan 17 2014, 08:09
Сообщение #25


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(Golikov A. @ Jan 17 2014, 11:13) *
а это не нарушает закон сохранения энергии?

Подозрительным образом сообщество мгновенно накидывается на человека, который только намекнул на то, что хочет заниматься асмом. biggrin.gif
И это довольно давно продолжается. В данном случае закон сохранения энергии нарушается действительно, поскольку например мне лично все равно, развивается компиляторостроение Си или нет и дивидендов от этого процесса как будучи агентом влияния я не получу никаких.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 17 2014, 10:11
Сообщение #26


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



не я про другое.

иногда интерпритатор работает медленнее, но код становиться меньше
иногда он работает быстрее, но требует больших команд и код становится больше
иногда он работает и медленнее и код больше

но вот чтобы был интерпритатор который и быстрее и код меньше, я себе слабо это представляю, ибо нарушает закон сохранения энергии, принцип неопределенности Гейзенберга ну и так далее.... Если у вас есть объяснения как такое получает мне правда интересно, без иронии...


П.С. Я как представитель общества считаю что когда кто-то как ТС начинает изучать ассемблер, то он очевидно заблуждается, и заблуждение настолько очевидно, что нет никаких сил не попытаться его спасти%)... Подозреваю что всеми движет примерно похожее чувство.



Go to the top of the page
 
+Quote Post
SasaVitebsk
сообщение Jan 17 2014, 10:24
Сообщение #27


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 2 712
Регистрация: 28-11-05
Из: Беларусь, Витебск, Строителей 18-4-220
Пользователь №: 11 521



Цитата(_Pasha @ Jan 17 2014, 12:09) *
Подозрительным образом сообщество мгновенно накидывается на человека

Да никто не накидывается. rolleyes.gif
Правда состоит в том, что большинство отвечающих как раз серьёзно посидели на ASM. Более того, в образовательных целях, очень даже правильно позаниматься ASMом для ясного представления, как работает процессор. Хорошо бы посидеть на нескольких. Очень полезно попробовать соптимизировать какую-нибудь функцию Си.

Я, например, даже при вылизывании, сначала всё пишу на Си, убеждаюсь в работоспособности и только потом переписываю узкие места. Убеждаясь, что всё продолжает работать.

Просто жалко тех начинающих, кто пытается протянуть какую-нибудь философию либо религию в техническую область. Ещё недавно генеральный директор Мерседеса говорил, что скорее закроет свои заводы чем выпустит машину с передним приводом. ))
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Jan 17 2014, 10:54
Сообщение #28


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(_Pasha @ Jan 17 2014, 10:09) *
Подозрительным образом сообщество мгновенно накидывается на человека, который только намекнул на то, что хочет заниматься асмом.
Если человек решит спрыгнуть с людного пешеходного моста - наверное, тоже найдется какое-то количество желающих его отговорить. Ситуация, на мой взгляд, схожая - человек собирается впустую потратить часть жизни.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jan 17 2014, 17:00
Сообщение #29


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(Golikov A. @ Jan 17 2014, 14:11) *
иногда интерпритатор работает медленнее, но код становиться меньше
иногда он работает быстрее, но требует больших команд и код становится больше
иногда он работает и медленнее и код больше

но вот чтобы был интерпритатор который и быстрее и код меньше, я себе слабо это представляю, ибо нарушает закон сохранения энергии, принцип неопределенности Гейзенберга ну и так далее....
Если у вас есть объяснения как такое получает мне правда интересно, без иронии...


Надо какое-то пространство обсуждения принять. Потому что, скажем, в случае JIT-компиляции, - это нарушение закона сохранения или расширение множества свойств наблюдаемой системы? А то мы так быстро заблудимся sm.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
mantech
сообщение Jan 17 2014, 17:25
Сообщение #30


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 2 219
Регистрация: 16-08-12
Из: Киров
Пользователь №: 73 143



Цитата(jcxz @ Jan 16 2014, 21:10) *
Хотя я совсем не поддерживаю ТС в его утопическом стремлении к чистому ассемблеру - жизнь его научит и отрезвит (в лице работодателя например)
(если он конечно будет профессионально заниматься программированием, а не как любитель).


Если ТС уж так хочет сравнить си и асм, то пусть попробует написать поддержку файловой системы через УСБ флешку biggrin.gif И потом еще попробует перенести все это счастье на другой проц... А мы посмотрим, сколь лет ему на это понадобится wacko.gif

ЗЫ. Мы все стремимся, используя более высокоуровневые языки, облегчить себе жизнь, потому что у заказчиков требования тоже растут неплохо. Если 5-10 лет назад им было достаточно настройки устройства через простейшую менюшку с кнопками вниз\вверх, то теперь подавай удаленный доступ, желательно через инет, обновление прошивки по 1 тычку кнопки и т.д. Идите в ногу со временем, а не занимайтесь глупостями в виде чистого асма!
Go to the top of the page
 
+Quote Post
scifi
сообщение Jan 17 2014, 18:27
Сообщение #31


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 3 020
Регистрация: 7-02-07
Пользователь №: 25 136



Цитата(mantech @ Jan 17 2014, 21:25) *
ЗЫ. Мы все стремимся, испольуя более высокоуровневые языки, облегчить себе жизнь, потому что у заказчиков требования тоже растут неплохо. Если 5-10 лет назад им было достаточно настройки устройства через простейшую менюшку с кнопками вниз\вверх, то теперь подавай удаленный доступ, желательно через инет, обновление прошивки по 1 тычку кнопки и т.д. Идите в ногу со временем, а не занимайтесь глупостями в виде чистого асма!

С такими запросами и Си - совсем не панацея. Там уже это называется "экосистема", наверное. В любом случае, асм совсем не в тему, конечно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 17 2014, 20:10
Сообщение #32


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



Цитата(_Pasha @ Jan 17 2014, 21:00) *
Надо какое-то пространство обсуждения принять. Потому что, скажем, в случае JIT-компиляции, - это нарушение закона сохранения или расширение множества свойств наблюдаемой системы? А то мы так быстро заблудимся sm.gif


я не знаю... но и жит компиляция может давать выигрышь за счет более полной поддержки свойств процессора. Но может, а не дает... да и свойства не так часто появляются... ну вообщем наверное это все не для этой темы...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SII
сообщение Jan 17 2014, 20:47
Сообщение #33


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 549
Регистрация: 13-07-10
Из: Солнечногорск-7
Пользователь №: 58 414



Цитата(Сергей Борщ @ Jan 16 2014, 11:40) *
Разворачиваем, получаем
Код
        mov32            R0,#(GPIOC + GPIO_BSRR)
         mov32            R1,#PIN9
         str            R1,[R0]
         mov32            R0,#(GPIOC + GPIO_BSRR)
         mov32            R1,#PIN8
         str            R1,[R0]

Дважды грузится R0 одинаковым значением. И где хваленый выигрыш от Ассемблера? Такого даже самый плохой Си-компилятор себе не позволяет. Не морочьте себе и нам голову, лучше потратьте это время и эти усилия на более глубокое изучение Си или Си с плюсами. Поверьте, это будет гораздо продуктивнее и полезнее. Ассемблер на уровне, достатотчном для анализа листингов и пошаговой отладки вы уже знаете


Постоянная бесполезная перезагрузка регистров одними и теми же значениями -- любимое занятие GCC. Вообще, высокая эффективность компиляторов -- это сказки. Даже лучшие из них дают не такой уж хороший код. Другое дело, что далеко не всегда имеет смысл писать вручную на ассемблере -- обычно производительность и компактность не являются главными критериями, хотя иногда они и важны. В общем, надо подходить к этому без фанатизма.

Сравнительная скорость разработки программы на ассемблере и языке высокого уровня очень сильно зависит от задачи и от системы команд. Если там сплошные опросы, манипуляции с битами и переходы по условиям, разница весьма невелика. А вот если сложные расчёты -- очень заметная (то, что на ЯВУ пишется за 5-10 мин, на ассемблере можно и час, и два делать).

Скорость отладки больше зависит от используемого языка; с числом строк программы она на самом деле связана лишь в том случае, если сравниваются программы на одном и том же языке. Между Си и ассемблером по числу ошибок особой разницы нет: и там, и там крайне легко допустить какие-нибудь ляпы, но на Си их искать часто бывает сложней (там куда более заковыристые проблемы могут быть по сравнению с ассемблером, где, пожалуй, основной источник ошибок -- неверный номер регистра). Вот если сравнивать ассемблер и Си с Адой или хотя бы Паскалем -- разница в числе ошибок будет в разы.

Цитата(Golikov A. @ Jan 16 2014, 22:00) *
Но моя убежденность в том что сишный код с одной платформы на другую еще можно перенести, а асмовый - практически всегда беда...


Что значит с платформы на платформу? Если речь о разных архитектурах процессоров (скажем, с IA-32 на ARM или наоборот), то код на любом языке высокого уровня можно перенести, если есть компилятор, ну а на ассемблере нельзя -- ведь он прямо отражает архитектуру машины. Но если говорить о процессорах одной архитектуры, тогда проблем нет. Скажем, если надо перенести программу с какого-нибудь STM32 на какой-нибудь NXPшный микроконтроллер (и тот, и другой принадлежат к архитектуре ARM), то что на ассемблере, что на Си придётся переписывать код, относящийся к инициализации синхронизации, работе с периферией и т.д. -- поскольку эти вещи у разных МК различаются. Однако код, собственно решающий задачу, остаётся неизменным. Конечно, это при условии, если он написан достаточно грамотно -- но то же самое относится и к коду на ЯВУ (если ты в каждой функции напихал код, зависящий от конкретной модели МК, то и переделывать каждую функцию придётся).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jan 17 2014, 21:09
Сообщение #34


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(SII @ Jan 18 2014, 00:47) *
Между Си и ассемблером по числу ошибок особой разницы нет: и там, и там крайне легко допустить какие-нибудь ляпы, но на Си их искать часто бывает сложней (там куда более заковыристые проблемы могут быть по сравнению с ассемблером


Сегодня такие грабли выловил....ужас. В общем, додумался я описать структуру в теле функции. Переменная локальная, какая разница вроде бы... оказалось что в elf при этом что-то приписывается такое, что не все его потом понимают. Нужен был протеус, а он не грузил файл... только описание структуры вынес - заработало.
Цитата
код на любом языке высокого уровня можно перенести, если есть компилятор, ну а на ассемблере нельзя

Псевдокод - можно! Если макросредства не меняются.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Golikov A.
сообщение Jan 18 2014, 06:27
Сообщение #35


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454



напишите виндус ан ассемблере, а потом рассказывайте что С код труднее отлаживать...

описали структуру не так... так в ассемблере структуры вообще нет.
А реюзинг? А Класс с++?

С++ дает огромные преимущества в повторном использовании кода, правда конечно если вы не балуетесь перегрузкой сложения вычитанием, а вычитания сложением.

С, С++, ява, асемблер - это инструменты. Новые не появлялись бы если прошлые всех устраивали, но так же старые не оставались в строю, если бы новые делали все что надо. Правда как всегда по середине, но смещена в сторону частоты использования.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
SII
сообщение Jan 18 2014, 06:37
Сообщение #36


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 549
Регистрация: 13-07-10
Из: Солнечногорск-7
Пользователь №: 58 414



Цитата(_Pasha @ Jan 18 2014, 01:09) *
Псевдокод - можно! Если макросредства не меняются.


Псевдокод будет уступать по эффективности родному ассемблеру конкретной архитектуры, поскольку, используя этот самый родной ассемблер, можно эффективно использовать особенности данной архитектуры, а псевдокод (если я правильно понял, что Вы имеете в виду) будет сродни языку высокого уровня -- представлять некие машинно-независимые абстракции, которые нужно транслировать в машинный код. Скажем, такая операция, как пересылка или сравнение последовательности байтов в двух областях памяти, на одной архитектуре потребует целой подпрограммы, на другой -- 2-3 инструкций, на третьей -- вообще одной инструкции, но при этом будут различаться требования к размещению адресов областей и т.д. Сделать эффективную трансляцию подобного с помощью макросов под любые архитектуры не получится -- всегда будут всплывать особенности и ограничения конкретных архитектур (скажем, на IA-32 эта задача формально решается одной инструкцией с префиксом повторения, однако исходные данные должны быть загружены в строго определённые регистры; на ARM требуется несколько команд, но зато можно пользоваться любыми регистрами, в Системе 360 и её потомках, включая современные мэйнфреймы, есть две инструкции для решения каждой из этих задач с разным способом указания областей памяти, и в разных случаях надо использовать одну из них, на VAX это решается одной инструкцией без каких-то особых ограничений и т.д.). Ну а поскольку одна из основных причин использования ассемблера заключается в получении большей эффективности, чем при кодировании той же задачи на каком-то ЯВУ, жертвовать ею ради такой "макропереносимости" смысла нет.

А вот в рамках одной архитектуры макросы очень сильно могут помочь. У меня, например, есть набор своих макросов, которые помогают эффективнее использовать язык ассемблера в зависимости от того, какой набор команд -- Thumb или Thumb-2 -- доступен, а также что из себя представляют операнды. Т.е. программа пишется частью обычными инструкциями (там, где разницы нет), частью такими макросами, а они внутри себя используют условную трансляцию, чтобы сформировать наиболее подходящую последовательность инструкций. Например, мой макрос MOVC загружает в регистр константу, при этом он может превратиться в инструкцию movs, movw или ldr в зависимости от значения константы и доступной системы команд. Ну а в тех случаях, когда макросы помочь не могут (из-за того, что задача уж очень специализированная), но нужно обеспечить переносимость под разные версии архитектуры, я уже сам явным образом использую условную трансляцию.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
_Pasha
сообщение Jan 18 2014, 08:04
Сообщение #37


;
******

Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509



Цитата(SII @ Jan 18 2014, 10:37) *
Псевдокод будет уступать по эффективности родному ассемблеру конкретной архитектуры, поскольку, используя этот самый родной ассемблер, можно эффективно использовать особенности данной архитектуры, а псевдокод (если я правильно понял, что Вы имеете в виду) будет сродни языку высокого уровня -- представлять некие машинно-независимые абстракции, которые нужно транслировать в машинный код.


Ну например...
Сделали конструкцию, которая является нечто похожим на
Код
typedef void (*process_t)(void);
const process_t flowchart[]={&proc1,&proc2,&proc3};

void steps(uint num)
{
  flowchart[num]();
}

Причем, зная что мы делаем таблицу указателей на функции не больше 256 элементов, иначе крыша счастливого программера вспухнет sm.gif
можем ввести псевдокод например 16-битный <0xFF><адрес-в-таблице-функций> как безусловное исполнение, ну там... несколько вариантов условных, объяснить кто куда данные поставляет. Это все в пределах 16 бит можно.

и цикл, который такую таблицу схавает, уже описать в виде макроса

Заметьте, ничего святого sm.gif никак микро-интерпретатор не претендует на роль глобальной системы. просто вкрапления. Не нравится такая система? Тут же конструируем и применяем другую. Регистров в контроллере многовато? ок, можно параллелить процессы с меньшим числом регистров.

портирование сводится ессно к реализации зоопарка таких штук.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
megabuks
сообщение Jun 8 2014, 03:38
Сообщение #38


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 44
Регистрация: 26-01-10
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 55 080



Добрый день
Что-бы не плодить темы. Помогите стартануть проект на asm в iar.
CODE

NAME test
PUBLIC __iar_program_start
SECTION .intvec : CODE (2)
CODE
#include "startup_stm32f072.s"
SECTION .intvec : CODE (2)
CODE
SECTION .text : CODE (2)
CODE

__iar_program_start
B init ;main

init:
main NOP
B main

END


Этот простейший проект не компилится, выдаются ошибки:
Warning[25]: Label 'Reset_Handler' is defined pubweak in a section implicitly declared root E:\IAR_ARM\startup_stm32f072.s 121
Warning[18]: END of program while in include file E:\IAR_ARM\startup_stm32f072.s 345
Error[50]: Undefined symbol:'__iar_program_start' E:\IAR_ARM\startup_stm32f072.s 124

Может кто-нибудь помочь примером любого многофайлового asm-овского проекта для IAR для STM32? (интересует собственено начальная часть , где подключаются процедуры из других файлов, декларируются переменные, вектора прерываний и т.д.)
И еще - как задать расположение переменных в RAM, констант в eeprom и flash?
Заранее спасибо
Go to the top of the page
 
+Quote Post
jcxz
сообщение Jun 8 2014, 05:03
Сообщение #39


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713



Возьмите любой cstartup.asm (или как он там называется) из любого примера IAR для вашего ядра.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

3 страниц V   1 2 3 >
Reply to this topicStart new topic
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 2nd August 2025 - 15:18
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01772 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016