|
Нужна помощь в реализации сервопривода постоянного тока., Расчет регулятора положения. |
|
|
|
Jan 20 2014, 14:19
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Есть мелкий мотор постоянного тока (2 ампера 40 вольт), редуктор, энкодер для вычисления положения. Микроконтроллер и силовая схема управления. Нужно помочь рассчитать/подобрать/синтезировать регулятор положения. Есть переходные характеристики, снимал АЧХ/ФЧХ, есть оценка постоянных времени.
Простым подбором/перебором параметров в ПИД получается довольно плохо. Нужна помощь практика. Готов оплатить.
|
|
|
|
|
Jan 20 2014, 17:23
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Цитата(MiklPolikov @ Jan 20 2014, 20:08)  На мой взгляд, приведённой информации явно не хватает для того что бы можно было помочь. Надо описывать что именно делаете и что при этом происходит на много подробнее. Ищу человека, с которым можно все подробно обсудить. Электроника работает, в привод в позицию встает. Но довольно вяло и есть склонность к возбуждению. Чувствую что параметры не оптимальные. Просто подбирал параметры ПИД по разным методикам. Например, при дальнейшем увеличении пропорциональной части - еще больше склонность к возбуждению. При уменьшении - очень "резиновый" в районе 0. Есть только контур положения. Контура скорости и тока - нет. Моих познаний по ТАУ как раз и не хватает, чтобы рассчитать закон управления.
|
|
|
|
|
Jan 20 2014, 17:37
|

Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 015
Регистрация: 23-01-07
Из: Москва
Пользователь №: 24 702

|
Эээх... Можно говорить что угодно, но задачи в виде "Есть блок А и блок Б, между ними шина данных с разрядностью N ..... " воспринимаются на порядок хуже, чем объяснения на пальцах "есть вот такая хреновина, которая должна крутится вооот так...." Объяснили бы по-человечески, давно бы и советы получили, и Исполнителя нашли если бы он всё ещё был нужен.
Сообщение отредактировал Herz - Jan 20 2014, 21:24
Причина редактирования: Избыточное цитирование
--------------------
Если у Вас нет практического опыта в данной теме- не вступайте в дискуссию и не пишите никаких теоретических рассуждений! Заранее спасибо !
|
|
|
|
|
Jan 20 2014, 18:03
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Цитата(MiklPolikov @ Jan 20 2014, 21:37)  Эээх... Можно говорить что угодно, но задачи в виде "Есть блок А и блок Б, между ними шина данных с разрядностью N ..... " воспринимаются на порядок хуже, чем объяснения на пальцах "есть вот такая хреновина, которая должна крутится вооот так...." Объяснили бы по-человечески, давно бы и советы получили, и Исполнителя нашли если бы он всё ещё был нужен. А какая бредядина весь этот ТАУ с операторными уравнениями? Мне книжки надело читать. Я вроде простыми словами описываю. Если кого-то слова ПИД, АЧХ смущают - то извините. Есть такой мотор, он катает тележку на колесиках. Надо ее катать быстро и точно. Чтобы рукой не столкнуть с 0. Пытался я с наскока это решить, но без умных слов видимо никак в этом деле.
Сообщение отредактировал IMAndrew - Jan 20 2014, 18:04
|
|
|
|
|
Jan 20 2014, 20:48
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 20 2014, 22:03)  А какая бредядина весь этот ТАУ с операторными уравнениями? Мне книжки надело читать. Я вроде простыми словами описываю. Если кого-то слова ПИД, АЧХ смущают - то извините.
Есть такой мотор, он катает тележку на колесиках. Надо ее катать быстро и точно. Чтобы рукой не столкнуть с 0.
Пытался я с наскока это решить, но без умных слов видимо никак в этом деле. "Замечу, впрочем, что та же теорема единственности объясняет, почему заключительный этап швартовки корабля к пристани проводится вручную: при управлении, когда скорость причаливания определяется как гладкая (линейная) функция от расстояния, для причаливания потребовалось бы бесконечное время. Альтернативой является удар о причал (демпфируемый надлежащими неидеально упругими телами). Между прочим, с этой проблемой пришлось всерьез столкнуться при посадке первых же спускаемых аппаратов на Луну и Марс, а также при причаливании к космическим станциям --- здесь теорема единственности работает против нас. К сожалению, ни подобные примеры, ни обсуждение опасности фетишизирования теорем не встречаются в современных учебниках математики, даже лучших" Арнольд. Со слов Лидова. А шаговый двигатель или какой-нибудь иной, кроме Вашего нельзя?
|
|
|
|
|
Jan 21 2014, 04:13
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Цитата(Tanya @ Jan 21 2014, 00:48)  А шаговый двигатель или какой-нибудь иной, кроме Вашего нельзя? Шаговый проигрывает по скорости и точности, у него один плюс - простота управления. По поводу причаливания - если оснастить корабль или причал радаром (дальномером), то и автоматика справится. Самолеты автопилотом спокойно сажают. Можно сказать причаливание, но только по вертикали. Да и параметров регулирования немного побольше - скорость, высота, крены, тангаж. Скорость вертикального снижения, курс, глиссада и тд. Буран еще в 80-е сам сел. Так что не проблема.
|
|
|
|
|
Jan 21 2014, 05:15
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 21 2014, 08:13)  Так что не проблема. Вы же сами (с)просили. Но не читали и осуждаете. Вот и покажите на практике, что проблем нет. Вот у Арнольда - есть, а у Вас - нет. Он, правда, умер. А Вы не поняли. Цитата(IMAndrew @ Jan 21 2014, 08:13)  Шаговый проигрывает по скорости и точности, у него один плюс - простота управления. И тут Вы ошибаетесь - управление там сложнее, а точность зависит от механики. А скорость... Вот какой двигатель у турбомолекулярных насосов?
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 21 2014, 05:57
|
Guests

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 20 2014, 18:19)  Простым подбором/перебором параметров в ПИД получается довольно плохо. Нужна помощь практика. SOS получил, но требуется полное ТЗ  Обсуждать будем здесь, если устраивает. P.S. С поправками, если согласны.
|
|
|
|
|
Jan 21 2014, 07:03
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Спасибо, что готовы помочь!
Мне, конечно, проще по почте - не очень привык к полной публичности.
Общие вопросы можно и здесь.
Главное не уйти от темы (в корабли и самолеты, молекулярные моторы)
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 21 2014, 07:17
|
Guests

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 21 2014, 11:03)  Спасибо, что готовы помочь! Главное не уйти от темы (в корабли и самолеты, молекулярные моторы) Про корабли - это я могу, а Таня - про молекулярные моторы
|
|
|
|
|
Jan 21 2014, 07:26
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 21 2014, 11:03)  Главное не уйти от темы (в корабли и самолеты, молекулярные моторы) Корабли это не просто так.... Вот шаговый двигатель чем хорош - он может в любом месте соорудить "причал". И не молекулярные моторы, а турбомолекулярные насосы - это такая турбина, которая в вакууме крутится со страшной скоростью. Цитата(IMAndrew @ Jan 21 2014, 11:03)  Мне, конечно, проще по почте - не очень привык к полной публичности. Общие вопросы можно и здесь. Форумная почта у Вас пока не работает. Вы, случаем, не дифракционную решетку или зеркало хотите крутить? Раз стесняетесь сказать...
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 21 2014, 07:27
|
Guests

|
Ладно, не будем о страшном и пока пообщаемся с ТС офф-лайн.
|
|
|
|
|
Jan 22 2014, 13:56
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Пока вот что есть.
Своими силами настраивал ПИД регулятор положения. НО ведет себя хорошо только в узком интервале положений, на котором он и был настроен. Например на 500 шагов ходит хорошо, а на 2000 уже совсем не так.
Видимо нужно вводит контур скорости и тока (так в книжках пишут), только там возникает сомнения. Производная по положению - это и так скорость. Вроде как уже учитывается в дифф члене ПИД-регулятора.
А вычислять производную от скорости (это уже ускорение) - с точность не получается, сказывается квантование измерение положения через риски энкодера (это уже вторая производная от положения)
Если фильтровать, усреднять - будет заметное отставание, и по сути форсирования не получится, фаза еще больше будет отставать.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 07:27
|
Guests

|
В дополнение к оговоренным параметрам: - модель вашего BDC на просторах Инет не найдена; - что за двигатель? коллекторный или бесколлекторный? - номинальная и максимальная скорости вращения двигателя? - передаточное число редуктора;
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 13:30
|
Guests

|
Методов управления сервами достаточно много - например погоня за ведущей точкой. Вероятно это Вы имели в виду.
|
|
|
|
|
Jan 23 2014, 15:39
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(Timmy @ Jan 23 2014, 16:28)  Такие задачи вообще не решаются с наскока, и только ПИД регулятором тут не обойтись. Поскольку тормозной путь квадратичный а регулятор линейный, на высокой скорости будет проскакивать, либо ПИД будет слишком вялым. Я в похожей ситуации вводил промежуточную координату, которую держал ПИД регулятор, и промежуточная координата плавно сводилась с окончательной координатой перемещения с ограничением ускорения и без обратной связи. И соглашусь и не соглашусь. Он всегда "вялый" при малых отклонениях - маятник, грузик на пружинке... А про квадратичный путь (от чего?) непонятно. Только в данном случае, исходя из того скудного, что выдал ТС, мне видится, что это задача не для двигателя постоянного тока, а для двигателя с вращающимся полем. Если я его правильно поняла, то он хочет точно в заданной точке стоять и не дергаться - прийти туда с нулевой скоростью. Тут на пути во весь свой огромный рост встает пресловутая проблема единственности при причаливании. Вот если бы он хотел скорость регулировать, тогда бы да...
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 16:05
|
Guests

|
Эта задача спокойно решалась и решается даже с коллекторными, не говоря уже о BLDC. Разумеется, с учетом ограничений, присущих им.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 16:50
|
Guests

|
Цитата(Tanya @ Jan 23 2014, 20:21)  Вы хотите опровергнуть Арнольда? Вероятно Вы просто не видели высокоточные ЧПУ с коллекторными двигателями длиной под 2 метра.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 17:05
|
Guests

|
Теряюсь в догадках.. Савицкую, вроде, Светланой звали?
А по сути, давно разработана теория управления конечным состоянием ( терминальное управление ) и можно реализовать, при отсутствии энергетических ограничений, любой способ управления, как с особенностями в конечной точке, так и без них. Почитайте Батова, к примеру. Это так, просто для информации.
|
|
|
|
|
Jan 23 2014, 17:15
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(TSerg @ Jan 23 2014, 21:05)  Теряюсь в догадках.. Савицкую, вроде, Светланой звали?
А по сути, давно разработана теория управления конечным состоянием ( терминальное управление ) и можно реализовать, при отсутствии энергетических ограничений, любой способ управления, как с особенностями в конечной точке, так и без них. Почитайте Батова, к примеру. Это так, просто для информации. Почему звали? Она же еще жива. А вот Вам с Батовым не верю. Только Арнольду. И другим (можно сказать, знакомым, из дачного подмосковья). Как скорость от расстояния зависит? У Батова.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 23 2014, 17:51
|
Guests

|
Спорить неохота, т.к. не о чем. При случае сделаю видео, как трехпластинчато-коллекторный двигатель стоит, бежит и встает как вкопанный с хорошим моментом удержания. А по Батову ( А.П. Батенко ) как раз таки стыковки аппаратов, полеты строем, при-земления,-лунения и т.д. выполняются
|
|
|
|
|
Jan 23 2014, 18:29
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Что-то не пойму причем тут проблема стыковки/причаливания. Я тоже в руках крутил/держал привод с 0.1 градуса или точнее 360/3400 отклонением в нулевой точке. Причем без нагрузки ШИМ практически=0 ! Дрожания вокруг нуля не было. Смотрел по энкодеру - сигнал не меняется. При попытке сдвинуть рукой - он уперается и ШИМ растет. Цитата(Timmy @ Jan 23 2014, 16:28)  Такие задачи вообще не решаются с наскока, и только ПИД регулятором тут не обойтись. Поскольку тормозной путь квадратичный а регулятор линейный, на высокой скорости будет проскакивать, либо ПИД будет слишком вялым. Я в похожей ситуации вводил промежуточную координату, которую держал ПИД регулятор, и промежуточная координата плавно сводилась с окончательной координатой перемещения с ограничением ускорения и без обратной связи. Вот уже интресно. А можно подробнее про промежуточную координату? Квадратичный тормозной путь - это что именно - от времени или ...
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 04:36
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
А, да понятно. Я, кстати, так и делал. Только назвал это по другому - задатчик идеального пути. Помогает. Вот только "идеально" работает только для расчетной траектории. Как уже писал если вместо 500 пойти на 2000 - то уже идеально не получается. Интегральная часть накапливается и весь привод ведет себя не так как нужно. Пришлось вводить всякие хитрые ограничители, но все это усложняет, и не решает в общем виде.
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 09:06
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Сначала привод "хронически" отстает от задания, соответственно Ингер часть постоянно растет. Чтобы ее обнулить - привод перебегает задание - и медленно сползает к нужной координате. Вроде все логично, но не так как хотелось.
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 09:49
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(IMAndrew @ Jan 24 2014, 13:06)  Сначала привод "хронически" отстает от задания, соответственно Ингер часть постоянно растет. Чтобы ее обнулить - привод перебегает задание - и медленно сползает к нужной координате. Вроде все логично, но не так как хотелось. Вот, Вы все понимаете. Если бы была пружинка, то этого бы не было. Выход - не включать интегратор до поры... Или ограничить скорость нарастания задатчика и уменьшить "хроническое отставание". Но это не поможет кардинально. Проблема еще осложняется тем, что Вы не контролируете ток мотора, а используете ШИМ по напряжению. Но даже при включении обратной связи по току контролируется момент, - т.е. ускорение. При этом хорошо можно регулировать скорость, но не положение. А положение хорошо управляется шаговыми или иными двигателями с вращающимся полем, для чего они и были придуманы. Их основное преимущество в том, что их можно остановить при ненулевой скорости, чем устраняется проблема причаливания. При этом "внезапно" образуется глубокая потенциальная яма. Возникают высокочастотные колебания относительно малой амплитуды, которые принято гасить с помощью жидкого трения. Есть даже такие специальные устройства с силиконовым маслом.
|
|
|
|
|
Jan 25 2014, 08:44
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 56
Регистрация: 30-08-10
Пользователь №: 59 187

|
А зачем в контуре положения ПИД-регулятор? П- регулятор, и никаких проблем и диф. уравнений. будет и быстродействие и точность. Переходная характеристика-экспонента. Без перерегулирования. Можно сделать переменный коэффициент усиления-при большом рассогласовании один, при малом-другой.
|
|
|
|
|
Jan 25 2014, 13:33
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 56
Регистрация: 30-08-10
Пользователь №: 59 187

|
Нужной точки не достичь никогда. Погрешность будет определяться датчиком положения. Да,ещё. Перемещение есть интеграл от скорости. Наличие интнгратора в контуре перемещения плюс интегральная составляющая регулятора положения дадут фазовый сдвиг более 90 град. А это уже колебательный переходный процесс. Не исключено, что это можно устранить регуляторами сложной структуры, но стоит ли игра свеч, если нужно, как я понял, управлять тележкой? Ещё я думаю, что и контур скорости не помешал бы.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 27 2014, 13:10
|
Guests

|
Совершенно нормальным является построение трехконтурной САУ перемещением ( контур тока, охвачен контуром скорости, который охвачен контуром перемещения ). Для примитивных случаев достаточно одного контура перемещения с П-регулятором.
|
|
|
|
|
Jan 28 2014, 06:02
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Это же не адронный коллайдер. Этими вопросами уже лет эдак 50 занимаются. Хотелось найти готовые алгоритмы синтеза? Типа: постоянная времени больше того - значит синтез лучше использовать так. Масса груза больше того-то - тогда лучше так. К сожалению, в книжках пишут обзорно, общие вопросы. Погрязли в этом операторном вычислении. И только в свежих книжках стали писать что это примерный способ, что на самом деле нет никаких прямых ЛАЧХ. Написали пару закарючек - и решили что это и будет регулятор. А реализовывать видимо его никто и не собирается. Видел пару покупных контроллеров - и там банальный ПИД заложен.
Сообщение отредактировал IMAndrew - Jan 28 2014, 13:18
Причина редактирования: Флуд
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 28 2014, 06:51
|
Guests

|
Это Вы о чем? Если Вы взялись за задачу, так и решайте ее тем методом, который Вам доступен. Кому-то доступен операторный, кто-то решает дифф.ур-ы, кто-то методом тыка. Не помогают советы здесь или где - учитесь сами. Не можете сами - заказывайте работу. На форуме есть раздел "Предлагаю работу". Не можете ничего из этого - меняйте профессию. P.S. Например, иногда делают ссылку на то, как просто реализован сервопривод печатающей головки в принтерах. А там и нет сервопривода по положению (как правило), там есть контроль прохождения нужного положения, что далеко не одно и то же. Цитата(IMAndrew @ Jan 28 2014, 10:02)  Неужели нет готовых алгоритмов синтеза? Типа: постоянная времени больше того - значит синтез лучше использовать так. Масса груза больше того-то - тогда лучше так. Не поверите, но именно в книжках и прочих талмудах они (алгоритмы ) и изложены. Вот, к примеру - читайте, изучайте, используйте:
DCMotorWithInertiaDisk.pdf ( 687.69 килобайт )
Кол-во скачиваний: 330По методам настройки ПИД:
_____________.pdf ( 383.92 килобайт )
Кол-во скачиваний: 921
352167.pdf ( 311.05 килобайт )
Кол-во скачиваний: 351
364276.pdf ( 392.14 килобайт )
Кол-во скачиваний: 1205По системам подчиненного регулирования Шрайнера я Вам высылал. Практически Ваш случай: Servo control of DC-brush motor
Servo_drive.pdf ( 464.17 килобайт )
Кол-во скачиваний: 546
|
|
|
|
|
Jan 28 2014, 09:13
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 16
Регистрация: 20-01-14
Пользователь №: 80 117

|
Спасибо за книжки! Думаю многим может пригодится! Заодно посмотрим сколько скачиванием будет. Одно мое уже есть.
Заказ работы уже давно разместил.
|
|
|
|
Guest_TSerg_*
|
Jan 28 2014, 09:56
|
Guests

|
Ну и отлично. За сим - откланиваюсь.
Сообщение отредактировал Herz - Jan 28 2014, 12:45
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|