|
Программный таймер, как красиво обойти переполнение? |
|
|
|
Jan 24 2014, 09:53
|

Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 318
Регистрация: 21-07-06
Из: Минск
Пользователь №: 18 986

|
Есть прерывание с периодом 1 мс, где инкрементируется 32-разрядный счетчик: Код void SysTick_Handler(void) { TSysTimer::Counter++; } При необходимости формирования интервала программа может запустить один из программных счетчиков: Код void TSoftTimer::Start(uint32_t t) { FinalCount = TSysTimer::Counter + t; } Истек ли интервал, проверяется так: Код bool TSoftTimer::Over(void) { return(TSysTimer::Counter >= FinalCount); } Всё хорошо, но примерно через 50 дней счетчик TSysTimer::Counter переполнится и всё сломается. Как красиво это обойти? При этом можно наложить ограничение, что формируемый интервал никогда не превышает половины (или даже четверти) периода счетчика, а проверка переполнения тоже делается часто, много раз за период счетчика.
--------------------
|
|
|
|
|
 |
Ответов
(1 - 52)
|
Jan 24 2014, 11:21
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 397
Регистрация: 3-12-09
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 54 040

|
не знаю, как на ARM, а для x64 вычитание не прокатывает (gcc 4.7.2): CODE int gggg( uint32_t a1, uint32_t a2 ) { 40076c: 55 push %rbp 40076d: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp 400770: 89 7d fc mov %edi,-0x4(%rbp) 400773: 89 75 f8 mov %esi,-0x8(%rbp) return (a2 - a1) <= 0; 400776: 8b 45 f8 mov -0x8(%rbp),%eax 400779: 3b 45 fc cmp -0x4(%rbp),%eax 40077c: 0f 94 c0 sete %al 40077f: 0f b6 c0 movzbl %al,%eax } 400782: 5d pop %rbp 400783: c3 retq
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 12:24
|

Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 318
Регистрация: 21-07-06
Из: Минск
Пользователь №: 18 986

|
О, спасибо, точно! А я было зациклился на сравнениях и чуть не погряз в условиях. Код TSoftTimer::TSoftTimer(uint32_t t = 0) { Interval = t; }
void TSoftTimer::Start(uint32_t t) { Interval = t; StartCount = TSysTimer::Counter; }
void TSoftTimer::Start() { StartCount = TSysTimer::Counter; }
void TSoftTimer::SetInterval(uint32_t t) { Interval = t; }
bool TSoftTimer::Over(void) { return(TSysTimer::Counter - StartCount >= Interval); }
--------------------
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 13:49
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
А я вечно горожу проверку что типа если текущее меньше начального, то сложить хвост и начала... вот я балда  ))) хотя последний раз я дошел до того что просто в таймере сделал if(Delay >0) Delay --; и если надо выждать 10 тиков, то Delay = 10; и проверяю что он не 0.... у вас все равно переменная Start задействована, так чего ей значение хранить, когда она может просто считаться назад?
|
|
|
|
|
Jan 24 2014, 18:48
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
Цитата(mantech @ Jan 24 2014, 21:50)  Дак 64 бита никогда не переполнятся за всю жизнь  да ну бросьте. это всего навсего 584 942.41735507203247082699137494 года ничто по сравнению с жизнью вселенной... если тик микросекунда..., а если пико?
|
|
|
|
|
Jan 25 2014, 07:20
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 397
Регистрация: 3-12-09
Из: Россия, Москва
Пользователь №: 54 040

|
Цитата(scifi @ Jan 24 2014, 16:17)  Вы невнимательно читали. Типы должны быть unsigned int. А в вашем примере перед вычитанием значения приводятся к типу int (он же int64_t) со всеми вытекающими... Во-первых, покажите в моём примере, где "значения приводятся к типу int (он же int64_t)"  Во-вторых, смотрите на вариант с unsigned int (правда, уже gcc 4.8.1), на всякий случай - 64-битные регистры те, что на букву r: CODE int gggg( unsigned int a1, unsigned int a2 ) { 40057d: 55 push %rbp 40057e: 48 89 e5 mov %rsp,%rbp 400581: 89 7d fc mov %edi,-0x4(%rbp) 400584: 89 75 f8 mov %esi,-0x8(%rbp) // return (a2 - a1) <= 0; 400587: 8b 45 f8 mov -0x8(%rbp),%eax 40058a: 3b 45 fc cmp -0x4(%rbp),%eax 40058d: 0f 94 c0 sete %al 400590: 0f b6 c0 movzbl %al,%eax } 400593: 5d pop %rbp 400594: c3 retq но конечно, это кривой пример, так как разность двух беззнаковых больше 0 и компилятор прав, что использует здесь проверку на равенство. а вот при сравнении беззнакового числа с результатом вычитания двух беззнаковых чисел (как в итоге сделал ТС) компилятор использует кондишн "больше или равно" в беззнаковом варианте и всё работает
|
|
|
|
|
Oct 28 2014, 10:52
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
вы про какой из примеров то? return(TSysTimer::Counter - StartCount >= Interval); - возвращается не разница, а результат сравнения. У вас есть время начала и текущее время, их разность всегда есть интервал прошедшего времени. Проблемы только рассчитать интервал больше либо равный максимальному значению счетчика, потому что в этом случае после Максимум - 1, будет следовать 0, из-за переполнения. Но с этим ничего не сделаешь, кроме моего варианта в прерывании таймера считать назад... Цитата Что об этом думаете? думаем что вы не правы  допустим у нас беззнаковое число 4 бита, для удобства все его значения 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 берем любое начало, допустим 7. все значения от 8 до 15, не вызывают вопросов 8-7 = 1,... 15-7 = 8, честно получаем время прошедшие от 7 до текущего значения. идем дальше, счетчик переполнился и получилось 0, 0 - 7 == -7, как это представлено в битах? 1001, а что это в беззнаковом числе? О чудо это 9 15-7 = 8, 0 - 7 = 9, 1 - 7 == - 6 (1010) == 10 и так далее, до 6 - 7 = -1 (1111) = 15; то есть до полного цикла счетчика все переполнения отрабатываются правильно)
|
|
|
|
|
Oct 28 2014, 20:13
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 020
Регистрация: 7-02-07
Пользователь №: 25 136

|
Цитата(Ruslan-maniak @ Oct 28 2014, 19:52)  Да, цель именно выжать максимальную оптимизацию как по времени так и по памяти. В нынешних железах это конечно не принципиально. Но просто хочет это мой внутренний перфекционист. Получается, что это чисто теоретическое упражнение. И правильное решение одно: ассемблер. А на практике за такие потуги надо очень больно бить по рукам, ибо, как известно, "преждевременная оптимизация - корень всех зол". Цитата(Ruslan-maniak @ Oct 28 2014, 19:52)  А использовать таймер на 25 дней - это как-то странно по моему. Для таких масштабов есть RTC. Не спешите. В очень многих кортексах есть счётчик циклов DWT_CYCCNT, и он очень удобен для этих самых задержек. Причём в МК из серии LPC43xx с частотой 204 МГц он переполняется каждые 21 сек.
|
|
|
|
|
Oct 29 2014, 04:54
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713

|
Цитата(Ruslan-maniak @ Oct 29 2014, 09:38)  jcxz, вы предложили то же самое: использовать 2 переменных. Где Вы углядели 2-ю? Вроде всего одна: t. Цитата(Ruslan-maniak @ Oct 29 2014, 09:38)  Побейте тогда по рукам ещё и создателей библиотек которые оптимизируют свои творения до применения в реальных проектах. scifi Вам дело говорит. 1. Кто занимается оптимизацией инкремента переменной  , не пишут реальных проектов. 2. Кто пишет реальные проекты, не занимаются оптимизацией инкремента.
|
|
|
|
|
Oct 29 2014, 05:34
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
Давайте поглядим Плюсы минусы вашей оптимизации Минусы 1. Меньший диапазон возможных значений в 2 раза 2. Строго говоря есть необходимость отметить это в документации, и возможные ошибки при использовании функции тем кто не в курсе. 3. Поскольку потери случаются на длинном конце использования, то еще долгий процесс выявления ошибки 4. Необходимость кучи объяснений почему вы сделали так а не иначе в коде Плюсы 1. Вы выиграли 4 байта памяти. Даже если взять древний проц с каким нибудь 2 КБайтами памяти, то вы выиграли ~0.2% ресурса с каждого таймера. Для обычных кортексов с 48 Кбайтами 0.008% В целом неплохо потрудились
|
|
|
|
|
Oct 29 2014, 08:13
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713

|
Цитата(Ruslan-maniak @ Oct 29 2014, 11:31)  Считайте по пальцам из вашего примера: переменная "t" - РАЗ, переменная "TOUT" - ДВА. Про второй пункт вашего поста я промолчу. С чего вы взяли что TOUT это обязательно переменная??? Под TOUT имелось в виду выражение. Откройте любой учебник по си чтобы узнать значение термина expression.
|
|
|
|
|
Oct 29 2014, 08:53
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
1. Почему нет, я участвовал в разработке системы которая работала автономно несколько лет без сбоев, повисаний, перезагрузок. При этом у нее был миллисекундный таймер для внутреннего времени (по ряду причин РТС использовать было нельзя), и почему бы раз в месяц этой системе не синхронизировать с центром время, данные и прочее? 1.1. Вы пишите что-то только один раз? На реюзинг не рассчитываете? Почему вы уверены что ваш код не запустят для микросекундного или наносекундного таймера?
2. Вы не застали замечательную ошибку паскаля который для delay в начале работы программы делал калибровку. Он брал цикл в сколько-то тактов и считал сколько милсекунд ушло на него, потом делил одно на другое и получал калиброванное значение чтобы точнее делать delay. Где то в районе 90 годов, все программы сделанные на этом паскале хором перестали работать. Потому что частота процов так возросла, что отведенный цикл стал выполнятся за 0 мСек, и деление на 0 давало ошибку. Уверен что те кто писал библиотечную функцию тоже заложились что процы же не станут в 1000 раз быстрее)
Мораль - потенциально кривое решение, рано или поздно вылезет, так что если есть какие-то ограничения они должны быть обложены асертами, описанием и прочее. В противном случае выгода от оптимизации нивелируется потенциальными граблями. Это как фасад здания покрасить, а внутри помойку устроить.
3. Сделайте вашим методом паузу больше половины интервала. Там можно так исхитриться что при заданной частоте проверок и интервале, оно будет так переполнятся что в 90% случаев все будет ок, а в 10% будет второй круг. И его ловить - это задача с подвохом...
4. странные и не очевидные ходы требует больше слов для их оправдания...
решение для ТС приведено сразу же в начальных постах, оно его устроило и оно является очевидно правильным.
|
|
|
|
|
Apr 1 2015, 08:55
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 167
Регистрация: 25-12-09
Из: Минск
Пользователь №: 54 460

|
Цитата(scifi @ Jan 24 2014, 13:49)  +1. Кстати, стандарт Си гарантирует, что при вычитании (unsigned int) - (unsigned int) результат будет корректным, пока разница во времени не превышает те самые 50 дней (для 32 бит), несмотря на переполнение первой или второй переменной. У меня тут тоже с коллегами разгорелся спор, можно ссылку на стандарт с упоминанием этой гарантии, не могу найти.
|
|
|
|
|
Apr 1 2015, 10:16
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 719
Регистрация: 13-09-05
Из: Novosibirsk
Пользователь №: 8 528

|
Цитата(Integro @ Apr 1 2015, 15:55)  У меня тут тоже с коллегами разгорелся спор, можно ссылку на стандарт с упоминанием этой гарантии, не могу найти. В стандарте С (6.2.5.9) есть такой текст: Цитата The range of nonnegative values of a signed integer type is a subrange of the corresponding unsigned integer type, and the representation of the same value in each type is the same.33)A computation involving unsigned operands can never overflow, because a result that cannot be represented by the resulting unsigned integer type is reduced modulo the number that is one greater than the largest value that can be represented by the resulting type. А стандарт С++ в (3.9.1) содержит такой текст: Цитата Unsigned integers shall obey the laws of arithmetic modulo 2n where n is the number of bits in the value representation of that particular size of integer. и ниже примечание, совпадающее по смыслу с текстом из стандарта С, про арифметику по модулю 2 n. Впрочем всё это фигня и словесная эквилибристика. А правда жизни состоит в том, что все эти свойства и поведение знаковых и беззнаковых типов диктуются устройством АЛУ и принятым в подавляющем большинстве современных машин представлением знаковых целых в так называемом "двоичном коде с дополнением до 2". Преимущество такого представления - то что АЛУ работает совершенно одинаково, а разница signed/unsigned учитывается только при интерпретации признаков переполнения и переноса ( C и V ), и при многоразрядной арифметике, для правильно учёта переноса из младшего слова в старшее. Изначально С неявно предполагал именно такое представление целых (как и сделано в PDP-11, на которых он изначально появился). Альтернативные представления уже тогда были редкостью. Все более поздние изменения стандартов в части целочисленной арифметики и сдвигов просто витиевато выражают простую мысль: "делайте что хотите, но результат должен быть такой же как на "нормальных" процессорах использующих код с дополнением до двойки". То есть сначала было придумано АЛУ, работающее с неотрицательными целыми числами, потом придумано как представлять отрицательные числа так, чтобы не переделывать АЛУ, а уж потом сочинители стандартов попытались описать что получилось так как они умеют это делать.
--------------------
Russia est omnis divisa in partes octo.
|
|
|
|
|
Apr 1 2015, 11:50
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 167
Регистрация: 25-12-09
Из: Минск
Пользователь №: 54 460

|
Цитата(SSerge @ Apr 1 2015, 13:16)  Спасибо за ответ, я уже так же нашел пару сносок на буржуйских форумах.
|
|
|
|
|
Apr 1 2015, 14:13
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 719
Регистрация: 13-09-05
Из: Novosibirsk
Пользователь №: 8 528

|
Почитал ради интереса библиотеки stm32cubef4. Там есть замечательная функция void HAL_Delay(__IO uint32_t Delay) и куча мест где таймауты проверяются прямо в коде аналогичным образом. Тех кто рискнёт пользоваться этим "программным продуктом" ждёт жестокий облом через 49 дней, 17часов, 2 минуты и 47 секунд. Повбивав би ... Моя версия таймера: Код extern "C" uint32_t GetTime(); // возвращает системное время, 1тик=1мс
class Csofttimer { uint32_t Timeout; public: bool timeout(){return (int)(Timeout-GetTime()) <= 0; }; void settimer(uint32_t time){Timeout = GetTime()+time;}; };
--------------------
Russia est omnis divisa in partes octo.
|
|
|
|
|
Apr 1 2015, 15:51
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
Цитата У меня тут тоже с коллегами разгорелся спор, можно ссылку на стандарт с упоминанием этой гарантии, не могу найти. нафига стандарт то? просто вычтите одно без знаковое из другого, и посмотрите что получилось в итоге если считать результат без знаковым. Это гарантия не стандарта, а устройства числа...
|
|
|
|
|
Apr 2 2015, 06:40
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 256
Регистрация: 17-02-06
Пользователь №: 14 454

|
Вам нравиться слово реверс инжиниринг? Данный вопрос не имеет отношения к экспериментальному установлению истины, которую и я считаю весьма зыбкой в условиях проф разработки. Если на данный вопрос и есть ответ то не в стандартах С, а в стандартах представления двоичного числа и реализации операции вычитания. ответ добывается так 1. представление числа в 2-ичном виде. Берем 2 числа, и 4 битную арифметику, числа 2 и 12 представляются как 0010 и 1100 - надеюсь тут не будет ремарки про реверс инжиниринг? Документальное подтверждение что числа представляются так надо искать в разделах математики. 2. Реализация вычитания, как сложение с дополнительным кодом числа. Тут опять я надеюсь обойдемся без реверс инжиниринга, документальное подтверждение не знаю где, в каких то книгах по информатики и того 2 - 12 == 2 + @12 так я обозначил доп код 12. 2 == 0010, @12 == @1100 == (~(1100) + 1) == 0011 + 1 == 0100 3. Сложение 2 ичных числе, документальное подтверждение в разделах математики, реверс инжиниринг не применяем 2 - 12 == 2 + @12 == 0010 + @1100 == 0010 + 0100 == 0110 = 6 Теперь у меня вопрос к реверс инжинеру, что я сделал не так? В данном конкретном случае просто так получается, это здравый смысл физики нашей природы  ))) и никакого реверса... Со знаковыми так не выходит, потому что в 4 битах у них только пол диапазона, то есть дойдя до 0111 до 7, они пойдут дальше до 1000, но в знаковом это -8. Надо понять главное это все представление чисел, это не их значения. Значения у них всегда одно оно не меняется, просто мы решили что 1000 - это -8 для знакового и 8 для без знакового, просто решили все операции происходят с двоичным исходником, всегда одинаково. То есть важно понять что нет никакой магии или особо указания в том что мы вычитаем именно без знаковые, компилятор не делает ничего особенного увидев эту запись, он делает все те же операции что и обычно, просто результат представляет по другому. Получив в ходе вычитания 1000 для знакового результата он скажет что это -8, а для без знакового скажет что это +8 и все!
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|