реклама на сайте
подробности

 
 
> ШИМ на биполярном транзисторе, ШИМ на биполярном транзисторе для управления коллекторным ЭД
Voldemari4
сообщение May 5 2014, 14:37
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 66
Регистрация: 5-05-14
Из: Минск
Пользователь №: 81 582



Добрый день, собрал схему ШИМ для управления коллекторным электродвигателем 24В, 24Вт. Схема получает питание от блока PS-25-24. Если остановить двигатель сгорает транзистор VT3 (звонятся коллектор с эмитером), хотя блок питания имеет защиту от КЗ. Транзистор почти не греется даже при выходе из строя. Прокоментируйте пожалуйста схему и подскажите что делать, чтобы не сгорал транзистор. Резистор R16 для обратной связи, которая сейчас не задействована и вместо резистора запаяна перемычка. Я думаю, может, с помощью обратной связи по току реализовать защиту от КЗ

Сообщение отредактировал Voldemari4 - May 5 2014, 14:38
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
2 страниц V   1 2 >  
Start new topic
Ответов (1 - 16)
bloodden2005
сообщение May 5 2014, 19:59
Сообщение #2





Группа: Новичок
Сообщений: 8
Регистрация: 26-01-10
Пользователь №: 55 085



А вы резистор база-эмиттер повесьте на пару кОм
Go to the top of the page
 
+Quote Post
megajohn
сообщение May 5 2014, 20:25
Сообщение #3


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 080
Регистрация: 16-11-04
Из: СПб
Пользователь №: 1 143



могу ошибатся, но насколько помню всякие дебаты, биполярники всегда подвержены вылету из-за пробоя.
Для исключения этого ставят полевики

да и вообще, поставили бы лучше L6203+L297


--------------------
Марс - единственная планета, полностью населенная роботами (около 7 штук).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Orthodox
сообщение May 5 2014, 20:38
Сообщение #4


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 370
Регистрация: 4-02-13
Из: Фрязино
Пользователь №: 75 482



Цитата(Voldemari4 @ May 5 2014, 18:37) *
Добрый день, собрал схему ШИМ для управления коллекторным электродвигателем 24В, 24Вт. Схема получает питание от блока PS-25-24. Если остановить двигатель сгорает транзистор VT3 (звонятся коллектор с эмитером), хотя блок питания имеет защиту от КЗ. Транзистор почти не греется даже при выходе из строя. Прокоментируйте пожалуйста схему и подскажите что делать, чтобы не сгорал транзистор. Резистор R16 для обратной связи, которая сейчас не задействована и вместо резистора запаяна перемычка. Я думаю, может, с помощью обратной связи по току реализовать защиту от КЗ

Ответ по видимому заключается в словах "Если остановить двигатель".

Индуктивность очень легко включить - ток в момент включения катушки равен нулю,и трудно выключить - на индуктивности при разрыве цепи тока возникает напряжение обратной полярности,нарастающее до момента начала проводимости,то есть выгорания ключа (например ключа в виде транзистора).

Стандартное решение заключается в диоде,подключенном параллельно ключу (транзистору) в обратной полярности. То есть в активном режиме ток через диод не идёт,ток идёт только при возникновении обратной полярности напряжения на катушке,возникающей при разрыве цепи тока.

Требования к диоду (не выпрямительному,из "шустрых") тоже стандартны - ток не меньше максимального в схеме,тоже самое по напряжению .
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение May 5 2014, 20:49
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Voldemari4 @ May 5 2014, 17:37) *
Если остановить двигатель сгорает транзистор VT3 (звонятся коллектор с эмитером), хотя блок питания имеет защиту от КЗ.
Резистор R16 для обратной связи, которая сейчас не задействована и вместо резистора запаяна перемычка.

Конечно, если стопорнуть двигатель, например, рукой, то его сопротивление упадет до омического сопротивления обмоток, что вызовет бросок тока в питающей двигатель цепи и перегорание транзистора. Полевой транзистор вам не поможет, надо задействовать R16 и делать защиту по току. Примеры можно посмотреть у тех же Хоровица с Хиллом ...
P.S. Сам ключ неправильно сделан. При запирании VT4 база VT3 повисает в воздухе. Номинал R12 завышен раз в 5 - 10. Ну и дальше, в том же духе. Вы бы поискали в Сети, как строятся подобные схемы ...
P.P.S. И диод напаяйте прямо на двигатель, а не ставьте где-то далеко. Кстати, какая у вас частота ШИМ ?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Егоров
сообщение May 5 2014, 23:04
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 3 868
Регистрация: 15-03-13
Пользователь №: 76 048



Вполне закономерно выгорает.
При чем тут защита блока питания, если сам каскад по току не защищен? Бросок тока может быть в несколько раз больше, чем номинальный ток источника. Вы это осциллографом гляньте.
Ну и управление каскадом, защита от индуктивного выброса тоже не очень хорошо нарисованы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
wla
сообщение May 6 2014, 03:13
Сообщение #7


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 454
Регистрация: 20-05-09
Из: e-burg
Пользователь №: 49 318



Цитата(Voldemari4 @ May 5 2014, 20:37) *
Добрый день, собрал схему ШИМ для управления коллекторным электродвигателем 24В, 24Вт. Схема получает питание от блока PS-25-24.

Двигатель в режиме КЗ сколько Ом имеет? А максимальный ток транзистора без радиатора? Судя по корпусу -ТО-220, он без радиатора может рассеять около одного ватта.

Сообщение отредактировал wla - May 6 2014, 03:22
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Voldemari4
сообщение May 6 2014, 05:46
Сообщение #8


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 66
Регистрация: 5-05-14
Из: Минск
Пользователь №: 81 582



Большое спасибо всем за ответы. Транзистор VT3 это дарлингтоновская сборка, у него есть обратный диод и подтяжка базы к эмитеру. Максимальный ток КЭ 12А, не написано, с радиатором или без, корпус действительно ТО-220. ШИМ работает на частоте 1 кГц, активное сопротивление ЭД 25 Ом, то есть ток при остановленном вале 24В/25Ом = 1А. Ой-ёёй! Когда мерял сопротивление обнаружил, что в разъеме ЭД коротят контакты, то есть схема работала на чистое КЗ. Из комментарием я вижу что нужно защищать каждый каскад. Хотя, если честно, я надеялся, что от режимов кз будет спасать защита блока питания и выбранный с запасом по току транзистор. Поясните пожалуйста почему не достаточно защиты БП. Номинальный ток БП 1А, по мануалу выдерживает перегрузку 110%, то есть в моем случае даже при останове вала ЭД транзистор и БП работают в номинальном режиме. В случае кз обмоток двигателя или как было у меня КЗ в разъеме, должна была сработать защита БП. Может она не достаточно быстродействующая для защиты ключа?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Starichok51
сообщение May 6 2014, 06:02
Сообщение #9


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 571
Регистрация: 22-11-11
Пользователь №: 68 454



что-то не то вы намерили. двигатель мощностью 24 Вт никак не может имет сопротивление выше 5 Ом.


--------------------
Ученые долго думали, в каких единицах измерять частоту. с тех пор пишут - Hz.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Orthodox
сообщение May 6 2014, 06:03
Сообщение #10


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 370
Регистрация: 4-02-13
Из: Фрязино
Пользователь №: 75 482



Цитата(Voldemari4 @ May 6 2014, 09:46) *
Хотя, если честно, я надеялся, что от режимов кз будет спасать защита блока питания

Так Ваши надежды полностью оправдались - ведь блок питания цел и следовательно защита блока питания сработала ? biggrin.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
wla
сообщение May 6 2014, 06:22
Сообщение #11


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 454
Регистрация: 20-05-09
Из: e-burg
Пользователь №: 49 318



Цитата(Voldemari4 @ May 6 2014, 11:46) *
.. ШИМ работает на частоте 1 кГц, активное сопротивление ЭД 25 Ом, то есть ток при остановленном вале 24В/25Ом = 1А. Ой-ёёй! Когда мерял сопротивление обнаружил, что в разъеме ЭД коротят контакты, то есть схема работала на чистое КЗ.

Что-то не так с измерением активного сопротивления.. Небось тестером измеряли? Надо по закону ОМА: подать напряжение вольт 5-10, затормозить двигатель и померять ток.. А сопротивление R=U/I :-)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Voldemari4
сообщение May 6 2014, 08:45
Сообщение #12


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 66
Регистрация: 5-05-14
Из: Минск
Пользователь №: 81 582



Померял сопротивление по закону Ома, напряжение по стрелочному вольтметру 5В, стрелочный магнитоэлектрический амперметр показывает в режиме КЗ 100мА, тестер пляшет от 130 до 150 мА итого сопротивление ЭД от 33 до 50 Ом. Очевидно начальные сведения 24В, 24Вт были неверны. Разобрал установку, на корпусе двигателя обнаружил надпись ДПР-52-Н1-03. По паспортным данным 5Вт, 27В, пусковой ток 3А, номинальный ток 0,3А.

Немного изменил схему. Из-за праздников нет возможности купить транзистор BDW94. Поэтому поставил первый попавшийся подходящий B861. Он без защитного диода, поэтому добавил еще и диод. Изменил номиналы резисторов. Схема работает, даже с полностью остановленным ЭД транзистор не греется и БП не выключается.
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение May 6 2014, 09:29
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Цитата(megajohn @ May 5 2014, 23:25) *
могу ошибатся, но насколько помню всякие дебаты, биполярники всегда подвержены вылету из-за пробоя.
Для исключения этого ставят полевики

да и вообще, поставили бы лучше L6203+L297

biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif Не надо помнить "всякие" дебаты. Лучше книжки читать.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Voldemari4
сообщение May 6 2014, 10:06
Сообщение #14


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 66
Регистрация: 5-05-14
Из: Минск
Пользователь №: 81 582



Забыл добавить, на схеме еще есть резистор 150 Ом, 0,125Вт на подтяжку базы к напряжению питания 24В
Go to the top of the page
 
+Quote Post
wla
сообщение May 6 2014, 12:14
Сообщение #15


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 454
Регистрация: 20-05-09
Из: e-burg
Пользователь №: 49 318



Цитата(Voldemari4 @ May 6 2014, 16:06) *
Забыл добавить, на схеме еще есть резистор 150 Ом, 0,125Вт на подтяжку базы к напряжению питания 24В

Поэтому и заработало..
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Starichok51
сообщение May 6 2014, 12:45
Сообщение #16


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 571
Регистрация: 22-11-11
Пользователь №: 68 454



Цитата(Voldemari4 @ May 6 2014, 12:45) *
По паспортным данным 5Вт, 27В, пусковой ток 3А, номинальный ток 0,3А.

так получается 27В / 3А = 9 Ом, должно быть.
хана движку (щеткам и коллектору) если сопротивление подскочило до 50 Ом...


--------------------
Ученые долго думали, в каких единицах измерять частоту. с тех пор пишут - Hz.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Burner
сообщение May 20 2014, 04:08
Сообщение #17


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 068
Регистрация: 14-01-08
Из: Винница
Пользователь №: 34 083



Похоже, новый транзистор выдерживает пусковой ток.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 22nd July 2025 - 17:18
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01512 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016