реклама на сайте
подробности

 
 
> Парадоксальный электродвигатель.
Валентиныч
сообщение Jul 21 2006, 12:53
Сообщение #1


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Натолкнулся на мысль: можно ли заставить ротор синхронной эл.машины (в режиме двигателя), вращаться в противоположную полю статора сторону?
Сдается - можно. Есть другие мнения?
Добавлю - питание двухфазное (не сравнивать с пром. сетью).


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
2 страниц V   1 2 >  
Start new topic
Ответов (1 - 19)
Stanislav
сообщение Jul 21 2006, 13:29
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 363
Регистрация: 13-05-05
Из: Москва
Пользователь №: 4 987



Цитата(Валентиныч @ Jul 21 2006, 16:53) *
Натолкнулся на мысль: можно ли заставить ротор синхронной эл.машины (в режиме двигателя), вращаться в противоположную полю статора сторону?
Сдается - можно. Есть другие мнения?
Добавлю - питание двухфазное (не сравнивать с пром. сетью).
Да запросто.

Берём другую синхронную машину, в два раза большего момента, соединяем валы встык - и вперёд. biggrin.gif
Если серьёзно, уточните условие: какой именно двигатель, каков сдвиг фаз, откуда они берутся и т.д.

Сообщение отредактировал Stanislav - Jul 21 2006, 13:34


--------------------
Самонадеянность слепа. Сомнения - спутник разума. (с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 21 2006, 14:46
Сообщение #3


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(Stanislav @ Jul 21 2006, 19:29) *
Берём другую синхронную машину, в два раза большего момента, соединяем валы встык - и вперёд. biggrin.gif

Радикально! smile.gif
Если серьезно - просто сидел, моделировал конструкцию нового двигателя для конкретного приложения. Требуемые ТХ: обороты => 35000; Мкр>0,6Н/м, Р ~ 2-3 кВт. Неравное число пар полюсов на роторе/статоре для реализации электромагнитной редукции. Это позволяет в n раз увеличить крутящий момент на валу. Обороты, конечно, тоже будут в n раз меньше, но это - не проблема, поле можно крутить до 200000 об/мин при приемлемых потерях в железе.
"Случайно" biggrin.gif возникла мысль крутнуть двигатель в противоположную сторону. Кажется, получилось. Буду пробовать в железе. Что интересно, получается, что будет достаточно всего двух фаз, сдвинутых на 90 град. При этом суммарная МДС вроде как будет даже выше, чем у аналогичного трехфазника. Да, машина - синхронная. Для поставленой задачи потребуется крутить поле с частотой порядка 2 кГц. Ротор будет вращаться с частотой в три раза меньше, и в другую сторону.
Фазы пока ни от куда не берутся, придется строить новый контроллер.
Здесь проблем нет.
Но есть проблемы в другом: я никогда не изучал сопромат, и не могу посчитать требуемую прочность ротора. blink.gif
Возникли подозрения, что при диаметре полого (внешнего) ротора ~70 мм и толщине его стенки порядка 2 мм (внутри ротора, по всей окружности установлены магниты, т.е. балласт, который не добавляя прочности, увеличивает центробежные нагрузки на стенки ротора), просто не хватит прочности стали "на разрыв".
Кто подскажет, как посчитать прочность вращающейся трубы, точнее - на каких оборотах она разлетится?
Раньше делал моторы на такие обороты, но меньшего диаметра (максимально - до 40 мм), там этой проблемы не возникало.


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LordN
сообщение Jul 21 2006, 18:00
Сообщение #4


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 704
Регистрация: 15-10-05
Из: г.Томск
Пользователь №: 9 686



Цитата
будет достаточно всего двух фаз, сдвинутых на 90 град
Валентиныч, это ж классика жанра. синус унд косинус.
причем здесь в какую сторону крутить? или я чего не понял?


--------------------
C уважением, LordN.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 21 2006, 18:12
Сообщение #5


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(LordN @ Jul 22 2006, 00:00) *
Валентиныч, это ж классика жанра. синус унд косинус. причем здесь в какую сторону крутить? или я чего не понял?

Думаю, что "или"... Речь то идет не о том, куда крутить ротор, а о том, чтобы его крутить в противоположную от поля сторону.
Но вообще-то - "ту хум хау". smile.gif

Сообщение отредактировал Валентиныч - Jul 21 2006, 18:36


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LordN
сообщение Jul 22 2006, 06:17
Сообщение #6


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 704
Регистрация: 15-10-05
Из: г.Томск
Пользователь №: 9 686



Цитата
Кто подскажет, как посчитать прочность вращающейся трубы, точнее - на каких оборотах она разлетится?

пляшите от массы. посчитайте силы, возьмите справочник по прочности материалов. точный расчет провести не просто, но оценить в первом приближении можно.


--------------------
C уважением, LordN.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Jul 22 2006, 10:35
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(Валентиныч @ Jul 21 2006, 16:53) *
Натолкнулся на мысль: можно ли заставить ротор синхронной эл.машины (в режиме двигателя), вращаться в противоположную полю статора сторону?
Сдается - можно. Есть другие мнения?
Добавлю - питание двухфазное (не сравнивать с пром. сетью).

Экспериментально наблюдалось N лет назад на шаговом двигателе. Только зачем?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Mirabella
сообщение Jul 22 2006, 10:45
Сообщение #8


старушка-процентщица
****

Группа: Свой
Сообщений: 817
Регистрация: 8-03-06
Пользователь №: 15 067



Цитата(Tanya @ Jul 22 2006, 14:35) *
Цитата(Валентиныч @ Jul 21 2006, 16:53) *

Натолкнулся на мысль: можно ли заставить ротор синхронной эл.машины (в режиме двигателя), вращаться в противоположную полю статора сторону?
Сдается - можно. Есть другие мнения?
Добавлю - питание двухфазное (не сравнивать с пром. сетью).

Экспериментально наблюдалось N лет назад на шаговом двигателе. Только зачем?


Да, да, да... Нам, женщинам, непонятно: какой практический смысл это имеет?
Менять направление вращения можно известным способом.
С таким-же успехом можно обсуждать возможность возвратно-поступательного движения ротора blink.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 22 2006, 12:15
Сообщение #9


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(Mirabella @ Jul 22 2006, 16:45) *
С таким-же успехом можно обсуждать возможность возвратно-поступательного движения ротора blink.gif

Ох уж эти женщины! Медом не корми, дай пообсуждать возвратно-поступательные движения. a14.gif
Если серьезно, схема возникла спонтанно, при попытке оптимизировать семейство полей в статоре двигателя.
Обнаружились плюсы - в статоре довольно широкие пазы, что положительно скажется на технологичности изготовления. Меди можно забабахать по самое-самое... Да и схема фазных обмоток обеспечивает самое оптимальное соотношение и максимальное количество мгновенно работающих полюсов и магнитов - в каждый момент времени работает две пары полюсов статора, четыре магнита.
Правда, есть минус - несколько удлиненный магнитный путь в железе ротора и статора. Наверняка приведет к увеличению потерь на перемагничивание.
Как бы то ни было, хочу попробовать конструкцию в железе.

Цитата
пляшите от массы. посчитайте силы, возьмите справочник по прочности материалов. точный расчет провести не просто, но оценить в первом приближении можно.

Плясал. Получается, что на рабочих оборотах нагрузка будет больше 50 кгс. Но мне это ничего не говорит...

Сообщение отредактировал Валентиныч - Jul 22 2006, 12:17


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LordN
сообщение Jul 22 2006, 15:56
Сообщение #10


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 704
Регистрация: 15-10-05
Из: г.Томск
Пользователь №: 9 686



Цитата
Плясал. Получается, что на рабочих оборотах нагрузка будет больше 50 кгс. Но мне это ничего не говорит...
а системные единицы нельзя использовать? СИ например... (кгс мне тож ни о чем не говорит smile.gif )
посчитайте оказываемое давление (действующая сила на единицу площади ротора) дальше уже можно что-нить с чем нить сравнить...


--------------------
C уважением, LordN.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asdf
сообщение Jul 22 2006, 19:39
Сообщение #11


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 775
Регистрация: 11-05-05
Пользователь №: 4 913



Цитата(Валентиныч @ Jul 21 2006, 18:46) *
Но есть проблемы в другом: я никогда не изучал сопромат, и не могу посчитать требуемую прочность ротора. blink.gif
Возникли подозрения, что при диаметре полого (внешнего) ротора ~70 мм и толщине его стенки порядка 2 мм (внутри ротора, по всей окружности установлены магниты, т.е. балласт, который не добавляя прочности, увеличивает центробежные нагрузки на стенки ротора), просто не хватит прочности стали "на разрыв".
Кто подскажет, как посчитать прочность вращающейся трубы, точнее - на каких оборотах она разлетится?
Раньше делал моторы на такие обороты, но меньшего диаметра (максимально - до 40 мм), там этой проблемы не возникало.


Для тонкостенной трубки формула простая:

Sigma=Ro*V^2

где Sigma - удельная прочность материала
Ro - его плотность
V=2*Pi*n*R - линейная скорость стенки трубки

Если не вся стенка несущая, то дополнительную массу проще пересчитать в давление на внутреннюю
поверхность трубки и тогда

Sigma*(Delta/R)=Pm+Ro*Om^2*R*Delta

где Pm - доп давление от не несущих масс
Delta - толщина стенки трубки
Om=2*Pi*n - окружная скорость трубки

Для расчета удельную прочность нужно брать с запасом, т.е. в 1.4...2 раза меньше чем SigmaB
приведенная в таблицах для данного материала.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 23 2006, 03:56
Сообщение #12


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(asdf @ Jul 23 2006, 01:39) *
Если не вся стенка несущая, то дополнительную массу проще пересчитать в давление на внутреннюю поверхность трубки...

А нельзя ли представить ротор как двухслойную трубку, у которой внешний слой (~2 мм) - жесткий, несущий, а внутренний (~4 мм) - пластичный, балластный?
Затем, с учетом того, что Ro обоих слоев практически одинакова, "сдвинуть" массу внутреннего балластного слоя на 3 мм по радиусу от центра трубки. В итоге расчет вести для тонкостенной трубки (2 мм) с Sigma равной исходному материалу, но с Ro, увеличенному в три раза.
Нет ли ошибки в моих размышлениях?

Сообщение отредактировал Валентиныч - Jul 23 2006, 04:01


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DS
сообщение Jul 23 2006, 13:00
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 3 096
Регистрация: 16-01-06
Из: Москва
Пользователь №: 13 250



Цитата(Валентиныч @ Jul 23 2006, 07:56) *
Цитата(asdf @ Jul 23 2006, 01:39) *
Если не вся стенка несущая, то дополнительную массу проще пересчитать в давление на внутреннюю поверхность трубки...

А нельзя ли представить ротор как двухслойную трубку, у которой внешний слой (~2 мм) - жесткий, несущий, а внутренний (~4 мм) - пластичный, балластный?
Затем, с учетом того, что Ro обоих слоев практически одинакова, "сдвинуть" массу внутреннего балластного слоя на 3 мм по радиусу от центра трубки. В итоге расчет вести для тонкостенной трубки (2 мм) с Sigma равной исходному материалу, но с Ro, увеличенному в три раза.
Нет ли ошибки в моих размышлениях?


Все напряжение сосредотачивается в достаточно тонком внешнем слое. Внутрениие напряжения можно не учитывать. Поэтому роторы ультрацентрифуг укрепляют снаружи тонкой и очень прочной лентой из специальной стали. Лента мотается в несколько слоев. При этом нагрузка распределяется равномерно, за счет того, что лента тянется, и внутренние слои тоже работают на увеличение прочности. Так что надо посчитать толщину слоя, на который приходится основное напряжение, а внутренней частью ротора принебречь.


--------------------
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, не бойтесь мора и глада, а бойтесь единственно только того, кто скажет - "Я знаю как надо". А. Галич.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 23 2006, 14:51
Сообщение #14


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(DS_ @ Jul 23 2006, 19:00) *
... роторы ультрацентрифуг укрепляют снаружи тонкой и очень прочной лентой из специальной стали. Лента мотается в несколько слоев. При этом нагрузка распределяется равномерно, за счет того, что лента тянется, и внутренние слои тоже работают на увеличение прочности. Так что надо посчитать толщину слоя, на который приходится основное напряжение, а внутренней частью ротора принебречь.

Как укрепить ротор я знаю. Кроме стальной ленты в наличии есть и другие материалы - например, кевларовая нить или ткань.
Я не знаю другого: нужно ли его укреплять?
Что и пытаюсь выяснить... smile.gif


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
DS
сообщение Jul 23 2006, 15:02
Сообщение #15


Гуру
******

Группа: СуперМодераторы
Сообщений: 3 096
Регистрация: 16-01-06
Из: Москва
Пользователь №: 13 250



Ну так и считайте ротор тонким цилиндром. Запас только более, чем 1.5 возьмите.


--------------------
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, не бойтесь мора и глада, а бойтесь единственно только того, кто скажет - "Я знаю как надо". А. Галич.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
asdf
сообщение Jul 23 2006, 16:17
Сообщение #16


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 775
Регистрация: 11-05-05
Пользователь №: 4 913



Цитата(Валентиныч @ Jul 23 2006, 07:56) *
А нельзя ли представить ротор как двухслойную трубку, у которой внешний слой (~2 мм) - жесткий, несущий, а внутренний (~4 мм) - пластичный, балластный?
Затем, с учетом того, что Ro обоих слоев практически одинакова, "сдвинуть" массу внутреннего балластного слоя на 3 мм по радиусу от центра трубки. В итоге расчет вести для тонкостенной трубки (2 мм) с Sigma равной исходному материалу, но с Ro, увеличенному в три раза.
Нет ли ошибки в моих размышлениях?


Конкретно для Вашего случая -несущих -2мм и 4мм -балласт - из одного материала -

Sigma~3*Ro*V^2
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Serj78
сообщение Jul 26 2006, 11:18
Сообщение #17


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 966
Регистрация: 27-05-06
Из: СПб
Пользователь №: 17 499



Валентиныч, ну что вы мыслите по-старому! делайте аутраннер и все.
На 35000 и 3 квт это будет диаметр статора 36-42мм, длина милимметров 30. 12 зубов и 8 или 10 магнитов. железо только надо 0.2- 0.25 толщиной на такую частоту, найти проблемно таких размеров готовое... магниты N35 или N40,, толщиной 2-2.5мм, на 10% шире зуба. внешний магнитопровод не менее 2мм толщиной. (можно из ст3 делать, но ст45 немного лучше),

вес мотора будет менее 700г.

Это для бесколлекторника прикидочные данные, если под этим вы подразумеваете синхронную машину. Хотя я могу и ошибаться... тогда все данные будет не те, если у вас нету обратной связи-и вы мотор крутите принудительно вращая поле, (так только при старте бесколлекторника происходит)а как там ротор себя ведет- не важно.. но это уже вроде к шаговым моторам вроде ближе...
там индуктивность обмоток больше должна быть, или за током в обмотках следить надо, иначе повыгорает все к чертям smile.gif.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Валентиныч
сообщение Jul 26 2006, 13:43
Сообщение #18


Профессионал
****

Группа: Свой
Сообщений: 553
Регистрация: 17-02-05
Из: Свердловская обл.
Пользователь №: 2 712



Цитата(Serj78 @ Jul 26 2006, 17:18) *
Валентиныч, ну что вы мыслите по-старому! делайте аутраннер и все.
На 35000 и 3 квт это будет диаметр статора 36-42мм, длина милимметров 30. 12 зубов и 8 или 10 магнитов. ... вес мотора будет менее 700г.

Дык, если вы внимательно прочитаете мой вопрос в этой теме, то поймете, что речь идет именно о аутраннере. smile.gif
Что касается габаритов и веса - вы довольно сильно ошиблись. Мой последний мотор диаметром 40 мм и длиной 40 мм имеет мощность порядка 1,5 кВт, больше электричества запихать в него не получается - теплоотдача низковата. Вес, при этом, порядка 440 грамм. Обороты ниже - 10.000-13.000 (это и требовалось), при этом К магнитной редукции - 7. Крутящий момент на валу - бешеный!
Сейчас просто возникла необходимость совсем в другом моторе, более скоростном и мощном, вот и впал в состояние "конструктор-любитель". biggrin.gif
Железо есть нужной толщины, есть даже возможность выжечь статор из пермаллоя (получается довольно не плохо, свойства материала почти не страдают). Сложнее найти хорошую магнитомягкуя сталь на стакан ротора - все имеющиеся динамики уже разобрал - там отличная сталь (анкера и внешний магнитный экран)! Только мало... и где взять трубу бОльшего диаметра из такой стали (кстати - кто-нибудь знает, что там за сталь?) пока не выяснил.


--------------------
Закономерность: Чем больше узнаю, тем меньше знаю...
Любые мнения, даже ошибочные, имеют право на существование.
Чем лучше узнаю людей, тем больше нравятся собаки...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Serj78
сообщение Jul 26 2006, 15:49
Сообщение #19


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 966
Регистрация: 27-05-06
Из: СПб
Пользователь №: 17 499



все правильно. с вашего последнего мотора на 14 магнитах если намотать поменьше и частоту поля поднять втрое, то мощность должна увеличиться как минимум вдвое.
это как трансформатор получается- на большей частоте снимает большую мощность с одного и того же сердечника.

у меня маленький перемотанный моторчик от СD размер 1805, с 17г весом, с родным убогим стронциевым ферритовым магнитом поглощал 50вт... smile.gif при весе в 17г. и грелся весьма не сильно.
обороты у него были под 23000.

Хайвольт (если его знаете) снимал с мотора размером 2320 600(!) вт, он весил 45г... 7 витков, проводом 0.9, на 16 банках.(если я не ошибаюсь), и 26000 оборотов. 9 полюсов железо, 12 магнитов.
кпд около 88-90%.

А почему я подумал на интраннер- просто я прочитал про упрочнение ротора, чтоб не разорвало- такие проблемы только в инраннерах стоят. там магнит бандажом скрепляют. а в аутраннере все держит внешний магнитопровод.

кстати, для 35000 немагнитный зазор надо 0.6- 0.65 делать.

пермаллой я бы не использовал ни в коем случае! при сильных полях у него резко падает проницаемость, для таких вещей он подходит хуже чем сталь. я делал магниторовод внешний из ст3, найти ее- не проблема имхо.

по поводу толщины.
3-х киловатнный мотор при рабочих оборотах ~10000 и диаметре статора около 60мм имеет толщину стенок магнитопровода- 2.2мм (на глаз). имхо, это- из конструктивных соображений, для передачи момента, сила на разрыв значительно меньше, чем требует эта толщина... Попробуйте разорвать стальную полосу 40мм шириной и 2.2 мм толщиной! на мой прикид, пару тонн выдержит smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
LordN
сообщение Jul 26 2006, 17:44
Сообщение #20


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 704
Регистрация: 15-10-05
Из: г.Томск
Пользователь №: 9 686



Валентиныч, попробуйте поискать ответ на dwg.ru и м.б. тут http://www.chipmaker.ru/index.php?PHPSESSI...ecb7d2ff58cf2e; и тут http://allbeton.ru/index.php
и там и там могут быть спецы знакомые с сопроматом только задачу свою сформулируйте учитывая специфику...


--------------------
C уважением, LordN.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 20th July 2025 - 14:42
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01568 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016