|
Электропривод, Управляем двумя спаренными ДПМ |
|
|
|
Jan 30 2009, 06:42
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 52
Регистрация: 10-10-08
Пользователь №: 40 823

|
Доброго времени! Задача: Управлять двумя спаренными ДПМ в ручном режиме, задавать различные скорости, тормозить в режиме реверса и свободное торможение. Вот у коллеги взял готовую схему электропривода с обратной связью, убрал не нужные мне элементы. Вот что получидлось (см. приложения). Посоветуйте по самой схеме может что стоит добавить, и по разводке печатной платы может что не так P.S. Top layer не отзеркаленн.
Эскизы прикрепленных изображений
|
|
|
|
3 страниц
1 2 3 >
|
 |
Ответов
(1 - 39)
|
Jan 30 2009, 07:28
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 52
Регистрация: 10-10-08
Пользователь №: 40 823

|
Цитата(slog @ Jan 30 2009, 11:17)  А где обратная связь? Где датчики тока? Или они не нужны? Зачем такая толстая Мега? Какой мощности двигатели? С такими длинными и тонкими проводками на плате скорее всего работать нормально не будет. Обратная связь не нужна, датчики тока тоже, просто другой меги в наличии нет вот и взял которая есть, Двигатель мощности 1.6А, 2шт. Какое именно проводники на плате стоит заменить? Которые идут от меги к L298?
|
|
|
|
|
Jan 30 2009, 15:51
|

nofb
  
Группа: Свой
Сообщений: 430
Регистрация: 18-05-06
Из: Москва, Зеленоград
Пользователь №: 17 218

|
Цитата(Iptash @ Jan 30 2009, 13:33)  Даа. Мега конечно жирная. А UART вы будете применять. Если нет, то зачем вообще здесь МК применять, раз нет обратных связей. Можно на нескольких лог. и дискретных элементах зделать. Вчерашний день - разбивная логика. современные контроллеры дешевле обходятся + гибкость.
--------------------
Это не то что вы подумали ...
|
|
|
|
|
Jan 31 2009, 08:31
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(Rom20 @ Jan 30 2009, 09:42)  Доброго времени! Задача: Управлять двумя спаренными ДПМ в ручном режиме, задавать различные скорости, тормозить в режиме реверса и свободное торможение. Вот у коллеги взял готовую схему электропривода с обратной связью, убрал не нужные мне элементы. Вот что получидлось (см. приложения). Посоветуйте по самой схеме может что стоит добавить, и по разводке печатной платы может что не так P.S. Top layer не отзеркаленн. По схеме. 1. Зачем при вашей мощности двигателя параллелить мосты. В Вашем случае одной L298 хватит ддля управления двумя движками. 2. Если уж заточили мегу128, то есть смысл в качестве управления на драйвер использовать выходы аппартных ШИМ таймеров 1 и 3. Выводы 5,6,7 (OC3A, OC3B, OC3C) 15,16,17 (OC1A, OC1B, OC1C). 3. Обратной связи не вижу никакой. Для ДПМ обратная связь по току не нужна. Можно включить шунт между 1 и 15 L298 и минусом источника 27В, для контроля тока и защиты двигателя от перегрузки и режима к.з. (заклинило рабочий вал, например). Сигнал с шунта через буферный ОУ ( с однополярным питанием rail-to-rail ) на входы АЦП меги 128. 4. Если речь об обратной связи по скорости, то решение в зависимости от типа датчика скорости (импульсный, тахогенератор и т.д. ) или косвенно E = U +/- IR где Е = K x W, K- постоянный конструктивный коэффициент, W - угловая скорость вращения, U - напряжение питания 27В, I - ток якоря, R - активное сопротивление якоря. мега 128 поятянет любой из вариантов. 5. Максимально широкими (для вашего случая не уже 3 мм) дорожки силовой части 4, 2,3,13,14,1,15 L298 к JP2 и к ИП 27В. 6. Вдруг попадется L298D D4...D7 можете не ставить.
|
|
|
|
|
Feb 1 2009, 22:55
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(haker_fox @ Jan 31 2009, 20:41)  L298 на указанной схеме включена с грубейшими ошибками: паралеллить надо OUT1 с OUT4 и OUT2 с OUT3. Входы тоже не все верно запаралеллены. Эт почему же так нельзя? DataSheet читали? Там написано, что будьте осторожны когда соединяете как Вы описали. (Figure7:For higher currents, outputs can be paralleled. Take care to parallel channel 1 with channel 4 and channel 2 with channel 3) Вот мой вариантик (без защиты по току).
Сообщение отредактировал arisov - Feb 1 2009, 23:15
Эскизы прикрепленных изображений
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 06:36
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 02:37)  Еще один маладэц!  Картинку при этом смотрели? Надеюсь, плату еще не разводили. Картинку смотрел, смотрел и самую первую картинку ("внутренности"), разницы между каналами не заметно. Плату в варианте с L298 не разводил, просто попросили на одном форуме "нарисовать" схемку с этим драйвером. Подскажите, тогда почему нельзя соединять между собою расположенные рядом выводы, это разработчики ИМС специально сделали, что те кто её применяет помучились? "Тыкните" пожалуста, в DataSheet в строчки о проблемах при параллельном соединении, а то люди, возможно, которые будут её собирать испытают "лёгкое разочарование.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 06:55
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 02:37)  Еще один маладэц!  Картинку при этом смотрели? Надеюсь, плату еще не разводили. Зачэм зубы скалыть? По делу что ли не ответить? ИМХО, если уж так хочется параллелить, хотя для данного случая это не нужно. Да вообще говоря это (параллельная работа силовых каскадов) никогда не было лучшим решением. Параллельте тогда ПЛЕЧИ мостов, не забывая про их управляющие сигналы, а не МОСТЫ целиком (см. Fig. 7 DS L298). Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 09:36)  Картинку смотрел, смотрел и самую первую картинку ("внутренности"), разницы между каналами не заметно. ..... "Тыкните" пожалуста, в DataSheet в строчки о проблемах при параллельном соединении, а то люди, возможно, которые будут её собирать испытают "лёгкое разочарование.  DS это не картинки из журнала "Мурзилка" - найди десять отличий. См Fig 6. таблица истинности при равенстве входных сигналов. Inputs Function Ven = H C = H ; D = L Forward C = L ; D = H Reverse C = D Fast Motor StopVen = L C = X ; D = X Free Running Motor Stop
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:06
|

Познающий...
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 963
Регистрация: 1-09-05
Из: г. Иркутск
Пользователь №: 8 125

|
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 06:55)  Эт почему же так нельзя? DataSheet читали? Там написано, что будьте осторожны когда соединяете как Вы описали. (Figure7:For higher currents, outputs can be paralleled. Take care to parallel channel 1 with channel 4 and channel 2 with channel 3) Читал. Так а почему не быть осторожным, когда соединяешь каналы, как это сделали Вы? Смысл-то включения не меняется. И уж я стараюсь (пока особого опыта нет) следовать рекомендациям официальной документации, чем делать ход конем  Тем более, кроме предупреждения я альтернативы не видел. Ну обычно если предупреждают о чем-то опасном, дают альтернативное решение. В общем (ИМХО) ничего страшного нет в том, чтобы следовать даташиту.
--------------------
Выбор.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:26
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Пока ждал ответа "полазил" по инету. Вот здесь, например, http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=20802 известный и уважаемый среди самодельщиков-ЧПУшников pminmo пишет, что ST не рекомендует этот метод соединения. + http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=21169 . Схема в DataSheet (Figure7) может и дана для того, что так не делать, вернее делать, но с осторожностью. Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x.
Сообщение отредактировал arisov - Feb 2 2009, 08:43
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:38
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 52
Регистрация: 10-10-08
Пользователь №: 40 823

|
Цитата(VladimirYU @ Jan 31 2009, 12:31)  По схеме. 5. Максимально широкими (для вашего случая не уже 3 мм) дорожки силовой части 4, 2,3,13,14,1,15 L298 к JP2 и к ИП 27В. нашел ГОСТ по ширине дарожек там рекомендация 1мм на 1.5А, сделал дорожки по 1.5мм номинальный ток двигателя 1.6А. Вы советуете не менее 3мм, это Вы исходите из личного опыта? Прилагаю печатку в новой редакции может что еще посоветуете. Заранее спасибо
Эскизы прикрепленных изображений
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:38
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 11:06)  Читал. Так а почему не быть осторожным, когда соединяешь каналы, как это сделали Вы? Смысл-то включения не меняется. И уж я стараюсь (пока особого опыта нет) следовать рекомендациям официальной документации, чем делать ход конем  Тем более, кроме предупреждения я альтернативы не видел. Ну обычно если предупреждают о чем-то опасном, дают альтернативное решение. В общем (ИМХО) ничего страшного нет в том, чтобы следовать даташиту. Можно только предположить, что это предупреждение связано с внутренней логикой управления плечами мостов (левым и правым), обеспечивающим защиту от сквозных токов. Видимо, чтобы эта логика работала корректно, предлагают параллелить левые и правые плечи, а не правое с левым.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:47
|
;
     
Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509

|
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 12:26)  Пока ждал ответа "полазил" по инету. Спасибо за подборку. Но там была фраза Цитата Finally got it working, no troubles so far Вы думаете, если бы у него что-то стряслось, он бы смолчал?  А про 3 разные микросхемы впараллель - это не из нашей темы. http://www.krupin.net/serendipity/index.ph...ation-part.html Там в EAGLE sch/brd. Если у кого-нить прямо под рукой это чудо-юдо, плз превратите их в картинки. Цитата Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x. +1, но чем шустрее - тем меньше будет перегрев 298-ой
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 08:52
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 11:26)  ....что ST не рекомендует этот метод соединения. + [url="http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?Схема в DataSheet (Figure7) может и дана для того, что так не делать, вернее делать, но с осторожностью. Про диоды - согласен, можно и пошустрее. Некоторые ставят FR30x.
Картинка на fig6 как раз и говорит, что все каналы идентичны по логике.
Предупреждение скорее всего для случая раздельного использования сигналов Enable - вот здесь как раз и проявятся казусы. Совершенно верно, об этом уже говорилось, параллельную работу силовых каскадов лучше не применять, но если очень хочется или очень надо см. Fig 7, где предупреждают, на что обратить особое внимание.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 09:32
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(_Pasha @ Feb 2 2009, 11:47)  Спасибо за подборку. Но там была фраза Вы думаете, если бы у него что-то стряслось, он бы смолчал?  А про 3 разные микросхемы впараллель - это не из нашей темы. Извините, ошибся ссылками. Просто во второй ссылке http://www.cnczone.com/forums/showthread.php?t=21169 по схеме Fig.7 уже не такой уважаемый, как pminmo  slp_prlzys ссылается на первую ссылку и пишет, что это не совсем верно, а у меня в этот момент была открыта ещё страница http://www.ikalogic.com/shm_hb_l298.php вот я «второпях» не разобравшись и подумал, что критикуют этот вариант. Но не мы одни такие вопросы задаём http://forum.allaboutcircuits.com/showthre...3263&page=4Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 11:52)  Совершенно верно, об этом уже говорилось, параллельную работу силовых каскадов лучше не применять, но если очень хочется или очень надо см. Fig 7, где предупреждают, на что обратить особое внимание. Много раз читал, что параллелить выходы одного кристалла не возбраняется.
Сообщение отредактировал arisov - Feb 2 2009, 09:19
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 09:42
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 12:33)  Так это, быть или не быть? (параллельному варианту включения одной микросхемы)  Я пока останусь при своём мнении (пока не переубедили), тем более где-то раньше видел описание работающих? конструкций с запаралеленными близко расположенными выводами.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 10:39
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(Rom20 @ Jan 30 2009, 10:28)  Обратная связь не нужна, датчики тока тоже, просто другой меги в наличии нет вот и взял которая есть, Двигатель мощности 1.6А, 2шт. Какое именно проводники на плате стоит заменить? Которые идут от меги к L298? Не совсем понятно, что такое мощность 1,6А. Спаренные ДПМ никогда не видел. Не забываем про пусковой ток и отсутствие его измерения.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 11:14
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 13:31)  Уважаемый arisov, согласно строкам даташита под figure 7 (см. прикрепленный рисунок), нельзя входы Enable держать постоянно притянутыми к +5 В. Да, это важное замечание, судя по всему это означает, что при вкл./выкл. питания необходимо чтобы Enable=0. При включения RC цепочкой можно обойтись + диод для быстрой разрядки, а при выключении? Это, что получается надо ещё супервизор ставить? Что-то нигде такого не встречал.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 11:53
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(evgeny_ch @ Feb 2 2009, 13:39)  Спаренные ДПМ никогда не видел. Не забываем про пусковой ток и отсутствие его измерения. Вы что, не видели как спариваются ДПМ-ки  ? Я даже не рискнул такое спросить. Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право. Ведь еще один сдвоенный ОУ потребуется.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 12:37
|

Познающий...
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 963
Регистрация: 1-09-05
Из: г. Иркутск
Пользователь №: 8 125

|
Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 19:53)  Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право. Там все-таки ATmega168. Но дело-то не в этом. ИМХО контролировать ток нужно! Хотя бы встроенным компаратором той же меги. Хотя я у себя применил аппаратный ограничитель на внешнем ОУ по соображениям надежности. Летом в ветке AVR в моей теме по электроприводу велись очень долгие дебаты, касающиеся надежности управления движком с помощью микроконтроллера. Отголоски в соседней теме (позиционирование) этого подфорума. Пришли к выводу, что лучше не рисковать и по максимуму использовать аппаратные схемы защит. Даже от кварца отказались в пользу RC генератора (с синхронизацией от часового кварца). Цитата(arisov @ Feb 2 2009, 19:14)  Что-то нигде такого не встречал.  А почему бы PWM не пустить на входы ENABLE? Тогда будет гарантия что эти входы при включении питания будут притянуты к лог. 0, т.к. по умолчанию ножки микроконтроллера на вход настроены. Лог. 0 можно сформировать pull-down резистором. Реверсом и торможением управлять с помощью входов IN. При этом, правда, потребуется на одну линию больше от мк. Но это не так существенно. p.s. глупость сказал! Ведь это не решит проблемы при выключении силового питания. Не отдельным же мосфетом его коммутировать...
--------------------
Выбор.
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 12:39
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 426
Регистрация: 5-04-07
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 26 782

|
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 15:30)  ... Пришли к выводу, что лучше не рисковать и по максимуму использовать аппаратные схемы защит. +1
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 12:57
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 157
Регистрация: 17-02-07
Из: Ульяновск
Пользователь №: 25 455

|
Цитата(haker_fox @ Feb 2 2009, 15:37)  А почему бы PWM не пустить на входы ENABLE? Тогда будет гарантия что эти входы при включении питания будут притянуты к лог. 0, т.к. по умолчанию ножки микроконтроллера на вход настроены. Лог. 0 можно сформировать pull-down резистором. Реверсом и торможением управлять с помощью входов IN. При этом, правда, потребуется на одну линию больше от мк. Но это не так существенно. p.s. глупость сказал! Ведь это не решит проблемы при выключении силового питания. Не отдельным же мосфетом его коммутировать... Можно тогда сделать так –Enable подключить к любому свободному выходу МК с установленной 1 и между ним и «землёй» резистор 10кОм. Т.к. в МК используются внутренний Brown-Out Detector (4V) и во время вкл.-выкл. (Reset) все выхода в высоимпендансом состоянии, то через резистор будет выключение L298.
Сообщение отредактировал arisov - Feb 2 2009, 13:05
|
|
|
|
|
Feb 2 2009, 13:06
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(VladimirYU @ Feb 2 2009, 14:53)  Вы что, не видели как спариваются ДПМ-ки  ? Я даже не рискнул такое спросить. Ну не хочет человек контроллировать токи имея мегу128, это его право. Ведь еще один сдвоенный ОУ потребуется. Видел только спаривание йожыков. Посмотрел на спр. данные ДПМ, у 30 габарита может доходить до 9А, не рискнул бы без токоограничения.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Feb 6 2009, 10:40
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(_Pasha @ Feb 6 2009, 13:14)  Кто-нить может на пальцах объяснить что это и как оно работает? Под софтстартом здесь понимается плавный разгон двигателя. По закону заряда конденсатора напряжением на выходе моста. Максимальный уровень напряжения опр. соотношением резисторов, скорость заряда номиналом верхнего резистора и скважностью ШИМ. Это часть задатчика скорости.
Сообщение отредактировал evgeny_ch - Feb 6 2009, 10:41
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|