реклама на сайте
подробности

 
 
> Проблема с ШИМ регулятором коллекторного двигателя - нужна помощь.
AIL
сообщение Mar 2 2014, 23:18
Сообщение #1





Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601



Добрый день.

Собрал вот такую схему.



Крутит пока что мотор вентилятора салона автомобиля. Работает от автомобильного аккумулятора. К сожалению точных параметров двигателя не знаю. Ориентировочно около 100 ватт. Индуктивность, сопротивление обмоток неизвестны. В целом предназначение схемы крутить более мощный мотор - вентилятор радиатора (около 500 ватт, параметры тоже толком не известны). Для этого резисторы затвора и ключевые транзисторы будут продублированы дважды. Частота также будет поднята до диапазона за пределами слуха (пока что небыло возможности поменять частоту).

Проблема заключается в том, что при низком коэффициенте заполнения всё работает нормально, а при высоком ключевой полевик начинает достаточно быстро нагреваться.
На осцилограммах красным выведен канал подключенный к затвору, желтым канал подключенный к стоку.

Вот так выглядит при малом заполнении (низкие обороты):



Вот так выглядит при большом заполнении (высокие обороты):




Собственно волнуют вопросы:

1. Почему наблюдается такая просадка на желтом канале?
2. Почему наблюдается такой смазаный фронт на красном канале? (При меньшей и неиндуктивной нагрузке - лампе 21 ватт - фронт более крутой)
3. Как побороть нагрев полевика, и при возможности причины первых двух вопросов.
4. Не вылезут ли какие-то косяки при подъеме частоты до 30КГц (в протеусе не вылезли, но и описаных выше эффектов тоже небыло).

Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Herz
сообщение Mar 3 2014, 07:23
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



p-канальные MOSFET-ы имеют повышенное сопротивление канала и, разогреваясь, увеличивают его ещё больше. Цепная реакция. С 500-ваттной нагрузкой будет непросто. А для чего управлять вентилятором радиатора при помощи ШИМа? Кому-то нужна там плавная регулировка оборотов? Баловство это.
И, пожалуйста, уменьшите габариты фотовложений в своём сообщении. Такие гигантские размеры картинок совсем ни к чему.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AIL
сообщение Mar 3 2014, 09:06
Сообщение #3





Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601



Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23) *
p-канальные MOSFET-ы имеют повышенное сопротивление канала и, разогреваясь, увеличивают его ещё больше. Цепная реакция. С 500-ваттной нагрузкой будет непросто.

Гм, если верить даташиту, то в открытом состоянии сопротивление у него 0,02 Ом. Т.е. по идее там совсем немного должно в тепло уходить. Нет?

Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23) *
А для чего управлять вентилятором радиатора при помощи ШИМа? Кому-то нужна там плавная регулировка оборотов? Баловство это.

В общем и целом нужна. Есть некоторая специфика задачи. sm.gif

Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 10:23) *
И, пожалуйста, уменьшите габариты фотовложений в своём сообщении. Такие гигантские размеры картинок совсем ни к чему.

Не проблема, вопрос только в том, как отредактировать сообщение.
Если это может только модератор, то вот ссылки на изображения:

[UURL=http://imgur.com/py6wZ1E][IIMG]http://i.imgur.com/py6wZ1El.png?1[/IMG][/URL]
[UURL=http://imgur.com/7WuRif1][IIMG]http://i.imgur.com/7WuRif1l.jpg?1[/IMG][/URL]
[UURL=http://imgur.com/wcM1sm9][IIMG]http://i.imgur.com/wcM1sm9l.jpg?1[/IMG][/URL]


Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2014, 11:23
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 13:06) *
В общем и целом нужна. Есть некоторая специфика задачи. sm.gif

Напомню еще, где лежат популярные в народе грабли - при старте ток на порядок(и) больше стационарного.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AIL
сообщение Mar 3 2014, 12:18
Сообщение #5





Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601



Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04) *
Это при комнатной температуре. С разогревом - хуже. Кроме того, там, внизу таблицы, мелкая такая сносочка, примечание №4...
Казалось бы, зачем Static Drain-to-Source On-Resistance приводить для импульса короче трёхсот микросекунд и duty cycle менее 2%?

Т.е. если повысим частоту того уровня, когда период составит 2% от 300 мкс, тогда и получим отсутствие нагрева?
Про скорость нарастания и спада естественно не забыли и успешно побороли. sm.gif

Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04) *
Эх, знаем мы такие специфики... Ладно, Вам видней. Не говорите потом, что не предупреждали. biggrin.gif
Я бы посоветовал Вам в этом случае не пытаться напрямую управлять мотором ШИМом, а создать полноценный DC/DC и регулировать выходное напряжение.

Ну на самом деле вопрос просто вырос из регулировки оборотов вентилятора. Ну а раз вырос из него и начали думать в эту сторону, то доделываем железо. А в дальнейшем немножко в сторону отойдет. Стандартно принятый в таких случаях гистерезис тут не поможет к сожалению, надо действительно плавно регулировать.

Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04) *
И для 500Вт подумайте над применением n-канального MOSFET с "плавающим" управлением.

А можно какой-нибудь пример на эту тему?

Цитата(Herz @ Mar 3 2014, 14:04) *
Для начала надо перезалить на файлообменник новые картинки, поменьше.

К сожалению залито без регистрации, так что отредактировать картинки по ссылкам уже не получится. Я приводил ссылки на thumbinal view, но я не могу редактировать первое сообщение в теме.


Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 14:23) *
Напомню еще, где лежат популярные в народе грабли - при старте ток на порядок(и) больше стационарного.

Ну это понятно, но если бы дело было в стартовых токах, на низких оборотах мы бы имели больший нагрев чем на высоких. Ну или как минимум такой же. ИМХО.

Сообщение отредактировал AIL - Mar 3 2014, 12:18
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2014, 14:02
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 16:18) *
К сожалению залито без регистрации, так что отредактировать картинки по ссылкам уже не получится. Я приводил ссылки на thumbinal view, но я не могу редактировать первое сообщение в теме.



Ну это понятно, но если бы дело было в стартовых токах, на низких оборотах мы бы имели больший нагрев чем на высоких. Ну или как минимум такой же. ИМХО.

Вам предложили залить новые картинки приличного размера. Модератор может убрать старые.
По поводу стартового тока. Многие думают, что обойдется. Но со временем умнеют. Но не все. Это я к тому, что датчик тока не будет лишним. Не стоит также гнаться за высокой частотой ШИМа.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AIL
сообщение Mar 3 2014, 15:28
Сообщение #7





Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601



Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 17:02) *
Вам предложили залить новые картинки приличного размера. Модератор может убрать старые.

Я дал ссылки на картинки меньшего размера во втором посте.

Цитата(Tanya @ Mar 3 2014, 17:02) *
По поводу стартового тока. Многие думают, что обойдется. Но со временем умнеют. Но не все. Это я к тому, что датчик тока не будет лишним. Не стоит также гнаться за высокой частотой ШИМа.

Датчик тока будет. Пока хоть с пинка завестись под личным контролем.
Высокую частоту шима предположил как вариант избегания длительного открытия транзистора.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение Mar 3 2014, 17:41
Сообщение #8


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 17:28) *
Я дал ссылки на картинки меньшего размера во втором посте.

нет, что-то с ними не в порядке. Простая замена не помогает. Ладно, в следующий раз будьте аккуратнее.
Цитата
Высокую частоту шима предположил как вариант избегания длительного открытия транзистора.

Высокой частотой здесь не обойдёшься. Приведенные цифры говорят о длительности открытого состояния 300мкс при периоде не менее 15мс, что соответствует частоте до 70 Гц.
Повышать частоту, не изменяя заполнения, никакого смысла нет: как же тогда регулировать? Возрастут только динамические потери. А с увеличением заполнения снижается отвод тепла и сопротивление канала растёт - он не успевает остывать.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
shf_05
сообщение Mar 4 2014, 04:44
Сообщение #9


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 143
Регистрация: 22-04-08
Из: г. Екатеринбург
Пользователь №: 36 992



500 Вт и 12В, ток то не малый, зато напряжение низкое- вам нужен немного не такой драйвер, посмотрите низковольтные для мощных транзисторов.
и все таки н канальный применяйте или вообще подумайте о IGBT, сравните что лучше для вашей задачи.

пусковой ток и в правду будет больше на порядок номинального, если не принимать мер плавного пуска. Поизучайте принцип работы ДПТ, как повысить момент крутящий (и нужен ли вам большой начальный крутящий момент, чтобы провернуть замерзший двигатель), как обеспечить меньший пусковой ток, как сделать чтоб от двигателя радио не перестало в машине работать.
на сайте ti.com (ну и не только у них) много литературы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AIL
сообщение Mar 4 2014, 08:21
Сообщение #10





Группа: Новичок
Сообщений: 9
Регистрация: 13-04-09
Пользователь №: 47 601



Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44) *
500 Вт и 12В, ток то не малый, зато напряжение низкое- вам нужен немного не такой драйвер, посмотрите низковольтные для мощных транзисторов.

Да, но в основном натыкался на относительно высоковольтные, которые ниже 10 вольт уже не работают. sad.gif

Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44) *
и все таки н канальный применяйте или вообще подумайте о IGBT, сравните что лучше для вашей задачи.

Будет вторая итерация устройства, там будет Н-канальный. Дело в том, что текущий вариант ставится в параллель со штатным управлением, а оно идет коммутацией +12. Возможно я не до конца осознал принцип управления, но вроде как в таком случае используется именно Р-канальный ключ.

Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 07:44) *
пусковой ток и в правду будет больше на порядок номинального, если не принимать мер плавного пуска. Поизучайте принцип работы ДПТ, как повысить момент крутящий (и нужен ли вам большой начальный крутящий момент, чтобы провернуть замерзший двигатель), как обеспечить меньший пусковой ток, как сделать чтоб от двигателя радио не перестало в машине работать.
на сайте ti.com (ну и не только у них) много литературы.

Собственно плавный пуск конечно нужен, но как кроме ШИМ в данных условиях его организовать? Момент повышать думаестя наличием обратной связи и ПИД. Может, порекомендуете, что именно читать, чтобы не уползти в ненужном направлении?

К сожалению вчера не получилось поиграть с частотой. Нечем было прошить контроллер на генераторе, а больше ничего под руками небыло.

Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 4 2014, 09:09
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(AIL @ Mar 4 2014, 12:21) *
Собственно плавный пуск конечно нужен, но как кроме ШИМ в данных условиях его организовать? Момент повышать думаестя наличием обратной связи и ПИД. Может, порекомендуете, что именно читать, чтобы не уползти в ненужном направлении?

Шунт - RC-цепочка - компаратор (внутри МК или внешний и простая логика). С МК - включаем, немного ждем (можно без RC) смотрим на компаратор... Возможно множество вариантов. RC-цепочка дает гистарезис. Момент пропорционален току. Таким нежным образом нужно беречь механику, щетки, транзисторы, провода, конденсаторы и все-все-все.
Если Вы так уж хорошо думаете о ШИМе, то подумайте еще о том, что импульсный ток вреден, с какой стороны ни смотреть. Добавить дроссель... получится, как уже предлагали преобразователь...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- AIL   Проблема с ШИМ регулятором коллекторного двигателя - нужна помощь.   Mar 2 2014, 23:18
|- - Herz   Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 11:06) Гм, если ...   Mar 3 2014, 11:04
|- - garlands   Цитата(AIL @ Mar 3 2014, 17:28) Высокую ч...   Mar 3 2014, 15:30
||- - AIL   Цитата(garlands @ Mar 3 2014, 18:30) Здес...   Mar 3 2014, 16:08
||- - shf_05   извините, а как потери на сопротивлении ключа зави...   Mar 3 2014, 16:41
|||- - AIL   Цитата(shf_05 @ Mar 3 2014, 19:41) извини...   Mar 3 2014, 16:51
||- - muravei   Цитата(garlands @ Mar 3 2014, 18:30) С од...   Mar 4 2014, 08:52
|- - shf_05   Цитата(AIL @ Mar 4 2014, 14:21) Собственн...   Mar 4 2014, 17:32
|- - Herz   Цитата(shf_05 @ Mar 4 2014, 19:32) ШИМ ШИ...   Mar 4 2014, 18:00
|- - TSerg   Цитата(Herz @ Mar 4 2014, 22:00) А какие ...   Mar 4 2014, 19:14
|- - shf_05   Цитата(Herz @ Mar 5 2014, 00:00) А какие ...   Mar 5 2014, 03:30
- - _gari   Пока, AIL, всю вашу кухню можно объяснить одним -...   Mar 4 2014, 21:50
|- - shf_05   Цитата(_gari @ Mar 5 2014, 03:50) Пока, ...   Mar 5 2014, 03:48
|- - Pyku_He_oTTyda   Цитата(shf_05 @ Mar 5 2014, 07:48) классн...   Mar 5 2014, 09:41
- - Pyku_He_oTTyda   В автоэлектронике я бы крайне рекомендовал использ...   Mar 5 2014, 03:35
- - AIL   Ох и понаписано.... Во-первых. Всем большое спаси...   Mar 5 2014, 08:41
- - Starichok51   хоть аккум и на 80 Ач, но он уже может быть разряж...   Mar 5 2014, 15:32
- - AIL   Итак, еще раз хочу всех поблагодарить за поддержку...   Mar 5 2014, 21:42
|- - shf_05   открываю с утра почту а там рассылка от AVAGO link   Mar 6 2014, 03:08
- - Pyku_He_oTTyda   Если честно, то я повелся на написанное, а суть уп...   Mar 6 2014, 06:56


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 23rd July 2025 - 21:19
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.0149 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016