|
Датчик крена и дифферента |
|
|
|
 |
Ответов
|
Mar 2 2015, 14:34
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881

|
Доходчиво почитать про МНК - видимо, в учебнике по математике... Там же почитать и про то, почему именно этот метод следует применять при обработке результатов измерений.
Что касается применения пары гироскоп+акселерометр - я не вижу никакого смысла в гироскопе. Тут нужен только акселерометр. Абсолютная величина вектора g известна, зная ее, и то, что ускорение от "полный вперед" направлено перпендикулярно ему, можно вычислить и отделить это ускорение, определить истинное направление вектора g, а значит, и крен с дифферентом.
Все мудрости с несколькими датчиками нужны для четкого определения полного положения в пространстве - включая направление перемещения и дистанцию, где накапливаются систематические ошибки от интегрирования. У Вас же случай очень простой - Вам надо вычислять непосредственно ускорение g.
|
|
|
|
|
Mar 2 2015, 16:55
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 421
Регистрация: 2-01-08
Пользователь №: 33 778

|
Цитата(SM @ Mar 2 2015, 17:34)  Что касается применения пары гироскоп+акселерометр - я не вижу никакого смысла в гироскопе. Тут нужен только акселерометр. Абсолютная величина вектора g известна, зная ее, и то, что ускорение от "полный вперед" направлено перпендикулярно ему, можно вычислить и отделить это ускорение, определить истинное направление вектора g, а значит, и крен с дифферентом. И как же отличить дифферент от полного вперед?
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 12:25
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881

|
Цитата(amaora @ Mar 2 2015, 19:55)  И как же отличить дифферент от полного вперед? вектор "полного вперед" складывается с вектором "g". Так как мы знаем, что эти вектора перпендикулярны друг другу, и знаем абсолютное значение вектора g (предполагая, что корабль этот не космический, далеко от уровня моря не отрывающийся, чтобы g заметно менялось), можем рассчитать каждый из векторов по отдельности. |A|^2 = |g|^2 + |a|^2 и sin(угла между a и g) = |a|/|g| - этого достаточно, чтобы из A (показанного акселерометром) и заранее известного |g| получить сначала |a|, а потом угол, на который отклонен A от g
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 13:55
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881

|
Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 15:38)  А если волны, то как тогда - ведь вертикальное ускорение будет меняться. А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью. Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 15:38)  Да и без этого небольшое ускорение перпендикулярное вертикали будет незаметно. А это смотря как на гашетку надавить  Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить  А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему.
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 15:16
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55)  А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью. Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число. Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55)  А это смотря как на гашетку надавить  Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить  Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента. Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55)  А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему. Вот не уверена.
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 15:24
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881

|
Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16)  Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число. Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило. Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16)  Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента. Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 16:04
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24)  Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило. Как Вам удается предсказать цунами? Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24)  Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей. Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 16:50
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881

|
Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04)  Как Вам удается предсказать цунами? А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне)  А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет  Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04)  Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет? Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 17:21
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50)  А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне)  А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет  Цунами - это моя неудачная гипербола. Цунами вдали от берега трудно заметить. А хотела намекнуть, что предсказание - вероятностная вещь в принципе. Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50)  Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более. Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее. Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).
|
|
|
|
|
Mar 3 2015, 18:49
|
Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850

|
Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 20:21)  Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее. Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно). Полезное предыдущее обсуждение. Полезные формулы. Только не врубился к чему. Разрешающая способность акселерометра - разрядность АЦП. Точность получения данных (дельта g и впоследствии угла в градусах) с применением разного рода математики это далеко не то же самое что разрешающая способность. Сколько это в цифрах пока не понятно. Что стало понятно: Для измерения углов дифферента небольшого тихоходного речного судна вполне подойдут 2 встречно расположенных дешевых акселерометра. Во всяком случае статический угол наклона гидроакустической антенны с присоединеннной к ней электроникой (где и должны располагаться акселерометры) в покое вполне можно измерить. Дальше пока так и осталось все в небольшом тумане. С какой точностью можно получать таким образом угол наклона антены 5 раз в секунду (антенна распложена на носу судна) при движении судна? Можно ли применив дешевые микросхемы и несложную математику добиться точности в хотя-бы в 0.5 градуса (лучше 0.1 градуса)? На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg. А что говорить в движении на судне? 2 десятка mg в одну и другую сторону это уже далеко за 0.5 град...
Сообщение отредактировал Acvarif - Mar 3 2015, 19:00
|
|
|
|
|
Mar 4 2015, 08:27
|
Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883

|
Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49)  Полезные формулы. Только не врубился к чему. Надо врубаться... Помогу. Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси. При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора. Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной. Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.
|
|
|
|
|
Mar 4 2015, 11:16
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 449
Регистрация: 28-10-04
Из: Украина
Пользователь №: 1 002

|
Цитата(Serhiy_UA @ Mar 4 2015, 14:58)  Вот еще идея, самодельного датчика. Нужен сферический сосуд, Гениально! Совсем немного осталось до магнита на веревочке - и тогда точно уж никаких проблем со смачиваемостью\капиллярностью. А, и тоже видеокамеру...
--------------------
Умею молчать на 37 языках...
|
|
|
|
Сообщений в этой теме
Acvarif Датчик крена и дифферента Feb 23 2015, 11:23 Acvarif Есть гироскоп ADIS16250/PCBZ. Откликнитесь please ... Feb 23 2015, 13:55 SM Статический угол по отношению к вертикали (вектору... Feb 23 2015, 15:06 Acvarif Цитата(SM @ Feb 23 2015, 18:06) Статическ... Feb 23 2015, 19:42  SM Цитата(Acvarif @ Feb 23 2015, 22:42) Если... Feb 24 2015, 08:20 Александр77 В воздушной среде и в движении иногда применяют пи... Feb 23 2015, 19:19 Сергей Борщ Краем уха слышал, что в БПЛА и гироплатформах ... Feb 24 2015, 08:14 Serhiy_UA Цитата(Acvarif @ Feb 23 2015, 14:23) Прос... Feb 24 2015, 09:17 Acvarif Цитата(Serhiy_UA @ Feb 24 2015, 13:17) А ... Feb 24 2015, 09:40 Alex11 Правильное слово называется инклинометр. В нем уже... Feb 24 2015, 16:24 Acvarif Цитата(Alex11 @ Feb 24 2015, 19:24) Прави... Feb 24 2015, 18:50 SM А вот интересно, как физически можно скомпенсирова... Feb 24 2015, 16:59 Dikoy Для судов применяются акселерометры, гироскопы и Д... Feb 24 2015, 23:06 Acvarif Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 03:06) Для су... Feb 25 2015, 07:27 SM Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 02:06) Гироск... Feb 25 2015, 18:03  Dikoy Цитата(SM @ Feb 25 2015, 22:03) Так в том... Feb 26 2015, 02:55   SM Цитата(Dikoy @ Feb 26 2015, 05:55) Акселе... Mar 2 2015, 12:36    Acvarif Цитата(SM @ Mar 2 2015, 15:36) А разного ... Mar 2 2015, 13:01 Dikoy Комплиментарный фильтр, это самая примитивная реал... Feb 25 2015, 17:23 Acvarif Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 20:23) Купите... Feb 28 2015, 16:55  Herz Цитата(Acvarif @ Feb 28 2015, 18:55) Скол... Mar 1 2015, 10:54   Acvarif Цитата(Herz @ Mar 1 2015, 14:54) А что, ш... Mar 1 2015, 11:16 Alex11 Я не знаю, что внутри у инклинометра, но у меня ст... Feb 26 2015, 23:04 Dikoy Цитата(Alex11 @ Feb 27 2015, 02:04) Я не ... Mar 3 2015, 14:16  SM Цитата(Dikoy @ Mar 3 2015, 17:08) Акселер... Mar 3 2015, 14:54   Dikoy Цитата(SM @ Mar 3 2015, 17:18) Это не от ... Mar 3 2015, 14:56    SM Цитата(Dikoy @ Mar 3 2015, 17:56) Ну, это... Mar 3 2015, 15:06           SM Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49) На да... Mar 4 2015, 07:13              Serhiy_UA Еще два метода из серии, Это вы можете.
1. Cтекля... Mar 5 2015, 13:50            Acvarif Цитата(Tanya @ Mar 4 2015, 11:27) Надо вр... Mar 4 2015, 12:16             Tanya Цитата(Acvarif @ Mar 4 2015, 15:16) Спаси... Mar 4 2015, 13:33             SM Цитата(Acvarif @ Mar 4 2015, 15:16) о дву... Mar 4 2015, 15:37              Tanya Цитата(SM @ Mar 4 2015, 18:37) Это из сер... Mar 4 2015, 15:57 SM - Mar 3 2015, 18:33 amaora В расчетах точности не забывайте о том, что сущест... Mar 4 2015, 15:13 SM Мне вот что, вообще, интересно. А зачем эхолоту кр... Mar 4 2015, 17:23 Acvarif Цитата(SM @ Mar 4 2015, 21:23) Мне вот чт... Mar 5 2015, 13:35  Tanya Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 16:35) Два в... Mar 5 2015, 13:48  SM Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 16:35) Диффе... Mar 5 2015, 13:49   Acvarif Цитата(SM @ Mar 5 2015, 17:49) В таком сл... Mar 5 2015, 14:53    SM Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 17:53) И тем... Mar 5 2015, 15:42 zheka не осилил всю тему. Зайдите на ebay, вбейте ... Mar 4 2015, 21:07
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|