реклама на сайте
подробности

 
 
> Датчик крена и дифферента
Acvarif
сообщение Feb 23 2015, 11:23
Сообщение #1


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850



Просьба посоветовать датчик который можно применить в качестве датчика крена и дифферента. Область использования - вперед смотрящий эхолот небольшого речного судна. Смотрел в сторону G-sensor. Но не врубился можно-ли его использовать в таком качестве. И не понятно какой (с какими параметрами) если требование - чувствительность ~1/10 градуса.

Заранее Спасибо.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
SM
сообщение Mar 2 2015, 14:34
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Доходчиво почитать про МНК - видимо, в учебнике по математике... Там же почитать и про то, почему именно этот метод следует применять при обработке результатов измерений.

Что касается применения пары гироскоп+акселерометр - я не вижу никакого смысла в гироскопе. Тут нужен только акселерометр. Абсолютная величина вектора g известна, зная ее, и то, что ускорение от "полный вперед" направлено перпендикулярно ему, можно вычислить и отделить это ускорение, определить истинное направление вектора g, а значит, и крен с дифферентом.

Все мудрости с несколькими датчиками нужны для четкого определения полного положения в пространстве - включая направление перемещения и дистанцию, где накапливаются систематические ошибки от интегрирования. У Вас же случай очень простой - Вам надо вычислять непосредственно ускорение g.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
amaora
сообщение Mar 2 2015, 16:55
Сообщение #3


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 421
Регистрация: 2-01-08
Пользователь №: 33 778



Цитата(SM @ Mar 2 2015, 17:34) *
Что касается применения пары гироскоп+акселерометр - я не вижу никакого смысла в гироскопе. Тут нужен только акселерометр. Абсолютная величина вектора g известна, зная ее, и то, что ускорение от "полный вперед" направлено перпендикулярно ему, можно вычислить и отделить это ускорение, определить истинное направление вектора g, а значит, и крен с дифферентом.


И как же отличить дифферент от полного вперед?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 12:25
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(amaora @ Mar 2 2015, 19:55) *
И как же отличить дифферент от полного вперед?


вектор "полного вперед" складывается с вектором "g". Так как мы знаем, что эти вектора перпендикулярны друг другу, и знаем абсолютное значение вектора g (предполагая, что корабль этот не космический, далеко от уровня моря не отрывающийся, чтобы g заметно менялось), можем рассчитать каждый из векторов по отдельности.

|A|^2 = |g|^2 + |a|^2 и sin(угла между a и g) = |a|/|g| - этого достаточно, чтобы из A (показанного акселерометром) и заранее известного |g| получить сначала |a|, а потом угол, на который отклонен A от g
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 12:38
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 15:25) *
вектор "полного вперед" складывается с вектором "g".

А если волны, то как тогда - ведь вертикальное ускорение будет меняться. Да и без этого небольшое ускорение перпендикулярное вертикали будет незаметно. Об этом еще Пифагор писал.
Вот еще есть такое красивое имя - Кориолис...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 13:55
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 15:38) *
А если волны, то как тогда - ведь вертикальное ускорение будет меняться.

А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью.

Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 15:38) *
Да и без этого небольшое ускорение перпендикулярное вертикали будет незаметно.

А это смотря как на гашетку надавить sm.gif Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить sm.gif

А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 15:16
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А это переменная составляющая... Она отфильтровывается за ненадобностью.

Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А это смотря как на гашетку надавить sm.gif Я сам любитель на катере погонять, и ускорения там вполне себе нормальные, если ручку газа в правильное положение поставить sm.gif

Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 16:55) *
А Кориолисом просто пренебречь... А то еще и компАс магнитный надо будет прикручивать в систему.

Вот не уверена.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 15:24
Сообщение #8


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16) *
Волны не всегда стационарны. А ТС ведь хотел 5 раз в секунду иметь правильное число.

Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 18:16) *
Вот тогда Пифагор в числах. Для горизонтального ускорения в сотую земного кажущийся угол будет (грубо) половина градуса (которую хотел ТС иметь). А модуль суммарного ускорения, который Вы хотели использовать, будет больше всего на половину сотой процента.

Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 16:04
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24) *
Я так понял, что эти 5 раз в секунду нужны были как раз для того, чтобы скомпенсировать волнение, и чтобы накопить достаточно измерений для повышения разрешающей способности. Дифферент у корабля, обычно, с такой скоростью значительно изменяться не может, если, конечно, его не торпедировали. Да и при наличии фильтра какой угодно длины, при анализе сколько угодно данных из прошлого, можно обеспечить на выходе те же 5 раз в секунду, если надо, лишь бы скорости "считалки" хватило.

Как Вам удается предсказать цунами?
Цитата(SM @ Mar 3 2015, 18:24) *
Ну да, как-то так. Но это вопросы лишь к точности измерения, и точности вычисления. Учитывая, что акселерометр дает сразу проекции вектора на оси, он и даст по оси, допустим, Z, число g, а по оси, допустим X, одну сотую g. Что есть вполне адекватные значения. И из них будет вполне точно вычислено, что дифферента нет, а двигаемся вперед с ускорением 1/100 g. Чувствительность самого дешового средне-паршивого акселерометра, так, к сведению, около 1 mg по каждой из осей.

Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Mar 3 2015, 16:50
Сообщение #10


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04) *
Как Вам удается предсказать цунами?

А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) sm.gif А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет sm.gif

Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 19:04) *
Вот как раз и хотела показать, что ускорение от наклона не отличить. А ведь волны еще добавят ошибку. 1 mg - это десятая процента. Это ведь намного больше, чем 5 тысячных. Или уже нет?

Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 3 2015, 17:21
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50) *
А зачем мне его предсказывать? Если дифферент вызван цунами, то он не дифферент? Это уже явно не качка. Хотя вероятность попасть в цунами вряд ли сильно выше вероятности быть торпедированным (особенно, на небольшом речном судне) sm.gif А результат в обоих случаях, скорее всего, примерно одинаков, и измерять дифферент уже смысла нет sm.gif

Цунами - это моя неудачная гипербола. Цунами вдали от берега трудно заметить. А хотела намекнуть, что предсказание - вероятностная вещь в принципе.

Цитата(SM @ Mar 3 2015, 19:50) *
Так я тут и спорить не буду даже. При точности измерения ускорения, допустим, +-2 mg (цифра на шару, 1 mg это была разрешающая способность) точность вычисленного через Пифагора и арккосинус отношения к идеальному g угла на малых углах будет где-то +-3 градуса, при этом 0.57 градуса, которые даст угол, синус которого равен 0.01, вообще теряется внутри этой точности. Отсюда следует лишь то, что измерять ускорение надо с точностью, которую явно не даст акселерометр за 50 рублей, и ничего более.

Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.
Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Acvarif
сообщение Mar 3 2015, 18:49
Сообщение #12


Знающий
****

Группа: Участник
Сообщений: 998
Регистрация: 27-08-08
Пользователь №: 39 850



Цитата(Tanya @ Mar 3 2015, 20:21) *
Тут не поспоришь, конечно. Вот для ТС, который спрашивал про оценку, дам ее.
Для малых ускорений по горизонтальной оси (a) разложение в ряд до второго члена (по теореме Пифагора) дает значение полного ускорения g* (1+1/2(a/g)^2). Тот же результат удивительным образом дает теорема (т.наз. степень точки) о произведении секущих круга. Оттуда получаем 2g*(delta g) = a^2 (приближенно).

Полезное предыдущее обсуждение. Полезные формулы. Только не врубился к чему. Разрешающая способность акселерометра - разрядность АЦП. Точность получения данных (дельта g и впоследствии угла в градусах) с применением разного рода математики это далеко не то же самое что разрешающая способность. Сколько это в цифрах пока не понятно. Что стало понятно:
Для измерения углов дифферента небольшого тихоходного речного судна вполне подойдут 2 встречно расположенных дешевых акселерометра. Во всяком случае статический угол наклона гидроакустической антенны с присоединеннной к ней электроникой (где и должны располагаться акселерометры) в покое вполне можно измерить.
Дальше пока так и осталось все в небольшом тумане. С какой точностью можно получать таким образом угол наклона антены 5 раз в секунду (антенна распложена на носу судна) при движении судна? Можно ли применив дешевые микросхемы и несложную математику добиться точности в хотя-бы в 0.5 градуса (лучше 0.1 градуса)?

На данный момент у меня на столе модуль с LIS3DH подключен к компу и выдает на экран сырые данные в mg. В покое по двум осям все скачет на 2 десятка mg. А что говорить в движении на судне? 2 десятка mg в одну и другую сторону это уже далеко за 0.5 град...

Сообщение отредактировал Acvarif - Mar 3 2015, 19:00
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Tanya
сообщение Mar 4 2015, 08:27
Сообщение #13


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 752
Регистрация: 6-01-06
Пользователь №: 12 883



Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49) *
Полезные формулы. Только не врубился к чему.


Надо врубаться... Помогу.
Нарисуем окружность радиуса модуль g. Пусть 2 оси чувствительности ориентированы вертикально (на столе) и горизонтально. При повороте датчиков вычисляемый вектор ускорения будет поворачиваться (начало в центре, конец - на окружности). Угол дается (в радианах для малых углов) как отношение проекций на эти две оси.
При ускорении системы по горизонтальной оси величиной a регистрируемый вектор будет кончаться уже не на окружности, а на конце горизонтальной касательной длиной а. Нам (если мы не видим увеличения полного ускорения) будет казаться, что есть наклон с углом а/g. Вопрос в том, можем ли мы отличить наклон от ускорения, используя изменение модуля суммарного вектора.
Используем теорему о произведении отрезков секущей, равной квадрату длины касательной.
Произведение отрезков секущей, проведенной через центр к концу вектора суммарного ускорения (там, где кончается вектор а), будет приближенно равно 2g*(ту часть суммарного вектора, которая выходит за окружность = приращение g). Приравняем это квадрату а. Получаем оценку приращения. Если мы не можем такую величину зарегистрировать, то и не можем отличить наклон от ускорения по горизонтальной оси.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Serhiy_UA
сообщение Mar 4 2015, 10:58
Сообщение #14


Знающий
****

Группа: Свой
Сообщений: 721
Регистрация: 23-10-08
Из: next to Odessa
Пользователь №: 41 112



Вот еще идея, самодельного датчика.
Нужен сферический сосуд, в горловине которого простейшая видеокамера с подсветкой, направленная объективом вовнутрь. А на дне сосуда небольшое количество вязкой жидкости, например, масла.
Если сосуд расположен вертикально, то круглое пятно от масла будет изображено в центре, а при наклонах – смещаться. По этому смешению можно определить угол наклона в пространстве.
Обработку видео можно автоматизировать...

Как модификация, вместо масла - капелька ртути.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Gorby
сообщение Mar 4 2015, 11:16
Сообщение #15


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 449
Регистрация: 28-10-04
Из: Украина
Пользователь №: 1 002



Цитата(Serhiy_UA @ Mar 4 2015, 14:58) *
Вот еще идея, самодельного датчика.
Нужен сферический сосуд,


Гениально!
Совсем немного осталось до магнита на веревочке - и тогда точно уж никаких проблем со смачиваемостью\капиллярностью.
А, и тоже видеокамеру...


--------------------
Умею молчать на 37 языках...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- Acvarif   Датчик крена и дифферента   Feb 23 2015, 11:23
- - Acvarif   Есть гироскоп ADIS16250/PCBZ. Откликнитесь please ...   Feb 23 2015, 13:55
- - SM   Статический угол по отношению к вертикали (вектору...   Feb 23 2015, 15:06
|- - Acvarif   Цитата(SM @ Feb 23 2015, 18:06) Статическ...   Feb 23 2015, 19:42
|- - SM   Цитата(Acvarif @ Feb 23 2015, 22:42) Если...   Feb 24 2015, 08:20
- - Александр77   В воздушной среде и в движении иногда применяют пи...   Feb 23 2015, 19:19
- - Сергей Борщ   Краем уха слышал, что в БПЛА и гироплатформах ...   Feb 24 2015, 08:14
- - Serhiy_UA   Цитата(Acvarif @ Feb 23 2015, 14:23) Прос...   Feb 24 2015, 09:17
|- - Acvarif   Цитата(Serhiy_UA @ Feb 24 2015, 13:17) А ...   Feb 24 2015, 09:40
- - Alex11   Правильное слово называется инклинометр. В нем уже...   Feb 24 2015, 16:24
|- - Acvarif   Цитата(Alex11 @ Feb 24 2015, 19:24) Прави...   Feb 24 2015, 18:50
- - SM   А вот интересно, как физически можно скомпенсирова...   Feb 24 2015, 16:59
- - Dikoy   Для судов применяются акселерометры, гироскопы и Д...   Feb 24 2015, 23:06
|- - Acvarif   Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 03:06) Для су...   Feb 25 2015, 07:27
|- - SM   Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 02:06) Гироск...   Feb 25 2015, 18:03
|- - Dikoy   Цитата(SM @ Feb 25 2015, 22:03) Так в том...   Feb 26 2015, 02:55
|- - SM   Цитата(Dikoy @ Feb 26 2015, 05:55) Акселе...   Mar 2 2015, 12:36
|- - Acvarif   Цитата(SM @ Mar 2 2015, 15:36) А разного ...   Mar 2 2015, 13:01
- - Dikoy   Комплиментарный фильтр, это самая примитивная реал...   Feb 25 2015, 17:23
|- - Acvarif   Цитата(Dikoy @ Feb 25 2015, 20:23) Купите...   Feb 28 2015, 16:55
|- - Herz   Цитата(Acvarif @ Feb 28 2015, 18:55) Скол...   Mar 1 2015, 10:54
|- - Acvarif   Цитата(Herz @ Mar 1 2015, 14:54) А что, ш...   Mar 1 2015, 11:16
- - Alex11   Я не знаю, что внутри у инклинометра, но у меня ст...   Feb 26 2015, 23:04
|- - Dikoy   Цитата(Alex11 @ Feb 27 2015, 02:04) Я не ...   Mar 3 2015, 14:16
|- - SM   Цитата(Dikoy @ Mar 3 2015, 17:08) Акселер...   Mar 3 2015, 14:54
|- - Dikoy   Цитата(SM @ Mar 3 2015, 17:18) Это не от ...   Mar 3 2015, 14:56
|- - SM   Цитата(Dikoy @ Mar 3 2015, 17:56) Ну, это...   Mar 3 2015, 15:06
|- - SM   Цитата(Acvarif @ Mar 3 2015, 21:49) На да...   Mar 4 2015, 07:13
||- - Serhiy_UA   Еще два метода из серии, Это вы можете. 1. Cтекля...   Mar 5 2015, 13:50
|- - Acvarif   Цитата(Tanya @ Mar 4 2015, 11:27) Надо вр...   Mar 4 2015, 12:16
|- - Tanya   Цитата(Acvarif @ Mar 4 2015, 15:16) Спаси...   Mar 4 2015, 13:33
|- - SM   Цитата(Acvarif @ Mar 4 2015, 15:16) о дву...   Mar 4 2015, 15:37
|- - Tanya   Цитата(SM @ Mar 4 2015, 18:37) Это из сер...   Mar 4 2015, 15:57
- - SM   -   Mar 3 2015, 18:33
- - amaora   В расчетах точности не забывайте о том, что сущест...   Mar 4 2015, 15:13
- - SM   Мне вот что, вообще, интересно. А зачем эхолоту кр...   Mar 4 2015, 17:23
|- - Acvarif   Цитата(SM @ Mar 4 2015, 21:23) Мне вот чт...   Mar 5 2015, 13:35
|- - Tanya   Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 16:35) Два в...   Mar 5 2015, 13:48
|- - SM   Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 16:35) Диффе...   Mar 5 2015, 13:49
|- - Acvarif   Цитата(SM @ Mar 5 2015, 17:49) В таком сл...   Mar 5 2015, 14:53
|- - SM   Цитата(Acvarif @ Mar 5 2015, 17:53) И тем...   Mar 5 2015, 15:42
- - zheka   не осилил всю тему. Зайдите на ebay, вбейте ...   Mar 4 2015, 21:07


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 23rd July 2025 - 01:37
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01586 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016