|
ATmega48+IR2233+irg4ph40ud, "Мавзолей" работает, а ШИМ - нет... |
|
|
|
Apr 22 2010, 12:55
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723

|
Дорогие форумчане. Пытаюсь сделать трёхфазный частотник для вентиляторов. Схема построена на ATmega48, далее драйвер IR2233 и 6 штучек irg4ph40ud. Обвязку драйвера привожу в прикрепл. файле.
На выходе (фазы U,V,W) мощные резисторы, соединённые в звезду. Проблема: на выходе драйвера (верхние плечи) формируется странная форма напряжения:
Соответственно на нагрузке получается следующее:
В то время как нижние плечи работают нормально:
Управляющий сигнал от контроллера тоже в порядке:
Самое интересное: если сигнал с контроллера не подвергать ШИМ модуляции (4кГц) получаю законный "мавзолей":
И всё работает нормально, однако двигатель этому конечно не радуется... Поскольку форма тока оставляет желать лучшего:
Может кто сталкивался с подобным явлением? Какие будут предложения, замечания?
Сообщение отредактировал morcat - Apr 22 2010, 12:58
|
|
|
|
|
 |
Ответов
|
May 27 2010, 08:11
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723

|
Итак, отчёт о проделанной работе. Решил оставить пока в покое схему на основе IR2233, хорошая мысля приходит опосля... Посмотрел в сторону драйверов HCPL фирмы AVAGO, выбрал драйвер HCNW3120. Собрал следующую схему (без фильтра):
Заработало стабильно после полной развязки питания контроллера (всё та же ATmega48) и питания драйверов. Работа двигателя очень похожа на "мавзолейную" - шум, нагрев на низких частотах - "надо уменьшать подводимое напряжение (вентиляторная характеристика) с помощью ШИМ" подумал я. Как: вероятно уменьшением времени включения транзисторов, сделал, на 40Гц двигателю не запуститься, хотя подводимое напряжение = 305VAC(измерено мультиметром), на 45Гц вращается, но не так как должен + токи по фазам раза в 2 меньше номинала, на 50Гц выгорает одно плечо после 30сек работы (пока ещё разбираюсь что там происходит...). Посмотрел спектр сигнала на выходе:
А вот тут сказано, что можно легко отфильтровать ненужные частоты обычным LC-фильтром. Собственно вопросы: 1) какие требования предъявляются к питанию драйверов (какой ток должен обеспечивать блок питания); 2) как влияет частота ШИМ на качество выходного сигнала (для обычного асинхронника); 3) выходной сигнал обязательно подлежит фильтрованию или можно добиться желаемого результата с помощью специальных алгоритмов управления силовыми ключами?
|
|
|
|
|
May 31 2010, 07:06
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445

|
Цитата(morcat @ May 27 2010, 12:11)  ...Работа двигателя очень похожа на "мавзолейную" - шум, нагрев на низких частотах - "надо уменьшать подводимое напряжение (вентиляторная характеристика) с помощью ШИМ" подумал я. Правильно подумал-то! Только вот, шум меня смущает, значить с коммутацией не всё впорядке. Странный наворот с транзисторами КТ502/3 какую цель имеет? Если всё правильно, то шума быть не должно, разве, от хреновых подшипников, без фильтров у тебя двигатель должен пищать ШИМом плюс некоторый слабый рокот от основной частоты питания. Я на 3 фазы не делал, но на одной не имел никаких проблем, Атмега8 и ИР2113 с мостом на полевиках, частота ШИМа 12кГц. Но коммутация у меня была двуполярной, в точности как пишет камрад ZVA. Рюзючки в затворах по 100 Ом - многовато. Надо раз в 10 меньше. Что касается фильтров, то делал и с фильтрами - разница невелика, только мотор не пищит с частотой ШИМа. Нагрузи каждое плечо на RC с частотой среза полШИМа, посмотри осциллой, что оно у тебя формирует по факту. R бери с десяток килоом. Есть подозрение, что у тебя вместо синуса только половинка сделана.
|
|
|
|
|
Jun 1 2010, 07:37
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723

|
Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  Странный наворот с транзисторами КТ502/3 какую цель имеет? Первое что пришло в голову(с одной ноги контроллера ШИМ, другая переключает верхний и нижний транзистор в плече)...может и криво, но работает  ...прошу не сильно пинать, как говориться кто во что горазд Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  Если всё правильно, то шума быть не должно, разве, от хреновых подшипников, без фильтров у тебя двигатель должен пищать ШИМом плюс некоторый слабый рокот от основной частоты питания. По шуму: пищит ШИМом, однако на некоторых частотах появляется вибрация (возможно зависит от конкретного двигателя). Залил видео кому интересно (звук погромче сделать - будет слышно). Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  Рюзючки в затворах по 100 Ом - многовато. Надо раз в 10 меньше. Принято. Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  Что касается фильтров, то делал и с фильтрами - разница невелика, только мотор не пищит с частотой ШИМа. LC-фильтр использовали? Какие размеры фильтра получились? Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  Но коммутация у меня была двуполярной, в точности как пишет камрад ZVA. Не очень понимаю принципа: в самом начале моих потуг по поводу частотника нарисовал следующее:
т.е. был выбор между однополярным и двухполярным управлением, выбрал однополярное: "зачем в положительной полуволне лезть в отрицательную область" подумал я... Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06)  ...посмотри осциллой, что оно у тебя формирует по факту. Попозже, 10нФ под рукой не оказалось
|
|
|
|
|
Jun 1 2010, 09:14
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445

|
Цитата(morcat @ Jun 1 2010, 11:37)  ...может и криво, но работает :... Я б задействовал просто две ноги контроллера, и дело с концом. Цитата LC-фильтр использовали? Какие размеры фильтра получились? Размер фильтра - сиречь функция мощности двигателя. У меня стояло на маломощном, 200Вт, моторе два дросселя на ETD34 с зазором, ну и плёнка кондючки. Точно параметры уже не помню, считается легко для каждого конкретного случая. Цитата т.е. был выбор между однополярным и двухполярным управлением, выбрал однополярное: "зачем в положительной полуволне лезть в отрицательную область" подумал я... Логично, только трёхфазный двигатель по совместительству ещё и трансформатором работает промежь фаз. Потому начинал бы я с чистого двухтакта. Ещё вот чо, с землями надо аккуратно. По проводам управления, идущим к драйверам, силовые токи моста течь не должны. Посмотрел видео, на слух криминала не заметил. Конечно, напругу надо убавлять соответственно оборотам, инше спалишь мотор и мост заодно. А для верхних оборотов можно добавить третьей гармоники, чтобы полную мощу двигателя получить. Кстати, ты букварь читал? http://www.atmel.com/dyn/resources/prod_do...nts/doc7545.pdf
Сообщение отредактировал pokos - Jun 1 2010, 09:26
|
|
|
|
|
Jun 11 2010, 11:39
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723

|
Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14)  Я б задействовал просто две ноги контроллера, и дело с концом. Ног не хватает - пришлось помудрить... Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14)  Ещё вот чо, с землями надо аккуратно. По проводам управления, идущим к драйверам, силовые токи моста течь не должны. То что с землями надо аккуратно понял - это очень важно. Только не очень понял что имеется ввиду. Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14)  А для верхних оборотов можно добавить третьей гармоники, чтобы полную мощу двигателя получить. Кстати, ты букварь читал? http://www.atmel.com/dyn/resources/prod_do...nts/doc7545.pdfУгу, читал по-русски: AVR494. Взял из документа формулу расчёта с добавлением третьей гармоники. Сделал, правда большой разницы не заметил - ток и обороты практически не меняются. Итак, по порядку. Собрал очередной (как оказалось заключительный) вариант схемы c рекомендациями камрадов. Земли +5В (питание контроллера) и +15 (питание драйвера) полностью развязаны. Проблема ушла и болше не появлялась
Использовал однополярное управление. Поэкспериментировал с характеристиками U/f.
1) Синяя характеристика - вентиляторная на 40Гц двигатель еле вращается - очень маленький ток. 2) Красная характеристика - линейная, 30Гц - двигатель останавливается по той же причине. 3) Зелёная характеристика - не знаю как назвать - тянет хорошо до 15Гц, однако: потребляемый ток на низких частотах не выходит за номинал, охлаждение двигателя гораздо хуже (обороты низкие) - двигатель греется, не критично, но неприятно. 4) Фиолетовая характеристика - линейная модифицированная, взял честно "на глазок" между красной и зеленой. Работа двигателя мне понравилась - диапазон регулировки от 20Гц до 60-70Гц. Самое интересное - производительность вентилятора оказалась линейно зависима от частоты питающего напряжения. Работаю дальше: грамотно защитить схему от токов КЗ + на выход LC-фильтр. Бяка: у микросхемы IR2235 есть вход Reset и вход Shutdown. Когда входишь в режим Shutdown, драйвер отключает ключи, Reset - подключает. При долгом (>30 сек) нахождении в режиме Shutdown переход в нормальный режим работы при помощи Reset происходит в некоторых случаях со взрывом - КЗ плеча. Во как
|
|
|
|
|
Jun 15 2010, 05:53
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445

|
Цитата(morcat @ Jun 11 2010, 15:39)  ...Земли +5В (питание контроллера) и +15 (питание драйвера) полностью развязаны. Проблема ушла и болше не появлялась От и славно! Земельный вопрос, он тово, особливо, ежели двигун поболе киловатта. Цитата 4) .....производительность вентилятора оказалась линейно зависима от частоты питающего напряжения. Так оно и должно быть, значить, "всё правильно сделал!". Цитата ...переход в нормальный режим работы при помощи Reset происходит в некоторых случаях со взрывом - КЗ плеча. Дык, это у тебя, похоже, кондючки питания верхних плеч разряжаются. Надоть их сначала подзарядить парой-тройкой импульсов открытия нижних плеч. Верхние плечи при этом должны быть закрыты. Мне через этот эффект пришлось от триггерной защиты отказаться - при запуске срабатывала всегда.
|
|
|
|
Сообщений в этой теме
morcat ATmega48+IR2233+irg4ph40ud Apr 22 2010, 12:55 Batman Я к Вам с вопросом... Подскажите как формировали т... Apr 28 2010, 18:48 morcat Цитата(Batman @ Apr 28 2010, 22:48) Подск... Apr 29 2010, 06:27 gyrator Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Какие... Apr 28 2010, 20:02 monos Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Какие... Apr 28 2010, 21:09 injener вот когда-то скачивал
чет два раза загрузилось Apr 29 2010, 05:39 injener Проект делал не я. скачал из интернета. но в проте... Apr 29 2010, 06:46 morcat Цитата(Batman @ Apr 28 2010, 22:48) Вот н... Apr 30 2010, 07:17 Batman ЦитатаЕсли не секрет: а почему именно AT90PWM3? Ни... May 5 2010, 13:33 orthodox Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Может... May 5 2010, 13:50 _Pasha Цитата(orthodox @ May 5 2010, 16:50) Верх... May 6 2010, 09:02 morcat 2 orthodox:
1) Скорость нарастания - постараюсь ... May 6 2010, 08:39 pokos Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 16:55) Пробл... May 6 2010, 08:46 morcat Цитата(pokos @ May 6 2010, 12:46) Что-то ... May 6 2010, 09:43  pokos Цитата(morcat @ May 6 2010, 13:43) Белый ... May 6 2010, 09:51   morcat Цитата(pokos @ May 6 2010, 13:51) У меня ... May 6 2010, 10:27    pokos Цитата(morcat @ May 6 2010, 14:27) Напряж... May 6 2010, 10:49     morcat Цитата(pokos @ May 6 2010, 14:49) Сколько... May 6 2010, 10:58      pokos Цитата(morcat @ May 6 2010, 14:58) Да 15В... May 6 2010, 11:06      _Pasha Цитата(morcat @ May 6 2010, 13:58) Завтра... May 6 2010, 12:54  _Pasha Цитата(morcat @ May 6 2010, 12:43) это и ... May 6 2010, 10:50 morcat Так, так, так.... В режиме "мавзолей" на... May 6 2010, 12:40 morcat Итак, IR2235 (DIP28) прибыл из города-героя Санкт-... May 7 2010, 05:06 ZVA Цитата(morcat @ May 7 2010, 08:06) Итак, ... May 10 2010, 06:47  pokos Цитата(ZVA @ May 10 2010, 10:47) ...Управ... May 11 2010, 06:58     morcat Цитата(morcat @ Jun 11 2010, 15:39) ... п... Jun 16 2010, 10:37 morcat Итак, конечный вариант схемы:
Увеличил частоту ... Jun 24 2010, 06:12 pokos Цитата(morcat @ Jun 24 2010, 10:12) Как б... Jun 24 2010, 07:48 morcat Дык проблема всё та же: осталось 3 свободные ножки... Jun 25 2010, 07:28
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|