реклама на сайте
подробности

 
 
> ATmega48+IR2233+irg4ph40ud, "Мавзолей" работает, а ШИМ - нет...
morcat
сообщение Apr 22 2010, 12:55
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723



Дорогие форумчане.

Пытаюсь сделать трёхфазный частотник для вентиляторов. Схема построена на ATmega48, далее драйвер IR2233 и 6 штучек irg4ph40ud. Обвязку драйвера привожу в прикрепл. файле.

Прикрепленное изображение


На выходе (фазы U,V,W) мощные резисторы, соединённые в звезду.

Проблема: на выходе драйвера (верхние плечи) формируется странная форма напряжения:

Прикрепленное изображение


Соответственно на нагрузке получается следующее:

Прикрепленное изображение


Прикрепленное изображение


В то время как нижние плечи работают нормально:


Прикрепленное изображение


Управляющий сигнал от контроллера тоже в порядке:

Прикрепленное изображение


Самое интересное: если сигнал с контроллера не подвергать ШИМ модуляции (4кГц) получаю законный "мавзолей":

Прикрепленное изображение


И всё работает нормально, однако двигатель этому конечно не радуется... Поскольку форма тока оставляет желать лучшего:

Прикрепленное изображение


Может кто сталкивался с подобным явлением? Какие будут предложения, замечания?

Сообщение отредактировал morcat - Apr 22 2010, 12:58
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
morcat
сообщение May 27 2010, 08:11
Сообщение #2


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723



Итак, отчёт о проделанной работе.
Решил оставить пока в покое схему на основе IR2233, хорошая мысля приходит опосля...
Посмотрел в сторону драйверов HCPL фирмы AVAGO, выбрал драйвер HCNW3120.
Собрал следующую схему (без фильтра):
Прикрепленное изображение

Заработало стабильно после полной развязки питания контроллера (всё та же ATmega48) и питания драйверов. Работа двигателя очень похожа на "мавзолейную" - шум, нагрев на низких частотах - "надо уменьшать подводимое напряжение (вентиляторная характеристика) с помощью ШИМ" подумал я. Как: вероятно уменьшением времени включения транзисторов, сделал, на 40Гц двигателю не запуститься, хотя подводимое напряжение = 305VAC(измерено мультиметром), на 45Гц вращается, но не так как должен + токи по фазам раза в 2 меньше номинала, на 50Гц выгорает одно плечо после 30сек работы (пока ещё разбираюсь что там происходит...).
Посмотрел спектр сигнала на выходе:
Прикрепленное изображение

А вот тут сказано, что можно легко отфильтровать ненужные частоты обычным LC-фильтром.

Собственно вопросы:
1) какие требования предъявляются к питанию драйверов (какой ток должен обеспечивать блок питания);
2) как влияет частота ШИМ на качество выходного сигнала (для обычного асинхронника);
3) выходной сигнал обязательно подлежит фильтрованию или можно добиться желаемого результата с помощью специальных алгоритмов управления силовыми ключами?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pokos
сообщение May 31 2010, 07:06
Сообщение #3


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445



Цитата(morcat @ May 27 2010, 12:11) *
...Работа двигателя очень похожа на "мавзолейную" - шум, нагрев на низких частотах - "надо уменьшать подводимое напряжение (вентиляторная характеристика) с помощью ШИМ" подумал я.

Правильно подумал-то! Только вот, шум меня смущает, значить с коммутацией не всё впорядке.
Странный наворот с транзисторами КТ502/3 какую цель имеет?
Если всё правильно, то шума быть не должно, разве, от хреновых подшипников, без фильтров у тебя двигатель должен пищать ШИМом плюс некоторый слабый рокот от основной частоты питания.
Я на 3 фазы не делал, но на одной не имел никаких проблем, Атмега8 и ИР2113 с мостом на полевиках, частота ШИМа 12кГц. Но коммутация у меня была двуполярной, в точности как пишет камрад ZVA.
Рюзючки в затворах по 100 Ом - многовато. Надо раз в 10 меньше.
Что касается фильтров, то делал и с фильтрами - разница невелика, только мотор не пищит с частотой ШИМа.
Нагрузи каждое плечо на RC с частотой среза полШИМа, посмотри осциллой, что оно у тебя формирует по факту. R бери с десяток килоом.
Есть подозрение, что у тебя вместо синуса только половинка сделана.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
morcat
сообщение Jun 1 2010, 07:37
Сообщение #4


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723



Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
Странный наворот с транзисторами КТ502/3 какую цель имеет?

Первое что пришло в голову(с одной ноги контроллера ШИМ, другая переключает верхний и нижний транзистор в плече)...может и криво, но работает laughing.gif ...прошу не сильно пинать, как говориться кто во что горазд wink.gif

Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
Если всё правильно, то шума быть не должно, разве, от хреновых подшипников, без фильтров у тебя двигатель должен пищать ШИМом плюс некоторый слабый рокот от основной частоты питания.

По шуму: пищит ШИМом, однако на некоторых частотах появляется вибрация (возможно зависит от конкретного двигателя). Залил видео кому интересно (звук погромче сделать - будет слышно).

Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
Рюзючки в затворах по 100 Ом - многовато. Надо раз в 10 меньше.

Принято.

Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
Что касается фильтров, то делал и с фильтрами - разница невелика, только мотор не пищит с частотой ШИМа.

LC-фильтр использовали? Какие размеры фильтра получились?

Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
Но коммутация у меня была двуполярной, в точности как пишет камрад ZVA.

Не очень понимаю принципа: в самом начале моих потуг по поводу частотника нарисовал следующее:
Прикрепленное изображение

т.е. был выбор между однополярным и двухполярным управлением, выбрал однополярное: "зачем в положительной полуволне лезть в отрицательную область" подумал я...

Цитата(pokos @ May 31 2010, 11:06) *
...посмотри осциллой, что оно у тебя формирует по факту.

Попозже, 10нФ под рукой не оказалось smile.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pokos
сообщение Jun 1 2010, 09:14
Сообщение #5


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445



Цитата(morcat @ Jun 1 2010, 11:37) *
...может и криво, но работает :...

Я б задействовал просто две ноги контроллера, и дело с концом.

Цитата
LC-фильтр использовали? Какие размеры фильтра получились?

Размер фильтра - сиречь функция мощности двигателя. У меня стояло на маломощном, 200Вт, моторе два дросселя на ETD34 с зазором, ну и плёнка кондючки. Точно параметры уже не помню, считается легко для каждого конкретного случая.

Цитата
т.е. был выбор между однополярным и двухполярным управлением, выбрал однополярное: "зачем в положительной полуволне лезть в отрицательную область" подумал я...

Логично, только трёхфазный двигатель по совместительству ещё и трансформатором работает промежь фаз. Потому начинал бы я с чистого двухтакта.

Ещё вот чо, с землями надо аккуратно. По проводам управления, идущим к драйверам, силовые токи моста течь не должны.

Посмотрел видео, на слух криминала не заметил. Конечно, напругу надо убавлять соответственно оборотам, инше спалишь мотор и мост заодно.
А для верхних оборотов можно добавить третьей гармоники, чтобы полную мощу двигателя получить.

Кстати, ты букварь читал? http://www.atmel.com/dyn/resources/prod_do...nts/doc7545.pdf

Сообщение отредактировал pokos - Jun 1 2010, 09:26
Go to the top of the page
 
+Quote Post
morcat
сообщение Jun 11 2010, 11:39
Сообщение #6


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 30
Регистрация: 2-12-05
Из: г.Псков
Пользователь №: 11 723



Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14) *
Я б задействовал просто две ноги контроллера, и дело с концом.

Ног не хватает - пришлось помудрить... laughing.gif

Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14) *
Ещё вот чо, с землями надо аккуратно. По проводам управления, идущим к драйверам, силовые токи моста течь не должны.

То что с землями надо аккуратно понял - это очень важно. Только не очень понял что имеется ввиду.

Цитата(pokos @ Jun 1 2010, 13:14) *
А для верхних оборотов можно добавить третьей гармоники, чтобы полную мощу двигателя получить.
Кстати, ты букварь читал? http://www.atmel.com/dyn/resources/prod_do...nts/doc7545.pdf

Угу, читал по-русски:AVR494. Взял из документа формулу расчёта с добавлением третьей гармоники. Сделал, правда большой разницы не заметил - ток и обороты практически не меняются.

Итак, по порядку.

Собрал очередной (как оказалось заключительный) вариант схемы c рекомендациями камрадов. Земли +5В (питание контроллера) и +15 (питание драйвера) полностью развязаны. Проблема ушла и болше не появлялась biggrin.gif
Прикрепленное изображение


Использовал однополярное управление. Поэкспериментировал с характеристиками U/f.
Прикрепленное изображение


1) Синяя характеристика - вентиляторная на 40Гц двигатель еле вращается - очень маленький ток.
2) Красная характеристика - линейная, 30Гц - двигатель останавливается по той же причине.
3) Зелёная характеристика - не знаю как назвать - тянет хорошо до 15Гц, однако: потребляемый ток на низких частотах не выходит за номинал, охлаждение двигателя гораздо хуже (обороты низкие) - двигатель греется, не критично, но неприятно.
4) Фиолетовая характеристика - линейная модифицированная, взял честно "на глазок" между красной и зеленой. Работа двигателя мне понравилась - диапазон регулировки от 20Гц до 60-70Гц. Самое интересное - производительность вентилятора оказалась линейно зависима от частоты питающего напряжения.

Работаю дальше: грамотно защитить схему от токов КЗ + на выход LC-фильтр.

Бяка: у микросхемы IR2235 есть вход Reset и вход Shutdown. Когда входишь в режим Shutdown, драйвер отключает ключи, Reset - подключает. При долгом (>30 сек) нахождении в режиме Shutdown переход в нормальный режим работы при помощи Reset происходит в некоторых случаях со взрывом - КЗ плеча. Во как wacko.gif
Go to the top of the page
 
+Quote Post
pokos
сообщение Jun 15 2010, 05:53
Сообщение #7


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 270
Регистрация: 29-06-06
Пользователь №: 18 445



Цитата(morcat @ Jun 11 2010, 15:39) *
...Земли +5В (питание контроллера) и +15 (питание драйвера) полностью развязаны. Проблема ушла и болше не появлялась

От и славно! Земельный вопрос, он тово, особливо, ежели двигун поболе киловатта.
Цитата
4) .....производительность вентилятора оказалась линейно зависима от частоты питающего напряжения.

Так оно и должно быть, значить, "всё правильно сделал!".


Цитата
...переход в нормальный режим работы при помощи Reset происходит в некоторых случаях со взрывом - КЗ плеча.

Дык, это у тебя, похоже, кондючки питания верхних плеч разряжаются. Надоть их сначала подзарядить парой-тройкой импульсов открытия нижних плеч. Верхние плечи при этом должны быть закрыты.
Мне через этот эффект пришлось от триггерной защиты отказаться - при запуске срабатывала всегда.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- morcat   ATmega48+IR2233+irg4ph40ud   Apr 22 2010, 12:55
- - Batman   Я к Вам с вопросом... Подскажите как формировали т...   Apr 28 2010, 18:48
|- - morcat   Цитата(Batman @ Apr 28 2010, 22:48) Подск...   Apr 29 2010, 06:27
- - gyrator   Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Какие...   Apr 28 2010, 20:02
- - monos   Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Какие...   Apr 28 2010, 21:09
- - injener   вот когда-то скачивал чет два раза загрузилось   Apr 29 2010, 05:39
- - injener   Проект делал не я. скачал из интернета. но в проте...   Apr 29 2010, 06:46
- - morcat   Цитата(Batman @ Apr 28 2010, 22:48) Вот н...   Apr 30 2010, 07:17
- - Batman   ЦитатаЕсли не секрет: а почему именно AT90PWM3? Ни...   May 5 2010, 13:33
- - orthodox   Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 15:55) Может...   May 5 2010, 13:50
|- - _Pasha   Цитата(orthodox @ May 5 2010, 16:50) Верх...   May 6 2010, 09:02
- - morcat   2 orthodox: 1) Скорость нарастания - постараюсь ...   May 6 2010, 08:39
- - pokos   Цитата(morcat @ Apr 22 2010, 16:55) Пробл...   May 6 2010, 08:46
|- - morcat   Цитата(pokos @ May 6 2010, 12:46) Что-то ...   May 6 2010, 09:43
|- - pokos   Цитата(morcat @ May 6 2010, 13:43) Белый ...   May 6 2010, 09:51
||- - morcat   Цитата(pokos @ May 6 2010, 13:51) У меня ...   May 6 2010, 10:27
||- - pokos   Цитата(morcat @ May 6 2010, 14:27) Напряж...   May 6 2010, 10:49
||- - morcat   Цитата(pokos @ May 6 2010, 14:49) Сколько...   May 6 2010, 10:58
||- - pokos   Цитата(morcat @ May 6 2010, 14:58) Да 15В...   May 6 2010, 11:06
||- - _Pasha   Цитата(morcat @ May 6 2010, 13:58) Завтра...   May 6 2010, 12:54
|- - _Pasha   Цитата(morcat @ May 6 2010, 12:43) это и ...   May 6 2010, 10:50
- - morcat   Так, так, так.... В режиме "мавзолей" на...   May 6 2010, 12:40
- - morcat   Итак, IR2235 (DIP28) прибыл из города-героя Санкт-...   May 7 2010, 05:06
|- - ZVA   Цитата(morcat @ May 7 2010, 08:06) Итак, ...   May 10 2010, 06:47
|- - pokos   Цитата(ZVA @ May 10 2010, 10:47) ...Управ...   May 11 2010, 06:58
|- - morcat   Цитата(morcat @ Jun 11 2010, 15:39) ... п...   Jun 16 2010, 10:37
- - morcat   Итак, конечный вариант схемы: Увеличил частоту ...   Jun 24 2010, 06:12
|- - pokos   Цитата(morcat @ Jun 24 2010, 10:12) Как б...   Jun 24 2010, 07:48
- - morcat   Дык проблема всё та же: осталось 3 свободные ножки...   Jun 25 2010, 07:28


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 19th July 2025 - 23:48
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01474 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016