Использую сконс. Доволен!

На мейк в свой время смотрел, но язык уж очень не впечатлил. Кроме того, мейк практически для любых действий зовет внешние программы, у каждой из них своя идеология и свой язык. Учить все это было как-то лениво.
Питоном я кстати заинтересовался, повозюкавшись со сконсом. Язык довольно простой и понятный, включает в себя кучу библиотек для самых разных задач. Многое можно начать делать практически сразу, без долгих разбирательств с языком.
В принципе сконсом можно пользоваться и без знания питона, но часто надо встроить какие-то дополнительные действия в билд, их проще сразу писать на питоне.
По сравнению с мейком, сконс многое умеет из коробки - сборка распространенными компиляторами, использование некоторых внешних программ, автоматическое определение зависимостей от включаемых файлов. Сконс знает, как был скомпилирован каждый файл. Если вы поменяете опции компиляции в скрипте, нужные файлы автоматом перекомпилируются. Не надо делать очистку.
По сравнению с мейком билд скрипт обычно короче (и понятнее).
Очень просто организовать компиляцию одной и той же программы под несколько целевых архитектур разными компиляторами.
Часто используемые действия можно вынести в отдельные файлы и подключать их при необходимости в другие проекты. Также их можно хранить прямо в проекте, в системе контроля версий. При этом много проще собрать старую версию программы.
Минусы сконса проистекают из его плюса - использования полноценного языка программирования:
- ИДЕ не умеют подхватывать билд файлы сконса или автоматически их редактировать
- можно навернуть такого, что посторонний человек (или сам через пару лет) не разберется

- Он сравнительно медленный. Питон - интерпретируемый язык. Кроме того, сконс в отличие от waf многое делает при каждом билде - нет отдельного шага конфигурации.
По довольно большому моему десктопному проекту ребилд выглядит так:
Total build time: 223.119000 seconds
Total SConscript file execution time: 1.909000 seconds
Total SCons execution time: 4.593001 seconds
Total command execution time: 216.616999 seconds
Повторная попытка сбилдить проект (по факту ничего не делается, сконс определяет что нет изменений и завершается):
Total build time: 6.139000 seconds
Total SConscript file execution time: 1.917000 seconds
Total SCons execution time: 4.076000 seconds
Total command execution time: 0.146000 seconds
Однако сконс умеет распараллеливать билд на несколько потоков, а также использовать общий кэш - если у вас несколько (несильно) разных версий проекта используют общий кэш, скорость компиляции сильно вырастет.