реклама на сайте
подробности

 
 
> Усилитель TDA7560 и цепи Цобеля, вопрос возбуждения авто-УНЧ
Hitest
сообщение Apr 9 2018, 09:23
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 68
Регистрация: 2-08-17
Из: г. Чебоксары
Пользователь №: 98 608



Собираю макет УНЧ на авто-микросхеме, но для не-авто применения. Использую только 2 канала для реализации стерео усилителя. Нагрузка может быть любой, начиная от одного динамика, и до студийного монитора с длинными проводами и с пассивным кроссовером внутри. Задача: усилитель не должен возбуждаться ни при какой нагрузке, в разумных пределах.
Я не могу сделать двухстороннюю печатную плату референсного дизайна, т. к. вообще не умею разводить платы на компьютере..

Даташит (http://www.st.com/resource/en/datasheet/tda7560.pdf) не требует никаких цепочек Цобеля на выходах. Тем не менее я смотрел, как сделана реальная автомагнитола Pioneer, и там все выходы усилителя соединены на землю через керамические конденсаторы 0.047мкФ. Я сначала сделал так же, но звук стал немножко грязным. В машине может и не заметно, но через хорошие колонки слышно. И ведь эти конденсаторы нельзя считать цепочками Цобеля. Нужна RC цепочка, навскидку 2.2 Ом и 0.1мкФ, с пленочным конденсатором.
Я прикрепил две картинки, первая это рекомендуемая схема из даташита, а вторая это авто-УНЧ TA8210, где цепочки Цобеля обязательны. Они для многих интегральных усилителей обязательны, начиная с TDA2030, которая без них всегда возбуждается.

Вроде бы 2.2 Ом и 0.1 мкФ как раз и подходит. Но как эти номиналы рассчитать или прикинуть? Повторяю, что нагрузка заранее неизвестна, а усилитель должен быть устойчивый всегда, в разумных пределах. И прозрачный и чистый звук, характерный для выходного каскада на полевиках, не должен быть испорчен. На слух эти полевики работают как эксайтеры, и возникшие гармоники резать нежелательно. Мне нужен красивый звук, а не студийный абсолютно достоверный. Иначе бы биполярного TDA2050 было достаточно.

В процессе проверки макета выяснилось, что схема из даташита возбуждается всегда, если к динамику идут длинные провода. Конденсатор С5 номиналом 0.47мкФ (хоть пленка, хоть керамика, хоть электролит) был в этом виноват, пришлось поставить танталовый 1мкФ. В магнитоле Pioneer стоит какая-то керамика, емкость неизвестна (не выпаивал). А никаких application notes производитель TDA7560 не удосужился написать. Они вообще не хотят делиться подробностями.

Возникли вопросы:

1) Почему бы не использовать в качестве цепи Цобеля электролитический конденсатор емкостью 0.1мкФ без резистора, ведь ESR у него и так несколько Ом, и его можно измерить. При необходимости использовать LowESR электролит. Они есть очень живучие.

2) Какова предположительная роль конденсатора С5 ? Что туда лучше: керамику, тантал, электролит? Повлияет ли на звук?

Ну и вообще, как правильно обвязать TDA7560, и может быть у кого-то есть опыт применения?






Go to the top of the page
 
+Quote Post
2 страниц V  < 1 2  
Start new topic
Ответов (15 - 19)
Hitest
сообщение Apr 13 2018, 12:40
Сообщение #16


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 68
Регистрация: 2-08-17
Из: г. Чебоксары
Пользователь №: 98 608



>> , а потом подавайте компрессию. Типа компрессор слышно не будет? И вообще, какой музыкальный материал там проигрывать
>> собрались? С современнным мастерингом с RMS в -6дБ? Так Вы его уже никаким "профессиональным звуковым процессором" не удавите
>> (ну я имею в виду, чтобы это было хоть как-то слушабельно). Или думаете, что записи классики удастся превратить из -20дБ RMS в -6дБ
>> RMS без потери качества?

0. Музыка "плотная" электронная развлекательная. Synthpop, New Wave, Dark Wave, Tech Electro. Причем в основном это мои собственные оцифровки винила. Про его мастеринг достоверных данных нет. Некоторые продюсеры выпускают уже здорово скомпрессированную музыку.

Я бы даже выложил пример компиляции на 1 час, но боюсь за это сейчас могут посадить. (?) Для примера: Pet Shop Boys - Miracles (Eric Prydz Remix).
https://www.youtube.com/watch?v=3PO0sYeZoM8
А для прослушивания классики никакой авто-усилитель не пригоден. Дома есть нормальная система. Классика в основном на SACD.

1. Естественно, потеря качества будет, но насколько сильно, зависит от настройки компрессора. Важно, чтобы на фоне шума тихие фрагменты тоже было слышно, и эта задача актуальна и для звука в автомобиле. Я взял один и тот же CD, так в машине с примерно таким же усилителем потребление по питанию 2-3А, при этом обрезки уровня нет даже по осциллографу. Звук субьективно громкий. Дома этого я добился установкой проф. компрессора до TDA7560. Без него при потреблении тока более 600мА (на два канала) начинается обрезка, ощущаемая на слух. О ней сигнализирует и светодиод на 25-й ноге.
В авто настройки компрессии не постоянные, они меняются даже от скорости движения машины, чтобы скомпенсировать шум. На магнитолу идет сигнал о скорости.

2. Иногда компрессия необходима даже дома. Например для DJ мониторов. Там не качество требуется, а чтобы "всё было слышно".


>> И да, Вы не забыли оценить один момент, что кабель с сечением 1 кв. мм на ста метрах будет иметь сопротивление почти 3.5ом?
>> Или будете по золотоухим заветам толщиной в руку пробрасывать кабеля к АС?

Там 10 квадратов алюминий, подделка под якобы "акустический". К сожалению до меня уже давно проложили...


>> Да ну какой ИТУН, о чем Вы? Там же "в реальных условиях есть только 12В аккумулятор", небось еще "импульсное питание убивает звук"

Грамотное импульсное питание не убивает звук. Это я говорю как человек, для которого импульсники - все же любимое хобби, уж простите, что совмещаю это с полным незнанием теории регулирования.
Я не буду ставить проф. звуковой процессор в эту дешевую систему. Не тот уровень. И жрет он прилично, вместе с инвертором в 220VAC быстро посадит камазовский аккумулятор.


>> Вот за что я "люблю" "больше соображающих в музыке и звуке", так это за то, что в головах у них хаос полный.

От профессиональных звуковиков нередко слышишь, что качество балансного звукового кабеля в системе не влияет на качество звука. Хоть из алюминия, хоть из китайской стали. Может это говорят и хорошие инженеры, но с ушами у них точно непорядок. Лучше звука для дискотеки ничего в жизни не слушали.
А хаос в голове получается всегда, когда начинаешь заниматься новой темой без соответствующей базовой подготовки. Надеюсь, что этот форум мне поможет несколько снизить количество хаоса.


P. S. По теме. Отсоединил от микросхемы все демпфирующие цепочки, подал сигнал на акустику 4 Ом с кроссовером внутри через 100м акустического кабеля 2.5кв.мм, витая пара, изоляция полиэтиленовая (фирмы Proel). Работает нормально. Можно конечно оставить LC цепочки, но это видимо уже перестраховка.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alexvu
сообщение Apr 13 2018, 13:59
Сообщение #17


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 172
Регистрация: 14-11-11
Из: Москва
Пользователь №: 68 299



Цитата(Hitest @ Apr 13 2018, 15:40) *
акустического кабеля 2.5кв.мм, витая пара, изоляция полиэтиленовая (фирмы Proel).

В таких усилителях очень важно правильно развести плату и внешние цепи.
Тогда будет устойчиво работать, лишние (по сравнению с даташитом) RC-цепочки не нужны и т.д.
Поэтому я платы всегда брал готовые sm.gif
п.с. Ну изоляция-то тут причем?
Кстати, при длинных проводах главный параметр - это сечение (т.е. активное сопротивление), и если за одинаковую цену можно купить, скажем, супер-пупер аудио кабель 2.5мм2 или обычный электрический 6мм2 (а то и 10-16), то второй вариант будет однозначно выигрывать по качеству работы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hitest
сообщение Apr 13 2018, 14:24
Сообщение #18


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 68
Регистрация: 2-08-17
Из: г. Чебоксары
Пользователь №: 98 608



>> В таких усилителях очень важно правильно развести плату и внешние цепи.

Какая там разводка платы, если внешних компонентов кот наплакал? Толстая проволока и компоненты поближе к микросхеме.


>> п.с. Ну изоляция-то тут причем?

Не поверите, но очень даже влияет. При условии, что провода скручены и длина приличная. Но в основном в малосигнальных проводах. В ПВХ сильно растут диэлектрические потери с ростом частоты. И получается, что провод образует конденсатор с очень плохими параметрами. На этом форуме не раз были споры о том, слышно эту разницу или нет, всё сводилось к тому, что по приборам разницы не видно. На слух - слышно. Я вообще дома предпочел серебряный литцендрат во фторопластовой изоляции. Серебро немного окрашивает ВЧ в приятную сторону. Это не бред сумасшедшего, это слышно и причем на трезвую голову.


>> Кстати, при длинных проводах главный параметр - это сечение (т.е. активное сопротивление), и если за одинаковую цену
>> можно купить, скажем, супер-пупер аудио кабель 2.5мм2 или обычный электрический 6мм2 (а то и 10-16), то второй вариант
>> будет однозначно выигрывать по качеству работы.

Вообще электротехническая медь на 10-20 квадратов предпочтительнее любого "супер-провода" на 2.5 квадрата. Даже если длина проводов 2 метра и система слушается дома на 20Вт RMS. Литцендрат еще лучше. Инженеры вероятно будут утверждать, что измерить эту разницу невозможно. Видимо, измерить все это нелегко, а также никто не хочет вкладывать деньги в такие измерения. Лучше мы сделаем новую ракету и страшный танк.

Сообщение отредактировал Hitest - Apr 13 2018, 14:34
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Rst7
сообщение Apr 13 2018, 21:06
Сообщение #19


Йа моск ;)
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 4 345
Регистрация: 7-07-05
Из: Kharkiv-city
Пользователь №: 6 610



QUOTE
0. Музыка "плотная" электронная развлекательная. Synthpop, New Wave, Dark Wave, Tech Electro. Причем в основном это мои собственные оцифровки винила. Про его мастеринг достоверных данных нет. Некоторые продюсеры выпускают уже здорово скомпрессированную музыку.


Так посмотрите на свою компиляцию в любой софтине, которая LUFS считает. А точнее в Вашем случае надо смотреть crest factor, потому что неизвестно, с каким Вы там румом нацифровали.


QUOTE
Это не бред сумасшедшего, это слышно и причем на трезвую голову.


Да-да, в двойном слепом тесте. biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif

QUOTE
От профессиональных звуковиков нередко слышишь, что качество балансного звукового кабеля в системе не влияет на качество звука. Хоть из алюминия, хоть из китайской стали. Может это говорят и хорошие инженеры, но с ушами у них точно непорядок. Лучше звука для дискотеки ничего в жизни не слушали.


Да-да, не слышали biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif biggrin.gif

Я думаю, что модератором раздела тему надо закрыть, ну ибо не в коня корм.


--------------------
"Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности." - В.И. Ленин
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Hitest
сообщение Apr 14 2018, 22:13
Сообщение #20


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 68
Регистрация: 2-08-17
Из: г. Чебоксары
Пользователь №: 98 608



Rst7, вообще-то вы правильно написали, что надо посмотреть на компьютере. Особенно винил. Его так делают, как будто никаких стандартов для производителей вообще нет.

Давайте действительно закрываем тему, потому что от своего названия она давно далеко отошла. Спорить о проводах на этом форуме вообще не место.
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V  < 1 2
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 21st August 2025 - 18:59
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01446 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016