В ж. Радиохобби в дайджесте была схема на двух капсюлях с переключателем диаграмм от круга до (супер?)кардиоиды. В каком именно номере, не помню, даже приблизительно.
Вообще-то, в контексте борьбы с паразитными шумами/помехами и фидбеком (свист, заводка), не всё так просто с типом диараммы направленности, даже остронаправленные микрофоны - т.н. "пушки" - в некоторых помещениях могут ловить всякий мусор, а также свистеть/заводиться от динамиков ничуть не хуже обычных кардиоидных. Многое зависит от акустики помещения - насколько значительна отражающая способность стен, пола, потолка, мебели. Или насколько всё это задемпфировано. На студиях, даже самых простеньких (радио, проджект, домашних) с паразитами и "звуком цистерны" борются, прежде всего, соответствующей акустической обработкой помещения. Хотя бы тканевой ширмой.
Возможно, для вас лучшим решением будет не формирование той или иной диаграммы, а способ активного подавления посторонних шумов и фидбека. Идея проста - два микрофона включены на "+" и "-" входы дифусилителя (вычитателя). В один мик говорите, другой расположен на расстоянии 10 или более см. Т.е. речь воспринимает только один из них. А фоновые шумы/помехи оба микрофона принимают примерно в равной степени. Поэтому в дифусилителе они подавляются как и "обычный" синфазный сигнал. Это широко известный способ в про-среде. Даже на концертах такое встречалось. В сети есть схема какого-то вокодера с таким решением. Если вспомню, выложу схему (если вам надо, конечно).
ПС. Только сейчас прочитал про "расстояние до источника до 3 м". В таком случае, круг решений сужается. Главное, помните, что ключевой фактор - это акустика помещения.
На таком расстоянии обычно применяют уже
микрофоны-пушки. По крайней мере, в сфере рекламы и кино. В сети есть любительские конструкции подобных пушек на базе обычных капсюлей.
Сообщение отредактировал Tuvalu - Jul 13 2018, 14:23