реклама на сайте
подробности

 
 
> Вариант реализации атомарного счетчика, Укажите на проблемы, ежели таковые есть
turnon
сообщение Aug 30 2015, 09:58
Сообщение #1


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 340
Регистрация: 17-10-14
Пользователь №: 83 207



Нужен счетчик количества микросекунд, прошедших с момента старта МК (STM32).

Насколько мне известно, переменные длинее байта обновляются не за одну команду МК. И надо чтобы в момент обновления была уверенность, что переменную в это время не читают, потому как она скорее всего будет иметь некорректное значение (1 байт обновился, второй еще и нет и т.д.)

Вот набросал такой счетчик, для проверки атомарности используется флаг _busy. Имеет право на жизнь такая конструкция или чего-то не учел?

Код
class AtomicUint64
{
  private:
    volatile uint8_t _busy;
    volatile uint64_t _counterBackup;
    volatile uint64_t _counterValue;
  public:
    AtomicUint64(){
      _busy = 0;
      _counterBackup = 0;
      _counterValue = 0;
    }
    
    inline void inc(uint8_t value = 1){
      _counterBackup = _counterValue + value;
      _busy = 1;
      _counterValue += value;
      _busy = 0;
    }
    
    inline uint64_t get(){
      if (_busy)
        return _counterBackup;
      else    
        return _counterValue;
    }
};

extern AtomicUint64 gTick1MsecCounter;


Как используется. В прерывании 1 мsec вызывается gTick1MsecCounter.inc(), в остальном коде где нужно знать текущее значение счетчика - gTick1MsecCounter.get()

Сообщение отредактировал turnon - Aug 30 2015, 10:11
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов (1 - 9)
menzoda
сообщение Aug 30 2015, 10:20
Сообщение #2


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: 13-09-12
Пользователь №: 73 530



Цитата
Насколько мне известно, переменные длинее байта обновляются не за одну команду МК.

Нет, зависит от архитектуры.

Цитата
Имеет право на жизнь такая конструкция или чего-то не учел?

Не учел. Представь такую ситуацию: функция get вызывается из фона, проверяется флаг busy. Так как он равен нулю, то осуществляется переход к return. Чтобы возвратить 64-битное значение нужно скопировать его из памяти в регистры R0 и R1. Копирование происходит по 32 бита. Одна часть скопировалась. Тут происходит прерывание в котором вызывается inc, которая увеличивает значение счетчика. Прерывание завершается и управление возвращается get, которая копирует оставшиеся 32 бита, потенциально изменившиеся в прерывании. В итоге получается хрень.

Если используешь RTOS - применяй идущие в комплекте примитивы синхронизации. Если программка простая, без RTOS, то самый легкий и надежный способ - запрещать прерывания при чтении и изменении счетчика.

Код
static uint64_t counter;

void inc(uint32_t value)
{
    __disable_interrupt();
    counter += value;
    __enable_interrupt();
}

uint64_t get(void)
{
    __disable_interrupt();
    uint64_t copy = counter;
    __enable_interrupt();  

    return copy;
}
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Aug 30 2015, 11:10
Сообщение #3


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Предложу еще один вариант, который не требует запрета прерываний и работает как с ОС, так и без нее:
1) Копируете во временную переменную счетчик (пусть он будет 64-битный, а копирование идет по 32 бита).
2) Копируете в еще одну временную переменную старшее слово счетчика
3) Сравниваете старшую часть первой переменной со второй. Если они одинаковы - отдаете первую переменную. Если они разные - считываете счетчик в первую переменную еще раз и отдаете ее.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
menzoda
сообщение Aug 30 2015, 11:34
Сообщение #4


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 55
Регистрация: 13-09-12
Пользователь №: 73 530



Цитата(Сергей Борщ @ Aug 30 2015, 14:10) *
Если они разные - считываете счетчик в первую переменную еще раз и отдаете ее.

Так тут ведь та же самая проблема будет.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
zltigo
сообщение Aug 30 2015, 11:47
Сообщение #5


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 13 372
Регистрация: 27-11-04
Из: Riga, Latvia
Пользователь №: 1 244



QUOTE (Сергей Борщ @ Aug 30 2015, 14:10) *
Предложу еще один вариант, который не требует запрета прерываний и работает как с ОС, так и без нее:
1) Копируете во временную переменную счетчик (пусть он будет 64-битный, а копирование идет по 32 бита).

Да
QUOTE
2) Копируете в еще одну временную переменную старшее слово счетчика

Да
QUOTE
3) Сравниваете старшую часть первой переменной со второй. Если они одинаковы - отдаете первую переменную.

Да
QUOTE
Если они разные - считываете счетчик в первую переменную еще раз и отдаете ее.

Нет. В общем случае надо повторять в цикле с пункта 1). Просто неизвестно сколько времени проходит между обращениями и счетчик уже может прокрутиться на все младшие биты.
Собственно предложенное это классика для считывания аппаратных счетчиков, которые нельзя остановить.


--------------------
Feci, quod potui, faciant meliora potentes
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Aug 30 2015, 17:37
Сообщение #6


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(zltigo @ Aug 30 2015, 14:47) *
Просто неизвестно сколько времени проходит между обращениями и счетчик уже может прокрутиться на все младшие биты.
Ну это же несерьезно даже для счетчика из 8-битных чисел wink.gif


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
turnon
сообщение Aug 30 2015, 17:38
Сообщение #7


Местный
***

Группа: Свой
Сообщений: 340
Регистрация: 17-10-14
Пользователь №: 83 207



Цитата(Сергей Борщ @ Aug 30 2015, 14:10) *
Предложу еще один вариант, который не требует запрета прерываний и работает как с ОС, так и без нее:
1) Копируете во временную переменную счетчик (пусть он будет 64-битный, а копирование идет по 32 бита).
2) Копируете в еще одну временную переменную старшее слово счетчика
3) Сравниваете старшую часть первой переменной со второй. Если они одинаковы - отдаете первую переменную. Если они разные - считываете счетчик в первую переменную еще раз и отдаете ее.

Чего-то не пойму принцип работы. Почему на шаге 2 именно старшее слово? Меняться начинает со старшего слова?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Сергей Борщ
сообщение Aug 30 2015, 17:39
Сообщение #8


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 455
Регистрация: 15-05-06
Из: Рига, Латвия
Пользователь №: 17 095



Цитата(menzoda @ Aug 30 2015, 14:34) *
Так тут ведь та же самая проблема будет.
Какая та же самая? Если старшие байты совпадают, то младший гарантированно относится к текущему значению старшего.


--------------------
На любой вопрос даю любой ответ
"Write code that is guaranteed to work, not code that doesn’t seem to break" (C++ FAQ)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
zltigo
сообщение Aug 30 2015, 19:48
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 13 372
Регистрация: 27-11-04
Из: Riga, Latvia
Пользователь №: 1 244



QUOTE (Сергей Борщ @ Aug 30 2015, 20:37) *
Ну это же несерьезно даже для счетчика из 8-битных чисел wink.gif

Лучше написать так, что-бы потом не думать серьезно это или несерьезно. Я не просто так написал, что это стандартный прием считывания аппаратных счетчиков. Мне, например, доводилось считывать счетчик тактов процессора в 16bit контроллере. Если речь идет о счетчике секунд, то тогда, конечно, уже можно рассуждать ну как же так он может неуспеть? А можно написать раз и навсегда, так, что бы и думать не пришлось.


--------------------
Feci, quod potui, faciant meliora potentes
Go to the top of the page
 
+Quote Post
maksimp
сообщение Sep 13 2015, 07:55
Сообщение #10


Местный
***

Группа: Участник
Сообщений: 313
Регистрация: 2-07-11
Пользователь №: 66 023



Цитата(Сергей Борщ @ Aug 30 2015, 14:10) *
Предложу еще один вариант, который не требует запрета прерываний и работает как с ОС, так и без нее:
1) Копируете во временную переменную счетчик (пусть он будет 64-битный, а копирование идет по 32 бита).
2) Копируете в еще одну временную переменную старшее слово счетчика
3) Сравниваете старшую часть первой переменной со второй.....

Цитата(turnon @ Aug 30 2015, 20:38) *
Чего-то не пойму принцип работы. Почему на шаге 2 именно старшее слово? Меняться начинает со старшего слова?

Это если в пункте 1 скопировать сначала старшее слово, затем младшее.

Более простой для понимания вариант, но не оптимальный.
1) Копируете во временную переменную счетчик.
2) Копируете в другую временную переменную счетчик.
3) Сравниваете, если совпало то возвращаете, иначе всё сначала - то есть идти на шаг 1

Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 21st July 2025 - 11:42
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01347 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016