Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Тиристорное магнето для малого двигателя
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Аналоговая и цифровая техника, прикладная электроника > АВТО электроника
Okota
Есть малый двигатель (1.5 кВт) китайского происхождения. У него сдохло зажигание, при разборке выяснилось, что пробит тиристор в магнето, малюсенький MCR100-6. Т. к. запчастей на такую технику не существует в природе, надо бы отремонтировать зажигание так, чтобы оно больше не ломалось.
Магнето упрощено до предела. Это катушка с единственной обмоткой. Когда магнит маховика проходит рядом с катушкой, на ней возникает напряжение 200В и заряжает конденсатор 0.47мкФ. Когда ЭДС меняет знак, тиристор отпирается током от этой же катушки через резисторный делитель и разряжает конденсатор на внешнюю катушку зажигания.

Аналогичное зажигание российского производства "Комета МБ-01" сделано на тиристоре BT152-600R у которого допустимый ток в 10 раз больше, но и этот тиристор там бывает выходит из строя. Кроме того, в этом МБ-01 датчиком служит отдельная катушка, что делает момент открывания более предсказуемым.
Если я поставлю мощный тиристор в китайское магнето, он будет там открываться позже и уменьшит угол опережения зажигания, что плохо.
Какой тиристор все-таки необходим для таких систем? Может быть, MCR-100 сгорел исключительно из-за китайского происхождения?

Если на форуме есть те, кто проектировал тиристорные системы, то хотел бы узнать, какой максимальный ток бывает при разрядке конденсатора на катушку зажигания. Интуиция подсказывает, что он может быть 100А и более.
kovigor
Цитата(Okota @ Oct 3 2012, 03:09) *
Если на форуме есть те, кто проектировал тиристорные системы, то хотел бы узнать, какой максимальный ток бывает при разрядке конденсатора на катушку зажигания. Интуиция подсказывает, что он может быть 100А и более.

Едва ли 100. Самоиндукция не разрешит. Физика вам в помощь:
http://eelib.narod.ru/toe/Novg_2.01/15/Ct15-5.htm
Okota
Тут работает несколько другая физика. После того как загорается искра, вторичная обмотка оказывается практически закороченной, поэтому ток в первичной может возрасти непредсказуемо. Особенно в случае с катушкой зажигания с замкнутым магнитопроводом. с какой-то целью такие катушки ставятся на мотоциклы и мопеды до сих пор, правда там контактная система зажигания.
Если не прав, поправьте.

Как бы то ни было, разработчики магнето МБ-01 не зря поставили тиристор с пиковым током 200А. На каком-то форуме их специалист говорил, что менее мощные тиристоры быстро выходят из строя.
Okota
Вот схема китайского магнето. Насколько надежно применение этого тиристора? Интересует мнение людей, имеющих практический опыт проектирования подобных вещей для массового производства. Ссылки на учебник по ТОЭ не интересуют.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
alexvu
Я хоть и не занимаюсь массовым производством китайских двигателей, но все же осмелюсь высказать свои соображения, возможно, это Вам поможет.
1. Видимо, зажигание происходит, когда напряжение повышается до 2-3В + падение напр. на резисторе из-за открывающего тока. Но т.к. напряжение в максимуме превышает 200в, то при замене тиристора и изменении откр. тока, скажем, в 5 раз, момент сместится незначительно. Может быть, понадобится подстроить момент зажигания поворотом магнето, как обычно делается. Если этого будет недостаточно - тогда уменьшить резистор в цепи упр. электрода, но это вряд ли понадобится.
2. По поводу другой физики. Сгорание тиристора, как мне кажется, происходит не из-за тока. Он не может расти "непредсказуемо", т.к. ограничен сопротивлением обмоток и проводов (а высоковольтный провод, к тому же, должен быть специальный высокоомный), да и искра тоже имеет свое сопротивление. т.е. это рассчитывается обычным образом, с помощью "первой" физики, и тиристор должен быть рассчитан на такой ток при возможных предельных режимах, а также сам быть не бракованым.
Сгореть он может из-за выбросов напряжения при обрыве высоковольтной цепи или, что то же сакмое, при засорении свечи.
Тиристорные системы не зря запрещают включать без подключенной свечи.
Okota
alexvu, благодарю за интерес к проблеме.

В этом двигателе нельзя повернуть магнето. Его магнитопровод прикручивается болтами прямо к картеру.
Поэтому мне придется поставить подстроечный резистор в цепь управления маломощным тиристором, и использовать этот тиристор как драйвер для управления более мощным. Поскольку в полевых условиях при проблемах в первую очередь проверяется искра, и делается это обычно без соблюдения каких либо правил, система должна выдерживать обрыв ВВ провода, замыкание на массу, любые повреждения катушки зажигания.

Системы зажигания более серьезных двигателей имеют довольно сложную схемотехнику. Одну из таких схем я пытался проанализировать. Явно мало у меня познаний в схемотехнике чтобы понять работу этого чудовища.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Massi
для китайцев один хрен какое зажигание..проверено...бери...и ставь...
лапку подножки блокировать
катушку IGN и так и так попробывать...более мощная искра не означает правильный момент зажигания
питание зажигания от отдельной катушки...
завтра буду на базе сброшу еще картинок....
НЕХ
не повезло с магнето и мне когда-то...
газонокосилка остановилась. катушка с электроникой = единый блок. размачивал неделю в ацетоне. вскрытие показало, что управление тиристором производил 8-ми выводной микроконтроллер, название затерто...несмотря на общую заливку эпоксидным компаундом.
А тиристоры выходят из строя по 2 ключевым причинам - dI/dt (превышение скорости роста тока при открывании) и от малого тока управляющего электрода. В обоих случаях локальный перегрев кристалла и вторичный тепловой пробой.
Okota


Я попробовал в первую схему (которую тут нарисовал), где зарядная обмотка используется и как датчик, ввести регулировку УОЗ переменным резистором в цепи управляющего электрода. Не вышло ничего, и видимо этого следовало ожидать. Тиристор или открывается в один и тот же момент времени, или вообще открываться не хочет и мотор глохнет.
Вообщем то это двигатель генератора, китайского клона Yamaha ET650. Там двухтактный двигатель и он капризный в том числе и к моменту зажигания. Поэтому хочу чтобы УОЗ менялся резистором при работающем агрегате, чтобы его однажды выставить нужным конкретно для 3000 об/мин.
Хочу доделать этот двигатель, так как платить за Ямаху (работающую у людей отлично) 350 евро несколько дороговато для такой примитивной электростанции. Но мне нужен маленький аппарат. И выбора тут нет, кроме инверторных Honda и Hitachi, за 1000 евро, и не переносящих российских морозов. А всё что чуть приличнее, не китайское, это конечно замечательно и своих денег стоит, но огромное и тяжелое.
MainM
Если еще актуально, попробуйте схемы Лукича: http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&...712#reply_78712
Схемы, собственно, японские. Лукич их срисовал и адаптировал под наши условия, за что ему огромное человеческое
спасибо!
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.