Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Вопросы надежности при разработке управляющей платы для медицинской техники.
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему
Pilatus
Добрый день. Обратились доктора с помощью в разработке управляющей платы для некоего агрегата. Задача в принципе проще некуда - есть программа на компьютере, которая генерирует 4 цифры, эти цифры нужно передать в управляющую плату, которая отдаст соответствующую команду (в данном случае покрутит шаговыми двигателями). Как я уже сказал - задача проще некуда, я за полчаса уже реализовал ее на макетке с STM32 и в виде РСшной мини-софтины.
Но... Славик, что-то я очкую ( (С) Наша Russia ).
Напомню, это медтехника. Аппарат будет применяться в рентгеноперационной с использованием оборудования, позволяющего просвечивать человека не то что в реальном времени, а прямо во время операции. Диагностическое оборудование определяет локализацию опухоли в пространстве, вычисляет координаты, дальше делается пункция специальной иглой, в просвет которой попадают опухолевые клетки, отправляемые в лабораторию для диагностики. Делается она пока вручную. Для удобства и для точности доктора захотели автоматизировать этот процесс. На каком-то предприятии для них уже разработали механический манипулятор с приводом на шаговых двигателях. Остается собрать управляющую плату, которая переменные в памяти компьютера преобразует в число шагов, отработанных двигателями. Сами понимаете, процесс очень ответственный и ошибки недопустимы.
В связи с чем у меня ряд вопросов, смысл которых больше сводится к тому, как бы поступили вы, особенно, если вам уже приходилось сертифицировать медтехнику:
1. Стоит ли использовать USB? Много слышал нареканий по поводу его надежности, но моя задача не предполагает длительной непрерывной передачи данных - всего-то 4 параметра. Главное, чтобы они не передались в искаженном виде. Ну или если перефразировать вопрос- не скажут ли мне в сертификационном центре " мы вам не дадим сертификат, так как вы используете не очень надежный канал управления, вот сделайте на RS232".
2. Вроде бы и USB и RS232 используют CRC, но тем не менее, не будет ли лишним замутить еще какую-то свою проверку данных на корректность?
3. Как сказал доктор - манипулятор на шаговых двигателях. Представляете, что будет при случайном пропуске шагов? Может быть стоит предложить им использовать серводвигатели? Или есть удачные примеры гибридиации шаговиков с энкодерами для обратной связи?

Спасибо.
Anton75
В принципе, сертификационным органам должно быть все равно, какую технологию передачи данных Вы использовали, это внутреннее дело разработчика.
Если заданы конкретные требования к показателям надежности (наработка на отказ, вероятность безотказной работы, время восстановления и т.д.), Вы в любом случае должны подтвердить их расчетами или испытаниями.
kolobok0
Цитата(Pilatus @ Jul 10 2014, 09:18) *
..Спасибо.


чисто имхо...
1) Вам необходимо реализовать контроль двух вещей. передаваемых данных и результат отработки механики.
2) как бы без проверки переданных данных , дальше не стоит продолжать процесс. т.е. некий вывод данных должен быть на клиента.
напрашивается показ цифр (либо подготовка на одном компе, далее ваш дивайс, далее второй комп с обработкой полученных вами цифр).
и некая могучая кнопка разрешения. хотя человек привыкает к надёжности быстро и целесообразность такой
операции сводится к формализму.
3) обратная связь должна обеспечивать скорость выше чем скорость перемещения привода.
4) необходимо логгирование работы (на случай разбора полётов в последующем).

так-что думаю STM32 ышо немного подгрузится у Вас.

и ещё пару пунктов.
5) озаботьтесь сразу независимой (желательно) экспертным тестированием вашего изделия. а так-же и сроками и полнотой тестов.
6) по сертификации не скажу, не сталкивался. но сдаётся мне без толкача
(денюшка, волосатая рука, жгучая необходимость у толпы врачей) прокт в мусорку.
Pilatus
Цитата
результат отработки механики.

Полностью согласен. Думаю даже лучше все-таки оставить шаговики и добавить энкодеры. То есть контроль положения можно будет осуществлять на любом уровне, а не замыкать его на сервоконтроллере.

Цитата
напрашивается показ цифр

Наверное не показ цифр, а наложение информации, вектора направления привода на экран где уже отрисована рентгеновская картинка. Что-то вроде лазерного целеуказателя - навели, убедились что навели правильно, выстрелили.

Цитата
необходимо логгирование работы (на случай разбора полётов в последующем).

Спасибо, очень хороший совет.

Цитата
по сертификации не скажу, не сталкивался. но сдаётся мне без толкача
(денюшка, волосатая рука, жгучая необходимость у толпы врачей) прокт в мусорку.

жгучая необходимость есть - доктора посчитали, что появится возможность быстро и качественно выполнять 145 операций, так что денежка будет.

P.S. может быть кто посоветует ну очень хорошие энкодеры?
Есть такие энкодеры, которые не подсчитывают отработанные импульсы, а как бы "чуют" свое положение?
iosifk
Цитата(Anton75 @ Jul 10 2014, 10:19) *
В принципе, сертификационным органам должно быть все равно, какую технологию передачи данных Вы использовали, это внутреннее дело разработчика.
Если заданы конкретные требования к показателям надежности (наработка на отказ, вероятность безотказной работы, время восстановления и т.д.), Вы в любом случае должны подтвердить их расчетами или испытаниями.

Добавлю.
Возможно органы сертификации "посмотрят" на комплектующие.
А для STM (я правда очень давно смотрел) мелким шрифтом написано: "не применять для приложений связанных с риском для жизни"...
В этом плане гораздо надежнее "автомобильное исполнение" микросхем. Они точно проверяются все...
И потом Вам надо учесть, что будет делать ваша аппаратура при отказе...
Передать 4 цифры - это бред! Надежная аппаратура строится совсем не так. Она непрерывно работает по каналу и если таймаут превышен, то она орет - "неисправность канала" и переходит на резервный...
Про USB. Если зависнет, то сам никогда не восстановится. Посмотрите шины промышленного Ethernet, это скорее и надежнее.
Если больше хотите понять, что значит "надежная", то почитайте у меня на сайте "записки инженера"....
Удачи!
kovigor
Цитата(iosifk @ Jul 10 2014, 10:22) *
Про USB. Если зависнет, то сам никогда не восстановится. Посмотрите шины промышленного Ethernet, это скорее и надежнее.

USB не годится, полностью согласен. Зависнет в самый неподходящий момент. В лучшем случае - доктора будут нехорошо ругаться. Кому ж это понравится - в руке скальпель или игла, а нужно тащиться к этому дурацкому компьютеру и передергивать разъем !
Alex11
Называются Absolute Encoder. Есть разные, приличные стоят очень дорого. Как альтернатива - есть датчики магнитного поля, расчинанные на вращение. Это микросхема, к ней надо поднести магнит, она отдает его угол с высокой точностью. Один из вариантов AS5140H - это то, что я использовал. Есть также линейные магнитные сенсоры.
Kompot
Цитата(Pilatus @ Jul 10 2014, 09:18) *
Но... Славик, что-то я очкую ( (С) Наша Russia ).
Напомню, это медтехника.


Был такой-сякой опыт сертификации изделий медтехники.
Что касается электроники и схемотехники: эксперт тыкает ручкой в ЛЮБОЙ компонент на схеме и говорит: он сгорел, то есть разомкнут или закорочен. Так вот ваше устройство не должно принести вред пациенту.
Это "Single failure condition". Но при этом устройство должно как-то дать знать оператору, что произошла авария.
Особенно весело было в драйвере лазерного диода. Приходилось по несколько независимых ключей и измерительных цепей по току ставить.
Палыч
Нормативная документация Вам в помощь
РД 50-707-91
ГОСТ Р 50267.0-92
ГОСТ Р МЭК 60601-1-6-2007
ГОСТ 601-1-1-96
ГОСТ 30324.0-95
ГОСТ Р 50267.0.4-99
alexvu
Шаговые двигатели работают, наверное, с начальной калибровкой положения по датчику.
Пропуск шагов бывает не просто так, а при перегрузке, неправильном управлении или при провалах питания.
Если Вы сделаете правильное управление и будете отслеживать напряжение питания и ток двигателя, то пропуска быть не должно. Если что-то обнаружено - выдавать неисправность и с согласия оператора делать рекалибровку.
Pilatus
Цитата
Что касается электроники и схемотехники: эксперт тыкает ручкой в ЛЮБОЙ компонент на схеме и говорит: он сгорел, то есть разомкнут или закорочен. Так вот ваше устройство не должно принести вред пациенту.
Это "Single failure condition". Но при этом устройство должно как-то дать знать оператору, что произошла авария.

Ну тут проще - работа будет осуществляться в два этапа: первое - ориентация иглы по 2-м осям, с передачей в компьютер результата отработки команды, считанного с энкодера, преобразованного в вектор ("целеуказатель" на рентгенограмме), с вопросом к оператору, мол, погрузить ли иглу и ответами типа да, нет.
Ну и собственно погружение иглы. Здесь самое главное сделать шагов не больше чем нужно.
Цитата
Если Вы сделаете правильное управление и будете отслеживать напряжение питания и ток двигателя, то пропуска быть не должно. Если что-то обнаружено - выдавать неисправность и с согласия оператора делать рекалибровку.

Вот потому наверное и будет лучше с аналоговым энкодером. При поломке двигателя или цепей его управления можно будет перемещать иглу вручную и контролировать ее положение на экране.

Цитата
Пропуск шагов бывает не просто так, а при перегрузке,

Да, действительно, не зря же ЧПУ "вслепую" работают с шаговыми двигателями и вытачивают отличные детальки, если правильно рассчитать нагрузки и режимы резания. Экономически обосновано - всего 1 испорченная заготовка на 1000, зато простота исполнения.
Но в случае с манипулятором - "заготовки" нынче дороги))) Так что я даже не хочу задумываться ни о причинах пропуска шагов, ни о мерах по их предотвращению, я хочу чтобы манипулятор мог правильно среагировать на пропуск. А посему выход - аналоговый энкодер.
iosifk
Цитата(Pilatus @ Jul 10 2014, 13:14) *
Но в случае с манипулятором - "заготовки" нынче дороги)))

А еще будьте готовы в случае любого отказа получить судебный иск на приличную сумму. Кто крайний если с клиентом что-то "не так"???... А водички полить на прибор, высушить и все на этот прибор свалить...
Мужик из ADI рассказывал, что где-то в автомагнитоле что-то случилось. Так туда поехали 2 инженера и 3 юриста...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.