Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сила инерции больше силы давления газов в ДВС?
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Cистемный уровень проектирования > Математика и Физика
Den64
Смотрел разные видео на ютубе. И натолкнулся на следующее видео. Где "специалист" утверждает, что силы инерции поршня и шатуна на больших оборотах многократно превышают силу давления сгоревшей рабочей смеси на поршень. Вот видео.
От знакомых часто слышал про оторванные поршни и сломанные шатуны. И сам видел такое. Но в том что силы инерции многократно превышают силу газов на поршень засомневался. Так как я сам "специалист", ведь лет пятнадцать назад в училище проходил курсы ДВС за 300 рублей, два месяца. И в корочке получил твёрдую тройку.
Провел приблизительный расчёт сил инерции и газов, для поршня двигателя ВАЗ21083. Поршень диаметр 82мм, ход поршня 71мм, масса поршня грубо говоря 350 грамм (точнее 340г). Расчёт на оборотах 6000 об/мин - 100 об/сек.
Максимальная_сила_инерции = масса_поршня * ход_поршня * обороты^2 * Пи^3 / 2 ~= 0.35 * 0.071 * 100^2 * 3.14^3 / 2 ~= 3850 Н (грубо говоря 400 кгс)
Максимальная_сила_газов_на_поршень = макс_давление_в_цилиндре * Пи * (диаметр_поршня/2)^2 ~= 80кг/см2 * 3.14 * (8.2см / 2)^2 ~= 4222 кгс

Вывод: сила инерции поршня на палец около 400 кг, а сила газов на поршень около 4000 кг.

Понятное дело что шатун тяжелее поршня и силы на него действуют более сложные. И понятно что оторвать поршень проще чем вдавить.
Многие из моих знакомых считают что силы инерции больше, да и сам думал так. А после расчётов засомневался. Но либо я ошибся в расчётах либо автор видео не прав.
Где я ошибся или силы газов больше? Ваше мнение, что больше?
ViKo
Не разбираюсь в ДВС, рассуждаю логически. Поршень соединен с шатуном, шатун с коленвалом, коленвал с коробкой передач... что там дальше? Оно же все вращается. И получается немалый момент инерции. Так?
Den64
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 05:44) *
Не разбираюсь в ДВС, рассуждаю логически. Поршень соединен с шатуном, шатун с коленвалом, коленвал с коробкой передач... что там дальше? Оно же все вращается. И получается немалый момент инерции. Так?

Дальше валы привода колёс и колёса.
Немалый момент инерции. А если ещё учесть момент инерции разогнанного автомобиля, то ещё больший. Но при чём тут этот момент?
ViKo
Как это при чем? Пока есть сцепление, они составляют одно целое.
Den64
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 07:36) *
Как это при чем? Пока есть сцепление, они состааляют одно целое.

Так вопрос не в этом. А в силах действующих в кривошипно шатунном механизме. Автор видео, ссылка на которое в первом сообщении, утверждает что силами действующими газами на поршень пренебрегают при расчётах прочности двигателя. А учитывают только силы инерции движущихся механизмов внутри ДВС. Так как автор видео из первого поста утверждает, что силы инерции многократно больше силы газов.
я тоже думал, что они больше. Но не многократно. Но прикинув кое что к носу, в примерном расчёте, оказалось, что силы инерции меньше. Возможно ошибаюсь, вот и спрашиваю мнения или может кто точно знает..
ViKo
Не понимаю, почему не в этом... Инерция всего автомобиля передается поршню. Почему вы берете в расчет только массу поршня?
Но если бы сила давления газов была меньше, как бы автомобиль вообще поехал? В установившемся режиме, понятно, газы подталкивают поршень в нужный момент, работают синхронно с инерцией. А вначале? Только стартер и спасает. Надо думать, стартер мощнее газов?
Den64
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 08:19) *
Не понимаю, почему не в этом... Инерция всего автомобиля передается поршню. Почему вы берете в расчет только массу поршня?

Потому, что... Долго объяснять. Во первых проще считать. Во вторых потому что на поршень действуют три большие силы это сила инерции, сила газов над поршнем и сложная сила от шатуна (другими силами пренебрегаем типа трения и давления со стороны цилиндра). В третьих потому что разрушает поршень именно сила инерции поршня/она же сила от шатуна только в противоположном направлении.
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 08:19) *
Но если бы сила давления газов была меньше, как бы автомобиль вообще поехал?
Сила давления газов над поршнем может быть меньше силы инерции поршня и автомобиль будет ускоряться. При чём тут это...
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 08:19) *
В установившемся режиме, понятно, газы подталкивают поршень в нужный момент, работают синхронно с инерцией. А вначале? Только стартер и спасает. Надо думать, стартер мощнее газов?
Не знаю как сравнить мощность газов и мощность стартера...
ViKo
В Ваттах.
Три силы, так три. Первую с третьей сложите. "В противоположном направлении"? С чего бы? Они противятся второй.
Den64
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 09:53) *
В Ваттах.

Понятно что в ватах, но не понятен сам метод которым Вы меня запутываете. Мощность выделяемая при сгорании рабочей смеси может быть больше а может быть и меньше мощности на валу стартера. Например стартер отключен. Или двигатель заглушен.
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 09:53) *
Три силы, так три. Первую с третьей сложите. "В противоположном направлении"? С чего бы? Они противятся второй.

Потому, что разрывает поршень именно сила инерции поршня/она же сила от шатуна только в противоположном направлении в момент близкий к верхней мёртвой точке между циклами выпуска и впуска.
Вы видео смотрели? Поняли, что имеет ввиду "спец" из видео? Так вот я об этом.
Den64
ViKo а Вы как думаете, что больше? Максимальная сила инерции поршня на больших оборотах или сила газов над поршнем на максимальном газу?
ViKo
Видео не смотрел. Если, судя по переписке, шатун отрывается от поршня, так газы вообще не при чем. Газы сгорания появятся позже, когда шатун с поршнем вниз пошли. А отрывать будет в мертвой точке. Если рассматривать только инерцию поршня, думаю, сила газов поболее будет. Но поршень еще может тормозиться трением в цилиндре.
Den64
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 11:34) *
Видео не смотрел.

Всё видео смотреть не стоит оно того. Там одна минута, с 5 по 6 минуту.
Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 11:34) *
Но поршень еще может тормозиться трением в цилиндре.

Эта сила трения не велика. Зеркало цилиндра так то в масле. И пиковая скорость поршня не больше 100 км/ч на очень больших оборотах. Так что трение думаю погоды не меняет.

Цитата(ViKo @ Oct 21 2016, 11:34) *
Если, судя по переписке, шатун отрывается от поршня, так газы вообще не при чем. Газы сгорания появятся позже, когда шатун с поршнем вниз пошли. А отрывать будет в мертвой точке. Если рассматривать только инерцию поршня, думаю, сила газов поболее будет.

Моё мнение, что поршень отрывает когда поршень перегрет. Плюс когда есть зазоры во вкладышах. Или когда поршень заклинивает по ходу движения вниз.
А ещё из опыта, чаще отрывает поршня после ремонта. То ли умельцы такие, толи детали ставим такие. А чтоб на двигателе заводской сборке оторвало не слышал, хоть что делай если не перегрет не оторвёт.
khach
А вы запасенную энергию маховика посчитайте на таких оборотах и прикинтье что почти вся она действует на этот поршень в конце такта сжатия. Остальные цилиндры можно не учитывать- два поршня вниз идут, а в третьем конец фазы выхлопа.
Маховик же набирает свою кинетическую энергию за несколько десятков рабочих циклов как минимум, а отдать может и мгновенно, например при обрыве ремня ГРМ и зависании клапанов. Результаты можно посмотреть на ютубе.
Den64
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 12:09) *
А вы запасенную энергию маховика посчитайте на таких оборотах и прикинтье что почти вся она действует на этот поршень в конце такта сжатия.

Если бы почти вся энергия маховика действовала на поршень в конце такта сжатия то маховик бы заметно останавливался. Не убедительно.
Проще нужно E = p * S * l ~= 8 кг/см^2 * 53 см^2 * 0.071 м ~= 30 Дж.
Энергия маховика на оборотах выше холостых на порядок больше 30 джоулей. Посчитал и прикинул, не вся и не почти вся энергия.

Цитата(khach @ Oct 21 2016, 12:09) *
Маховик же набирает свою кинетическую энергию за несколько десятков рабочих циклов как минимум, а отдать может и мгновенно, например при обрыве ремня ГРМ и зависании клапанов. Результаты можно посмотреть на ютубе.

При чём тут это?
khach
Цитата(Den64 @ Oct 21 2016, 11:39) *
Энергия маховика на оборотах выше холостых на порядок больше 30 джоулей. Посчитал и прикинул, не вся и не почти вся энергия.

При чём тут это?

Потому что при обрыве ремня ГРМ как раз вся энергия маховика выделяется мгновенно на разрушение замятых клапанов. А иногда и всю головку сносит.
И если при холостых оборотах (мала запасенная в маховике энергия) можно погасить двигатель одним ранним зажиганием, то при полных оборотах одиночное ранне зажиганние только вызовет детонационные стуки.
Den64
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 14:56) *
Потому что при обрыве ремня ГРМ как раз вся энергия маховика выделяется мгновенно на разрушение замятых клапанов. А иногда и всю головку сносит.
При чём тут обрыв ремня... Разговор то не об этом...
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 14:56) *
И если при холостых оборотах (мала запасенная в маховике энергия) можно погасить двигатель одним ранним зажиганием, то при полных оборотах одиночное ранне зажиганние только вызовет детонационные стуки.
Раннее зажигание это уже неисправность. Детонация может быть и на исправном двигателе если нагар внутри цилиндра и бензин плохой. Понятное дело что при детонации сила на поршень большая, может быть и больше десятка тонн.
А Вы то сами как считаете правильно говорит "специалист" в видео по ссылке? Что больше силы инерции или давление газов? Многие мои друзья считали, что сила инерции больше. И я так считал, но теперь сомневаюсь.

khach
Цитата(Den64 @ Oct 21 2016, 14:09) *
А Вы то сами как считаете правильно говорит "специалист" в видео по ссылке? Что больше силы инерции или давление газов?

Дык равны, плюс-минус ускорение маховика. Напишите уравнение движения и все будет очевидно. Или зайдите в ветку по rusefi, там ускорение во время рабочего таката ДВС по интервалам между зубцами маховика прекрасно считают. Вначале такта сжатия оно отрицательное, после ВМТ- положительное.
А вот чисто по давлению без учета маховика - это возможнов 8 и более цилиндровых движках, где рабочие такты двух цилиндров перекрываются по времени. Ну или в экзотике типа 9 цилиндровых звездообразных авиационных поршневых двигателях.
Den64
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 15:50) *
... Или зайдите в ветку по rusefi, там ускорение во время рабочего таката ДВС по интервалам между зубцами маховика прекрасно считают. Вначале такта сжатия оно отрицательное, после ВМТ- положительное...
я Вам про фому, а Вы мне про ерёму.. Непонятно при чём тут ускорение..
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 15:50) *
...
А вот чисто по давлению без учета маховика - это возможнов 8 и более цилиндровых движках, где рабочие такты двух цилиндров перекрываются по времени.

При чём тут давление газов над поршнем и маховик? я конечно понимаю, что в автомобиле всё взаимосвязано от выхлопных газов до автомагнитолы. Но в данном контексте при чём тут это?!
Лучше скажите чем ограничены максимальные обороты двигателя? (если не учитывать ограничение блоком управления)
khach
Цитата(Den64 @ Oct 21 2016, 15:12) *
При чём тут давление газов над поршнем и маховик?

Потому что маховик именно эти газы и сжимает. Все остальное- коленвал, шатун, поршень- лишь передаточные элементы.
Цитата
Лучше скажите чем ограничены максимальные обороты двигателя? (если не учитывать ограничение блоком управления)

Если систему смазки переделать, то прочностью шатунов. Ну и еще процессами образования маслянной пленки на поверхности цилиндров ( не успевает образовываться и идут задиры поршневой). Конечно клапанную систему тоже надо переделывать, т.к пружины не успевают закрывать клапана, должен быть безударный распредвал, коррекция фаз газораспределения от оборотов желательна.
Den64
Цитата(khach @ Oct 21 2016, 17:40) *
Потому что маховик именно эти газы и сжимает. Все остальное- коленвал, шатун, поршень- лишь передаточные элементы.
Опять Вы про ерёму..


Цитата(khach @ Oct 21 2016, 17:40) *
Если систему смазки переделать, то прочностью шатунов. Ну и еще процессами образования маслянной пленки на поверхности цилиндров ( не успевает образовываться и идут задиры поршневой). Конечно клапанную систему тоже надо переделывать, т.к пружины не успевают закрывать клапана, должен быть безударный распредвал, коррекция фаз газораспределения от оборотов желательна.
А если без если. Зачем переделывать что-то если работает и при этом есть у двигателя максимальные обороты? Обыватели в интернете пишут, что если превысить некоторое значение оборотов то двигатель разрушится. В книгах по проектированию ДВС примерно то же, только более сложно и непонятно.
я в общем веду речь о том что многие знакомые и не знакомые считают, что силы инерции поршня многократно превышают силы давящие на поршень горящими газами. Мне кажется, что это не так. Но не уверен. По крайней мере упрощённые расчёты показывают обратное.
oleg_d
Масса поршневой одного цилиндра в сборе современных болидов формулы один 2000-2013 около 600 грамм. Сюда входит масса поршня с кольцами, поршневого пальца, и шатуна. Поршень Honda F1 RA806E V8 весит: 2003г - 251гр; 2004г - 210гр; 2005г - 230гр. Ускорение поршней при совершении возвратно поступательного движения около 9000G на 19000 об/мин. Максимальная нагрузка на шейку коленвала около 6000 килограмм на максимальных оборотах и мощности. Среднее эффективное давление на днище поршня при максимальном крутящем моменте 15 бар - что при площади 98 миллиметрового поршня в 75 см2 дает среднюю нагрузку в 1125 кгс, это позволяет снимать с одного поршня около 100 лошадиных сил на высоких оборотах. В итоге получается, что инерционные нагрузки превосходят нагрузки горения топлива более чем в 6 раз! Правда справедливости ради стоит заметить, что максимальные (пиковые) давления в камере сгорания доходят до 100 бар (7.5 тонн на днище поршня), но они очень кратковременны, а инерционные с разной долей действуют практически постоянно и скорей кратковременно их отсутствие.

Източник http://zero-100.ru/index/porshni_formula1_...o_10000_g/0-393
esaulenka
Извиняюсь за некрофилию, но вычисления в первом посте куда больше похожи на правду, чем эти вот про формулу-1. Почему-то сравниваются пиковое значение при ускорении (кстати, что забавно, из-за меньшего хода ускорение поршня в двигателе хонда Ф1 почти такое же, как и в 21083) и среднее от давления газов.
Из соображений "на пальцах" максимальные ускорения поршня - это в.м.т. и н.м.т., максимальное давление газов - тоже около в.м.т.


PS печальная ветка. Отдельным здесь присутствующим не помешало б училище по ДВС. Хотя б на тройку. А то про Ома знают, про Кернигана-Ричи что-то где-то слышали, а дальше глушь и темнота...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.