Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Расчет силовой части ШИМ - подскажите как рассчитать
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Электрические машины, Электропривод и Управление
Саломатин
Вопрос простой - надо рассчитать-подобрать конденсатор(ы) по питанию и диод защитный для управления ДПТ 12В 24А. Управление ШИМ 7кГц, один нижний ключ на 4 параллельных IR540. Это пока макет, транзисторы не греются, диоды тоже. Транзисторов, наверное, уменьшу до 3 шт - пусть лучше запасец будет. Двигатель питается от DC-DC преобразователя, но конденсатор по питанию всеж нужен, насколько я понимаю (длина проводов питания около 40 см). По защитному диоду интересует необходимое быстродействие, т.к. я пробовал наши кд213 - выбросы при выключении транзистора большие - до 80В, попробовал диоды из блока питания ATX (других не было на такой ток) - при выключении транзистора выброс достигает 18 вольт и имеет колебательный характер (но очень короткий). Из литературы удалось почерпнуть, что диод должен выдерживать рабочий ток двигателя, быть быстрым (но насколько?) и при этом иметь зачем-то плавное восстановление.

ПРи выборе конденсатора посмотрел Irms через доступные конденсаторы общего применения - при емкости 3300 мкФ ток всего 1200 мА. Измерил реальный ток через конденсатор - в зависимости от режима от 3A до 5 А rms. Т.е. вроде как нехорошо, и батарею набирать тоже не интересно- и габариты и емкость. Опять же , емкость советуют всего 2500мкФ для моего случая. Очень смущает среднее время наработки на отказ всего 1000 - 5000 часов...

Устройство должно работать непрерывно до 10 -15 тыс часов, без присмотра, поэтому не хотелось бы сесть в лужу из-за просчета, но опять же и опыта нет, а ошибиться дважды два...

Если книжица хорошая или статейка - подскажите, где взять, что-то пока ничего не нашел... Или просто пример из практики...
Ну и наконец, может кто встречал готовый модуль, мне попадались ампер на 5 максимум для ДПТ...

Заранее благодарен за помощь.
Microwatt
При такой частоте коммутации быстродействие диода практически не имеет значения.
Рабочий ток диода... хорошо бы уточнить, как он включен.
То же и для конденсаторов. Схему бы силовой части глянуть. Это что, понижалка, мост или какая-то другая топология?
Саломатин
Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 18:10) *
При такой частоте коммутации быстродействие диода практически не имеет значения.
Рабочий ток диода... хорошо бы уточнить, как он включен.
То же и для конденсаторов. Схему бы силовой части глянуть. Это что, понижалка, мост или какая-то другая топология?


Один нижний ключ для управления двигателем постоянного тока. Вот картинка, схема примитивная, типовая... На практике там еще есть двухсторонние сапрессоры 1.5КЕ15 параллельно диоду и транзистору - только для макета, потом уберу.
Microwatt
О, с картинкой - другое дело!
При таком низком рабочем напряжении полезно применить диод Шоттки. Не в смысле быстроты коммутации, а для малых потерь по теплу. 20-40 вольтовых Шоттки - навалом.
Ток тут не в переходных процессах, а длительно протекает. Потому диод надо рассчитывать по теплу на 50-70% тока электродвигателя с бросками в 130-150%. "Мягкие" запирания /отпирания имели бы смысл при рабочей частоте раз в 10-15 выше.
Что касаемо конденсаторов... Страхи Ваши преувеличены. Применяйте 105С электролиты и, если у Вас в месте установки платы будет не выше 60-70С, они отработают 2-3 года без проблем. На емкости, конечно, экономить не надо. 2-3 тыс микрофарад при токе 24ампера явно мало. Нужно хотя бы в 2-5 раз больше. И лучше П-образный LC фильтр соорудить, пусть в качестве дросселя будет просто трубочка или одновитковое кольцо. Это очень уменьшит пульсации на проводах, подводящих питание к плате.
Саломатин
Цитата(Microwatt @ Apr 16 2009, 20:36) *
О, с картинкой - другое дело!
При таком низком рабочем напряжении полезно применить диод Шоттки. Не в смысле быстроты коммутации, а для малых потерь по теплу. 20-40 вольтовых Шоттки - навалом.
Ток тут не в переходных процессах, а длительно протекает. Потому диод надо рассчитывать по теплу на 50-70% тока электродвигателя с бросками в 130-150%. "Мягкие" запирания /отпирания имели бы смысл при рабочей частоте раз в 10-15 выше.
Что касаемо конденсаторов... Страхи Ваши преувеличены. Применяйте 105С электролиты и, если у Вас в месте установки платы будет не выше 60-70С, они отработают 2-3 года без проблем. На емкости, конечно, экономить не надо. 2-3 тыс микрофарад при токе 24ампера явно мало. Нужно хотя бы в 2-5 раз больше. И лучше П-образный LC фильтр соорудить, пусть в качестве дросселя будет просто трубочка или одновитковое кольцо. Это очень уменьшит пульсации на проводах, подводящих питание к плате.


Да, что-то с диодом я не продумал. Недаром они у меня больше транзисторов греются... Был уверен, что это из-за коротких импульсов.

Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?
mpr
Цитата(Саломатин @ Apr 18 2009, 15:36) *
Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?

Да, все верно, только вот с ростом частоты намного увеличатся динамические потери в транзисторах. Рассмотрите возможность установки дросселя в цепь двигателя. Чтобы не гадать на кофейной гуще поставте в цепь шунт и измерьте пульсацию тока. Потом уже по факту примете решение по конденсатору, дросселю и частоте ШИМ
Microwatt
Цитата(Саломатин @ Apr 18 2009, 15:36) *
Да, что-то с диодом я не продумал. Недаром они у меня больше транзисторов греются... Был уверен, что это из-за коротких импульсов.

Я правильно понимаю, что если частоту увеличить раза в 2 - 3 то пульсации тока уменьшатся и облегчится режим конденсаторов при этом не ухудшив режим диода?

Нет, повышая частоту, Вы существенно не уменьшите потери в диодах. Режим конденсаторов немного облегчится. Если частота будет до 20кГц, то и в транзисторах особо тепла не добавится. Добавится оно может в двигателе.
Частоты до 10-20 кГц в современных импульсных стабилизаторах - "детские". В том смысле, что динамическими потерями в ключах и диодах можно пренебречь. Основоне тепло - чисто "омическое", из-за падения напряжения на активных компонентах.
А вот обмотка двигателя... она намотана под постоянный ток да еще и на обычном железе. Там потери очень большие на ВЧ. Поэтому, посмотрите через добавку в 0.01- 0.05 Ома форму тока. Если там трапеция, близкая к прямоугольнику, с очень пологой верхушкой, то лучше частоту больше не повышать. Это мало что даст. А вот если наклон более 10-15% от амплитуды, то повышение частоты может немного снизить ВЧ-гармоники в обмотке и потери. Хотя, это нужно проверить, измерить по общему КПД устройства. Заранее предсказать я затрудняюсь.
mpr
Цитата(mpr @ Apr 18 2009, 16:39) *
Да, все верно, только вот с ростом частоты намного увеличатся динамические потери в транзисторах. Рассмотрите возможность установки дросселя в цепь двигателя. Чтобы не гадать на кофейной гуще поставте в цепь шунт и измерьте пульсацию тока. Потом уже по факту примете решение по конденсатору, дросселю и частоте ШИМ

Опечатка вышла - с ростом частоты до ~20кГц немного увеличатся динамические потери
Саломатин
Цитата(mpr @ Apr 19 2009, 09:29) *
Опечатка вышла - с ростом частоты до ~20кГц немного увеличатся динамические потери

Ничего, перечитал пару раз, но понял всеж правильно.

Частоту увеличил до 14 кГц, форма тока конденсаторов стала практически прямоугольной (до 4 А rms ), а вот ток от источника питания как был почти треугольный, так и остался. Я так понимаю, дроссель служит для сглаживания пусаций тока в цепи источника? И установив его я могу точно не беспокоиться за конденсаторы? Прямоугольным желательно иметь ток непосредственно двигателя?
_Pasha
Цитата(Саломатин @ Apr 21 2009, 17:24) *
Я так понимаю, дроссель служит для сглаживания пусаций тока в цепи источника? И установив его я могу точно не беспокоиться за конденсаторы?

Совершенно сапоги! С точки зрения ЭМС - идеально. А еще есть источники с быстрой защитой по КЗ - тоже проблема решается.

Цитата
Прямоугольным желательно иметь ток непосредственно двигателя?

Каким макаком он будет прямоугольный? Это же индуктивная нагрузка. Он будет треугольным до безобразия smile.gif
Microwatt
Цитата(_Pasha @ Apr 21 2009, 19:01) *
Каким макаком он будет прямоугольный? Это же индуктивная нагрузка. Он будет треугольным до безобразия smile.gif

Не макаком, а гиббоном. Постоянным и будет с небольшой пилой по верхушке.
В очень плохо сделанных схемах - действительно треугольным и даже отдельными щербатыми треугольничками.
-=TRO=-
Я для подобных целей взял драйвер ir2153. В нижнее плечо 3 штуки stp60nf06 в паралель, в верхнее плечо (там где у старттопика диод) один такой-же stp60nf06. В затворы полевиков резюки вобще не ставил. Шим генератор собран на той-же ir2153 по стандартной схеме. Операционник меряет падение напряжения на проводе идущему к двигателям и сравнивает с опорным (задание тока двигателя). Выход операционника через сопротивление (номиналом в 2/3 от задающего в ir2153) подключен к третьему выводу ir2153 (выводу RC генератора). Таким образом у меня получился ШИМ стабилизатор тока (момента) для двигателей. Два двигателя впаралель потребляют вместе 35 ампер по 12 вольтам. Транзисторы еле тёплые на символическом радиаторе, частота ШИМ 20 килогерц (что-бы не зудел).
Кстати, питание у меня от аккумуляторов, провод до схемы метра полтора, поэтому взял пять штук самых дешовых конденсаторов на 10 тыщ мкф каждый, и собрал в линейку проходную батарею. Хотя и с одним конденсатором на 1000 мкф всё работало.
Microwatt
Цитата(-=TRO=- @ Apr 21 2009, 23:35) *
Я для подобных целей взял драйвер ir2153. . В затворы полевиков резюки вобще не ставил. Шим генератор собран на той-же ir2153 по стандартной схеме.....
всё работало.

Хм, земляк, а ну, давай-ка расскажи как это ШИМ на IR2153 делается? И стандартную схему в студию.
Думаю, она даже самому IR пригодится....
Если все работало -завтра у цирка жду с бутылкой. Приноси, дорогой, схему ШИМ, очень интересно.
Только фиксированная пауза в 1 мкс за ШИМ же не считается, да?
-=TRO=-
Я же всё написал, стандартая схема это конечно меандр, даёш напряжение на 3ю ногу через резистор номиналом чуть меньше времязадающего, он смещает напряжение компарации в ir2153, вот тебе и ШИМ. Допёр когда внутреннюю структуру в даташите рассматривал. Проверил, работает, очень обрадовался. Завтра я работаю, да и не пьющий, здоровье не позволяет, а схемку на работе как раз и накидаю.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
-=TRO=-
Двигатель я на схеме в спешке не так нарисовал, он у меня подключен паралельно верхнему полевику, а не нижнему(как на рисунке.)
Саломатин
Цитата(Microwatt @ Apr 21 2009, 21:15) *
Не макаком, а гиббоном. Постоянным и будет с небольшой пилой по верхушке.
В очень плохо сделанных схемах - действительно треугольным и даже отдельными щербатыми треугольничками.


Это я неточно выразился. Конечно, он постоянный (в смысле среднее значение больше нуля), но имеются импульсы больше даже пилообразные, чем чем треугольные. Но неважно ,все понятно тут. ТОк двигателя смотрел - практически прямоугольный (сильно зашумлен правда, но форму примерно видно), Если и подниму частоту, то только до 20кГц. Хотя никаких шумов-писков и так не слышно из-за шума устройства да и слушать некому.

-=TRO=-, идея интересная, смотрел ведь недавно на синхронные выпрямители - а не догадался и в инете не попалось. И драйвер на макете у меня 2110 - верхнего и нижнего ключа, верхний бездействует. Правда я не сторонник делать ШИМ таким экстравагантным методом, лучше классику применю - TL494. ТОлько вот непонятно, почему у Вас сам ключ из 3 транзисторов, а "диод" - из одного, хотя токи в них сравнимы, как выяснилось? И еще такой момент - за "мертвое время" у Вас "иголок" не наблюдается? Если диод оставить, но его шунтировать полевиком - вернее будет.
Microwatt
-=TRO=-, а ШИМ на IR2153 работает. Правда, не совсем ШИМ, частота плавает, но что-то шимоподобное явно получается.
Хм, сто раз ее включал, ЧИМ делал, но что буржуины рискнули не поставить счетный триггер в схему формирования меандра даже легкого подозрения не было. Да, вглядеться в структурную схему - действительно там только RS триггер, а половинки доверили формовать компаратору.
Спасибо! Ради таких находок стоит потусоваться на форумах.
-=TRO=-
Цитата(Саломатин @ Apr 22 2009, 20:19) *
ТОлько вот непонятно, почему у Вас сам ключ из 3 транзисторов, а "диод" - из одного, хотя токи в них сравнимы, как выяснилось? И еще такой момент - за "мертвое время" у Вас "иголок" не наблюдается? Если диод оставить, но его шунтировать полевиком - вернее будет.

Мне почему-то интуиция подсказывает что нижним ключам труднее, вот и влепил туда три, мне КПД очень важен, от аккумов всётаки работаю (тем не мене погляжу чё там творится в симуляторе с токами).
А на счёт диода, так он имеется в верхнем транзисторе, и весьма неплох, транзистор его и шунтирует.
А если дотошно разобиратся, то верхний транзистор, в данном применении работает не совсем правильно. Т.е. когда он открыт , то ток через него течёт в обратной полярности, хотя не думаю что это чем-то чревато.

To Microwatt В моём применении плавание шим не играет никакой роли, поскольку у меня обратная связь. А так да, чёткой зависимости скважности от смещения там нет, драйвер ведь через резистор запитан, и точка компарации плавает вместе с питанием драйвера.

Кстати из этого драйвера получается отличный ШИМ регулятор если нужно управлять ШИМом ручкой потенциометра. Вместо постоянного частотозадающего резистора ставим переменник сопротивлением в 2 раза больше расчётного, а с подключенных концов этого переменника кидаем на его ползунок 2 диода встречно. Правда 100% заполнения шим в этом случае не получается (а получится близко к 99%) , но это и к лучшему, конденсатор с которого берётся питание для открывание верхнего полевика будет гарантированно всегда заряжен.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.