Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: литература по преобразовательной технике
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Силовая Преобразовательная Техника
tensor1982
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, толковую литературу по инверторам, преобразовательной технике, силовой электронике (DC-DC, AC-DC, DC-AC, коррекция коэффициента мощности, гармоники в сеть и совместимость и т.д.).
По этой теме в институте преподают виртуальные люди абстрактные знания не связанные с практикой. Да и вопросы рассматриваться поверхностно и глубокого понимания и практического опыта думаю что нет ни у кого. В библиотеку зашел - на полках одни древние книги про основы - все что там написано и так понятно. В магазин ходил листать книжки посвежее - там опять же только основы электроники и преобразовательной техники. Из этих книг вообще не понятно как спроектировать инвертор, как изготовить образец, как отладить и заставить схему работать как надо и т.д.
Интересует следующая литература:

1. Обзорная литература по современной преобразовательной технике. Вот нашел в сети интересную книгу M. H. Rashid Power electronics handbook: devices, circuits, and applications. Там много материала (1200 страницsmile.gif) и не примитивно описано. Все остальные книги что мне попадались хуже этой. Может быть я плохо искал. Посоветуйте что еще есть по этому разделу почитать.
На русском языке неужели нет ничего толкового? Я бы даже купил себе за деньги что бы была книжка хорошая на полке.

2. Литература посвященная управлению тиристорами, транзисторами, защите транзисторов/тиристоров

3. Микроконтроллеры. Книги по микроконтроллерам что мне встречались похоже на книги для детей и их можно условно назвать так "моя первая программа на С/асмеблере". Это конечно интересно на начальном этапе помигать светодиодами, но быстро надоедает. Хотелось бы книгу толковую что бы там было описано как с помощью кучи тиристоров и микроконтроллера построить например регулируемый выпрямитель, потом туда для развития темы прикрутить инвертор, далее уроки по нерегулируемому мосту и ШИМ инвертору и т.д.
Вот я вижу у Atmel фирмы много всяких интересных приложений выложено на сайте - только вот сразу тяжело это все переварить, одновременно изучая английский и микроконтроллеры - хотелось то бы от простого к сложному поэтапно двигаться с помощью толковой книги или интернет ресурса.

4. Интересно мне как отладить, протестировать и заставить схему работать как надо. Здесь же наверняка очень много подводных камней, но что то я не вижу в книгах освещение этого вопроса. И еще лучше бы побольше было бы книг где написано как паять, как разместить все на макетной плате и т.д., чем книги с формулами.

5. Насколько при разработке устройств преобразовательной техники нужны средства моделирования? Например я вот что думаю - если стоит задача создать какой-нибудь преобразователь с высоким КПД практически не зависящим от мощности в широком диапазоне, то возможно и надо как следует все посчитать на этапе проектирования. Вот я немножко пощупал симповерсистемс Matlab, Proteus, OrCad. Симповерситсемс Matlab привлекает тем что можно прикрутить к инвертору двигатель, но в матлабе модель тиристоров и т.д. уж больно какая то упрощенная. В Proteus радует что есть микроконтроллер и можно подсунуть hex файл - но что то попахивает этот протеус лженаукой, мне кажеться что реальность отличается от протеус-модели. OrCad вроде бы посерьезнее моделирует тиристоры-транзиторы но двигатель туда прикрутить я пока что не смог, да и не разбирался очень сильно потому что не понятно нужно ли это на практике или нет. Вот на форуме вижу целый раздел про это Моделирование и Анализ Силовых Устройств....

6. Системы управления. По системам автоматического управления (САУ) полно всякой литературы где объект представляется в виде передаточных звеньев: преобразование Лапласа, z- преобразование, критерии устойчивости и т.д. - по сути книги по САУ от ТАУ ничем не отличаться и в них одна лишь теория и как совместить это с практикой непонятно. Вот например книга с многообещающим названием Hebertt_Control Design Techniques in Power Electronics Devices. Но внутри книги все исписано формулами и ни одной практической вещи там нет - я и сам могу исписать сто страниц математическими формулами, но причем здесь Power Electronics?

7. Гармоники в сеть, совместимость и т.д.

Спасибо.
Stanislav_S
Самый лучший способ это устроится на работу, а вот по мере работы прийдет и опыт и литература постепенно накопится и опыт общения на форумах smile.gif Учится без конкретной цели, тем более за которую платят деньги, нет смысла, слишком низкий КПД smile.gif
injener
Сразу могу сказать, что всеобьемлющей русскоязычной книги Вы не найдете.
А теперь немного по пунктам:

1. Обзорная литература - Зиновьев Основы силовой электроники 2004 года и Розанов Силовая электроника 2009. Если по источникам питания, то Вам подойдут Семенов, Браун и иже с ними. В этой области силовой электроники литературы много.

2. Воронин Полупроводниковые ключи, 2001г. Почитайте еще Уильямс Силовая электроника 1993 г. + описания от фирм-производителей

3. Я не специалист. Если найдете что-то подобное, поделитесь. Вообще в англоязычных изданиях есть. Control power electronics и Digytal control power converters посмотрите. Может немного не так называются. + описания фирм-изготовителей

4. Не знаю что и сказать. Точно ничего такого не найдете. Свой опыт + подсказки коллег

5. Тут все определяется задачами. Лично я пользуюсь PSIM для эскизного моделирования + динамика и Microcap или OrCad для доводки. Страшно не люблю матлаб, хотя другие его уважают. Скорее всего это просто предпочтения, связанные с решением конкретных задач. По оркаду и матлабу есть литература англоязычная и книжки Германа-Галкина на русском.

6. Тут, если Вы хотите создать нечто выдающееся, теория вам в помощь. Действительно теория управления что для силовой электроники, что для управления чем-нибудь другим одна и та же. Посмотрите относительно древнюю книгу Шипило Автоматизированный вентильный электропривод. Если же что-то найдете, поделитесь.

7. Опять же Зиновьев + Маевский + западные нормы.

Не обессудьте за ответ. Наверное, сколько людей, столько и мнений будет.

Цитата
Самый лучший способ это устроится на работу, а вот по мере работы прийдет и опыт и литература постепенно накопится и опыт общения на форумах smile.gif Учится без конкретной цели, тем более за которую платят деньги, нет смысла, слишком низкий КПД smile.gif

Хотел написать, но побоялся. Лучший ответ. Несомненно, занимаясь конкретными разработками, Вы сами сможете прочувствовать проблему.
Serg SP
По первому и второму пункту - следующая литература:
Мэк Р «Импульсные источники питания», Браун М «Источники питания. Расчёт и конструирование», Семёнов Б. Ю. «Силовая электроника. От простого к сложному», Мелёшин В. И. «Транзисторная преобразовательная техника». Воронин П. А. «Силовые полупроводниковые ключи».
Первые три книги с практическими примерами на основе современных ресурсов, последние две - с теоретическим наклоном. Будет желание ознакомиться с этими произведениями - пишите в личку, скину.
iosifk
Цитата(tensor1982 @ Aug 24 2010, 14:05) *
Подскажите, пожалуйста, толковую литературу по инверторам, преобразовательной технике, силовой электронике (DC-DC, AC-DC, DC-AC, коррекция коэффициента мощности, гармоники в сеть и совместимость и т.д.).

Сайт журнала "Силовая Электроника" www.power-e.ru
vlvl@ukr.net
Поищите по этим ключевым словам:

1. Newnes.Power_Supply_Cookbook.Marty_Brown.ISBN-075067329X.May-2001.eBooks-Corner.pdf
2.Practical Switching Power Supply Design.Marty Brown; Motorola Semiconductor.1990.258 p.pdf
3.Switchmode Power Supply Handbook.pdf
4. Switching Power Supply Design, 3rd Ed.pdf

tensor1982
Мэк, Браун, Семёнов листал, вполне адекватные книги, но хочется двигаться дальше. За ссылку на Воронина и Мелёшина благодарю - я раньше не встречал этих книжек. Розанов читал только старое издание (1992год) - стоит ли тратить деньги и заказывать книгу 2009го года или там все то же самое что в старой книжке? Книжку Зиновьев-Основы_силовой_электроники в 2х частях нашел 2000-2001год - раньше я вроде бы читал Зиновьев древнее издание (xx векаsmile.gif) - не возбудил меня тот Зиновьевsmile.gif. 2004ый год наверное та же книга что и 2000-2001ый?

Цитата(injener @ Aug 24 2010, 17:21) *
7. Опять же Зиновьев + Маевский + западные нормы.

Уточните что за Маевский?! Полное название - не могу найти.

Цитата(injener @ Aug 24 2010, 17:21) *
6. Тут, если Вы хотите создать нечто выдающееся, теория вам в помощь. Действительно теория управления что для силовой электроники, что для управления чем-нибудь другим одна и та же. Посмотрите относительно древнюю книгу Шипило Автоматизированный вентильный электропривод.

Шипило поищу в библиотеке в сети не могу найти. Но Шипило уж больно древная рукопись - я думал в то время еще электричество не изобрелиsmile.gif, а оказывается уже были писатели про вентильный электропривод...но все же хочеться что нибудь из XXI века...Я вот вижу книжки по электроприводу, вижу всякие там преобразования Лапласа, преобразования вращающихся координат в неподвижные, наблюдатель потока и т.д. и структурные схемы - все это я могу разобрать и могу в маталбе смоделировать, но ни в одной этой книжке с формулами я не вижу как эта изящная теория превращается в практику sad.gif .
vlvl@ukr.net
Можете еще полистать апликухи от производителей силовых ИМС, там тоже очень много полезной инфа, а книги к этим апликейшинам будут хорошим дополнением.
tensor1982
Цитата(vlvl@ukr.net @ Aug 25 2010, 18:11) *
Поищите по этим ключевым словам:

1. Newnes.Power_Supply_Cookbook.Marty_Brown.ISBN-075067329X.May-2001.eBooks-Corner.pdf
2.Practical Switching Power Supply Design.Marty Brown; Motorola Semiconductor.1990.258 p.pdf
3.Switchmode Power Supply Handbook.pdf
4. Switching Power Supply Design, 3rd Ed.pdf

Спасибо!
По книжкам 1 - 2: Вы считаете что труды Брауна надо изучить в оригинале на английском и русской версии "Браун_Источники питания. Расчет и конструирование" не достаточно?
"3.Switchmode Power Supply Handbook.pdf" имелось ввиду книга "Keith Billings. Switchmode Power Supply Handbook" 1989го года или более свежее издание есть?
4. Switching Power Supply Design, 3rd Ed.pdf это "Abraham I.Pressman. Switching Power Supply Design. 2009" и это книжка в соавторстве с Keith Billings?

Цитата(vlvl@ukr.net @ Aug 25 2010, 19:17) *
Можете еще полистать апликухи от производителей силовых ИМС, там тоже очень много полезной инфа, а книги к этим апликейшинам будут хорошим дополнением.

Подкиньте пожалуйста ссылки...в ИМС надо ли лезть? Микроконтроллерами Atmel нельзя обойтись для начала? Atmel вроде бы доступно пониманию, дешево, сердито и универсальноsmile.gif
vlvl@ukr.net
Цитата(tensor1982 @ Aug 25 2010, 16:40) *
Спасибо!
По книжкам 1 - 2: Вы считаете что труды Брауна надо изучить в оригинале на английском и русской версии "Браун_Источники питания. Расчет и конструирование" не достаточно?

Нет, там просто нет ошибок в формулах, в отличии от русского издания ( по крайней мере я их не заметил).

Цитата(tensor1982 @ Aug 25 2010, 16:40) *
Микроконтроллерами Atmel нельзя обойтись для начала? Atmel вроде бы доступно пониманию, дешево, сердито и универсальноsmile.gif

А какое отношение они имеют к преобразовательной (силовой) технике ?
tensor1982
Цитата(vlvl@ukr.net @ Aug 25 2010, 19:44) *

систему автоматического управления и алгоритм управления тиристорами-транзисторами инвертора с помощью микроконтроллера + цепей гальванической развязки нельзя что ли реализовать?! например так http://www.mirmk.net/content/view/65/29/ или что-нибудь по аналогии. или это только на малые мощности?

Цитата(vlvl@ukr.net @ Aug 25 2010, 19:44) *

читаю книжку "Воронин_Силовые полупроводниковые ключи" раздел "4.2 основные типы импульсов управления": "...в структуре формирователя импульсов управления различают информационно-логическую часть (ИЛЧ) и усилитель управляющих импульсов...". Дак вот эту ИЛЧ если я буду делать на базе микроконтроллера то это будет не верно?...а я уже и на язык Си подналег и микроконтроллер потихоньку начал прошиватьsmile.gif Неужели зряsmile.gif?
injener
Посмотрите еще книжки Перельмутер, Сидоренко Системы управления и Файнштейн Микропроцессорные системы управления тиристорным электроприводами. Хоть и старые но наши управленцы их любят smile.gif
vlvl@ukr.net
Цитата(tensor1982 @ Aug 25 2010, 19:06) *
систему автоматического управления и алгоритм управления тиристорами-транзисторами инвертора с помощью микроконтроллера + цепей гальванической развязки нельзя что ли реализовать?! например так http://www.mirmk.net/content/view/65/29/ или что-нибудь по аналогии. или это только на малые мощности?

biggrin.gif
Мощности здесь не имеют значения.
injener
Вообще-то врядли Вам предстоит заниматься так широко. Верно подметили, нужно пойти на работу, заняться конкретной проблемой, а потом уже и двигаться в соответствующем направлении. Врядли Вам прейдеться заниматься сразу разработкой и системы управления, и силой. Люди, занимающиеся источниками питания, редко занимаются электроприводом. Особенности создания выпрямителя килоампер на 10 с соответствующей мощностью и на обычных диодах совсем другие, чем при создании импульсника на 1 кВт. Кстати, трудностей там не меньше и связаны они прежде всего с охлаждением, токосьемом, динамическими особенностями конструктивов (например усилия, возникающие между шинами в момент перегрузки) и врядли в какой-то книге по источникам питания это все есть. С другой стороны, в импульсниках, работающих на высоких частотах, другие проблемы, связанные с потерями на переключение, помехами...
Решая конкретные задачи, вы сами определитесь с литературой, фирмами-изготовителями, элементной базой. Приобретете опыт.
iosifk
Цитата(tensor1982 @ Aug 24 2010, 14:05) *
6. Системы управления. По системам автоматического управления (САУ) полно всякой литературы где объект представляется в виде передаточных звеньев: преобразование Лапласа, z- преобразование, критерии устойчивости и т.д. - по сути книги по САУ от ТАУ ничем не отличаться и в них одна лишь теория и как совместить это с практикой непонятно. Вот например книга с многообещающим названием Hebertt_Control Design Techniques in Power Electronics Devices. Но внутри книги все исписано формулами и ни одной практической вещи там нет - я и сам могу исписать сто страниц математическими формулами, но причем здесь Power Electronics?

Блин! Писал, писал, отправил, так сервер все забил... Попробую еще раз. Только теперь очень кратко... Соберите на "рассыпухе" линейный стабилизатор. Введите во второй каскад, который идет после схемы сравнения опоры и ОС, введите туда синусоиду и посмотрите, что делается на выходе. Постройте АЧХ и ФЧХ. Потом линейный замените на импульсный. Сделайте то-же. Потом вместо синусоиды задайте импульсы и смотрите переходный процесс. Потом поменяйте коррекцию...
Будут вопросы - пишите.
А еще, учиться можно на Атмеле. Применять его в рабочих проектах - никогда!
Удачи!
tensor1982
Цитата(iosifk @ Aug 26 2010, 12:30) *

поясните более детально по поводу атмела и рабочих проектов...на что тогда ориентироваться после "учебы на атмеле"?
vlvl@ukr.net
Цитата(tensor1982 @ Aug 27 2010, 08:41) *
поясните более детально по поводу атмела и рабочих проектов...на что тогда ориентироваться после "учебы на атмеле"?

На преобразовательную технику ( шим контроллеры, схемы построения и выбора их, аналоговую схемотехнику)
tensor1982
Цитата(injener @ Aug 26 2010, 11:57) *
Верно подметили, нужно пойти на работу, заняться конкретной проблемой, а потом уже и двигаться в соответствующем направлении.

Решая конкретные задачи, вы сами определитесь с литературой, фирмами-изготовителями, элементной базой. Приобретете опыт.

по поводу работы-учебы это конечно хорошо, но что бы устроиться на работу нужно иметь опыт работы, а что бы получить опыт работы нужно устроиться на работу...получаться замкнутый кругsmile.gif. да и студент никому не нужен - я же 5ть дней в неделю хорошо работать и учиться не смогу. кроме того - чем плохо что я занимаюсь дополнительно по учебе/преобразовательной технике, навряд ли это повредит делу. хочется то в рамках курсовых делать не виртуальные работы, а что то связанное с реальностью, "решая конкретные задачи", пусть даже и учебные на первом этапе и набить тут шишки...ну и обзор литературы толковой произвести и чтение - никогда ни кому не вредило
iosifk
Цитата(tensor1982 @ Aug 27 2010, 09:41) *

Дело в том, что стратегия Атмела - мк для бытовухи и каждые 2-5 лет они их снимают с производства без объявления причин. Что совсем недавно и произошло. Смотрите "плачь Ярославны" какой идет здесь и в Сахаре...
Надо ориентироваться на тех производителей, которые производят мк для промышленности. Они имеют привычку предупреждать о снятии с производства за пару лет... И прежде чем что-то закладывать в серию, проверьте будет ли выпуск мк длиться 8-10 лет. А иначе с ремонтом и ЗИПом - труба. Посмотрите например Сименс и Реннесас.
Alex-GTU
Цитата(iosifk @ Aug 26 2010, 10:30) *
Блин! Писал, писал, отправил, так сервер все забил... Попробую еще раз. Только теперь очень кратко... Соберите на "рассыпухе" линейный стабилизатор. Введите во второй каскад, который идет после схемы сравнения опоры и ОС, введите туда синусоиду и посмотрите, что делается на выходе. Постройте АЧХ и ФЧХ. Потом линейный замените на импульсный. Сделайте то-же. Потом вместо синусоиды задайте импульсы и смотрите переходный процесс. Потом поменяйте коррекцию...
Будут вопросы - пишите.
Удачи!

А почему Атмел в рабочих проектах не применять?
iosifk
Цитата(Алексей из Вологды @ Aug 27 2010, 11:35) *
А почему Атмел в рабочих проектах не применять?

так см. мой пост чуть выше...
M._V._PAV
Цитата(tensor1982 @ Aug 24 2010, 13:05) *
Здравствуйте!
Спасибо.

Рекомендую в первую очередь ознакомиться с книгой:Fundamentals of Power Electronics, R.W.Erickson. Все остальное легко пойдет.
Удачи!
Alex-GTU
Цитата(M._V._PAV @ Aug 30 2010, 06:25) *
Рекомендую в первую очередь ознакомиться с книгой:Fundamentals of Power Electronics, R.W.Erickson. Все остальное легко пойдет.
Удачи!

А целиком где взять её?
M._V._PAV
Цитата(Алексей из Вологды @ Aug 30 2010, 07:27) *
А целиком где взять её?

Попробуйте погуглить, на файлообменниках должна быть.
ANS3008
Мелешин В. "Транзисторная преобразовательная техника "
В общем, есть в почти всё. Для начала-достаточно
kservice
Цитата(ANS3008 @ Aug 31 2010, 15:10) *

А кто подскажет литературу по схемотехнике стабилизаторов напряжения вообще и по стабилизаторам с сервоприводами в частности? Есть схема (вернее, фрагменты) - не могу разобраться в логике ее работы
kservice
Цитата(ANS3008 @ Aug 31 2010, 15:10) *

А кто подскажет литературу по схемотехнике стабилизаторов напряжения вообще и по стабилизаторам с сервоприводами в частности? Есть схема (вернее, фрагменты) - не могу разобраться в логике ее работы
ANS3008
A что имеется в виду по словлсочетанием "стабилизатор с сервоприводами "?
injener
Извиняюсь, если не совсем в тему. Может кому-то попадалась книга
Ермуратский В. В. - Конденсаторы переменного тока в тиристорных преобразователях.
vlvl@ukr.net
Цитата(M._V._PAV @ Aug 30 2010, 05:25) *
Удачи!

Кто нибудь уже выкачал, дайте ссылку пожалуйста.
tyro
Цитата(vlvl@ukr.net @ Sep 3 2010, 16:17) *

Почитать, и скачать по частям можно здесь: http://ecee.colorado.edu/~pwrelect/book/slides/slidedir.html
Пушкарев Михаил
Цитата(vlvl@ukr.net @ Sep 3 2010, 16:17) *

http://valvolodin.narod.ru/books.html
tensor1982
Да, уж...почитал....большинство книг на русском виртуальные и не имеют отношения к практикеsad.gif. Понравилась книга "Воронин Силовые полупроводниковые ключи". На английском пока что чтение идет тяжело и медленно...
А есть ли где-нибудь в России платные обучающие курсы по силовой электронике где мудрые и опытные люди рассказывали бы вещи не описанные в книгах + давали бы собрать руками и настроить например инвертор и систему управления двигателем из готовых модулей (Semikron или Infineon или International Rectifier или Mitsubishi или любые другие)?!
Вот здесь вижу учебный центр "РОДНИК" http://www.rodnik.ru/education/seminar.php. Очень хорошие наверно программы, но специфика не та - СВЧ, ПЛИС... Я ищу что то подобное связанное с проектированием инверторов для двигателей, для начала бы хватило даже курсы + лабораторные на 1кВт.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.