Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: ΔV метод контроля для NiM аккумуляторов
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Силовая Электроника - Power Electronics > Первичные и Вторичные Химические Источники Питания
Fenolftalein
Подскажите, как найти значения параметров, для контроля заряда никель-металлгидридных аккумуляторов, с использованием метода ΔV? Конкретно интересует величина ΔV и с каким периодои нужно замерять напряжение, что бы не пропустить снижение?
MikeSchir
Цитата(Fenolftalein @ May 26 2011, 08:51) *
Подскажите, как найти значения параметров, для контроля заряда никель-металлгидридных аккумуляторов, с использованием метода ΔV? Конкретно интересует величина ΔV и с каким периодои нужно замерять напряжение, что бы не пропустить снижение?

Ni-Mh аккумулятор считается заряженным уже при достижении максимума напряжения при его заряде большими токами (fast charge), и заряжать ег дольше совсем не полезно, очём и пишут изготовители.
Для заряда Ni-Mh аккумуляторов в режиме fast charge существуют специальные контроллеры, их очень много.
Из тех, что я применял:
- MAX713 от Maxim имеет период измерения от 22 до 168 сек, в зависимости от установок, что позволяет довольно чётко определять максимум напряжения при заряде током даже менее 0,3С;
- MC33340 от ONsemi имеет фиксированный период измерения ~1,7 сек, что позволяет нормально работать с токами заряда не менее 0,5С.
Все сведения есть в даташитах на эти и другие контроллеры.
Smoky
Мне приходилось заниматься этой проблемой и нужно сказать что выловить дельту не всегда удаётся. Особенно у новых аккумуляторов, которые долго где то лежали, а так же у старых и побывавших под глубоким разрядом. Ежесекундно производил суммирование полученного аккумулятором заряда и одновременно вылавливал и запоминал максиму напряжения на аккумуляторе. Ложная дельта может появиться в середине процесса заряда в результате снижения внутреннего сопротивления аккумулятора. Поэтому контроль дельты разрешал производить только после получения 80% заряда. Если всё же дельта не определялась то процесс заканчивался после получения 105% заряда. В нормальных рабочих аккумуляторах дельта определяется без проблем. Естественно здесь без микроконтроллера не обойтись.
AlexeyW
Цитата(дымок @ May 26 2011, 20:09) *
Ложная дельта может появиться в середине процесса заряда в результате снижения внутреннего сопротивления аккумулятора.

Но ведь обычно на время измерения ток заряда прерывают
Fenolftalein
Батарея состоит из 6 аккумуляторов, естественно, дельта V может быть выражен не сильно. Для дополнительного контроля будет таймер (заряд не более 4 часов), также контроль по уровню напряжения. Контроллер предполагается использовать обычный. Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения.
Voblin
Цитата(Fenolftalein @ May 27 2011, 06:16) *
Батарея состоит из 6 аккумуляторов, естественно, дельта V может быть выражен не сильно. Для дополнительного контроля будет таймер (заряд не более 4 часов), также контроль по уровню напряжения. Контроллер предполагается использовать обычный. Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения.


На 6 АКБ последовательно дельту ловить бессмысленно. Лучше тогда по напряжению 1.6 В на элемент (это если ток не сильно большой не более 0.2С), а ещё лучше поставить в батарею термодатчик и по нему прекращать заряд.
MikeSchir
Ложная дельта может быть из-за уменьшения тока в процессе заряда, поэтому нужен хороший стабилизатор тока заряда, ну хотябы +-10%.
Цитата
Мне нужна методика расчета дельта V и периода измерения

По данным на аккумуляторы Saft и Varta (да наверное и других фирм) при нормальной окружающей аккумулятор уже заряжен при достижении максимума, при повышенной до полного заряда можно зарядить, но он перегреется и быстро сдохнет, поэтому при повышенной его до конца не заряжают.
Цитата
На 6 АКБ последовательно дельту ловить бессмысленно. Лучше тогда по напряжению 1.6 В на элемент (это если ток не сильно большой не более 0.2С), а ещё лучше поставить в батарею термодатчик и по нему прекращать заряд.

Напряжение на аккумуляторе в максимуме не всегда равно 1,6 В, оно зависит от окр. температуры и от тока заряда (см. зарядные траектории в даташите) поэтому само напряжение не может быть зарядным признаком.
На 6 элементах вполне достаточная дельта, тем более, что любой м/с контроллер заряда делителем приводит его к 1.5 В (к одному элементу). Почитайте описание MC33340 и MAX712/713, очень интересно. Там ведь кроме АЦП больше нет аналоговых устройств, всё остальное в цифре.
В MC33340 и MAX712/713 есть и таймер и контроль температуры (в MC33340 или то или другое), а в MAX712/713 ещё и управление стабилизатором тока.
Цитата
Мне приходилось заниматься этой проблемой и нужно сказать что выловить дельту не всегда удаётся. Особенно у новых аккумуляторов, которые долго где то лежали, а так же у старых и побывавших под глубоким разрядом.

Не было в моей практике таких случаев, даже новые Saft-овские 11Ач аккумуляторы при заряде 2,3А (посмотрите какой пологий максимум) нормально отлавливался максимум, другое дело что полностью не заряжались, но это достигается тренировкой. Честно скажу, при этом был и контроль температуры и таймер. Нельзя мерить аккумулятор количеством впихнутых в него амперчасов (заряда), ведь КПД зпряда очень зависит от внешних условий.
Я не агитирую за применение MC33340 и MAX712/713, просто в течение многих лет (в моих разработках с 1992г.) они стали классическими контроллерами и для них хорошо (уже) расписаны аппликейшены, и по ним можно хорошо научиться как правильно заряжать NiMh. Много есть новых контроллеров, но среди них много неуниверсальных, специализированных (напр. для мобильников), а может быть и они подойдут Вам.
Smoky
Цитата(AlexeyW @ May 27 2011, 00:32) *
Но ведь обычно на время измерения ток заряда прерывают


Ни в коем случае. Причём рекомендуется держать зарядный ток величиной 1С, в крайнем случае 0,5С. Больше вероятности обнаружить дельту. Забыл сказать в своём сообщении выше, что одновременно нужно контролировать температуру аккумулятора. Процесс окончания заряда яконтролировал по снижению напряжения с одновременным ростом температуры. Очень хорошо об этом написано в серии статей "1001 зарядное устройство" в журнале СХЕМОТЕХНИКА начиная с №2 2000г. Можете так же в этом разделе посмотреть моё сообщение за 10 июля 2010 г, где я разместил файлы со схемами и программами.
AlexeyW
Цитата(дымок @ May 27 2011, 19:45) *
Ни в коем случае. Причём рекомендуется держать зарядный ток величиной 1С, в крайнем случае 0,5С. Больше вероятности обнаружить дельту. Забыл сказать в своём сообщении выше, что одновременно нужно контролировать температуру аккумулятора. Процесс окончания заряда яконтролировал по снижению напряжения с одновременным ростом температуры.

Спасибо. Да, температура - тоже важный показатель.
Правда, утверждение о прерывании тока не мое - так работает контроллер MC33340/42, ток прерывается на 33 мс для измерения.
MikeSchir
Цитата(AlexeyW @ May 28 2011, 00:13) *
Спасибо. Да, температура - тоже важный показатель.
Правда, утверждение о прерывании тока не мое - так работает контроллер MC33340/42, ток прерывается на 33 мс для измерения.

Да в MC33340 есть возможность проводить измерение напряжения прерывая ток заряда и для уменьшения ошибки измерительный интервал времени, составляющий 11 мс, отделён таким же промежутком от момента прерывания тока заряда. Таким способом проводится измерение чтобы результат не зависел от величины тока заряда, но если Вы имеете хороший стабилизатор тока, то этим можно не пользоваться, особенно если зарядное устройство и батарея работают в системе бесперебойного питания.
AlexeyW
Цитата(MikeSchir @ May 30 2011, 15:22) *
Да в MC33340 есть возможность проводить измерение напряжения прерывая ток заряда и для уменьшения ошибки измерительный интервал времени, составляющий 11 мс, отделён таким же промежутком от момента прерывания тока заряда. Таким способом проводится измерение чтобы результат не зависел от величины тока заряда, но если Вы имеете хороший стабилизатор тока, то этим можно не пользоваться, особенно если зарядное устройство и батарея работают в системе бесперебойного питания.

Спасибо. Я как-то из мануала на эту микру воспринял, что отключение обязательно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.