реклама на сайте
подробности

 
 
 
Reply to this topicStart new topic
> АРУ и подавление паразитных каналов
Огурцов
сообщение Dec 27 2011, 00:48
Сообщение #1


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 928
Регистрация: 28-03-07
Из: РФ
Пользователь №: 26 588



Есть три источника сигнала (звука), расположенных в линию и немного (пусть полметра) разнесенных в пространстве и три микрофона напротив на таком же расстоянии. Громкость источников произвольная и меняется.

Существует ли какой-то вменяемый способ автоматически усилить до нужного уровня сигнал со среднего микрофона и одновременно задавить соседние каналы слева и справа ?

Имхо, т.к. расстояние небольшое, на фазу обращать внимание не стоит.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение Dec 27 2011, 08:59
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Цитата(Огурцов @ Dec 27 2011, 02:48) *
Существует ли какой-то вменяемый способ автоматически усилить до нужного уровня сигнал со среднего микрофона и одновременно задавить соседние каналы слева и справа ?

Имхо, т.к. расстояние небольшое, на фазу обращать внимание не стоит.

ИМХО, как раз на фазу и стоит в первую очередь обращать внимание, если иметь в виду электронный способ, а не "механический" вроде раструба.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
V_G
сообщение Dec 27 2011, 09:12
Сообщение #3


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 818
Регистрация: 15-10-09
Из: Владивосток
Пользователь №: 52 955



Цитата(Огурцов @ Dec 27 2011, 10:48) *
Имхо, т.к. расстояние небольшое, на фазу обращать внимание не стоит.

Для звуковых волн расстояние весьма приличное
При скорости звука 340 м/с для частоты 1000 Гц длина волны будет 34 см
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Огурцов
сообщение Dec 27 2011, 14:08
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 928
Регистрация: 28-03-07
Из: РФ
Пользователь №: 26 588



Сигнал не синусоидальный. Зато все места расположения четко зафиксированы.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
korolkov24
сообщение Dec 29 2011, 05:07
Сообщение #5


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 138
Регистрация: 31-08-08
Пользователь №: 39 900



Цитата(Огурцов @ Dec 27 2011, 04:48) *
Существует ли какой-то вменяемый способ автоматически усилить до нужного уровня сигнал со среднего микрофона и одновременно задавить соседние каналы слева и справа ?


Это Лимитер, управляемый Гейтом.

"Гейт" - усилитель, увеличивающий КУ при определённом уровне сигнала.

Например, на средний микрофон подключен гейт, а его управляющий сигнал заведён на лимитеры соседних микрофонов.
При появлении звука определённой громкости чувствительность среднего микрофона увеличивается, а соседних - уменьшается.
Можно сделать гейт на все микрофоны, тогда приоритетным будет тот микрофон, в который начали говорить раньше или громче.

Реализовать можно на LM13700 или на полевом транзисторе.

Примерно так.

Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 
Go to the top of the page
 
+Quote Post
shf_05
сообщение Dec 29 2011, 05:12
Сообщение #6


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 143
Регистрация: 22-04-08
Из: г. Екатеринбург
Пользователь №: 36 992



Цитата(korolkov24 @ Dec 29 2011, 11:07) *
Это Лимитер, управляемый Гейтом.

дак это называется одни микрофон.
а зачем тогда вообще 3 микрофона, если сигнал нужен только с одного?
распишите задачу.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Огурцов
сообщение Dec 29 2011, 07:30
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 928
Регистрация: 28-03-07
Из: РФ
Пользователь №: 26 588



Цитата(korolkov24 @ Dec 29 2011, 06:07) *
Примерно так.

АРУ, м.б. и пойдет, а остальное - нет. Нужно не просто управлять, нужно вырезать соседние источники из принятого сигнала. Ну задача конечно чуть шире - то же самое нужно сделать для всех трех каналов, чтобы в каждом микрофоне полуичлся как бы только один источник. Предположим, все это дело можно было бы даже оцифровать и обработать в цифре, но усиливать все равно придется до того, собственно как и подавить хотелось бы, иначе в некоторых случаях слабый основной сигнал просто забьется сильными соседними. Есть наверное какие-то усилители с управляемым коэффициентом усиления, очевидно с дискретным шагом, если придется обрабатывать в цифре. Предположительно усиливать придется с -48дБ с минимум таким же диапазоном, т.е. всего от 96дБ. Т.е. все равно нужно до обработки усиливать подавлять, иначе будет попадание на какие-нибудь 24х битные АЦП, которые вообще не понятно как.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Erkekjetter
сообщение Dec 29 2011, 09:37
Сообщение #8


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 21
Регистрация: 2-02-08
Из: Череповец
Пользователь №: 34 676



Добавляем мешающие сигналы в противофазе к выделяемому каналу. Нужны фазовращатели с подстройкой угла сдвига.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
ViKo
сообщение Dec 29 2011, 10:36
Сообщение #9


Универсальный солдатик
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 8 634
Регистрация: 1-11-05
Из: Минск
Пользователь №: 10 362



Цитата(Erkekjetter @ Dec 29 2011, 12:37) *
Добавляем мешающие сигналы в противофазе к выделяемому каналу. Нужны фазовращатели с подстройкой угла сдвига.

Задержать свой сигнал на столько, на сколько чужой звук в микрофон запаздывает (чужой же источник дальше). Потом чужой сигнал (принятый с чужого микрофона) ослабить настолько, насколько он ослабляется при приеме через свой микрофон, и вычесть.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
korolkov24
сообщение Dec 29 2011, 13:54
Сообщение #10


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 138
Регистрация: 31-08-08
Пользователь №: 39 900



Цитата(Огурцов @ Dec 29 2011, 11:30) *
нужно вырезать соседние источники из принятого сигнала.

При использовании вокодера, нежелательно проникновение посторонних звуков в микрофон, и часто используется простой приём -
два микрофона, расположенные рядом и включенные в противофазе.
Дальние звуки подавляются, так как микрофоны в противофазе, а вокалист поёт только в один микрофон из двух.

В простом случае используется суперкардиоида или гиперкардиоида.

Вы бы упростили задачу, объяснив назначение всего этого, чтобы нам не изобретать лишнего - возможно есть стандартное решение.

По поводу того, что надо, чтобы микрофон воспринимал то, чего нет в двух других, есть схемные решения, но это не поможет, так как не ясна задача в целом.

Для подавления обратной акустической связи используются следящие фильтры, линии задержки или устройства переноса спектра.

Сообщение отредактировал korolkov24 - Dec 29 2011, 14:09
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Plain
сообщение Dec 29 2011, 14:00
Сообщение #11


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 6 776
Регистрация: 5-03-09
Из: Москва
Пользователь №: 45 710



Цитата(korolkov24 @ Dec 29 2011, 16:54) *
Вы бы упростили задачу, объяснив назначение всего этого, чтобы нам не изобретать лишнего - возможно есть стандартное решение.

О, да — микрофонная решётка и ЦПС с соответствующим ПО.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Огурцов
сообщение Dec 29 2011, 22:57
Сообщение #12


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 3 928
Регистрация: 28-03-07
Из: РФ
Пользователь №: 26 588



Цитата(korolkov24 @ Dec 29 2011, 13:54) *
При использовании вокодера, нежелательно проникновение посторонних звуков в микрофон, и часто используется простой приём -
два микрофона, расположенные рядом и включенные в противофазе.

Совршенно в точку, плюс еще просто хочется хорошо разделить сигналы по отдельным дорожкам для дальнейшей обработки на будущее.

А если от противного, поставить микрофон не перед исполнителем, а между исполнителями. Т.о. два соседних микрофона будут принимать своего исполнителя с одинаковым уровнем и его можно будет задавить, а чужих - с разным. И их можно будет выделить комбинацией с другими каналами.


Цитата(Plain @ Dec 29 2011, 14:00) *
О, да — микрофонная решётка и ЦПС с соответствующим ПО.

Это шутка такая или реально м.б. ? Ну пусть будет не три микрофона, а девять, если это поможет.


Цитата(ViKo @ Dec 29 2011, 10:36) *
Задержать свой сигнал на столько, на сколько чужой звук в микрофон запаздывает (чужой же источник дальше). Потом чужой сигнал (принятый с чужого микрофона) ослабить настолько, насколько он ослабляется при приеме через свой микрофон, и вычесть.

В общем случае не известно, на сколько он будет запаздывать, сегдня через полметра их посадили, завтра через метр. По-хорошему какой-то бы пилот-тон пустить, или для настройки или вообще при записи.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
alexvu
сообщение Dec 30 2011, 11:33
Сообщение #13


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 172
Регистрация: 14-11-11
Из: Москва
Пользователь №: 68 299



Нужен направленный микрофон, что ли?
Поищите, их же куча.
Самые крутые как раз делаются в виде линейк (решетки) ненаправленных микрофонов с ЦОС, но есть и подешевле варианты.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
sera_os
сообщение Dec 30 2011, 21:36
Сообщение #14


Профессионал
*****

Группа: Свой
Сообщений: 1 457
Регистрация: 2-05-06
Из: UA
Пользователь №: 16 689



Может автору пригодится, тыц.


--------------------
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 23rd July 2025 - 23:12
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.02603 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016