реклама на сайте
подробности

 
 
 
Reply to this topicStart new topic
> Чем заменить 18N50, желательно более мощным и надёжным
Ilya_NSK
сообщение Sep 28 2015, 11:02
Сообщение #1


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



Здравствуйте!
Прошу прощения за дилетантский вопрос. Т.к. я - простой радиолюбитель, то уверенности в правильности своих рассуждений не имею, а потому отвлекаю от серьёзных дел профессионалов. Ремонтирую ИБП BackUPS RS1000, там в push-pull DC-DC преобразователе сгорели транзисторы 18N50 верхнего плеча. В интернете нашёл сведетельства того, что сгорание именно этих транзисторов является достаточно распространённой неисправностью данных ИБП - видимо, какая-то недоработка. Потому хочу их заменить на более мощные. Из доступного нашёл IRFP460. Они есть простые, а есть с буквами LC. Те, которые простые, имеют много большие ёмкости, а вот с буквой LC мало отличаются по ёмкостям от 18n50. По всем временам переключения, кроме Turn-Off Delay Time, IRFP460 быстрее (но диод медленнее), чем 18N50, а IRFP460LC быстрее и по Turn-Off Delay Time, причём в разы (но диод, опять же, медленнее). Корпуса, понятно, разные, но, думаю, как-нибудь уж "впихнуть" можно.
Если по пунктам, то вопросы у меня такие:
1. Имеет ли смысл замена 18N50 на IRFP460 или IRFP460LC - будет ли надёжность выше?
2. Если менять на другой тип транзисторы верхнего плеча, нужно ли то же самое делать и с нжним плечом?
3. Насколько важны ёмкости и динамические параметры транзисторов в преобразователях ИБП (как я понимаю, там частоты не очень высокие)?


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 29 2015, 06:15
Сообщение #2


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



Цитата(Ilya_NSK @ Sep 28 2015, 17:02) *
там в push-pull DC-DC преобразователе

Ой, перечитывал сейчас и это увидел. Не в пуш-пуле, а в инверторе, конечно.


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Sep 29 2015, 07:55
Сообщение #3


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



ещё есть и irfp460a biggrin.gif
spp20n60c3
все сразу менять нет необходимости

Сообщение отредактировал НЕХ - Sep 29 2015, 07:55


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 29 2015, 13:49
Сообщение #4


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



Цитата(НЕХ @ Sep 29 2015, 13:55) *
ещё есть и irfp460a biggrin.gif
spp20n60c3
все сразу менять нет необходимости

Спасибо за ответ, но меня смущают существенно бОльшие ёмкости у перечисленных вами транзисторов. Хватит ли у драйвера "драйва"? Тем более, что такой распространённый пробой этих транзисторов может свидетельствовать о том, что как-то они не так переключаются временами - может, пробой по стойке или чего ещё. Говорят, что у этих бесперебойников болезнью являются так же заниженные напряжения питания впомогательных цепей из-за высохших конденсаторов (хотя там все твердотельные). Может, из-за этого нарушается режим переключения? Но это уже оффтоп.


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Sep 29 2015, 16:19
Сообщение #5


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



http://ghost-d-oleg.livejournal.com/21352.html
Если страшно - срисуйте схему драйвера


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 29 2015, 17:24
Сообщение #6


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



По ссылке я читал. Да, там человек поставил 20N60, который по ёмкостям тоже не фонтан, ИБП заработал, но как работал и долго ли - неизвестно. Я, хоть и радиолюбитель, но стараюсь разобраться в неисправности, а не тупо впаять новый элемент взамен сгоревшего.
Если вы имели в виду схему инвертора, а не драйвера, то прикладываю её к сообщению.
Прикрепленное изображение

Построен на драйверах IR2101, но обвязка не податашиту, насколько позволяют судить мои скромные знания. Как я понимаю, ток заряда ёмкости затвора ограничен резисторами на 4.99 кОм, а чтобы они не шунтировали разряд и возможное "просачивание" потенциала на затвор через межэлектродные ёмкости, установлены диоды. Причём в нижнем плече ток через эти диоды ограничен резисторами на 100 Ом, а в верхнем - нет. Мне непонятен выбор номинала резистора в цепи стока. Судя по даташиту, IR2101 спокойно держит ток в 100 мА, т.е. при напряжении на затворе 12В достаточно резистора не менее 120 Ом. А тут целых 5 кОм. Т.е. при входной ёмкости 18N50 2200 пФ постоянная времени заряда равна аж 11 мкс. Зачем так много, мне непонятно. Единственное предположение, которое имею, это что таким образом специально заваливают крутизну фронтов, чтобы в выходном напряжении было поменьше ВЧ. Т.е. транзисторы частично работают в активном режиме. Получается, если мы ставим 20N60, у которого входная ёмкость 4500 пФ, то время заряда ёмкости затвора и, соответственно, работы в активном режиме, увеличится в 2 раза, до 22 мкс. То есть, по логике, чтобы не изменить временнЫе характеристики работы транзистора, нужно уменьшить резистор на затворе тоже в 2 раза.
А ещё у 20N60 Reverse Transfer Capacitance 140 пФ, в то время как у аутентичного 18N50 только 25 пФ. Т.е., если я правильно понимаю, теоретически через эту ёмкость на затвор может протекать в 6 раз больший ток, который драйвер должен будет эффективно "отвести", чтобы транзистор не открылся и не произошёл пробой по стойке.


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Sep 29 2015, 18:06
Сообщение #7


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



не забивайте голову pF & ns

IR2101 не содержит в верхней стороне выключение при пониженном напряжении питания, в отличие от современных. их лучше заменить

добавить керамические конденсаторы на питание верхней части, параллельно С216 (3 раза)

добавить конденсаторы прямо на выводы ключей затвор-исток 5100-10000 пФ (6 раз)

параллельно 4.99к установить 510-1000 Ом на включение (6 раз)

R256 заменить на 10 Ом (3 раза)

если сгорит - я не виноват...

Сообщение отредактировал НЕХ - Sep 29 2015, 18:09


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 30 2015, 08:52
Сообщение #8


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



НЕХ, спасибо за рекомендации! Позвольте несколько уточняющих вопросов.
1. Правильно ли я понял, что есть аналоги IR2101, которые при падении напряжения питания переводят выходы (или только один из них) в "ноль" и игнорируют сигналы по входам?
2. На что можно заменить IR2101, чтобы по выводам совпадало? Порылся в разных даташитах, но ничего не нашёл (возможно, плохо смотрел).
3. Зачем конденсаторы между З-И? Как я понимаю, такая ёмкость наоборот должна вредить, т.к. через неё будет протекать ток на затвор, приоткрывая транзистор тогда, когда этого совсем не требуется?
4. Транзисторы я рещил заказать на Алиэкспрессе, т.к. торопиться мне некуда, а там они всё-таки подешевле и можно взять сразу 10 штук в запас. Какие в итоге заказать - оригинальные 18N50 или несколько более мощные IRFP460LC?
Цитата(НЕХ @ Sep 30 2015, 00:06) *
если сгорит - я не виноват...

А вероятность велика? sad.gif


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Sep 30 2015, 11:16
Сообщение #9


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



Драйвера - IRS2106 IRS2181
выводы совпадают у 2106

ёмкость позволит избежать приоткрывания ключа при росте напряжения на стоке и замедлит включение. Керамика прямо на выводы, коротко.

ключи COOLmos или MDmesh
не берите гадость всякую...

С103 и С105 по 1000пФ лучше выкинуть (6 штук)

R246 надо бы уменьшить до 10-20 Ом (3 штуки)

http://www.irf.com/product-info/datasheets...rs2607dspbf.pdf

Сообщение отредактировал НЕХ - Sep 30 2015, 11:34


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Plain
сообщение Sep 30 2015, 11:52
Сообщение #10


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 6 776
Регистрация: 5-03-09
Из: Москва
Пользователь №: 45 710



Цитата(Ilya_NSK @ Sep 29 2015, 20:24) *
По ссылке я читал.

А ещё там всего один комментарий, но перевешивающий по значимости.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 30 2015, 12:32
Сообщение #11


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



Цитата(НЕХ @ Sep 30 2015, 17:16) *
С103 и С105 по 1000пФ лучше выкинуть (6 штук)

Цитата(НЕХ @ Sep 30 2015, 00:06) *
добавить конденсаторы прямо на выводы ключей затвор-исток 5100-10000 пФ (6 раз)

Как я понимаю, конденсаторы С103-С108, по сути, и "сидят" между затвором и истоком, только через промежуточные резисторы, что, вероятно, не есть хорошо.

Цитата(Plain @ Sep 30 2015, 17:52) *
А ещё там всего один комментарий, но перевешивающий по значимости.

Перефразируя тот самый комментарий, отвечу и вам, и тому комментатору: как вам на такой мусорный комментарий не жалко было времени тратить?


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post
НЕХ
сообщение Sep 30 2015, 14:50
Сообщение #12


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 220
Регистрация: 10-10-06
Из: Петербург
Пользователь №: 21 169



Если зуд любопытства не утих, можете прочитать - http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=81435
Но, кажется, ваш случай прозаичнее.


--------------------
Когда едешь на поезде - переезд всегда закрыт...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Ilya_NSK
сообщение Sep 30 2015, 15:44
Сообщение #13


Частый гость
**

Группа: Участник
Сообщений: 165
Регистрация: 28-05-15
Из: Новосибирск
Пользователь №: 86 922



Цитата(НЕХ @ Sep 30 2015, 20:50) *
Если зуд любопытства не утих, можете прочитать

Спасибо за ссылку! Сложновато для меня, но буду потихоньку разбираться!


--------------------
Радиолюбитель-дилетант
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 14th July 2025 - 23:46
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01488 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016