|
|
  |
Детекция ЭДС в регуляторе бесколлекторного двигателя. |
|
|
|
Jun 8 2018, 18:29
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 425
Регистрация: 30-04-11
Пользователь №: 64 708

|
Коллеги, есть трупик модельного регулятора скорости бесколлекторного двигателя. Китайский. Плата 4-х слойная, прозвонила ее с трудом. На плате ATmega8. Во первых Атмега горелая, буду ее менять. Во вторых, хочу залить свою прошивку по ряду причин - отрегулировать напряжение отключения при разряде, добавить изменение направления вращения по команде на пин и др. В общем, частичный реверсинг. В принципе схема очень похожа на вот это http://radioparty.ru/prog-avr/program-c/61...bldc-sensorlessС одним лишь отличием - посмотрите как реализована схема детекции обратной ЭДС там, и посмотрите в выложенный мной PDF - это в моем контроллере, для которого хочу писать прошивку. В статье, которую я привела выше, замечательно расписано, как с помощью компаратора детектируется обратная ЭДС. Но совершенно непонятно, какую функцию выполняют входы ADC0 ADC1 ADC2. Ни в статье это не описано, ни в приведенном коде на С обращения к этим пинам нет. Посмотрите на мою схему, в прилагающемся PDF. Там немного по другому. Но тоже идут 3 линии к ADC0 ADC6 ADC7. Для чего же они нужны, какую роль они играют в управлении двигателем? Ну и, учитывая то, что в моей схеме цепи детекции несколько иные, будет ли отличаться алгоритм обработки поступющих с них сигналов на компаратор и на ADC ?
Сообщение отредактировал murmur - Jun 8 2018, 18:31
Прикрепленные файлы
Sheet1.pdf ( 24.87 килобайт )
Кол-во скачиваний: 45
|
|
|
|
|
Jun 8 2018, 19:12
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(murmur @ Jun 8 2018, 21:29)  Ну и, учитывая то, что в моей схеме цепи детекции несколько иные, будет ли отличаться алгоритм обработки поступющих с них сигналов на компаратор и на ADC ? В статье применялся очень маломощный двигатель. В таких случаях алгоритм на компараторах еще кое-как работает, особенно если отключен ШИМ. Но в случае более мощного мотора вариант с компараторами не пройдет. Поскольку обратная ЭДС будет зашумлена паразитными всплесками на фронтах ШИМ-а, как на рисунке ниже.
Тогда применяют АЦП в строго синхронном с ШИМ-ом режиме и деалают медианную фильтрацию как у Microchip - http://www.microchip.com/wwwAppNotes/AppNo...ppnote=en533912Другие применяют интегрирование и проч. методы
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 02:57
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 425
Регистрация: 30-04-11
Пользователь №: 64 708

|
Цитата В статье применялся очень маломощный двигатель. В таких случаях алгоритм на компараторах еще кое-как работает, особенно если отключен ШИМ. Но в случае более мощного мотора вариант с компараторами не пройдет. Статья статьей, но я привела свою схему, на которой именно компаратор, а мотор к ней можно подключать до 20 ампер. И схема работает. Конденсаторы фильтров на плате есть, я их просто на схеме не привела. За статью спасибо, очень интересно. V_N, вам тоже спасибо. СЛона то я и не заметила))) Следующий вопрос - ШИМ. В статье, которую я привела, все просто и логично - управление верхними ключами осуществляется через ШИМ выходы контроллера. При проектировании же моей платы китайцы наверное следовали Конфуцию или еще кому-то... Но у меня OC1A, OC1B и OC2 вообще не заняты. Управление верхними ключами повешено на PC3 PC5 PD4. Есть статейка от АТМЕL, где есть интересное решение - один ШИМ выход и логические элементы. Но у меня такое решение не применено. Неужели у меня был программный ШИМ? Как на практике еще организовывают ШИМ управление? Может есть какой-то способ шимировать все ключи или ток регулировать? У меня на плате есть еще несколько элементов, предназначение которых я понять не могу пока, в виду того, что плата 4-х слойная. Кстати - на плате почему то целых 3 преобразователя напряжения 7805, которые соединены параллельно, только выход их развязаны маломощными резисторами 22 ом. И это при том, что из 5-ти вольтовых потребителей только Атмега... Никого ни на какие мысли не наводит?
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 06:33
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(murmur @ Jun 9 2018, 05:57)  И схема работает. Конденсаторы фильтров на плате есть, я их просто на схеме не привела. BLDC многое стерпят. Они даже в асинхронном режиме крутятся. Вопрос как эффективно вы хотите управлять. Конденсаторы фильтров дадут вам неизвестную фазовую задержку, которая на высоких оборотах приведет к плохому регулированию, низкому КПД и неприятному шуму.
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 07:59
|

Ally
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050

|
Цитата(murmur @ Jun 9 2018, 10:01)  Хм... странно все таки. Почему разработчик моего контроллера не использовал аппаратные возможности шим.... Скажите я ведь могу, используюя для управления верхними ключами навязанные мне пины, завести таймер и с его помощью тупо менять состояния пинов обычным "ногодрыгом" и возвращать их обратно? Это будет адекватная замена аппаратным возможностям? Конечно можете. Более того, мотор будет крутится даже если вовсе не будете следить за обратной ЭДС. Все упирается в назначение мотора и характеристики регулирования. Если не планируется какое-то точное регулирование, то всеми ключами можно управлять программно без аппаратного ШИМ-а.
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 08:08
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 425
Регистрация: 30-04-11
Пользователь №: 64 708

|
Цитата(AlexandrY @ Jun 9 2018, 10:59)  Конечно можете. Более того, мотор будет крутится даже если вовсе не будете следить за обратной ЭДС. Все упирается в назначение мотора и характеристики регулирования. Если не планируется какое-то точное регулирование, то всеми ключами можно управлять программно без аппаратного ШИМ-а. Мотор изначально предназначен для авиамодели. Но мной он будет установлен в детский автомобильчик (через редуктор), взамен старого и дохлого.
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 10:11
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 5 228
Регистрация: 3-07-08
Из: Омск
Пользователь №: 38 713

|
Цитата(murmur @ Jun 9 2018, 10:01)  Скажите я ведь могу, используюя для управления верхними ключами навязанные мне пины, завести таймер и с его помощью тупо менять состояния пинов обычным "ногодрыгом" и возвращать их обратно? Это будет адекватная замена аппаратным возможностям? На Атмеге это будет довольно сложно делать. Слабовата имхо. Я конечно делал подобное на STM8 на 16МГц (ШИМ=10кГц), но аппаратным ШИМом. И то пришлось бОльшую часть кода на асме писать. И это без всяких векторных управлений, без обратных связей, чисто синусное управление. А на синусном управлении моторчиком под нагрузкой (да ещё переменной нагрузкой) имхо не по-управлять.  Но можно сделать без ШИМа и без векторного управления, коммутируя ключи в соответствии с датчиком положения ротора. Это называется BLDC. Но всё равно схема будет очень чувствительна к задержкам выполнения кода (на разных скоростях ротора влияние задержек будет меняться). Задержка будет вызвана: скоростью вычисления положения ротора по показаниям датчиков положения ротора (зависит от типа датчиков) и скоростью выставления управляющих воздействий на ключи по вычисленному положению. А как, кстати, положение ротора на вашей плате определяется? д.Холла или бездатчиковое?
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 10:23
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 327
Регистрация: 30-10-05
Пользователь №: 10 288

|
Цитата(jcxz @ Jun 9 2018, 13:11)  А как кстати положение ротора на вашей плате определяется? д.Холла или бездатчиковое? У авиаторов - исключительно BackEMF
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 10:41
|
Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 327
Регистрация: 30-10-05
Пользователь №: 10 288

|
Цитата(jcxz @ Jun 9 2018, 13:33)  Читать много лень.  Для авиа-назначения, можно считать, что нагрузка примерно постоянна (вентиляторная нагрузка)? И можно обойтись без обратной связи? Авиа, в свою очередь, делятся на самолетные и вертолетные. Основное отличие - для вертолетов через BackEMF (обратная ЭДС по-русски  ) делается стабилизация частоты вращения ротора под любой нагрузкой (governor mode) Цитата(jcxz @ Jun 9 2018, 13:33)  Если так, то можно и синусным ШИМом по-управлять, заранее зная параметры инерции вала с пропеллером. Чаще всего так и делается Цитата(jcxz @ Jun 9 2018, 13:33)  Но ТС ведь хочет этот моторчик для авто применить. А там уже так не поработать. Обратная связь по положению ротора нужна. И самое простое тут - датчики Холла  Все зависит от kV мотора и передаточного отношения редуктора. Но не припоминаю на модельных автомоторах датчика Холла...
|
|
|
|
|
Jun 9 2018, 11:29
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 425
Регистрация: 30-04-11
Пользователь №: 64 708

|
Смущает в коде, что по ссылке в первом сообщении, отсутствие deadtime. Или я слепая и не вижу? Цитата(jcxz @ Jun 9 2018, 13:50)  Зато гироскутеры наверное все на них бегают  Гироскутеры на них не просто бегают, они на них равновесие держат. Именно этим определяется необходимость в датчиках Холла.
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|