|
|
  |
Бесколлекторный ЭД от флоппи-дисковода, Просьба помочь в "пристыковке" |
|
|
|
Jul 11 2009, 13:33
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 97
Регистрация: 24-07-08
Из: Иркутск
Пользователь №: 39 180

|
Цитата(Xenia @ Jul 11 2009, 08:31)  Серокой, вы, как я поняла, занимаетесь запуском того двигателя, который диски крутит. А могли бы вы сказать хоть несколько слов о том двигателе, который двигает головку? Как устроен тот узел? Там что, шаговый двигатель? Как он управляется? Мне самой в этом разбираться сложновато, а вы уже дисковод раскурочили. Может заодно что-то и про тот двигатель сможете сказать? А то мне нужен слабосильный шаговый. Сначала думала из старого матричного принтера достать, но тот электричества много жрет. А из флоповода или CD-привода было бы в самый раз. В CD шаговых нет, в дисководах нормальные только в 5дюймовых, в большинстве 3 дюймовах конструкция шагового затрудняет использование вне дисковода. у имеющихся под рукой двигателей, от 5-дюймовых, обмотки по 72 - 77 Ом, от 5 вольт крутяться хорошо с четким шагом. про узел перемешения головок, каретка скользит по направляющим, связана с шаговым через стальную полоску, она охватывает маховик на оси шагового. у большинства трех дюймовых на оси шагового "винт" с большим шагом, каретка накручивается на него, и поблема в том что ось и винт одно целое и один из подшипников внешний.
|
|
|
|
|
Jul 11 2009, 16:09
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 54
Регистрация: 25-09-07
Пользователь №: 30 836

|
Цитата(Xenia @ Jul 11 2009, 18:00)  А как же тогда им удается точно позиционировать головку, если они не шаговые? Я сама смотрела - там двигатель крутит червяк, как у мясорубки  , по которому ползает крючок головкодержателя. Ведь компьютеру же удается смещать ее с трека на трек? Аналоговым регулятором напряжения или тока управлять таким процессом просто невозможно, покольку там трение покоя приличное - сместа труднее сдвигать. CD бывают как с шаговым двигателем в приводе каретки, так и с коллекторным. Насчет "аналогового" управления Вы ошибаетесь - оно как раз дает больший диапазон управления и лучшие характеристики, чем шаговый двигатель, но сложнее и дороже. В любом случае, привод каретки в CD отвечает за грубое позиционирование. Точное слежение за треком осуществляет привод фокусирующей линзы, которая может двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
|
|
|
|
|
Jul 11 2009, 19:32
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 526
Регистрация: 25-01-05
Из: Kiev.UA
Пользователь №: 2 171

|
Цитата(Xenia @ Jul 11 2009, 17:00)  А как же тогда им удается точно позиционировать головку, если они не шаговые? Вам все правильно обьяснили. Ключевое слова для поиска: серводвигатель и сервопривод. Принцип позиционирования в CD-ROM тот же, что и в класическом CD-DA - "аналоговый" сигнал ошибки позиционирования усиливается и вращает колекторный двигатель. При точном позиционировании сигнал ошибки отсутствует - двигатель стоит. В плюсах такой системы скорость, точность и тот факт, что дискретность определяется не столько двигателем, сколько датчиками обратной связи. Минус - в общем случае, всегда необходима обратная связь (например, контроллер позиционирования CD формирует сигнал ошибки для двигателя позиционирования только прочитав индекс текущей дорожки) Удачи!
|
|
|
|
|
Jul 13 2009, 12:21
|

Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 126
Регистрация: 25-11-04
Из: Подольск
Пользователь №: 1 224

|
Цитата(=DS= @ Jul 11 2009, 03:22)  Может, поможет в размышлениях О, спасибо! Вы как минимум прояснили назначение входа FG в некоторых микросхемах управления БЭД шпинделей дисков! Цитата(Xenia @ Jul 11 2009, 04:31)  Серокой, вы, как я поняла, занимаетесь запуском того двигателя, который диски крутит. А могли бы вы сказать хоть несколько слов о том двигателе, который двигает головку? К сожалению, я не разбирался в этом.
|
|
|
|
|
Jul 13 2009, 12:54
|

Гуру
     
Группа: Модератор FTP
Сообщений: 4 479
Регистрация: 20-02-08
Из: Москва
Пользователь №: 35 237

|
Цитата(andrey_s @ Jul 11 2009, 22:32)  Принцип позиционирования в CD-ROM тот же, что и в класическом CD-DA - "аналоговый" сигнал ошибки позиционирования усиливается и вращает колекторный двигатель. При точном позиционировании сигнал ошибки отсутствует - двигатель стоит. Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, о который каретка ударятся при упоре и более ничего, что бы смахивало на датчик положения. Конечно, если они какой-то измеритель числа оборотов прямо в корпус двигателя впендюрили, тогда да. А так я этих датчиков в упор не вижу. Цитата(andrey_s @ Jul 11 2009, 22:32)  В плюсах такой системы скорость, точность и тот факт, что дискретность определяется не столько двигателем, сколько датчиками обратной связи. Ну и где эти ваши "датчики обратной связи"? Обращаю ваше внимание на то, что чтение с диска не может служить датчиком позиционирования, поскольку диски могут быть неформатированные (дисковод способен такие диски форматировать сам). Тоже самое относится и к лазерным дискам, поверхность которых до записи абсолютно однородная и не на какие дорожки не поделенная.
|
|
|
|
|
Jul 13 2009, 13:35
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 526
Регистрация: 25-01-05
Из: Kiev.UA
Пользователь №: 2 171

|
Цитата(Xenia @ Jul 13 2009, 15:54)  Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, о который каретка ударятся при упоре и более ничего, что бы смахивало на датчик положения. Правильно, это и есть концевой выключатель. С помощью штатной оптической головки читается индекс текущей дорожки. Например, сейчас 243-я, а нам нужна 658-я - вот и сигнал ошибки. Позиционируемся, опять читаем: 578-я, еще немного, читаем: 672-я. Перелетели... генерируем сигнал ошибки обратной полярности и т.д. Цитата(Xenia @ Jul 13 2009, 15:54)  Конечно, если они какой-то измеритель числа оборотов прямо в корпус двигателя впендюрили, тогда да. А так я этих датчиков в упор не вижу. Обороты можно брать с любого из датчиков холла, а можно и вообще не брать - но это уже другая история (CLV (если не ошибаюсь) - постоянная линейная скорость). Цитата(Xenia @ Jul 13 2009, 15:54)  Ну и где эти ваши "датчики обратной связи"? Обращаю ваше внимание на то, что чтение с диска не может служить датчиком позиционирования, поскольку диски могут быть неформатированные (дисковод способен такие диски форматировать сам). Тоже самое отнсится и к лазерным дискам, поверхность которых до записи абсолютно однорожная и не на какие дорожки не поделенная. Как-то Вы к вопросу подошли уж слишком мн-н-н... эмоционально  Именно чтение диска и служит "датчиком" обратной связи для CD-DA, CD- и DVD-ROM(RW, RAM и т.д.), а так же HDD годов выпуска начиная с середины 90-х, когда окончательно отказались от шаговых двигателей и перешли на магнитные системы. На "дорожки", естественно, как бы поделена. Совсем уж основы достаточно неплохо изложены, например, у Шкритека, ну и "в оригинале": CD-DA Red BookУдачи!
|
|
|
|
|
Jul 13 2009, 13:51
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 54
Регистрация: 25-09-07
Пользователь №: 30 836

|
Цитата(Xenia @ Jul 13 2009, 16:54)  Откуда берется "сигнал ошибки"? Кто его вырабатывает? Там я вижу только концевой выключатель, ..... А так я этих датчиков в упор не вижу. Там все немного по другому. В задачу радиального привода вовсе не входит позиционироваться прямо на дорожку, на и нереально это - ширина дорожки в DVD, например, 0.7 микрон, не с такой топорной механикой это делать. Радиальный привод всего-навсего должен дотащить головку в зону, где в действие может вступить фокусирующяя линза, а уж искать дорожку и настраиваться на нее будет она сама. Сам радиальный привод работает с достаточно грубым шагом. В случае, если там стоит не шаговик, а коллекторный двигатель, где нибудь на валу также будет стоять энкодер типа колеса на мышке для отсчета шагов. Предвидя вопрос - зачем все это если можно поставить шаговик - коллекторник с соответствующим драйвером позволяет быстрее таскать головку.
Сообщение отредактировал =DS= - Jul 13 2009, 13:52
|
|
|
|
|
Jun 14 2013, 12:36
|

Гуру
     
Группа: Модератор FTP
Сообщений: 4 479
Регистрация: 20-02-08
Из: Москва
Пользователь №: 35 237

|
Кажется, я тоже всерьез заинтеровалась безколлекторным двигателем из флоповода. Тем более что поломанных дисководов у меня много, а задача того рода, что не двигатель крутился, а четко позиционировался на определенный угол. В этой связи хотела задать вопрос, как соединены между собой обмотки у этого двигателя? Т.е. те, что на каждом луче "звездочки" намотаны?  А лучше бы всю схему поиметь. Есть ли у кого? А хотелось бы уметь поворачивать его, как раз, на угол между лучами, т.е. на 1/24-ю оборота? Это возможно, или он только крутиться может?
|
|
|
|
|
Jun 14 2013, 13:18
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295

|
Цитата(Xenia @ Jun 14 2013, 15:36)  А лучше бы всю схему поиметь. Есть ли у кого? ... А хотелось бы уметь поворачивать его, как раз, на угол между лучами, т.е. на 1/24-ю оборота? Это возможно, или он только крутиться может? Думаю, он может только крутиться. Хотя бы потому, что инерцию никто не отменял, и мгновенно тормознуть его простыми средствами едва ли получится. Нужно организовать противовключение (скорее всего), а это сложно, и шансы на успех ничтожны. Если у вас есть дисководы, то гораздо проще наковырять из них шаговых движков привода головки, вот они настоящие, шаговые. Схемы у меня нет, но многое можно почерпнуть из описания драйвера двигателя, например, микросхемы LB1910 ...
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|