|
Документация на "прошивку" ПЛИС - что, как? |
|
|
|
Jun 18 2010, 18:11
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 273
Регистрация: 3-03-06
Пользователь №: 14 942

|
Что именно стоит денежку? Цитата Так что инструкция по прожигу ПЗУ. И ничего более. Ну это зависит не только от разработчика в вашем лице, а от договоренности сторон. У вас такие заказчики или стандарты на предприятии, у кого-то другие. З. Ы. То, что инструкция по прожигу с прошивкой в придачу стоит в n раз дешевле полноценной разработки, это ясно.
|
|
|
|
|
Jun 19 2010, 18:52
|
Частый гость
 
Группа: Свой
Сообщений: 166
Регистрация: 2-11-08
Из: Ростов-на-Дону
Пользователь №: 41 331

|
Цитата(Maverick @ Jun 18 2010, 13:10)  А если так подумать, какую б документацию на выполненный проект Вы предоставили? Я бы еще один вопрос поставил: Какую документацию на выполненный проект Вы бы потребовали с исполнителя ?
|
|
|
|
|
Jun 21 2010, 06:49
|

я только учусь...
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 3 447
Регистрация: 29-01-07
Из: Украина
Пользователь №: 24 839

|
Цитата(Oldring @ Jun 21 2010, 09:32)  +1. Кто платит - тот и заказывает музыку. Будь то начальник или непосредственно заказчик. Вопросы возникают только тогда, когда клиент сам заранее не знает, что хочет получить, и поэтому начинает пытаться менять предпочтения в пределах заранее оговоренного бюджета. Вариантов типов проектов море, есть одноразовые, есть которые должны жить и развиваться десятилетия при разных разработчиках. Долгую жизнь проекта нужно закладывать с самого начала, инвестируя в это соответствующие усилия. Вы правильно говорите. Здесь как раз я хотел бы рассмотреть эти вопросы, чтобы в дальнейшем избавится от проблем
--------------------
If it doesn't work in simulation, it won't work on the board.
"Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя" Антуан де Сент-Экзюпери повесть "Маленький принц"
|
|
|
|
|
Jun 22 2010, 19:23
|

Местный
  
Группа: Свой
Сообщений: 285
Регистрация: 10-12-04
Из: Earth
Пользователь №: 1 437

|
Извиняюсь за некоторый оффтопик, но дабы не создавать новую тему, задам вопрос здесь.
Вот, предположим, идет некоторая работа (ОКР, НИР, какой-либо коммерческий заказ - не суть важно что именно). Я делаю, например, Матлабовские модели (а я их делаю), разрабатываю прошивку ПЛИС (и это тоже делаю), возможно, пишу какой-то очень специфический софт в помощь себе любимому.
Заказчику мы отдаем скомпиленные прошивки, инструкции по настройке девайса, инструкцию по программированию ромов в девайсе, ну и прочие документы. Исходников еще ни разу не передавали.
А вопрос мой заключается в следующем. Предположим, начальство говорит что (ну или заказчик) необходимо передать сорцы. Не будем обращать внимания на то, что есть либо нет пункта о передаче исходников в ведомости исполнения на каком-либо из этапов. Меня волнует следующий момент - если я в своих сорцах (матлабовских/etc моделях, плисовских сорцах, том же вспомогательном самописном софте) применил какие-то авторские приемы (не патент). Да и сами программы/модели по своей сути могут быть достаточно уникальными (в плане организации, например). Так вот - это же, по идее мои, авторские находки (особенно вспомогательный софт, который делается исключительно для личного удобства, но впоследствии может быть потребован заказчиком). Неужели я буду вынужден вот так просто отдать все это, не получив от этого процент? Звучит, наверное, корыстно, но - почему бы и нет, собственно говоря...
|
|
|
|
|
Jun 22 2010, 20:54
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 273
Регистрация: 3-03-06
Пользователь №: 14 942

|
spectr, выскажу свое мнение. Полагаю, в вашем конкретном случае все регулируется договором с заказчиком. Там должно быть всё прописано. Существуют еще патенты, соавторство с ген. диром и прочие «договорные отношения».
Вспомогательные программы, модели, таблицы расчетов — что-то из этого можно и «зажать» в зависимости от конкретного случая. Представить возможность заказчику самостоятельно проделать ручной труд вместо прочих ваших удобств. Имхо, работа с заказчиком, а не с работодателем позволяет разработчику больше вольностей. Так, в некоторых компаниях за написание вспомогательных утилит придется отчитаться в том случае, если на это было затрачено количество рабочего времени достаточное для того, чтобы его нельзя было списать на какую либо другую задачу.
Сообщение отредактировал x736C - Jun 22 2010, 20:56
|
|
|
|
|
Jun 23 2010, 06:06
|
Профессионал
    
Группа: Свой
Сообщений: 1 088
Регистрация: 20-10-09
Из: Химки
Пользователь №: 53 082

|
Цитата(spectr @ Jun 22 2010, 23:23)  Так вот - это же, по идее мои, авторские находки (особенно вспомогательный софт, который делается исключительно для личного удобства, но впоследствии может быть потребован заказчиком). Неужели я буду вынужден вот так просто отдать все это, не получив от этого процент? Звучит, наверное, корыстно, но - почему бы и нет, собственно говоря... Все должно быть описано в договоре по пунктам. Допустим фирма А разрабатывает часть какой-либо системы для фирмы Б. Так вот очень часто бывает прописано, что все исходники и модели для повторного использования принадлежат как А так и Б. Возможна ситуация, что все принадлежит только фирме Б и даже, если именно Вы все реализовали, то не имеете право на повторное использование своих же описаний или модели  . А о своих процентах можете забыть - это фантастика. Вы их можете получить только по патенту, только вот проблема в том, что я лично никогда не видел ОКР или НИР, где специальным пунктом не была бы обозначена позиция, что все патенты, полученные по результатам данных работ, заказчику (и, возможно, Вам).
Сообщение отредактировал bogaev_roman - Jun 23 2010, 06:07
|
|
|
|
|
Jun 23 2010, 06:51
|

Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 041
Регистрация: 10-01-05
Из: Москва
Пользователь №: 1 874

|
Цитата(x736C @ Jun 22 2010, 21:56)  Oldring, с заказчиком — понятно. Как быть с частным случаем — работодателем? Чем работодатель принципиально отличается от заказчика? Только лишь долговременностью сотрудничества, меньшими рисками и меньшей прибылью в случае успеха. Если работодатель хочет документацию - нужно делать. Не хочет - тогда в пределах собственных потребностей, чтобы самому не забыть. Кто платит - тот и заказывает музыку. Он - хозяин, он лучше знает, что ему нужно. Если вы, конечно, не главный инженер, и сами в курсе всех целей проекта, и вам платят за то, что вы самостоятельно определяете, какая документация нужна для достижения этих целей. Цитата(spectr @ Jun 22 2010, 23:23)  Неужели я буду вынужден вот так просто отдать все это, не получив от этого процент? Именно. Под сорцами понимается всё, что нужно для разработки. Передадите, так как за сорцы и технологию разработки заказчик заплатит вашему работодателю дополнительные денюжку. Из которой вам также выплатят зряплату.
--------------------
Пишите в личку.
|
|
|
|
|
Jun 23 2010, 07:42
|

Беспросветный оптимист
     
Группа: Свой
Сообщений: 4 640
Регистрация: 26-12-07
Из: Н.Новгород
Пользователь №: 33 646

|
Цитата(spectr @ Jun 22 2010, 23:23)  А вопрос мой заключается в следующем. Предположим, начальство говорит что (ну или заказчик) необходимо передать сорцы ... Неужели я буду вынужден вот так просто отдать все это, не получив от этого процент? Звучит, наверное, корыстно, но - почему бы и нет, собственно говоря... Читайте законы. Авторское право за Вами навечно, этого никто не отнимет. Да и зачем, ведь чисто в материальном плане оно вам ничего не даёт. Вот если оформить свидетельство на изобретение, тогда возможны варианты (и то зависит от конторы и начальства) А всё, что вы произвели за зарплату, принадлежит тому, кто эту зарплату выдаёт. То есть авторское право за вами, а право собственности на интеллектуальный продукт, произведённый вами - у вашего работодателя. Если иное не оговорено в трудовом договоре. Вот если вы работаете не за зарплату, тогда другое дело. Опять же, зависит от договора.
--------------------
Программирование делится на системное и бессистемное. ©Моё :) — а для кого-то БГ — это Bill Gilbert =)
|
|
|
|
Guest_@Ark_*
|
Jun 23 2010, 10:40
|
Guests

|
Когда-то имели с коллегами довольно жаркие дебаты на тему оформления документации, и пришли, примерно, к следующим выводам: - документация документации - рознь, на один и тот же проект может существовать несколько различных видов (пакетов) документации, практически, не взаимосвязанных друг с другом. - требования к конкретным пакетам документации могут (вернее, должны быть) совершенно различными, и определяются тем, кому они предназначены и для каких целей служат. - можно выделить три основных пакета: документация для производства, документация для конечного пользователя, документация для поддержки проекта. С документацией для производства - все более или менее ясно. Она должна быть оформлена по соответствующим стандартам, и содержать исчепывающую информацию по изготовлению и тестированию конечного продукта, без участия авторов. В случае встроенного ПО - это файлы и инструкции по их прошивке, описание тестовых процедур, прилагаемых тестовых программ и так далее. В общем, все необходимое для производства, и ничего лишнего. Документация для конечного пользователя - это инструкции по эксплуатации, настройке, установке (если нужно), пользовательское описание, материалы рекламного характера. Здесь многое зависит от назначения продукта, и кто является конечным пользователем. Понятно, что описание для бытового прибора, предназначенное для обывателя, и описание какого-то специализированного модуля, предназначенного для разработчиков систем, могут радикально различаться и по форме, и по содержанию, и по стилю изложения. Нужно ли, при этом, загонять себя в рамки каких-то стандартов - к единому мнению не пришли. Я остался на позиции, что это не должно быть обязательным. Например, описание для бытового прибора, (которое, попутно, должно выполнять еще и рекламные функции), выполненное строго по ГОСТу - выглядит несуразно, с моей точки зрения, и совсем не способствует достижению конечной цели - привлечению потенциальных покупателей. Документация для сопровождения проекта - это внутренняя кухня разработчика (исходные тексты программ, используемые библиотеки и их описания, и пр.). Цель ее создания - возможность, через какое-то время, вернуться к модернизации продукта или исправлению обнаруженных ошибок (автору или другому специалисту). Это сугубо внутренняя документация, которая должна оставаться у разработчика (и/или работодателя), и не должна передаваться заказчику. По крайней мере, бесплатно. Этот вопрос - возможность такой передачи и ее стоимость - должен быть оговорен заранее. По моему мнению, передача этой документации заказчику должна сопровождаться отказом от дальнейшей поддержки продукта разработчиком. Т.е. либо эта информация остается у разработчика, и он осуществляет сопровождение и исправление найденных ошибок. Либо все передается заказчику, и тогда уже - ни каких претензий в последствии. При необходимости, он будет решать проблемы самостоятельно или нанимать соответствующих специалистов (может быть авторов или других). Это, на мой взгляд, очень важный момент. Передавая эту документацию, вы открываете возможность модернизации продукта самим заказчиком. Что, как и кем там будет модернизировано - автор уже не контролирует ситуацию. Оставлять за собой какие-либо обязательства, в этом случае, нельзя. Я полагаю, заказчика надо ставить перед таким выбором: получаете полную документацию по разработке - лишаетесь авторского сопровождения. Либо-либо.
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|