реклама на сайте
подробности

 
 
2 страниц V   1 2 >  
Reply to this topicStart new topic
> самодельное "твердотельное" реле, подскажите простую схему
Alexander2013
сообщение Apr 18 2014, 10:24
Сообщение #1


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Суть:
Схема запуска трехфазного двигателя от сети 220В, в схеме есть 2 конденсатора, при пуске задействованы
оба конденсатора, после запуска один отключается контактом реле. Контакт этот залипает, хочу заменить
электромеханическое реле на что-то более дешевое чем твердотельное реле.

Параметры самоделки: управление 220В.пер, рабочий ток 16А. пер.

т.е. в схеме нужно заменить ключ К1

Сообщение отредактировал Alexander2013 - Apr 18 2014, 10:59
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Apr 18 2014, 11:44
Сообщение #2


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
Контакт этот залипает

Твердотельное реле склеит ласты гораздо быстрее, чем обычное. Задемпфируйте контакты вашего реле RC - цепочкой, например, на 100 Ом (проволочным) и 100 нФ (типа X2), и все будет гуд.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 18 2014, 11:55
Сообщение #3


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Цитата(kovigor @ Apr 18 2014, 16:44) *
Твердотельное реле склеит ласты гораздо быстрее, чем обычное. Задемпфируйте контакты вашего реле RC - цепочкой, например, на 100 Ом (проволочным) и 100 нФ (типа X2), и все будет гуд.


Да, вот RC-цепь я как раз и не пробовал, что за Х2? Пробовал ставить варистор параллельно нагрузке и контакту - не помогло.

И почему твердотельное реле должно "склеить ласты"?


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Apr 18 2014, 12:56
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 14:55) *
Да, вот RC-цепь я как раз и не пробовал, что за Х2?

И почему твердотельное реле должно "склеить ласты"?

Тип диэлектрика. При пробое конденсатор с таким диэлектриком не загорается.

Потому, что его полупроводниковый ключ гораздо чувствительнее к мощным выбросам ЭДС самоиндукции обмотки вашего двигателя, чем обычные контакты ...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AlexandrY
сообщение Apr 18 2014, 13:08
Сообщение #5


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
т.е. в схеме нужно заменить ключ К1


Параллельно контактам реле поставьте симистор.
Симистор должен включатся на пару периодов раньше реле и выключаться на пару периодов позже.

Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 18 2014, 16:09
Сообщение #6


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Цитата(AlexandrY @ Apr 18 2014, 18:08) *
Симистор должен включатся на пару периодов раньше реле и выключаться на пару периодов позже.


Т.е плюс к нему дополнительная логика? - не пойдет: существенное усложнение.
Просто симистор использовать можно? Он будет в работе не более 2 сек...

kovigor
Конденсатор типа такого, я так понимаю? Помогает? Пробовали?

Сообщение отредактировал Alexander2013 - Apr 18 2014, 16:14


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Apr 18 2014, 16:46
Сообщение #7


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Alexander2013)
Конденсатор типа такого, я так понимаю? Помогает? Пробовали?

Да, такой. А тиристор там не нужен, ИМХО. Снаббера должно хватить ...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 18 2014, 16:57
Сообщение #8


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Там сразу все в одном корпусе, или резистор отдельно допаять?
Непонятно только, почему варистор, не помог...

В любом случае попробую и так, и так. Спасибо


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Apr 18 2014, 16:59
Сообщение #9


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 19:57) *
Там сразу все в одном корпусе, или резистор отдельно допаять?

Отдельно.

http://electronix.ru/forum/lofiversion/index.php/t51492.html
http://caxapa.ru/162581.html

Go to the top of the page
 
+Quote Post
Plain
сообщение Apr 18 2014, 17:17
Сообщение #10


Гуру
******

Группа: Участник
Сообщений: 6 776
Регистрация: 5-03-09
Из: Москва
Пользователь №: 45 710



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
в схеме есть 2 конденсатора, при пуске задействованы оба конденсатора

Комментарий ложный, потому что, исходя из схемы, при пуске отсутствующее на схеме реле обесточено (потому что не указано иное), поэтому "задействован" только один конденсатор, затем реле срабатывает и подключает к нему второй конденсатор, который разряжает уже успевший зарядиться первый на себя бесконечным током — именно в этот момент контактам и настаёт основной кирдык.

В момент отключения контакты тоже дребезжат, т.е. периодически так же накоротко соединяя конденсатор с изменяющимся напряжением с конденсатором с неизменным — кирдык чуть поменьше, ресурса наверное хватит где-то на десяток таких пощёлкиваний.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 18 2014, 17:30
Сообщение #11


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



kovigor
спасибо еще раз

Plain
При пуске контакт замкнут, размыкается через выдержку времени (вообще контакт нормально закрытый, катушка подключается через реле времени). Логика схемы в полном порядке, проблема в залипании.

Что Вы можете предложить в данном случае?


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение Apr 18 2014, 18:27
Сообщение #12


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 20:30) *
Логика схемы в полном порядке, проблема в залипании.

И в рисовании. Ибо замечание справедливое.
Но если контакты реле в момент включения всегда замкнуты, то я не вижу причин для залипания. Разве что оно (реле) выбрано неправильно.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 19 2014, 03:18
Сообщение #13


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Понял я кажись свой косяк: в момент выключения нормально закрытый контакт замыкается,, и конденсаторы разряжаются в него (в обмотку судя по всему разрядиться не успевает, что и естесственно)
Боюсь здесь не поможет ни варистор, ни RC-цепь. Как лучще разрядить его: сопротивление поставить в параллель, хотя поможет ли это? Или может последовательно с контактом поставить сопротивление? (хотя тут непонятно как двигатель будет стартовать)
Ну да-да, схема естесственно такая(прикрепление) НУ в том случае, когда конденсатор разряжается через контакт, в момент выключения схемы, то реле конечно неправильное, какое ж реле выдержит такие издевательства.
Еще раз вопрос: как можно минимизировать этот эффект?

Сообщение отредактировал Alexander2013 - Apr 19 2014, 03:21
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Меджикивис
сообщение Apr 19 2014, 08:16
Сообщение #14


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919



В мощных импульсных БП на зарядку электролитов на высокой стороне, стоит термистор. Когда включаешь - у него повышенное сопротивление, через которое кондер заряжается без значительного броска тока. А потом этим током термистор разогревается, его сопротивление резко падает и он практически не оказывает помехи работе.
Может такое поставить?


--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать.
Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение Apr 19 2014, 08:28
Сообщение #15


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Нет, такой фокус не пройдёт. Здесь рабочие напряжения - переменные и термистор будет греться всё время.
Нужно организовать задержку на возвращение реле в исходное состояние после выключения двигателя. Лучше - после полного останова. Как - это автору решать.
Он усложнять ничего не хочет...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 19 2014, 09:46
Сообщение #16


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Переделал, получилось вот так (прикрепление)
Искрить стало в разы меньше, я бы сказал в пределах "нормы", пока (тьфу-тьфу) ничего не залипло.
"Усложнение" в данном случае - это засовывать микросхемы sm.gif.
Меджикивис
В какую, часть цепи поставить термистор?

И еще: все-таки хочу поменять реле KV1 на симистор.

И еще: какой конденсатор подключить в параллель катушке KV1, чтобы исключить дребезг при "нерезком" отключении QF1 ?

Сообщение отредактировал Alexander2013 - Apr 19 2014, 09:49
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
 


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Herz
сообщение Apr 19 2014, 10:30
Сообщение #17


Гуру
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287



Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 12:46) *
Переделал, получилось вот так (прикрепление)
Что значит "получилось"? Само? Что это за элементы появились в схеме? QF1, например? Зачем он? Что там в параллель?
Цитата
И еще: какой конденсатор подключить в параллель катушке KV1, чтобы исключить дребезг при "нерезком" отключении QF1 ?

Любой. На дребезг он никак не повлияет.
И что значит "нерезком"?
Go to the top of the page
 
+Quote Post
kovigor
сообщение Apr 19 2014, 13:09
Сообщение #18


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 5 273
Регистрация: 30-03-10
Пользователь №: 56 295



Цитата(Меджикивис @ Apr 19 2014, 11:16) *
Может такое поставить?

Я бы присмотрелся к готовым токовым реле от бытовых холодильников, отключающим пусковую обмотку двигателя компрессора после его старта ...
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 19 2014, 13:47
Сообщение #19


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
Что значит "получилось"? Само?

Почти...sm.gif

Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
Что это за элементы появились в схеме? QF1, например? Зачем он? Что там в параллель?

QF1 - это 3-х полюсный автоматический выключатель защиты мотора (вместе с тепловой защитой)
Один из контактов QF1, который в схеме отдельно сверху, я задействовал, чтобы отделить цепь контакта реле от цепи разряда конденсатора (контакт там мощный)
Мотор запускаем поворотом рукоятки этого выключателя, выключаем, естественно, так же (контактор, к сожалению, не предусмотрен)

Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
И что значит "нерезком"?


"Нерезкое" (сформулировать по-другому не могу) выключение:
Рукой мы можем не всегда резко повернуть рукоятку автомата, и если нагрузка достаточно мощная, то такими "плавными движениями"
мы легко гробим автомат (проверено неоднократно, и не только мной), но это так, к слову.

Конденсатор хочу в параллель обмотке, потому что заметил, что при "нерезком" отключении напряжение на катушке KV1 прерывается, и контакты начинают дребезжать.

Цитата(kovigor @ Apr 19 2014, 18:09) *
Я бы присмотрелся к готовым токовым реле от бытовых холодильников, отключающим пусковую обмотку двигателя компрессора после его старта ...

Я бы и рад, но мое время на эксперименты к сожалению закончилось sm.gif

Вопросы:
1. хватит ли варистора на 270В, который стоит у меня параллельно отдельному контакту KV1, или лучше RC-цепь?
2. какого типа лучше взять конденсатор?

P.S. Извиняюсь за сумбурное изложение.

Сообщение отредактировал Herz - Apr 19 2014, 17:39


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Меджикивис
сообщение Apr 19 2014, 14:07
Сообщение #20


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919



Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 15:46) *
Меджикивис
В какую, часть цепи поставить термистор?
Последовательно с контактами и отключаемым конденсатором (в прежней схеме, с одним реле).

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 15:46) *
И еще: все-таки хочу поменять реле KV1 на симистор.
Я думал про симистор еще на предыдущих страницах но...
От конденсаторов симисторы пробиваются на "раз!" (((( стрёмно это. Можно конечно попытаться включать их при переходе через ноль, или иначе заблокировать включение в опасные моменты. А может включиться от помехи, броска в сети - это с ними бывает. Но с конденсатором - сразу же ему настанут кранты. Так что лучше не надо, мне кажется.

ЗЫ.
Был у меня случай - надо было запускать здоровенный мотор: с малой нагрузкой при старте, но столько банок конденсаторов у нас с другом не было...
Взяли мощный симистор, соорудили примитивный светорегулятор, установили угол зажигания этого симистора в 90 град (на максимуме синусоиды). В этом режиме у симистора появляется реактивная составляющая, потому что фаза тока смещена.
Включили эту фигню вместо отсутствующего конденсатора. Мотор закрутился! но только в обратную сторону sm.gif
перекоммутировали фазы, всё работало. Но пусковой момент с такой штукой довольно невелик, потому что только пол-напряжения сети пропускается и общее смещение фазы гораздо меньше 90 (приблизительно 45 наверно).

А ведь на МОСФЕТах можно сделать гораздо эффективнее, вместо конденсатора. Я давно подумываю над такой задачей.
Нет желания заняться?

ЗЫ:
пока писал - появилось ваше сообщение об отсутствии времени на эксперименты.
ладно; предложение снимается (((((

Сообщение отредактировал Меджикивис - Apr 19 2014, 14:09


--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать.
Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Alexander2013
сообщение Apr 19 2014, 14:46
Сообщение #21


Участник
*

Группа: Участник
Сообщений: 72
Регистрация: 19-06-13
Пользователь №: 77 216



Цитата(Меджикивис @ Apr 19 2014, 19:07) *
Я думал про симистор еще на предыдущих страницах но...


В общем Вы бы посоветовали оставить реле?
По поводу варистора в моей схеме, можете что-нибудь прокомментировать? Менять на RC, или нет?
Может посоветовали добавить что-нибудь в схему?
И да: какого типа лучше поставить конденсатор параллельно катушке KV1?

Сообщение отредактировал Alexander2013 - Apr 19 2014, 14:47


--------------------
Читайте ПУЭ. Сам не читал, но советую :)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Меджикивис
сообщение Apr 19 2014, 16:34
Сообщение #22


Профессионал
*****

Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919



Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
В общем Вы бы посоветовали оставить реле?
Цейтнот обязывает Вас к этому(((( А иначе можно было бы сгородить что-нибудь на МОСФЕТах, и это было бы значительно миниатюрнее конденсаторов и надежнее реле. Но на испытания требуется заметное время.

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
По поводу варистора в моей схеме, можете что-нибудь прокомментировать?
Варистора? Это который под напряжением уменьшает свое сопротивление? Некий такой приблизительный аналог стабилитрона? Не понимаю, что он Вам может дать... Контакты же подгорают бросками тока, а не напряжения.

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
какого типа лучше поставить конденсатор параллельно катушке KV1?
Одного конденсатора будет мало по причине переменного тока. Надо поставить катушку в диагональ моста, а впараллель ей - конденсатор.
Тип - в общем-то любой, на напряжение не менее 600 вольт. (от 220 зарядится до 300 с копейками. Но я лично неоднократно наблюдал, как 400-вольтовые пробивались при непрерывной длительной работе. И даже не столь уж длительной - пара месяцев, и куку.) Поскольку напряжение на конденсаторе поднимается в 1.4 раза, придется последовательно с управляющим контактом поставить гасящий резистор, чтобы напряжение на катушке понизить до номинальных 220, иначе перегреется. Одновременно этот резистор защитит от бросков тока на зарядку конденсатора.
С учетом наличия этого резистора и понижения им напряжения, конденсатор, возможно, потянет 400-вольтовый, но это я не проверял.

Сообщение отредактировал Меджикивис - Apr 19 2014, 17:03


--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать.
Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
Go to the top of the page
 
+Quote Post

2 страниц V   1 2 >
Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 28th June 2025 - 19:33
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01686 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016