Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: самодельное "твердотельное" реле
Форум разработчиков электроники ELECTRONIX.ru > Сайт и форум > В помощь начинающему > Схемотехника
Alexander2013
Суть:
Схема запуска трехфазного двигателя от сети 220В, в схеме есть 2 конденсатора, при пуске задействованы
оба конденсатора, после запуска один отключается контактом реле. Контакт этот залипает, хочу заменить
электромеханическое реле на что-то более дешевое чем твердотельное реле.

Параметры самоделки: управление 220В.пер, рабочий ток 16А. пер.

т.е. в схеме нужно заменить ключ К1
kovigor
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
Контакт этот залипает

Твердотельное реле склеит ласты гораздо быстрее, чем обычное. Задемпфируйте контакты вашего реле RC - цепочкой, например, на 100 Ом (проволочным) и 100 нФ (типа X2), и все будет гуд.
Alexander2013
Цитата(kovigor @ Apr 18 2014, 16:44) *
Твердотельное реле склеит ласты гораздо быстрее, чем обычное. Задемпфируйте контакты вашего реле RC - цепочкой, например, на 100 Ом (проволочным) и 100 нФ (типа X2), и все будет гуд.


Да, вот RC-цепь я как раз и не пробовал, что за Х2? Пробовал ставить варистор параллельно нагрузке и контакту - не помогло.

И почему твердотельное реле должно "склеить ласты"?
kovigor
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 14:55) *
Да, вот RC-цепь я как раз и не пробовал, что за Х2?

И почему твердотельное реле должно "склеить ласты"?

Тип диэлектрика. При пробое конденсатор с таким диэлектриком не загорается.

Потому, что его полупроводниковый ключ гораздо чувствительнее к мощным выбросам ЭДС самоиндукции обмотки вашего двигателя, чем обычные контакты ...
AlexandrY
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
т.е. в схеме нужно заменить ключ К1


Параллельно контактам реле поставьте симистор.
Симистор должен включатся на пару периодов раньше реле и выключаться на пару периодов позже.

Alexander2013
Цитата(AlexandrY @ Apr 18 2014, 18:08) *
Симистор должен включатся на пару периодов раньше реле и выключаться на пару периодов позже.


Т.е плюс к нему дополнительная логика? - не пойдет: существенное усложнение.
Просто симистор использовать можно? Он будет в работе не более 2 сек...

kovigor
Конденсатор типа такого, я так понимаю? Помогает? Пробовали?
kovigor
Цитата(Alexander2013)
Конденсатор типа такого, я так понимаю? Помогает? Пробовали?

Да, такой. А тиристор там не нужен, ИМХО. Снаббера должно хватить ...
Alexander2013
Там сразу все в одном корпусе, или резистор отдельно допаять?
Непонятно только, почему варистор, не помог...

В любом случае попробую и так, и так. Спасибо
kovigor
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 19:57) *
Там сразу все в одном корпусе, или резистор отдельно допаять?

Отдельно.

http://electronix.ru/forum/lofiversion/index.php/t51492.html
http://caxapa.ru/162581.html

Plain
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 13:24) *
в схеме есть 2 конденсатора, при пуске задействованы оба конденсатора

Комментарий ложный, потому что, исходя из схемы, при пуске отсутствующее на схеме реле обесточено (потому что не указано иное), поэтому "задействован" только один конденсатор, затем реле срабатывает и подключает к нему второй конденсатор, который разряжает уже успевший зарядиться первый на себя бесконечным током — именно в этот момент контактам и настаёт основной кирдык.

В момент отключения контакты тоже дребезжат, т.е. периодически так же накоротко соединяя конденсатор с изменяющимся напряжением с конденсатором с неизменным — кирдык чуть поменьше, ресурса наверное хватит где-то на десяток таких пощёлкиваний.
Alexander2013
kovigor
спасибо еще раз

Plain
При пуске контакт замкнут, размыкается через выдержку времени (вообще контакт нормально закрытый, катушка подключается через реле времени). Логика схемы в полном порядке, проблема в залипании.

Что Вы можете предложить в данном случае?
Herz
Цитата(Alexander2013 @ Apr 18 2014, 20:30) *
Логика схемы в полном порядке, проблема в залипании.

И в рисовании. Ибо замечание справедливое.
Но если контакты реле в момент включения всегда замкнуты, то я не вижу причин для залипания. Разве что оно (реле) выбрано неправильно.
Alexander2013
Понял я кажись свой косяк: в момент выключения нормально закрытый контакт замыкается,, и конденсаторы разряжаются в него (в обмотку судя по всему разрядиться не успевает, что и естесственно)
Боюсь здесь не поможет ни варистор, ни RC-цепь. Как лучще разрядить его: сопротивление поставить в параллель, хотя поможет ли это? Или может последовательно с контактом поставить сопротивление? (хотя тут непонятно как двигатель будет стартовать)
Ну да-да, схема естесственно такая(прикрепление) НУ в том случае, когда конденсатор разряжается через контакт, в момент выключения схемы, то реле конечно неправильное, какое ж реле выдержит такие издевательства.
Еще раз вопрос: как можно минимизировать этот эффект?
Меджикивис
В мощных импульсных БП на зарядку электролитов на высокой стороне, стоит термистор. Когда включаешь - у него повышенное сопротивление, через которое кондер заряжается без значительного броска тока. А потом этим током термистор разогревается, его сопротивление резко падает и он практически не оказывает помехи работе.
Может такое поставить?
Herz
Нет, такой фокус не пройдёт. Здесь рабочие напряжения - переменные и термистор будет греться всё время.
Нужно организовать задержку на возвращение реле в исходное состояние после выключения двигателя. Лучше - после полного останова. Как - это автору решать.
Он усложнять ничего не хочет...
Alexander2013
Переделал, получилось вот так (прикрепление)
Искрить стало в разы меньше, я бы сказал в пределах "нормы", пока (тьфу-тьфу) ничего не залипло.
"Усложнение" в данном случае - это засовывать микросхемы sm.gif.
Меджикивис
В какую, часть цепи поставить термистор?

И еще: все-таки хочу поменять реле KV1 на симистор.

И еще: какой конденсатор подключить в параллель катушке KV1, чтобы исключить дребезг при "нерезком" отключении QF1 ?
Herz
Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 12:46) *
Переделал, получилось вот так (прикрепление)
Что значит "получилось"? Само? Что это за элементы появились в схеме? QF1, например? Зачем он? Что там в параллель?
Цитата
И еще: какой конденсатор подключить в параллель катушке KV1, чтобы исключить дребезг при "нерезком" отключении QF1 ?

Любой. На дребезг он никак не повлияет.
И что значит "нерезком"?
kovigor
Цитата(Меджикивис @ Apr 19 2014, 11:16) *
Может такое поставить?

Я бы присмотрелся к готовым токовым реле от бытовых холодильников, отключающим пусковую обмотку двигателя компрессора после его старта ...
Alexander2013
Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
Что значит "получилось"? Само?

Почти...sm.gif

Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
Что это за элементы появились в схеме? QF1, например? Зачем он? Что там в параллель?

QF1 - это 3-х полюсный автоматический выключатель защиты мотора (вместе с тепловой защитой)
Один из контактов QF1, который в схеме отдельно сверху, я задействовал, чтобы отделить цепь контакта реле от цепи разряда конденсатора (контакт там мощный)
Мотор запускаем поворотом рукоятки этого выключателя, выключаем, естественно, так же (контактор, к сожалению, не предусмотрен)

Цитата(Herz @ Apr 19 2014, 15:30) *
И что значит "нерезком"?


"Нерезкое" (сформулировать по-другому не могу) выключение:
Рукой мы можем не всегда резко повернуть рукоятку автомата, и если нагрузка достаточно мощная, то такими "плавными движениями"
мы легко гробим автомат (проверено неоднократно, и не только мной), но это так, к слову.

Конденсатор хочу в параллель обмотке, потому что заметил, что при "нерезком" отключении напряжение на катушке KV1 прерывается, и контакты начинают дребезжать.

Цитата(kovigor @ Apr 19 2014, 18:09) *
Я бы присмотрелся к готовым токовым реле от бытовых холодильников, отключающим пусковую обмотку двигателя компрессора после его старта ...

Я бы и рад, но мое время на эксперименты к сожалению закончилось sm.gif

Вопросы:
1. хватит ли варистора на 270В, который стоит у меня параллельно отдельному контакту KV1, или лучше RC-цепь?
2. какого типа лучше взять конденсатор?

P.S. Извиняюсь за сумбурное изложение.
Меджикивис
Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 15:46) *
Меджикивис
В какую, часть цепи поставить термистор?
Последовательно с контактами и отключаемым конденсатором (в прежней схеме, с одним реле).

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 15:46) *
И еще: все-таки хочу поменять реле KV1 на симистор.
Я думал про симистор еще на предыдущих страницах но...
От конденсаторов симисторы пробиваются на "раз!" (((( стрёмно это. Можно конечно попытаться включать их при переходе через ноль, или иначе заблокировать включение в опасные моменты. А может включиться от помехи, броска в сети - это с ними бывает. Но с конденсатором - сразу же ему настанут кранты. Так что лучше не надо, мне кажется.

ЗЫ.
Был у меня случай - надо было запускать здоровенный мотор: с малой нагрузкой при старте, но столько банок конденсаторов у нас с другом не было...
Взяли мощный симистор, соорудили примитивный светорегулятор, установили угол зажигания этого симистора в 90 град (на максимуме синусоиды). В этом режиме у симистора появляется реактивная составляющая, потому что фаза тока смещена.
Включили эту фигню вместо отсутствующего конденсатора. Мотор закрутился! но только в обратную сторону sm.gif
перекоммутировали фазы, всё работало. Но пусковой момент с такой штукой довольно невелик, потому что только пол-напряжения сети пропускается и общее смещение фазы гораздо меньше 90 (приблизительно 45 наверно).

А ведь на МОСФЕТах можно сделать гораздо эффективнее, вместо конденсатора. Я давно подумываю над такой задачей.
Нет желания заняться?

ЗЫ:
пока писал - появилось ваше сообщение об отсутствии времени на эксперименты.
ладно; предложение снимается (((((
Alexander2013
Цитата(Меджикивис @ Apr 19 2014, 19:07) *
Я думал про симистор еще на предыдущих страницах но...


В общем Вы бы посоветовали оставить реле?
По поводу варистора в моей схеме, можете что-нибудь прокомментировать? Менять на RC, или нет?
Может посоветовали добавить что-нибудь в схему?
И да: какого типа лучше поставить конденсатор параллельно катушке KV1?
Меджикивис
Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
В общем Вы бы посоветовали оставить реле?
Цейтнот обязывает Вас к этому(((( А иначе можно было бы сгородить что-нибудь на МОСФЕТах, и это было бы значительно миниатюрнее конденсаторов и надежнее реле. Но на испытания требуется заметное время.

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
По поводу варистора в моей схеме, можете что-нибудь прокомментировать?
Варистора? Это который под напряжением уменьшает свое сопротивление? Некий такой приблизительный аналог стабилитрона? Не понимаю, что он Вам может дать... Контакты же подгорают бросками тока, а не напряжения.

Цитата(Alexander2013 @ Apr 19 2014, 20:46) *
какого типа лучше поставить конденсатор параллельно катушке KV1?
Одного конденсатора будет мало по причине переменного тока. Надо поставить катушку в диагональ моста, а впараллель ей - конденсатор.
Тип - в общем-то любой, на напряжение не менее 600 вольт. (от 220 зарядится до 300 с копейками. Но я лично неоднократно наблюдал, как 400-вольтовые пробивались при непрерывной длительной работе. И даже не столь уж длительной - пара месяцев, и куку.) Поскольку напряжение на конденсаторе поднимается в 1.4 раза, придется последовательно с управляющим контактом поставить гасящий резистор, чтобы напряжение на катушке понизить до номинальных 220, иначе перегреется. Одновременно этот резистор защитит от бросков тока на зарядку конденсатора.
С учетом наличия этого резистора и понижения им напряжения, конденсатор, возможно, потянет 400-вольтовый, но это я не проверял.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.