|
Управление коллекторным двигателем, Управление коллекторным двигателем с помощью AVR |
|
|
|
Feb 27 2008, 21:54
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 37
Регистрация: 12-02-07
Пользователь №: 25 271

|
Помогите разобраться с управлением коллекторным двигателем на AVR. Вот некоторые требования:параметры двигателя: - 24В 36Вт; - регулировка оборотов двигателя от 5 до 100% Нужна помощь.
|
|
|
|
|
Feb 28 2008, 03:11
|

Познающий...
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 963
Регистрация: 1-09-05
Из: г. Иркутск
Пользователь №: 8 125

|
Цитата(eag @ Feb 28 2008, 05:54)  Помогите разобраться с управлением коллекторным двигателем на AVR. Вот некоторые требования:параметры двигателя: - 24В 36Вт; - регулировка оборотов двигателя от 5 до 100% Нужна помощь.  В общем случае нужен H-мост (H-bridge), схема, которая будет формировать PWM(ШИМ), датчик скорости и разбор ПИ(Д) алгоритма (если нужна стабилизация скорости), возможно энкодер, для отслеживания угловой координаты поворота вала. Я сам сейчас работаю над аналогичной проблемой. И то, что я перечислил, это то, с чем я столкнулся. В моем случае мостом управляет МК (ATmega16), в качестве тахометра и энкодера пока служит энкодер от мышки (у меня лабораторный стенд), все работа находится в процессе разработки. Некоторые материалы, которые Вам возможно помогут: Схемы H-мостов http://www.cadvision.com/blanchas/hexfet/np-s.htmhttp://www.dprg.org/tutorials/1998-04a/ПИД http://www.embedded.com/2000/0010/0010feat3.htmШИМ http://www.4qdtec.com/pwm-01.htmlГотовые проекты http://www.modularcircuits.com/h-bridge_secrets1.htmБуду сам признателен услышать полезные советы по этому вопросу!
--------------------
Выбор.
|
|
|
|
|
Feb 29 2008, 09:30
|

Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 124
Регистрация: 1-03-07
Из: Винница
Пользователь №: 25 788

|
Цитата(Artak @ Feb 29 2008, 01:27)  Если двигатель должен вращатья только в одном направлении, достоточно поставить один транзистор(напимер силовой полевик с низким пороговим напряжением, чтобы открылся при логическом уровне сигнала) Я таким образом запускаю двигатели 110В/3,5А и более, но лучше всего ставить драйвер для полевика, иначе транзюк греется при частоте ШИМа 20 кГц (я пробовал IRML540). Для мощных двигателей нужно ставить опторазвязку перед драйвером. Н-мост интересен тем, что можно тормозить двигатель.
|
|
|
|
|
Feb 29 2008, 11:39
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 702
Регистрация: 14-07-06
Пользователь №: 18 823

|
Цитата(eag @ Feb 28 2008, 01:54)  ... - регулировка оборотов двигателя от 5 до 100% Нужна помощь.  Помогаем - задача в общем случае нерешима. Заставить работать коллекторный двигатель под нагрузкой на скорости меньше номинальной в 20 раз практически невозможно.
--------------------
Уходя, оставьте свет...
|
|
|
|
|
Feb 29 2008, 14:25
|

Участник

Группа: Свой
Сообщений: 67
Регистрация: 5-02-07
Пользователь №: 25 074

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Feb 29 2008, 17:39)  Помогаем - задача в общем случае нерешима. Заставить работать коллекторный двигатель под нагрузкой на скорости меньше номинальной в 20 раз практически невозможно. - без обратной связи...
|
|
|
|
|
Mar 2 2008, 18:58
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 37
Регистрация: 12-02-07
Пользователь №: 25 271

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Feb 29 2008, 18:41)  Плавно, под нагрузкой - и с обратной связью. Уж не с любой обратной связью так точно. Спасибо Всем, буду разбираться
|
|
|
|
|
Mar 3 2008, 09:31
|
Группа: Новичок
Сообщений: 4
Регистрация: 26-07-07
Пользователь №: 29 381

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Feb 29 2008, 18:41)  Плавно, под нагрузкой - и с обратной связью. Уж не с любой обратной связью так точно. Обратная связь через оператора тоже считается
|
|
|
|
|
Mar 3 2008, 09:41
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(Dog Pawlowa @ Feb 29 2008, 15:39)  Помогаем - задача в общем случае нерешима. Заставить работать коллекторный двигатель под нагрузкой на скорости меньше номинальной в 20 раз практически невозможно. Это почему же? Диапазон скоростей привода с ДПТ раньше был 10000. Можно с тахо, можно и без.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Mar 3 2008, 10:16
|

Частый гость
 
Группа: Новичок
Сообщений: 164
Регистрация: 11-01-05
Из: Россия, Снежинск
Пользователь №: 1 900

|
Цитата(eag @ Feb 28 2008, 02:54)  Помогите разобраться с управлением коллекторным двигателем на AVR. Нужна помощь.  Незнаю поможет-ли, пару лет назад сделал себе сверлильный станочек и к нему простенький контроллер, смотри прицепленный архив со схемой и сырцами.
Прикрепленные файлы
Sverlo.zip ( 24.79 килобайт )
Кол-во скачиваний: 331
|
|
|
|
|
Mar 6 2008, 13:41
|
;
     
Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509

|
Кстати о сложном и наболевшем. 1. Каким параметром правильно выразить допустимую нестабильность частоты вращения? Предложил заказчику в % при скачке нагрузки от 0 до максимально допустимой, но что-то мне не нравится. Имхо,надо еще время реакции как-то учитывать. 2. Кто знает, как лучше всего моделировать (в какой софте и какие лучше модели) коллекторный двигатель ? 3. Чтобы не играть в одни ворота  Справочник по эл.машинам Раздел ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА МАЛОЙ МОЩНОСТИ ДЛЯ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ [attachment=18606:attachment]
|
|
|
|
|
Mar 28 2008, 15:42
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 34
Регистрация: 4-09-05
Пользователь №: 8 211

|
Цитата(_Pasha @ Mar 6 2008, 17:41)  ...надо еще время реакции как-то учитывать. По своему опыту скажу, что введение обратной связи (по скорости, по току, по напряжении, по чему угодно) для систем с долей инерциионости (двигатель, генератор), всегда предусматривает ПИД регулирование. А коэффициенты ПИД регулятора уже подбираются опытным путем на готовом реальном объекте. И разгворы, которые я слышал типа о инфранизком ШИМ регурировании (например, для нагревательных элементов в печах) и тому подобное - все это частные случи ПИД регулятора.
|
|
|
|
|
Mar 28 2008, 19:19
|

Частый гость
 
Группа: Новичок
Сообщений: 111
Регистрация: 10-02-07
Из: St.Petersburg, Russia
Пользователь №: 25 241

|
Цитата(eag @ Feb 28 2008, 00:54)  Помогите разобраться с управлением коллекторным двигателем на AVR. Коллекторные сасут. Ибо BLDC (безщёточные) позволяют рулить синхронно в т.ч. даже если без интегрированных датчиков холла. По обратной ЭДС в обмотке определяется положение ротора. У атмела есть аппнота (ключевые слова brushless, bldc motor control). Никаких энкодеров действительно не надо в таком случае. Цитата(Starick @ Mar 28 2008, 18:42)  По своему опыту скажу, что введение обратной связи (по скорости, по току, по напряжении, по чему угодно) для систем с долей инерциионости (двигатель, генератор), всегда предусматривает ПИД регулирование. А коэффициенты ПИД регулятора Ключевое слово -- синхронно. ПИД не нужен. [quote name='_Pasha' date='Mar 6 2008, 16:41' post='375569'] 2. Кто знает, как лучше всего моделировать (в какой софте и какие лучше модели) коллекторный двигатель ? В железном. Из натурального чугуния.
--------------------
[ZX]
|
|
|
|
|
Mar 28 2008, 20:18
|

Частый гость
 
Группа: Новичок
Сообщений: 111
Регистрация: 10-02-07
Из: St.Petersburg, Russia
Пользователь №: 25 241

|
Цитата(Itch @ Mar 28 2008, 23:06)  Кстати двигатель, который крутит кулер на процессоре - это BLDC? По сути да.
--------------------
[ZX]
|
|
|
|
|
Mar 28 2008, 21:44
|
Участник

Группа: Участник
Сообщений: 39
Регистрация: 11-05-07
Из: Коряжма
Пользователь №: 27 672

|
В общем ПИД регулятор обычно не нужен. все задачи обычно сводяться к ПИ регулятору. Вернее даже можно сделать так. при разгоне работать на П регуляторе скорости и только потом подключать И часть. т.к. пропорциональная часть с успехом справиться с разгоном, в статике же работают обе части. Обычно в условиях работы забивают. погрешность частоты питающей сети (не более 5%) изменение момента (около 30%, хотя для разных целей по разному) и диапазон регулирования. Смоделировать процессы происходящие в САУ можно в следующих программах SistemView / Visim / SwCAD III/ MatLab / siam первые две вроде у меня есть с остальными не работал. Если у тебя полевики имеют встроенный диод (необходимо проверить по даташиту), то в схеме внешний диод в принципе нафиг нужен... и если управлять транзисторами логикой (IRL) то там обычно они уже встроены в структуру... Естественно для уменьшения падения напряжения можно несколько в параллель включить. и обычно один транзистор работает в ключевом режиме, второй в ШИМ (хотя оба работают в ключевом режиме), т.е. один постоянно открыт а другим регулируется напряжение.
И частоту 20кГц не нужно делать...хватит 4...16кГц (все промышленные частотники делаются на такой несушей частоте) иначе могут позникнуть проблемы с переключением транзисторов (модулей) Удачи в познаннии...я в скором времени такую же штуку хочу забабахать на аттини 2313. и у меня в одном плече будет Р-канальный в другом Н-канальный транзистор. единственное торможения двигателя у меня не будет., хотя реверсивный мост буду делать с питанием от аккумуляторов 8,4В
|
|
|
|
|
Apr 29 2008, 21:10
|
;
     
Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509

|
Доброго времени! История, однако, прикольная. Двигатель типа ДПР, номинальные 27В, 0.5А Чувак просит управление, да попроще. В общем, ШИМ, и все пока. Сделал все это за полтора дня на TN15 ввиду полной ясности задачи. Проходит время. Пора запускать. Глубина регулировки мелковата. Где-то 30%, ниже - срабатывает защита по току. Это на частотах до 12кГц. Понятно, что не хватает момента для старта. Начинаются штатные извращения... В итоге, не очень-то осознанно повышаю частоту ШИМ до 50кГц (в релизе - 100кГц) - все работает идеально(от 5%, момент, ессно, никакой, но в рамках ТЗ). В общем, все хорошо, но осадочек остался - как же объяснить "капризы" двигателя - не пойму. Частота ему, видите-ли, не нравится... Может, кто объяснит?
|
|
|
|
|
Apr 30 2008, 06:00
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(_Pasha @ Apr 30 2008, 00:10)  Доброго времени! История, однако, прикольная. Двигатель типа ДПР, номинальные 27В, 0.5А Чувак просит управление, да попроще. В общем, ШИМ, и все пока. Сделал все это за полтора дня на TN15 ввиду полной ясности задачи. Проходит время. Пора запускать. Глубина регулировки мелковата. Где-то 30%, ниже - срабатывает защита по току. Это на частотах до 12кГц. Понятно, что не хватает момента для старта. Начинаются штатные извращения... В итоге, не очень-то осознанно повышаю частоту ШИМ до 50кГц (в релизе - 100кГц) - все работает идеально(от 5%, момент, ессно, никакой, но в рамках ТЗ). В общем, все хорошо, но осадочек остался - как же объяснить "капризы" двигателя - не пойму. Частота ему, видите-ли, не нравится... Может, кто объяснит? Капризы связаны с малой индуктивностью двигателя. При низкой скважности ШИМ ток становится прерывистым, магнитная система работает вблизи насыщения. Непонятно, зачем двигателем 0,5А управлять с ШИМ.
Сообщение отредактировал evgeny_ch - Apr 30 2008, 06:12
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
Apr 30 2008, 06:13
|
;
     
Группа: Участник
Сообщений: 5 646
Регистрация: 1-08-07
Пользователь №: 29 509

|
Цитата(evgeny_ch @ Apr 30 2008, 10:00)  Непонятно, зачем двигатель 0,5А управлять ШИМ. А там проще не выйдет. Питалово может быть от 24 до 60 В. Спасибо за объяснение. Тут вот в предыдущих постах Цитата И частоту 20кГц не нужно делать...хватит 4...16кГц (все промышленные частотники делаются на такой несушей частоте) Интересно, в какое место могут ударить грабли человека, внявшего этим словам?
|
|
|
|
|
Apr 30 2008, 06:39
|

чукчхэшаражогрмонтажник
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 852
Регистрация: 13-07-07
Из: Minsk
Пользователь №: 29 094

|
Цитата(_Pasha @ Apr 30 2008, 09:13)  А там проще не выйдет. Питалово может быть от 24 до 60 В. Спасибо за объяснение. Тут вот в предыдущих постах Интересно, в какое место могут ударить грабли человека, внявшего этим словам?  Это высказывание справедливо для двигателей с большим током и напряжением питания, где затруднительно поднять частоту ШИМ. У таких двигателей индуктивность обмоток большая, ток не прерывается. Частоту ШИМ желательно выбирать выше диапазона слышимости, для избежания акустических эффектов при работе двигателя. Бывает и адаптивная ШИМ.
--------------------
Quo vadis?
|
|
|
|
|
May 2 2008, 09:55
|

Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 214
Регистрация: 24-10-07
Из: zp.ua
Пользователь №: 31 690

|
Цитата(evgeny_ch @ Apr 30 2008, 09:39)  Это высказывание справедливо для двигателей с большим током и напряжением питания, где затруднительно поднять частоту ШИМ. У таких двигателей индуктивность обмоток большая, ток не прерывается. Частоту ШИМ желательно выбирать выше диапазона слышимости, для избежания акустических эффектов при работе двигателя. Бывает и адаптивная ШИМ. У меня была мысль собрать приборчик который пройдясь по частоте на номинальном для двигателя напряжении выдавал бы значение 2х частот: 1. Нижнюю, при которой сердечник начинает входить в насыщение, когда в рабочем режиме начинает происходить разрыв тока. 2. И верхнюю, при которой затраты на премагничивание железа нехорошо начинают влиять на кпд. А пока кручу ручкой резюк на драйвере ir2153.pdf, и смотрю ток потребления на тестере. При непонятках гляжу на осцилограму шунта (последовательо с обмоткой движка).
|
|
|
|
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|