|
ШИМ вместо гасящего резистора, "дурак спросил - и озадачил мудреца" (с) |
|
|
|
May 4 2014, 19:06
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Меня спросили: - Гасящий резистор шибко греется; можно вместо него использовать ШИМ? Я говорю: - Конечно можно. И даже элементарно! например так -  Неразрывность тока через нагрузку обеспечивается дросселем и диодом. - А там нужен ток переменный... Оппаньки.... я не нашелся что ответить: мне сразу представился синхронный выпрямитель или AC-DC-AC, словом нечто совершенно монструозное... Что скажет коллективный разум? Как использовать ШИМ, чтобы погасить часть переменного напряжения (без какой-либо прецизионности)? P.S.: Как я выяснил, "переменный" - это обычный синус 50 Гц. Последовательный конденсатор или трансформатор не предлагать - не проходят по массогабаритным показателям. "лампочка" в схеме - просто набросал для примера.
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
3 страниц
1 2 3 >
|
 |
Ответов
(1 - 35)
|
May 5 2014, 02:43
|

pontificator
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 055
Регистрация: 8-02-05
Из: страны Оз
Пользователь №: 2 483

|
Цитата(Меджикивис @ May 5 2014, 04:36)  Меня спросили: - Гасящий резистор шибко греется; можно вместо него использовать ШИМ? Я говорю: - Конечно можно. И даже элементарно! например так -  Диод и дроссель здесь лишние. Просто ключ, ничего более не требуется. Цитата(Меджикивис @ May 5 2014, 04:36)  - А там нужен ток переменный... Двухполярный ключ. Например, ключ в диагонали выпрямительнoгo мостика.
|
|
|
|
|
May 5 2014, 09:52
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Цитата(stells @ May 5 2014, 09:26)  точно так же, как Вы нарисовали, только вместо ключа и диода встречно-последовательно включенные мосфеты (двуполярные ключи) А ими надо еще управлять... Цитата(АНТОН КОЗЛОВ @ May 5 2014, 10:14)  Приводы шаговых двигателей в режиме микрошага Вот именно. Так я и говорю, что получается в сумме нехилый огород, а не мультивибратор+ключ с дросселем и диодом.
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
|
May 6 2014, 09:18
|

Гуру
     
Группа: Модераторы
Сообщений: 10 983
Регистрация: 23-11-05
Пользователь №: 11 287

|
Цитата(Plain @ May 6 2014, 11:39)  А её и нет в ТЗ, т.е. в первом сообщении темы, ... Цитата(Меджикивис @ May 4 2014, 22:06)  Неразрывность тока через нагрузку обеспечивается дросселем и диодом. Цитата "дурак спросил - и озадачил мудреца" (с)
Меня спросили ... я не нашелся что ответить ... Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам. (с) Да, что с них, дураков, взять...  Не заморачивайтесь. Цитата А как обеспечивать при этом неразрывность тока в нагрузке? Да точно так же. Ток в диагонали ведь не знает, что за мостом он уже переменный...
|
|
|
|
|
May 6 2014, 10:18
|
Гуру
     
Группа: Свой
Сообщений: 2 724
Регистрация: 14-05-07
Из: Ярославль, Россия
Пользователь №: 27 702

|
Цитата(Меджикивис @ May 4 2014, 23:06)  Меня спросили: - Гасящий резистор шибко греется; можно вместо него использовать ШИМ? Можно. Делал то ли на 555-таймере, то ли на компараторе. По конструкции получался элемент с двумя проводами, которые коротились с установленной скважностью. Подключить такую схему в диагональ диодного моста - получится вариант для переменного тока. Та схема управляла яркостью автолампочки мощностью под 50Вт. Ничего не грелось. На самом деле был еще управляющий провод, типа 100% или 30% заполнение. Но 100% не получить, т.к. в промежутки, когда ключ разомкнут запитывался накопительный конденсатор для питания схемы. Т.е. ключ иногда нужно было размыкать.
|
|
|
|
|
May 6 2014, 15:35
|

Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 937
Регистрация: 1-09-08
Пользователь №: 39 922

|
Цитата(Меджикивис @ May 4 2014, 23:06)   Неразрывность тока через нагрузку обеспечивается дросселем и диодом. - А там нужен ток переменный... Цитата(Егоров @ May 6 2014, 03:34)  Ключ (ШИМ) поставить в диагональ моста. Цитата(Меджикивис @ May 6 2014, 07:52)  А как обеспечивать при этом неразрывность тока в нагрузке? Ключик в диагонали моста, неразрывность тока сам по себе не обеспечит  Но 2 таких ключа, коммутируемых в противофазе, вполне способны решить сию задачу. В Вашей схеме: один ставится вместо диода(параллельно цепи дроссель- нагрузка), а второй- собственно - ключ. P.S. Вопрос явно не дурацкий и весьма актуален. Думаю, с разделом Вы погорячились.
|
|
|
|
|
May 7 2014, 18:25
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Цитата(SNGNL @ May 6 2014, 21:35)  ... и весьма актуален. Спасибо за оценку, уважаемый SNGNL. Тогда уточняю - Цитата(=AK= @ May 7 2014, 06:13)  Проще выбросить из схемы дроссель и не заботиться о неразрывности Если нагрузка имеет собственную индуктивную составляющую, пренебрежимую на 50 Гц, то на резких фронтах отключения она может устроить такое, что EMI покажутся наименьшей из неприятностей. Поэтому обеспечить непрерывность тока в нагрузке - обязательно. "В ТЗ" это было косвенно - как требование равноценной замены гасящего резистора, который никаких разрывов не создает. Цитата(SNGNL @ May 6 2014, 21:35)  один ставится вместо диода(параллельно цепи дроссель- нагрузка), а второй- собственно - ключ. Это так. Однако двуполярным ключом трудно управлять - стандартные драйвера не могут управлять встречно-последовательным соединением, а включить одиночный мосфет в диагональ моста - потребуется гальваническая развязка управления, что тоже не самый маленький огород. Всё можно решить. Практически всё, но - какими силами.... Цитата(stells @ May 7 2014, 18:18)  Обычный пассивный ФНЧ. Но - может быть Вы и правы; и возможно, что этот путь - наилучший. На высоких частотах габариты фильтра становятся довольно миниатюрными...
Сообщение отредактировал Меджикивис - May 7 2014, 18:33
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
|
May 8 2014, 10:40
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Цитата(=AK= @ May 8 2014, 12:37)  RC-цепочки. От R мы как раз собирались уйти. А вот про LC-ФНЧ (что выше уже говорилось) это гораздо интереснее. Кстати, тут тоже есть вопрос: если П-образный фильтр, то при открывании ключ будет перегружен броском тока заряда конденсатора. А если Г-образное звено, то при закрывании индуктивности некуда будет разрядить свою самоиндукцию. Как же корректно включить ФНЧ?
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
|
May 8 2014, 11:50
|

pontificator
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 055
Регистрация: 8-02-05
Из: страны Оз
Пользователь №: 2 483

|
Цитата(Меджикивис @ May 8 2014, 20:10)  От R мы как раз собирались уйти. Это вы от R в цепи нагрузки собирались уйти. А резистор RC-цепочки стоит совсем в другом месте. Цитата(Меджикивис @ May 8 2014, 20:10)  Как же корректно включить ФНЧ? П-образный фильтр там в принципе не нужен. Вы же стандарты ЭМС собираетесь выполнять, а не защищать ключ от непонятно каких внешних помех. Г-образный фильтр можно использовать так: - с симистором в качестве ключа - непосредственно - с ключом, имеющим плавную траекторию выключения - тоже непосредственно - с RC-цепочкой со стороны ключа
|
|
|
|
|
May 8 2014, 12:48
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Цитата(=AK= @ May 8 2014, 17:50)  Это вы от R в цепи нагрузки собирались уйти. А резистор RC-цепочки стоит совсем в другом месте. R есть рассеяние энергии в тепло. Поэтому совершенно не важно, в каком именно месте он будет стоять и греться. Вы полагаете, что в RC-варианте R будет греться меньше? Если всю накопленную реактивную энергию мы направим на него - то настолько же греться и будет. А если меньше - то куда пойдет та энергия, которая не рассеялась на нем? - она рассеется либо на витках дросселя, либо (что гораздо хуже!) на ключе. Чтобы избавиться от R, следует реактивную энергию либо направить в нагрузку, либо возвратить в источник. Третьего не дано. Но лучше в нагрузку, так как именно этим и обеспечивается непрерывность тока через нее. Цитата(=AK= @ May 8 2014, 17:50)  Г-образный фильтр можно использовать так: - с симистором в качестве ключа - непосредственно - с ключом, имеющим плавную траекторию выключения - тоже непосредственно - с RC-цепочкой со стороны ключа Про симистор уже выше говорил, не буду повторяться; про RC сказал сейчас, а вот про плавно включаемый ключ - не так очевидно, но при ближайшем рассмотрении: а) - на нем поглощается выброс самоиндукции, то есть реактивная мощность; б) - на нем рассеивается часть активной мощности нагрузки на времени включения; и то и другое приводит к разогреву ключа. Так что это - наихудший из возможных вариантов.
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
|
May 8 2014, 13:07
|

pontificator
     
Группа: Свой
Сообщений: 3 055
Регистрация: 8-02-05
Из: страны Оз
Пользователь №: 2 483

|
Цитата(Меджикивис @ May 8 2014, 22:18)  R есть рассеяние энергии в тепло. Поэтому совершенно не важно, в каком именно месте он будет стоять и греться. То есть, это у вас религиозное что-то. Изгоним все резисторы изо всех схем, а то, понимаешь, стоят и греются. Цитата(Меджикивис @ May 8 2014, 22:18)  Вы полагаете, что в RC-варианте R будет греться меньше? Если всю накопленную реактивную энергию мы направим на него - то настолько же греться и будет. Ну так не накапливайте, кто ж вас заставляет? Уберите ненужный дроссель, в который раз уж повторяю. Цитата(Меджикивис @ May 8 2014, 22:18)  Про симистор уже выше говорил Просмотрел еще раз всю ветку, но не нашел ничего про симистор от вас. Повторитесь уж, если не трудно.
|
|
|
|
|
May 8 2014, 13:26
|

Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 937
Регистрация: 1-09-08
Пользователь №: 39 922

|
Цитата(Меджикивис @ May 7 2014, 22:25)  а включить одиночный мосфет в диагональ моста - потребуется гальваническая развязка управления, что тоже не самый маленький огород. Всё можно решить. Практически всё, но - какими силами.... Ключом, замещающим диод, можно управлять от дополнительной обмотки дросселя, а ЗГ основного ключа поместить в диагональ моста и питать через RC цепочку: током, проходящим через нагрузку когда ключ заперт. Цитата(=AK= @ May 8 2014, 10:37)  Вообще-то для обеспечения неразрывности используют снабберы.  snubber (по-русски - демпфер, амортизатор) применяется для сглаживания скачков, перепадов и устранения паразитных колебаний. Традиционные симисторы и тиристоры (ключи с внутренней ПОС) вообще не запираются, пока ток через них не упадет ниже определённой величины. Разумеется, находясь в отпертом состоянии.
Сообщение отредактировал SNGNL - May 8 2014, 13:35
|
|
|
|
|
May 8 2014, 16:01
|
Профессионал
    
Группа: Участник
Сообщений: 1 541
Регистрация: 21-03-12
Из: РФ
Пользователь №: 70 919

|
Цитата(=AK= @ May 8 2014, 19:07)  Просмотрел еще раз всю ветку, но не нашел ничего про симистор от вас. Повторитесь уж, если не трудно. Цитата(Меджикивис @ May 5 2014, 01:23)  Цитата(Jurenja @ May 5 2014, 01:20)  А старые как мир схемы на симисторе/тиристоре не рассматривали? неразрывности тока в нагрузке не дают они. Цитата(SNGNL @ May 8 2014, 19:26)  Ключом, замещающим диод, можно управлять от дополнительной обмотки дросселя, а ЗГ основного ключа поместить в диагональ моста и питать через RC цепочку: током, проходящим через нагрузку когда ключ заперт. Боюсь, так не получится. При замыкании ключа на обмотках также возникнет импульс, который откроет демпфирующий ключ. Дроссель окажется закорочен в режиме силового тока. Но даже еще хуже: поскольку дроссель закорочен, напряжение на его главной обмотке пропадает, на дополнительных - тоже, и демпфер закрывается. То есть, создаются условия для автоколебаний. UPD: Сорь, не сориентировался немного: ведь демпфер закрывает не только дроссель, а и нагрузку. Т.е. при его открытии замыканием основного ключа, получится прямое КЗ и хуже этого быть уже вряд ли что может.
--------------------
Построив автомобили, человечество освободило лошадей от необходимости работать. Почему оно не освободило от такой необходимости себя ))
|
|
|
|
|
Jun 8 2014, 07:55
|

Знающий
   
Группа: Участник
Сообщений: 937
Регистрация: 1-09-08
Пользователь №: 39 922

|
Цитата(Меджикивис @ May 9 2014, 00:11)  Боюсь, так не получится. При замыкании ключа на обмотках также возникнет импульс, который откроет демпфирующий ключ. Дроссель окажется закорочен в режиме силового тока. Но даже еще хуже: поскольку дроссель закорочен, напряжение на его главной обмотке пропадает, на дополнительных - тоже, и демпфер закрывается. То есть, создаются условия для автоколебаний. О да, прошу прощения за то, что неправильно выразил свою мысль. Дополнительная обмотка служит для питания затворной цепи ключа демпфера. Подача питания, когда ключ должен быть заперт, блокируется ключом оптопары в цепи затвора. Цитата UPD: Сорь, не сориентировался немного: ведь демпфер закрывает не только дроссель, а и нагрузку. Т.е. при его открытии замыканием основного ключа, получится прямое КЗ и хуже этого быть уже вряд ли что может. ключи должны открываться поочередно, в противофазе Цитата(Меджикивис @ May 11 2014, 13:53)  возможно ли правильно демпфировать дроссель в случае переменнотоковой нагрузки только диодами? Нет, т. к. Вы справедливо заметили выше - дроссель будет правильно демпфрироваться при одной полярности питающего напряжения, но неправильно при противоположной.
|
|
|
|
3 чел. читают эту тему (гостей: 3, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|