|
заряд свинцово-кислотных аккумуляторов, методы |
|
|
|
Feb 23 2010, 14:30
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 600
Регистрация: 27-05-05
Пользователь №: 5 482

|
преамбула - товарищ на работе сильно интересуется этим делом, но так-как от электроники далек, просит помощи. Ежу понятно что разово можно зарядить от чего угодно (от 220+мост+лампочка100вт) до компового БП с задранным напряжением. но его интересует интеллектуальный вариант для постоянного применения. амбула - со схемотехникой все понятно, масса вариантов, вопросов особо не возникает, всякми специфическими БП приходится заниматься.. с алгоритмами интереснее. с одной стороны лезть в дебри неоохота и времени нет, к тому же информация бывает весьма противоречива. с другой стороны встретилась очень интересная ветка http://electrotransport.ru/ussr/index.php?...amp;topic=762.0 особо интересен вариант быстрой зарядки. при указанных в статье раскладах может и имеет смысл влезть в тему... что скажут профессионалы? с моей стороны тему отрицательно характеризуют следующие пункты: 1. чем тогда занимаются мегакорпорации, вкладывая в исследования млрды $ 2. чувствуется, что автор темы как электрощик средний (не в обиду...) и не работал с крупными сериями - ИМХО положительно: 1. отзывы отзывы2. кому нужны вечные иглы для примусов? +- кто сказал, что брэнды не используют этот/подобный алгоритм в своих устройствах? так как сравнение в основном идет с дешевыми зарядниками, а брэндовые стоят далеко не сотню баксов...
|
|
|
|
|
 |
Ответов
(1 - 8)
|
Apr 7 2010, 15:01
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 419
Регистрация: 29-03-10
Из: Москва, Щербинка
Пользователь №: 56 278

|
лучше наоборот заряд током 1/100 С.. [/quote] Считается, что батарею невозможно зарядить током менее 0.05С по причине того, что процесс будет очень сильно затянут. Для батарей с жидким электролитом самая "быстрая" характеристика IWa. Имеется ввиду, что до напряжения 2.35В/элемент заряжаем током 0.15С, далее следует участок с так называемой постоянной мощностью, т.е. по мере повышения напряжения на батарее ток уменьшается. На самом деле передаваемая в нагрузку (батарее) мощность будет уменьшаться. Для гелевых батарей характеристика заряда IUIa. На начальном этапе до напряжения 2.35В/элемент заряд постоянным током 0.15С, далее стабилизация напряжения (2.35В/эл) до тех пор, пока ток не снизится до 8% от начального. Затем следует заряд тем самым током 8% от начального. Критериев окончания заряда существует несколько. Так называемый dU/dt, dI/dt, и пропорциональный.
Сообщение отредактировал Serg SP - Apr 7 2010, 15:02
--------------------
Под холодный шёпот звёзд мы сожгли диодный мост
|
|
|
|
|
Apr 10 2010, 07:37
|
Знающий
   
Группа: Свой
Сообщений: 600
Регистрация: 27-05-05
Пользователь №: 5 482

|
Цитата(Serg SP @ Apr 7 2010, 21:16)  лучше наоборот заряд током 1/100 С..
Считается, что батарею невозможно зарядить током менее 0.05С по причине того, что процесс будет очень сильно затянут. Для батарей с жидким электролитом самая "быстрая" характеристика IWa. Имеется ввиду, что до напряжения 2.35В/элемент заряжаем током 0.15С, далее следует участок с так называемой постоянной мощностью, т.е. по мере повышения напряжения на батарее ток уменьшается. На самом деле передаваемая в нагрузку (батарее) мощность будет уменьшаться. Для гелевых батарей характеристика заряда IUIa. На начальном этапе до напряжения 2.35В/элемент заряд постоянным током 0.15С, далее стабилизация напряжения (2.35В/эл) до тех пор, пока ток не снизится до 8% от начального. Затем следует заряд тем самым током 8% от начального. Критериев окончания заряда существует несколько. Так называемый dU/dt, dI/dt, и пропорциональный. с dU/dt, dI/dt понятно, а что такое пропоциональный?
|
|
|
|
|
Apr 10 2010, 08:17
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 419
Регистрация: 29-03-10
Из: Москва, Щербинка
Пользователь №: 56 278

|
Пропорциональный метод - когда ЗУ считает ампер - часы, закачанные в батарею до напряжения на последней 2.4В/эл, затем умножает эти ампер-часы на некий эмпирический коэффициент и дозаряжает батарею до сообщения ей зарядным устройством рассчитанной ёмкости. Этот метод может некорректно работать, если удлиннить провода ЗУ, особенно если сделать это тонким кабелем. У меня были случаи, когда клиенты жаловались, что ЗУ хронически недозаряжает батарею. На месте выяснялось, что без согласования удлиннили кабель на 20 метров, разница напряжений на батарее и выходе ЗУ 4 Вольта, а если пересчитать на 1 элемент - получается ошибка в 0.17 Вольта. На банке 2.23 В, а ЗУ думает, что 2.4! В ЗУ попроще плата управления следит за временем до достижения на батарее напряжения 2.4хN (N - количество элементов в батарее), а затем работает 1 час, 2 часа, 3 часа и т.д. в зависимости от того, сколько по времени заняла первая стадия.
--------------------
Под холодный шёпот звёзд мы сожгли диодный мост
|
|
|
|
|
Apr 10 2010, 15:49
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 139
Регистрация: 28-11-08
Пользователь №: 42 032

|
Serg SP -С НУЛЯ зарядить током 0,05 С может и нельзя..(сам не пробовал и ничего об этом не читал) ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНО пробовал сначала заряд до 50 процентов 1/10 С а потом дозаряд током 1/100С дозаряжалась батарея почти неделю.. однако результаты положительные.. емкость возрастает.. пробовал и обратное - быстрый заряд за 2,,,,5 часов, а розряд током примерно 1/20....30 За десяток циклов емкость падает процентов на 30 (и это абсолютно новые АКБ!!) и сходу не восстанавливается даже при нормальных режимах заряд-розряд.. это и побудило меня попробовать обратный процес - медленную зарядку ведь от скорости заряд-разрядных процессов зависит "зернистость" аккумуляторной намазки.. быстрый разряд - крупные кристаллы сульфата, легко растворяются при заряде.. длительный розряд малым током - мелкие , труднорастворимые кристаллы сульфата.. (емкость снижается) при зарядке - аналогично, но наоборот  Serg SP - а Вы часом не этот самый Сорока ?
Сообщение отредактировал Praktik84 - Apr 10 2010, 15:51
|
|
|
|
|
Apr 10 2010, 16:47
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 419
Регистрация: 29-03-10
Из: Москва, Щербинка
Пользователь №: 56 278

|
Serg SP - а Вы часом не этот самый Сорока ?  [/quote] Нет, я даже не знаю, кто такой Сорока. Но чем могу - помогаю. Советом или знаниями в меру. Интересно, как Вам удавалось полностью разряженную батарею зарядить за 5 часов? Что было критерием окончания заряда, т.е. как Вы определили, что батарея однозначно заряжена и её можно ставить на разряд? Скорее всего, батарею Вы до конца не дозаряжали и это происходило от цикла к циклу. Кроме того, скорее всего, батарею Вы заряжали очень большим током, что для неё не полезно. В итоге - сульфатация, когда не вся активная масса преобразовывается и соответственно не участвует в реакции,- батарея теряет ёмкость. Если вОвремя чухнуться, то дело поправимо. Несколько полноценных цикло разряд - заряд (причём заряд щадящий, не быстрый), и батарея будет иметь ёмкость близкую к той, что была до начала сульфатации. Кстати, в моей практике было несколько случаев, когда привозили мне вноль разряженные батареи, которые ещё и простояли в таком состоянии около месяца. При подключении батареи к ЗУ ток не протекал вообще. Приходилось на 12 - вольтовую батарею подавать 30 Вольт, ток начинал подниматься от 0, через пять минут - уже 2-3 Ампера, далее снижал напряжение до 14 Вольт, ток ограничивал 0.1С. Проводишь несколько полноценных циклов разряд - заряд, батарея от цикла к циклу демонстрирует прирост ёмкости.
--------------------
Под холодный шёпот звёзд мы сожгли диодный мост
|
|
|
|
|
Apr 10 2010, 20:38
|
Частый гость
 
Группа: Участник
Сообщений: 139
Регистрация: 28-11-08
Пользователь №: 42 032

|
ну да.. сначала батарея недозаряжалась.. когда это стало ясно заказчик эксперементировал дальше.. заряжая батарею 34 ач током под 8..9 ампер, со стабилизацией напряжения на уровне 14 с чем то вольт (заряжал о ее вволю) ...топтать клаву желания нету - почитайте всю эпопею от сдеся http://electronix.ru/forum/index.php?showt...15&start=15потом батарея с зарядным попала опять ко мне.. заказчик вынес вердикт "скоко ни заряжай - не держит нагрузку по времени.." мой вердикт - сульфатация. лечилось обратным - зарядом малыми токами, и довольно быстрым розрядом.. таким же макаром (зарядом токами под 1/50..1/100) поднял на старой работе сотруднику новую угробленую авто АКБ.. он ее на машине на полгода бросил - а там у него утечки в 50 -100 мА.. от и розрядилась в ноль.. за 10 циклов востановилась от 2 Ач до 29Ач.. (новая, фирменная 55 Ач батарейка  ) крутила ли стартер не знаю - уволился оттудова...
|
|
|
|
|
Apr 11 2010, 05:39
|
Местный
  
Группа: Участник
Сообщений: 419
Регистрация: 29-03-10
Из: Москва, Щербинка
Пользователь №: 56 278

|
У нас, когда кто-нибудь приносит стартерную АКБ, тестирование на пригодность использования по назначению проводим следующим образом: ставим на разрядник, ток 150 Ампер до напряжения 10 Вольт. Если время работы оказывается 3 минуты и больше - считаем батарею сдавшей экзамен. Если меньше, но больше 2 минут - нужно задуматься о покупке в скором времени новой АКБ, если меньше 2 минут - на грузила рыбакам. Ессно, перед началом тестирования батарею полностью заряжаем, даём отстояться с целью убедиться, нет ли саморазряда. P.S. Посмотрел Вашу ссылочку, читал я её когда-то, Тогда ещё отметил для себя, что задача поставлена невыполнимая. Мало того, что батарея при высоких токах заряда будет сильно разогреваться, так ещё гелевые АКБ в циклическом режиме нельзя разряжать более 60%. 100% - только при лабораторных испытаниях! Иначе батарея умрёт очень быстро.
Сообщение отредактировал Serg SP - Apr 11 2010, 06:33
--------------------
Под холодный шёпот звёзд мы сожгли диодный мост
|
|
|
|
|
  |
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|
|