реклама на сайте
подробности

 
 
> Акселерометр как датчик вибрации для электромотора, Акселерометр как датчик вибрации для электромотора
glebka
сообщение Feb 3 2014, 11:13
Сообщение #1


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 199
Регистрация: 22-06-05
Пользователь №: 6 217



Есть идея использовать "трёхосный" акселерометр в качестве измерителя уровня вибрации для большого электромотора вентилятора (контроль состояния подшипников, "пропеллера").
Пока присматриваюсь к устройству MMA8451Q от Freescale.
Если кто-либо сталкивался с подобной задачей нужен совет от знающих: стоит ли использовать акселерометр, или лучше попробоваь поискать специализированные датчики вибрации.
Кроме того, хотелось бы добавить функцию контроля угла наклона при установке при помощи второго акселерометра , но как рассчитать точность какую можно получить пока не знаю- пока читаю даташиты и умные книги, если кто подскажет, буду весьма признателен.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
AlexandrY
сообщение Feb 5 2014, 10:09
Сообщение #2


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(glebka @ Feb 3 2014, 13:13) *
Есть идея использовать "трёхосный" акселерометр в качестве измерителя уровня вибрации для большого электромотора вентилятора (контроль состояния подшипников, "пропеллера").
Пока присматриваюсь к устройству MMA8451Q от Freescale.
Если кто-либо сталкивался с подобной задачей нужен совет от знающих: стоит ли использовать акселерометр, или лучше попробоваь поискать специализированные датчики вибрации.
Кроме того, хотелось бы добавить функцию контроля угла наклона при установке при помощи второго акселерометра , но как рассчитать точность какую можно получить пока не знаю- пока читаю даташиты и умные книги, если кто подскажет, буду весьма признателен.



Тут и сталкиваться не надо. В любом смартфоне стоят акселерометры подобного типа.
Результат измерения вибрации у них так себе.
У меня даже никаких идей как по этим измерениям определять состояние подшипников.
Угол тоже измеряют плюс-минус километр.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
Stanislav
сообщение Feb 6 2014, 06:52
Сообщение #3


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 4 363
Регистрация: 13-05-05
Из: Москва
Пользователь №: 4 987



Цитата(AlexandrY @ Feb 5 2014, 14:09) *
Тут и сталкиваться не надо. В любом смартфоне стоят акселерометры подобного типа.
Результат измерения вибрации у них так себе.
У меня даже никаких идей как по этим измерениям определять состояние подшипников.
Угол тоже измеряют плюс-минус километр.
Это у Вас смартфон кривой.
А как раз данные акселерометры - очень даже неплохие для своей ценовой категории.


--------------------
Самонадеянность слепа. Сомнения - спутник разума. (с)
Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Feb 6 2014, 07:33
Сообщение #4


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(Stanislav @ Feb 6 2014, 10:52) *
Это у Вас смартфон кривой.


Это не смартфон кривой, это софт там, как во всех смартфонах, кривой, слоеный-переслоеный, когда акселерометр опрашивает какой нибудь драйвер в ядре через другой драйвер, который пользуется драйвером шины, представляет его как устройство ввода в posix-ОС, а потом какая нибудь очередная прокладка через пять других прокладок перебрасывает его в какую нибудь виртуальную машину, на которой что нибудь явско-андроидское что-то отображает, само не понимая что sm.gif sm.gif sm.gif Никакого реалтайма и близко нет, отсчет потерялся, или нет, и хрен бы с ним, никого это не волнует, лишь бы юзеру что-то показать... Вот примерно поэтому люди и думают, что кривые акселерометры у них, а на самом деле софт не то что кривой, а наикривейший.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
AlexandrY
сообщение Feb 6 2014, 09:33
Сообщение #5


Ally
******

Группа: Модераторы
Сообщений: 6 232
Регистрация: 19-01-05
Пользователь №: 2 050



Цитата(SM @ Feb 6 2014, 09:33) *
Это не смартфон кривой, это софт там, как во всех смартфонах, кривой...


Да, похоже на правду.
http://www.sensorplatforms.com/smartphone-...ensor-sampling/

Цитата(SM @ Feb 5 2014, 19:16) *
я бы наверное прицепил бы акселерометр к мотору, и поснимал бы сигналы с него в PC, потом в матлабе с ними разбирался,


Вот здесь уже поразбирались, и вывод, что похоже разбираться можно вечно.

Вибрация зависит от всего. От нагрузки, от балансировки, плывет со временем и т.д.
Вычислить на этом фоне подшипники наверно можно только когда все уже пошло в разнос. biggrin.gif

Go to the top of the page
 
+Quote Post
glebka
сообщение Feb 6 2014, 10:55
Сообщение #6


Частый гость
**

Группа: Свой
Сообщений: 199
Регистрация: 22-06-05
Пользователь №: 6 217



Да, вы совершенно правы. Конечно только износ\дефект подшипников вычислить только по вибрации сложно , но понять что "что-то пошло не так" и аварийно остановить мотор или просигнализировать вполне реально.

Цитата(HardEgor @ Feb 5 2014, 13:26) *
Вполне возможно, вот например http://www.colibrys.com/e/page/155/


Да интересные чипы, надоть их попробовать "пощупать".

Цитата(ecomp42 @ Feb 4 2014, 07:35) *
Датчик вибрации на акселерометре сделать можно. Вопрос - какие критерии.
Если "для себя" как просто индикатор, то пойдет. Если для промышленной эксплуатации - ставьте готовый прибор контроля вибрации двигателя, их полно. Кстати, поищите и посмотрите на характеристики, будет понятнее что вам нужно.


Да нет, просят сделать искробезопасное утройство для 2ой зоны. Но ход вашей мысли я понял, надо внимательно посмотреть что сделано.

Цитата(ecomp42 @ Feb 4 2014, 07:35) *
Измерение угла возможно на любом акселерометре, по-моему даже необязательно ставить второй. Получите смещение по одной оси, отфильтруете постоянную составляющую. Точность измерения угла низкая, определяется:
1. низкая начальная точность - это можно убрать калибровкой после монтажа
2. стабильностью напряжения питания
3. температурный дрейф - цифры в даташите есть, можно посчитать

Реально без специальных мер на ADXL202 получали порядка единиц градусов без учета долговременного дрейфа, но лучше и не надо было.


Заказал у китайцев платку с датчиком, приедет - будем пробовать.
Go to the top of the page
 
+Quote Post
mk900
сообщение Feb 11 2014, 10:45
Сообщение #7





Группа: Новичок
Сообщений: 7
Регистрация: 11-02-14
Пользователь №: 80 447



Цитата(glebka @ Feb 6 2014, 14:55) *
Заказал у китайцев платку с датчиком, приедет - будем пробовать.

Глеб, не возражаете против того, что пока Вы ждете свои датчики, я задам несколько вопросов по теме?
Мои датчики уже пришли sm.gif и были прикручены к электромотору с установленным на нем шкивом. Мотор не монстр, но и не самый мелкий, 0.75 kW. Шкив диаметром 150мм, шириной 54мм, вес около 1 кг или чуть больше...
Правда датчики аналоговые ММА7361, но думаю по основным характеристикам измеряемых сигналов они близки к тем, что ждете Вы.
Ну и постановка задачи у меня была поуже Вашей, не диагностика, а всего лишь балансировка шкива.
Подключил я акселерометр к осциллографу и убедился, что он более менее осознанно реагирует на вибрации ротора.
Контроль делался по осциллограмме, где было видно, что синусоида с оборотной частотой достаточно хорошо привязана по фазе к метке на шкиве и адекватно реагирует на перемещение контрольного груза. По каналам Х и У акселерометра эти сигналы сдвинуты на 90 град. Фоток не сделал, там, конечно, шумновато, но при необходимости могу и сфоткать.
Мой осциллограф - USB: MSO-19 (200 МГц , с возможностью FFT, однолучевой, но с широкими возможностями внешней синхронизации и 8-ми канальным ЛА).
На картинке спектра явно видны первая и, часто, вторая гармоники оборотной частоты.Вылезают и регулярные помехи с частотами 50 и 100 Гц. Амплитуда первой гармоники достаточно пропорционально реагирует на изменение величины контрольного груза. При наблюдении сигнала на экране осциллографа (без необходимости определения фазы) для уменьшения зашумленности желательно подключить простейший ФНЧ. На картинке со спектром можно все хорошо увидеть и без фильтра. И еще, шумы значительно уменьшились, а сигнал подрос, когда я поставил мотор на мягкое основание.
К сожалению у меня пока нет точных весов для взвешивания грузиков(Весы с разрешением 0.01 г заказал на DX, пока жду), но для понимания масштабов пока скажу, что шарик пластилина диаметром ~4 мм вызывает изменение амплитуды первой гармоники примерно на 10 мВ по показаниям на экране FFT осциллографа. Различать показания удается с точностью до 1-2 мВ, это предел прибора.
Поизучав материалы по балансировке в Инете, решил, что для решения этой задачи нужно получить амплитуду и фазу первой гармоники оборотной частоты.
Потом несложными расчетами можно получить точки размещения и вес корректирующих грузиков в одной или нескольких плоскостях шкива.
Чаше всего видел попытки использовать БПФ для определения спектра сигнала с датчиков и получения амплитуды и фазы.
Но я считаю, что значительная часть там полученных данных не имеет никакого практического применения. А вот метод сравнения (корреляции?) с опорной синусоидой на частоте вращения даст только нужные нам амплитуду и фазу. Но вот как реализовать такой алгоритм попроще я, к сожалению, не знаю. Забыл уже все...
В ряде веток на этом форуме видел публикации на похожие темы и знаю, что здесь есть много людей, которые щелкают такие задачки, как семечки. Направьте пожалуйста по правильному пути...
Итак, что имеем: сигнал с оптического датчика оборотов, позволяющий точно определить привязку к геометрии шкива и посчитать точно частоту оборотов.
Сигнал с акселерометра который могу оцифровать с какой-либо частотой (пока не понял, есть ли смысл как-то привязать частоту дискретизации к частоте оборотов. Это легко, при необходимости).
Разрядность АЦП 10 бит. Пару бит рекомендуют отбросить...
Частоты вращения - в пределах 2 - 200 Гц.
Как минимальным объемом вычислений получить амплитуду и фазу первой гармоники? Какая точность может быть достигнута? Теоретически...
Делать скорее всего попробую на AVR, думаю Mega328 вполне справится. При необходимости могу передавать данные в реальном времени в комп для расчетов и визуализации.
Прикрепленное изображение


Go to the top of the page
 
+Quote Post
SM
сообщение Feb 11 2014, 13:05
Сообщение #8


Гуру
******

Группа: Свой
Сообщений: 7 946
Регистрация: 25-02-05
Из: Moscow, Russia
Пользователь №: 2 881



Цитата(mk900 @ Feb 11 2014, 14:45) *
Как минимальным объемом вычислений получить амплитуду и фазу первой гармоники? Какая точность может быть достигнута? Теоретически...


самое простое и оптимальное (с точки зрения понятия оптимального фильтра) видится так:

первый вариант(проще):
- Подождите, пока стабилизируется частота оборотов. Измерьте эту частоту.
- Запустите сбор данных синхронно с сигналом с датчика, соберите достаточную выборку данных.
- Посчитайте одну точку ДПФ, соответствующую этой частоте, это две суммы перемноженных выборок сигнала с значениями sin и cos соответствующей частоты.
- Получите фазу и амплитуду.

второй вариант (точнее):
- дождаться стабилизации частоты и измерить.
- набрать выборку из сигналов обоих датчиков (акселерометра и датчика угла/положения)
- посчитать ДПФ на этой частоте для обоих сигналов
- найти разность фаз и амплитуду.

Точность может быть достигнута самая разная, все зависит от сигнал/шум в сигнале, от длительности принятого сигнала, точности вычислений...
Go to the top of the page
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- glebka   Акселерометр как датчик вибрации для электромотора   Feb 3 2014, 11:13
- - ecomp42   Датчик вибрации на акселерометре сделать можно. Во...   Feb 4 2014, 03:35
|- - Ruslan1   Цитата(ecomp42 @ Feb 4 2014, 05:35) Измер...   Feb 4 2014, 09:00
- - Stanislav   Цитата(glebka @ Feb 3 2014, 15:13) Есть и...   Feb 4 2014, 06:31
|- - gregory   Цитата(Stanislav @ Feb 4 2014, 12:31) Воп...   Mar 13 2014, 03:06
- - yes   у акселерометров полосы обычно узкие - уже килогер...   Feb 4 2014, 10:24
- - Herz   Цитата(yes @ Feb 4 2014, 12:24) у акселер...   Feb 4 2014, 15:11
- - fider   Цитата(glebka @ Feb 3 2014, 18:13) Есть и...   Feb 5 2014, 07:49
|- - SM   Цитата(fider @ Feb 5 2014, 11:49) Пояснит...   Feb 5 2014, 09:43
|- - fider   Цитата(SM @ Feb 5 2014, 16:43) Трехосевой...   Feb 5 2014, 10:03
|- - SM   Цитата(fider @ Feb 5 2014, 14:03) Тогда, ...   Feb 5 2014, 11:31
|- - HardEgor   Наипростейшим LIS3DH угол измерять еще можно - нак...   Feb 5 2014, 14:12
- - HardEgor   Цитата(glebka @ Feb 3 2014, 18:13) Есть и...   Feb 5 2014, 09:26
- - SM   Мне представляется, что абс. значение БПФ сигнала,...   Feb 5 2014, 16:39
|- - HardEgor   Всё зависит постановки задачи, но просто её не реш...   Feb 5 2014, 17:08
|- - SM   Цитата(HardEgor @ Feb 5 2014, 21:08) Тут ...   Feb 5 2014, 17:16
|- - HardEgor   Причем здесь оценка акселя? Знаем его шум и чувст...   Feb 6 2014, 02:34
|- - SM   Цитата(HardEgor @ Feb 6 2014, 06:34) Прич...   Feb 6 2014, 06:26
- - MK2   все уже давно изучено до нас))   Feb 6 2014, 08:34
- - mk900   Цитата(SM @ Feb 11 2014, 17:05) самое про...   Feb 12 2014, 05:53
- - SM   Цитата(mk900 @ Feb 12 2014, 09:53) что эт...   Feb 12 2014, 11:18
- - mk900   Цитата(SM @ Feb 12 2014, 15:18) Это, в об...   Feb 12 2014, 12:59
- - SM   Цитата(mk900 @ Feb 12 2014, 16:59) Я счит...   Feb 12 2014, 13:44
- - mk900   Цитата(SM @ Feb 12 2014, 17:44) Совсем не...   Feb 13 2014, 04:40
- - SM   Цитата(mk900 @ Feb 13 2014, 08:40) Да, пр...   Feb 13 2014, 08:54
- - mk900   Цитата(SM @ Feb 13 2014, 12:54) на какую-...   Feb 13 2014, 10:31


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 


RSS Текстовая версия Сейчас: 21st July 2025 - 03:47
Рейтинг@Mail.ru


Страница сгенерированна за 0.01454 секунд с 7
ELECTRONIX ©2004-2016